Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению сессии Майминского районного Совета
депутатов N 13-12 от 25 сентября 2009 года Об
утверждении муниципальной целевой программы
"Развитие малого и среднего предпринимательства в
Майминском районе на 2009-2012 годы"
Муниципальная целевая программа
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Майминском районе на 2009-2012 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Майминском районе на 2009-2012 годы" |
Основания разработки Программы |
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; - Закон Республики Алтай от 30 ноября 2007 года N 74-РЗ "О республиканской целевой программе "Развития малого предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы" |
Заказчик Программы |
Майминский районный Совет депутатов |
Основные разработчики Программы |
Управление имущественных отношений и экономического развития администрации муниципального образования "Майминский район" |
Цель Программы |
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике района, обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на районном уровне |
Задачи Программы |
- развитие инфраструктуры информационной поддержки малого и среднего предпринимательства; - развитие эффективных финансовых механизмов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства; - поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства в таких отраслях реального сектора экономики, как туризм, транспорт, строительство, промышленность; - устранение административных барьеров на пути развития малого предпринимательства |
Сроки реализации Программы |
Срок реализации Программы 2009-2012 годы |
Исполнители программы |
Управление имущественных отношений и экономического развития администрации муниципального образования "Майминский район", Управление финансов администрации муниципального образования "Майминский район", предприятия, организации |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 13644 тыс. рублей, в том числе 2009 год - 2311 тыс. руб., из них: расходы муниципального бюджета - 711 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай - 1600 тыс. рублей; 2010 год - 5211 тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета - 1511 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай - 3700 тыс. рублей; 2011 год - 2811 тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета - 811 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай 2000 тыс. рублей; 2012 год - 3311 тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета - 1011 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай 2300 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит получить следующие результаты: увеличение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 40% от занятых в экономике района; увеличение объема инвестиций в основной капитал организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, до 60% от общего объема инвестиций в основной капитал; - увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на 25%; - распространение опыта работы малых и средних предприятий, добившихся наибольших успехов в бизнесе, а также формирование положительного общественного мнения о малом и среднем предпринимательстве; - увеличение субъектов малого предпринимательства на 15%. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет Майминский районный Совет депутатов муниципального образования "Майминский район"; Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляет Управление финансов Администрации муниципального образования "Майминский район" |
Предполагаемые участники Программы |
Субъекты малого и среднего предпринимательства |
1. Общие положения
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Республики Алтай от 30 ноября 2007 года N 74-РЗ "О республиканской целевой программе "Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы".
Актуальность разработки Программы обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на районном уровне.
Предметом регулирования целевой Программы является выполнение комплекса мероприятий, направленных на развитие предпринимательской деятельности в Майминском районе.
В настоящей Программе используются термины, определенные Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы. В малый бизнес вовлекается все большее количество граждан.
Малое и среднее предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических и социальных проблем:
- создание прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды;
- расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней;
- снижение остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест;
- насыщение рынка разнообразными товарами и услугами;
- повышение уровня обеспечения населения товарами и услугами.
По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, уплате налогов малые и средние предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.
Малый и средний бизнес не требует крупных стартовых инвестиций и гарантирует быстрый оборот ресурсов, оперативно решая проблемы реструктуризации экономики. Создав для малого и среднего предпринимательства благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в краткосрочной перспективе. При этом решается целый спектр социально-экономических задач: увеличение занятости и сокращение безработицы, повышение общего уровня доходов населения, улучшение обеспечения населения товарами и услугами, пополнение бюджетов всех уровней.
По данным государственной статистики по состоянию на 01.01.2009 года в Майминском районе зарегистрировано 390 малых и средних предприятия и 1155 индивидуальных предпринимателя. Численность занятых на малых и средних предприятиях (без внешних совместителей) составила 2258 человек. Малый и средний бизнес по состоянию на 01.01.2009 года составляет 33,1% от занятых в экономике района. Отраслевая структура малых и средних предприятий: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств - 29%; строительство - 26%; промышленность - 19,5%; ресторанный и гостиничный бизнес - 6,1%; сельское хозяйство - 5,9%; другие отрасли - 13,5%.
Муниципальное образование "Майминский район" среди остальных муниципальных образований республики за 2008 год по показателю "Оборот малых предприятий" - в абсолютном значении - на 2 месте, из расчета на душу населения - на 2 месте.
Сложившаяся отраслевая структура свидетельствует о развитии бизнеса преимущественно в сфере оптовой и розничной торговли. В последние годы наметилась положительная тенденция роста производства продукции, работ и услуг собственными силами малых и средних предприятий. В 2008 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 764,2 млн. рублей. В объеме промышленного производства по району доля малых и средних предприятий по составила 82%. Инвестиции организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, возросли в 2008 году до 2013,8 млн. рублей, что составляет 67,9% в общем объеме инвестиций.
На оплату труда малыми и средними предприятиями в 2008 году было направлено 205,8 млн. рублей, что составляет 23,7 процентов от фонда заработной платы, начисленного работникам предприятий и организаций всех отраслей экономики. Среднемесячная начисленная заработная плата занятых в малом предпринимательстве составила 4127,5 рублей, что на 40,6% ниже, чем в среднем по району. В 2008 году выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг по всем видам деятельности составила 1456,5 млн. рублей. Наибольшая выручка была получена на предприятиях, зарегистрированных в сфере торговли и общественного питания - 47,9% от общей суммы, 21,9% - в строительстве, 12% на промышленных предприятиях.
Поступления налогов в муниципальный бюджет от экономической деятельности субъектов малого предпринимательства в 2008 году в виде единого налога на вмененный доход составили 6948 тыс. рублей
Сфера малого и среднего бизнеса оказывает все большее влияние на развитие российской экономики и процессы ее стабилизации. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается основным источником создания рабочих мест.
Но при создании малого и среднего предприятия (МП), потенциальный предприниматель сталкивается с целым комплексом проблем. Вот только некоторые из них:
выбор оптимальной организационно-правовой формы предприятия и создание уставных и регистрационных документов;
аренда офисных, складских и производственных площадей;
подбор персонала;
поиск финансирования;
организация качественного бухгалтерского учёта и налоговой отчётности;
оформление земельных, энергетических, имущественных и прочих отношений;
взаимоотношения с контролирующими организациями;
коррупция и организованная преступность.
Эти проблемы зачастую взаимозависимы и лишь усиливают друг друга. Столкнувшись даже с частью из этого далеко неполного перечня проблем, у большей части людей пропадает желание заниматься предпринимательской деятельностью. Предприниматели, которые несмотря на первоначальные проблемы решили продолжать деятельность, как правило на первых же шагах вынуждены делать массу ошибок, что приводит к высоким затратам и как следствие к неоправданным для начального периода деятельности долгам.
Малое предпринимательство нуждается во всесторонней поддержке, в том числе и государственной.
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства во многом зависит от действий государственных и муниципальных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого и среднего предпринимательства невозможно.
Основные мероприятия Программы направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, таких, как:
неразвитость системы информационной поддержки предпринимателей;
неразвитость механизмов финансовой поддержки малых и средних предприятий;
неравномерность развития малого и среднего предпринимательства в отраслевом разрезе;
ограничение доступа малых и средних предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства.
3. Основные цели и задачи Программы,
сроки и этапы реализации
Основной целью данной Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер поддержки на районном уровне.
Предлагаемый в Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей Программы развития малого предпринимательства в Майминском районе на 2003-2008 годы, с одной стороны продолжает реализацию ранее начатых проектов, а с другой ставит новые задачи:
- развитие эффективных финансовых механизмов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства;
- поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства в таких отраслях реального сектора экономики как туризм, транспорт, строительство, промышленность, сельское хозяйство;
- поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции малых и средних предприятий на региональные, межрегиональные и международные рынки;
- устранение административных барьеров на пути развития малого предпринимательства.
Программа реализуется в один этап, срок реализации - 2009-2012 годы.
4. Система программных мероприятий
Все программные мероприятия сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками, объемами финансирования и отражены в Приложении N 1 к настоящей Программе "Мероприятия по реализации целевой программы "Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании "Майминский район" на 2009-2012 годы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приложение N 2 к настоящему Решению
Мероприятия Программы сгруппированы по трем направлениям:
1) информационно-методическая поддержка предпринимательской деятельности;
2) материально-финансовая поддержка предпринимательской деятельности.
3) развитие деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
4.1. Информационно-методическая и организационная поддержка предпринимательской деятельности
Развитие системы информационного обеспечения предполагает проведение семинаров, конференций для участников субъектов малого и среднего предпринимательства, а также консультаций с целью разъяснения налогового законодательства, оказание помощи в организации и регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства, составлении бизнес-планов, публикации информационных материалов в средствах массовой информации. Развитие информационной системы позволит систематизировать и распространять опыт работы малых и средних предприятий, добившихся наибольших успехов в бизнесе, а также формировать положительное общественное мнение о малом и среднем предпринимательстве, что обеспечит привлечение дополнительных инвестиций, развитие производства района.
Это позволит повысить уровень информационной и консультационной поддержки, обеспечит привлечение инвестиций, защиту имущественных интересов, развитие производства и повышение эффективности хозяйственной деятельности. Кроме того, планируется проведение "Дня предпринимателя", конкурса "Лучший предприниматель года" с участием представителей органов муниципальной власти района и представителей органов контроля (надзора).
4.2. Материально-финансовая поддержка предпринимательской деятельности
Особое место в муниципальной поддержке малого бизнеса занимают финансовые механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Коммерческим банкам невыгодно работать с субъектами малого предпринимательства вследствие повышенного риска, незначительных по масштабам этих организаций запрашиваемых сумм и проблем залогового обеспечения. В связи с этим необходимо проводить с банками работу по разделению возникающих при кредитовании предпринимателей рисков, направленную на стимулирование кредитования ими сферы малого и среднего предпринимательства, и обеспечивающую доступность инвестиционных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Важная роль в решении этих задач отводится заключению соглашений с кредитными организациями. В связи с этим настоящей Программой планируется расширение спектра возможных схем доступа к кредитно-финансовым ресурсам субъектов малого и среднего предпринимательства.
В районе сформирован залоговый фонд для выдачи гарантий субъектам малого и среднего предпринимательства на получение кредитов в коммерческих банках.
Предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по действующим кредитам, полученным в российских кредитных организациях хозяйствующими субъектами один из действенных финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства.
Субсидии предоставляются при условии использования кредитов хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере стройиндустрии, услуг и бытового обслуживания населения, в том числе имеющих социальную направленность (включая сферу общественного питания), в сфере туризма, глубокой переработки древесины и лектехсырья, легкой и горнодобывающей промышленности, в том числе добычи и реализации общераспространенных полезных ископаемых, а также сельского хозяйства.
Субсидии предоставляются на конкурсной основе в размере 2/3 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на дату заключения кредитного договора.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств муниципального, республиканского бюджетов Республики Алтай, а также планируемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 года N 249 "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. N 178 Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 признано утратившим силу
Планируемый общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 13644 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 2311 тыс. руб., из них: расходы муниципального бюджета - 711 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай - 1600 тыс. рублей;
2010 год - 5211 тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета - 1511 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай - 3700 тыс. рублей;
2011 год - 2811 тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета - 811 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай 2000 тыс. рублей;
2012 год - 3311 тыс. рублей, из них: расходы муниципального бюджета - 1011 тыс. рублей; планируемые расходы бюджета Республики Алтай 2300 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии муниципального бюджета "Майминский район" на очередной финансовый год и плановый период и участия в конкурсе, проводимому ежегодно министерством туризма и предпринимательства.
Средства республиканского бюджета привлекаются на конкурсной основе.
Реализация Программы может осуществляться также путем привлечения собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства района, создания условий для привлечения инвестиций других предприятий.
Ресурсное обеспечение Программы предусмотрено в приложении 1 к настоящей Программе.
6. Оценка бюджетной и социальной
эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит получить следующие результаты:
- увеличение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 45% от занятых в экономике района;
- увеличение доли производства товаров и услуг от субъектов малого предпринимательства в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по району, до 91%;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, до 83% от общего объема инвестиций в основной капитал;
увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства на 25%;
- увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 15%;
- распространение опыта работы малых предприятий, добившихся наибольших успехов в бизнесе, а также формирование положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.