Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Анализ состояния организации работы
по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, целевых установок, выделения объектов программного решения проведен исходный анализ состояния организационной, медико-социальной и психолого - педагогической поддержки одаренных детей в городе Горно-Алтайске.
2.1. Состояние системы выявления одаренных детей в городе Горно-Алтайске.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день процесс выявления и развития одаренных детей в Горно-Алтайске носит спонтанный и эмпирический характер.
Комплекс ежегодных городских мероприятий позволяет выявить некоторую часть одаренных детей города.
Учащиеся, обладающие интеллектуальными способностями, становятся призерами и победителями городских предметных олимпиад по 19 предметам. В 2008-2009 учебном году количество предметов увеличилось до 21, охват детей возрос еще и за счет того, что в олимпиады включены дети с 7 класса, а не с 9, как ранее. Поэтому результаты последнего года в сравнительную таблицу N 1 не включены.
Победители и призеры городских олимпиад
Таблица 1
Место |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
2007-2008 учебный год |
I |
27 |
16 |
14 |
II |
31 |
23 |
24 |
III |
41 |
38 |
30 |
Итого: |
99 |
77 |
68 |
Учащиеся представляют свои доклады на конференциях НОУ по 21-22 направлениям (см. табл. 2).
Победители и призеры городских НОУ
Таблица 2
Место |
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
2007-2008 учебный год |
I |
24 |
20 |
21 |
I-II |
23 |
23 |
23 |
III |
22 |
23 |
23 |
Итого: |
69 |
66 |
67 |
В городских конкурсах художественного творчества учащихся выявляются способные дети в различных видах художественного творчества.
По 5 видам спорта в ходе городской Спартакиады школьников определяются учащиеся, обладающие выдающимися спортивными данными.
В МУ "Управление образования г. Горно-Алтайска", общеобразовательных учреждениях города, учреждениях дополнительного образования, отделе культуры, отделе по спорту Администрации г. Горно-Алтайска имеется разрозненная информация о призерах и победителях предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов и спортивных соревнований. Необходимо создание единого городского информационного банка данных "Одаренные дети г. Горно-Алтайска".
Отсутствие объективной и полной информации о детях, обладающих различными видами одаренности, определяет спонтанный характер их обучения и развития.
В целях своевременной идентификации одаренности необходимо создать систему выявления и отбора одаренных детей, основанную на использовании всевозможных источников информации о ребенке и квалифицированной психолого-педагогической диагностике.
2.2. Состояние кадрового обеспечения системы обучения,
воспитания и развития одаренных детей в городе
Кадровое обеспечение системы обучения, воспитания и развития одаренных детей является проблемным полем.
По итогам 2007-2008 учебного года можно отметить, что из 454 педагогов образовательных учреждений города в среднем 20 педагогов ежегодно осуществляют целенаправленную работу по подготовке детей к олимпиадам.
Обладая не в полной мере специальными знаниями в области детской одаренности, педагоги в своей практической деятельности не всегда имеют возможность распознать способности своих исключительно одаренных учеников, не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. Отношение педагогов к одаренным детям зачастую варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей. Недостаточный уровень квалификации педагогов в большинстве случаев сдерживает развитие одаренного ребенка, вызывает внутри- и межличностные конфликты, что может спровоцировать "затухание таланта".
В современных условиях для обучения одаренных и талантливых детей необходимы учителя нового поколения: учителя, владеющие информационными технологиями, учителя-тьюторы, учителя-технологи.
Необходимо отметить, что в учреждениях профессионального педагогического образования не ведется целенаправленная подготовка учителей, воспитателей, школьных и дошкольных психологов для работы с одаренными детьми, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности, не обеспечивается профессиональное образование учителей-технологов, учителей-тьюторов.
Вместе с тем, практика показывает, там, где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект часто распространяется и на весь ученический коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования, а в дальнейшем - и на развитие общества в целом. Обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра.
Таким образом, требуется серьезная просветительская работа среди педагогов для формирования научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности ребенка. В настоящее время возникла объективная необходимость пополнения системы образования города педагогическими кадрами, владеющими современными технологиями обучения.
2.3. Медико-психологическое сопровождение одаренных детей
По результатам исследований в области детской одаренности отмечается, что нестандартно мыслящие дети, обладающие выдающимися способностями, чаще всего испытывают трудности в межличностных коммуникациях, обладают повышенной нервной возбудимостью, высоким уровнем тревожности, следствием чего являются психосоматические заболевания. По данным медицинских исследований выявлено снижение общего индекса здоровья одаренных детей. В связи с этим актуальна задача обеспечения медико-психологического сопровождения развития одаренных детей города.
На сегодняшний день в 9 общеобразовательных учреждениях города созданы психологические службы, 16 педагогов-психологов осуществляют психологическое сопровождение обучающихся.
Вместе с тем, следует отметить, что целевая психологическая поддержка одаренных и талантливых детей осуществляется только в гимназии N 3 на базе начальных классов. Актуальной остается проблема психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих одаренных и талантливых детей.
В связи с отсутствием системного подхода в работе с одаренными детьми г. Горно-Алтайска проблема целенаправленного медицинского сопровождения данной категории детей ранее не рассматривалась. Существующий положительный опыт организации лечения и оздоровления детей в городе может быть успешно распространен для рассматриваемой категории детей, что обеспечит снижение уровня заболеваемости среди них.
Таким образом, необходимо создать условия, обеспечивающие индивидуальное медико-психологическое сопровождение одаренных детей в городе.
2.4. Состояние системы обучения и развития одаренных
детей в образовательных учреждениях города
В системе образования города создана сеть образовательных учреждений, ориентированных на организацию работы с одаренными и способными детьми. В городе работают 1 гимназия, 1 лицей, 10 общеобразовательных школ, которые осуществляют дополнительную углубленную подготовку по отдельным предметам; 4 учреждения дополнительного образования, функционирует 170 кружков дополнительного образования при образовательных учреждениях, 2 музыкальных, 1 художественная школа реализуют образовательные программы, направленные на удовлетворение интеллектуальных и творческих потребностей учащихся и воспитанников.
С целью создания условий для выявления и развития творческих способностей детей в возрасте от 3 до 6 лет, адаптации их к условиям школьной жизни в ГЦДТ (городской центр детского творчества) создана Школа раннего развития.
На протяжении ряда лет в г. Горно-Алтайске складывался комплекс мероприятий, направленных на реализацию возможностей творческого проявления одаренных детей. Ежегодно организуются и проводятся массовые мероприятия с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений:
- военно-патриотический конкурс сочинений, рисунков "Узнай, запомни, расскажи";
- фестиваль авторской поэзии "Родина моя";
- конкурс театральных студий и коллективов;
- конкурс патриотической песни "Пою мое Отечество!"
- выставка детского творчества "Души прекрасные порывы";
- выставка технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи;
- спартакиада учащихся по видам спорта;
- конкурс танца "Грация";
- выставка творчества детей-инвалидов "Мы все можем";
- городской слет ДОО "Майские звезды" и др.
Комплекс мероприятий охватывает детей разных возрастных групп от 4 до 18 лет. Отмечается увеличение количества детей, принимающих участие в указанных мероприятиях. Ежегодный календарь массовых мероприятий с учащимися предусматривает организацию деятельности по различным видам творчества в течение учебного года и формируется с учетом планов отдела культуры, отдела по делам молодежи, отдела по спорту Администрации г. Горно-Алтайска.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день в городе созданы определенные условия для обучения, развития и реализации способностей детей и предъявления продуктов их интеллектуальной, творческой деятельности городскому сообществу.
Вместе с тем, количество детей, демонстрирующих высокие достижения в области творческой деятельности, учебы, несмотря на наличие гимназии и лицея, профильных классов в общеобразовательных школах, уменьшается.
Одним из формальных показателей качества обучения и развития одаренных школьников является количество призовых мест на республиканских предметных олимпиадах (см. табл. 3).
Победители и призеры республиканских олимпиад
Таблица 3
|
2005-2006 учебный год |
2006-2007 учебный год |
2007-2008 учебный год |
Количество участников |
66 |
68 |
68 |
Победители (1 место) |
15 |
6 |
6 |
Призеры (2-3 место) |
27 |
25 |
16 |
Итого: |
42 |
31 |
22 |
Анализ показывает, что в течение двух последних лет количество призеров республиканских предметных олимпиад уменьшается. Наблюдается тенденция к перераспределению количества призовых мест в сторону более низкой рейтинговой оценки.
Данное обстоятельство свидетельствует о приближении системы образования к пределу ее возможностей по выявлению, поддержке и успешному развитию одаренных детей.
Существующая система обучения в образовательных учреждениях города не обеспечивает в полной мере индивидуального развития детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом, что обуславливает несоответствие уровня достижений отдельных учащихся их высоким потенциальным возможностям.
Обеспечить индивидуальную траекторию развития одаренного ребенка в массовой школе объективно сложно. Существующие в городе гимназия и лицей обеспечивают обучение только 6,7% учащихся города. Создание новых учреждений, как показывает опыт, в целом не решает проблемы, связанные с необходимостью обеспечения развития детей с разными видами одаренности и различным уровнем ее проявления.
Таким образом, исходя из уже имеющихся ресурсов системы образования города, необходимо разработать новую систему обучения и развития детей с неординарными способностями, расширить спектр образовательных услуг для удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей.
Увеличить степень индивидуализации процесса обучения одаренных школьников и создать условия для их опережающего развития в условиях массовой школы предполагается за счет:
- введения обучения данной категории детей по индивидуальному учебному плану;
- пересмотра содержания образования в части развития мыслительных и психических процессов, творческих способностей, саморазвития личности, что должно найти отражение в учебных курсах, составляющих вариативную часть учебного плана;
- обеспечения широкого доступа к различным источникам информации в каждом образовательном учреждении;
- организации дистанционного обучения одаренных школьников из общеобразовательных учреждений города.
С целью координации деятельности по обеспечению индивидуальной поддержки и развития каждого ребенка, вошедшего в банк данных "Одаренные дети Горно-Алтайска", предполагается создание сервисного
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.