Решение районного Совета депутатов муниципального образования
"Турочакский район" Республики Алтай от 26 декабря 2002 г. N 2/3
"Об Уставе муниципального образования "Турочакский район"
31 января, 17 декабря 2003 г., 19 февраля, 23 июня, 22 декабря 2004 г.
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 29 июня 2005 г. N 22-12 настоящее решение признано утратившим силу
Руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",законами Республики Алтай "О местном самоуправлении в Республике Алтай" и " О порядке регистрации Уставов муниципальных образований в Республике Алтай", районный Совет депутатов решил:
1. Принять Устав муниципального образования "Турочакский район" (Прилагается).
2. Направить Устав Муниципального образования "Турочакский район" на государственную регистрацию в Правительство Республики Алтай.
3. Зарегистрированный Устав муниципального образования довести до населения района посредством обнародования.
Председательствующий |
В.А. Миллер |
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 23 июня 2004 г. N 12-5 в настоящий Устав внесены изменения
Устав
"Муниципального образования "Турочакский район"
31 января, 17 декабря 2003 г., 19 февраля, 23 июня 2004 г.
Мы, полномочные представители населения "Муниципального образования "Турочакский район" депутаты первого созыва районного совета, избранные для осуществления представительной власти местного самоуправления на территории настоящего муниципального образования, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституцией Республики Алтай и республиканскими законами, признавая права и свободы человека и гражданина как высшие ценности, придавая важное значение развитию местного самоуправления, исходя из ответственности перед населением за судьбу муниципального образования, его социально-экономическое развитие, стремясь обеспечить правовую основу благополучия граждан, принимаем Устав муниципального образования, определяющий наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории Турочакского района.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Устав муниципального образования
1. Устав "Муниципального образования Турочакский район" (далее по тексту - Устав) является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регулирующим вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
2. Устав определяет экономические, имущественные и иные правовые отношения между местным сообществом (населением), органами местного самоуправления, органами государственной власти, хозяйствующими субъектами всех форм собственности, физическими и юридическими лицами, находящимися на территории "Муниципального образования "Турочакский район".
3. Устав действует на всей территории муниципального образования. Положения настоящего Устава обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
4. Правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить Уставу. В случае противоречия нормативных правовых актов органов местного самоуправления Уставу, применяются нормы настоящего Устава.
5. Устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в Правительстве Республики Алтай в соответствии с действующим республиканским законодательством.
6. Устав принимается большинством голосов двух третей установленного числа депутатов и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Статья 2. Наименование и статус муниципального образования
1. Наименование муниципального образования - Турочакский район (далее по тексту - район).
2. Район - муниципальное образование, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
3. Статус района определяется законами Республики Алтай и настоящим Уставом.
Статья 3. Символика района
Район вправе иметь собственную эмблему и иную символику, отражающую исторические, культурные, социально-этнические, национальные и иные местные традиции.
Описание и порядок использования символики определяется актом районного совета местного самоуправления.
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 31 января 2003 г. N 4/8 в статью 4 настоящего Устава внесены изменения
Статья 4. Границы и состав территории района
1. Район расположен на территории Республики Алтай в границах, установленных в соответствии с законом Республики Алтай и совпадающих с границами Турочакского района, как административно-территориальной единицы.
2. Официальным документом, фиксирующим границу территории района, является прилагаемый к Уставу план территории района согласно приложению.
3. Территорию района составляют земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Общая площадь земель составляет 11015 квадратных километров.
4. Объединение, преобразование или упразднение района, установление и изменение его границ и наименований осуществляется в соответствии с законом Республики Алтай с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления района, а также органов государственной власти республики.
5. Изменение границ района не допускается без учета мнения населения, проживающего на его территории.
6. В состав муниципального образования района входят следующие сельские административные территории: Турочакский, Курмач-Байгольский, Бийкинский, Озеро-Куреевский, Дмитриевский, Тондошенский, Артыбашский, Кебезенский, Майский, объединяющих населённые пункты: село Турочак, село Тондошка, село Верх-Бийск, село Усть-Пыжа, село Тулой, село Бийка, село Чуйка, село Кебезень, село Артыбаш, село Иогач, село Яйлю, село Новотроицк, село Дмитревка, село Озеро-Куреево, село Каяшкан, село Санькин Аил, село Курмач-Байгол, село Майское, село Талон, село Шунарак, село Каначак, село Удаловка, село Суранаш, село Иткуч, село Огни, село Лебедское, село Усть-Лебедь, село Дайбово, кордоны Алтайского заповедника.
Статья 5. Население района
1. Населением "Муниципального образования "Турочакский район" являются граждане Российской Федерации и иные лица, постоянно проживающие на его территории, на основании и в порядке установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Организационно-правовые основы местного самоуправления
Статья 6. Правовая основа местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция Республики Алтай и республиканские законы, настоящий Устав, а также нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
Статья 7. Предметы ведения района
1. В ведении "Муниципального образования "Турочакский район" находятся следующие вопросы местного значения:
1) принятие и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) создание и финансовая поддержка муниципальных унитарных предприятий на территории района;
5) создание условий для исполнения законов и правовых актов Российской Федерации, Республики Алтай направленных на осуществление гарантий прав коренных малочисленных народов, проживающих в районе.
6) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
7) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
8) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
9) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
10) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
11) регулирование планировки и застройки территории муниципального образования;
12) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
13) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
14) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
15) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
16) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
17) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
18) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
19) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
20) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
21) организация и содержание муниципальных архивов;
22) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
23) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
24) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
25) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
26) организация и содержание муниципальной информационной службы;
27) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
28) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
29) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
30) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
31) организация деятельности опеки и попечительства;
32) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
33) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
2. Район вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения республиканскими законами, а также вопросы, не исключенные из его ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
3. Район вправе осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные на основании федеральных законов, законов Республики Алтай с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления.
4. Район в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать и входить в ассоциации или союзы муниципальных образований.
Глава 3. Органы местного самоуправления
и должностные лица местного самоуправления
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 17 декабря 2003 г. N 7-3 статья 8 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
1. Представительным органом местного самоуправления является районный Совет депутатов Муниципального образования "Турочакский район".
2. Исполнительным органом местного самоуправления является администрация муниципального образования "Турочакский район".
3. Выборное должностное лицо местного самоуправления - Глава муниципального образования "Турочакский район".
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 22 декабря 2004 г. N 18-1 в статью 9 настоящего Устава внесены изменения
Статья 9. Представительный орган местного самоуправления
1. Представительным органом местного самоуправления является районный Совет депутатов муниципального образования "Турочакский район".
Официальное полное наименование представительного органа местного самоуправления - районный Совет депутатов муниципального образования "Турочакский район".
Сокращенное наименование - Турочакский районный Совет (далее - Совет).
Наименование на алтайском языке - Депутаттар Соведи Турачак аймактым.
2. В состав Совета входит 15 депутатов, избираемых населением муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Совета первого созыва 5 лет, последующих созывов 4 года.
3. Совет возглавляет Председатель, который избирается из числа депутатов представительного органа самоуправления большинством голосов.
Совет самостоятельно определяет свою структуру и штаты для обеспечения деятельности, установленной настоящим Уставом, а также решения иных вопросов, не определенных Уставом, но не противоречащих ему и действующему законодательству.
Порядок деятельности Совета определяется настоящим Уставом, Положением "О районном Совете депутатов" и Регламентом Совета.
Структурными подразделениями Совета являются Президиум и постоянные комиссии.
Порядок работы Президиума и постоянных комиссий осуществляется на основании утвержденных Советом Положений о Президиуме и постоянных комиссиях.
Финансирование деятельности Совета осуществляется из бюджета Турочакского района.
Организационно-техническую деятельность Совета обеспечивает штатный аппарат Совета, состоящий из депутатов, работающих на постоянной основе в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай, и муниципальных служащих и иных работников, работающих по трудовым договорам
Структура аппарата Совета, штаты и смета на его содержание устанавливаются и утверждаются решением сессии Совета.
4. Совет является юридическим лицом. Юридический адрес . 649 140 Республика Алтай, с. Турочак, ул. Советская, 77.
Статья 10. Полномочия Совета
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 22 декабря 2004 г. N 18-1 в пункт 1 статьи 10 настоящего Устава внесены изменения
1. В исключительном ведении Совета находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 31 января 2003 г. N 4/8 в подпункт 7 пункта 1 статьи 10 настоящего Устава внесены изменения
7) утверждение структуры органов муниципального образования;
8) согласование представляемых главой администрации кандидатур, согласно реестра должностей.
10) назначение муниципальных выборов.
2. Совет обладает правом законодательной инициативы в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай. Осуществление права законодательной инициативы регулируется законом Республики Алтай.
Статья 11. Основы организации и деятельности Совета
1. Совет принимает решения в коллегиальном порядке.
2. Основной организационной формой деятельности являются сессии, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к компетенции Совета.
3. Формирование повестки дня, порядок созыва и проведения сессии осуществляется в соответствии с регламентом Совета.
4. Совет принимает регламент, регулирующий вопросы внутренней организации и деятельности Совета, а также порядок принятия им правовых актов.
5. Работу Совета организует Председатель Совета и Заместитель Председателя Совета.
6. Статус, полномочия Председателя, заместителя Председателя регулируются Регламентом.
7. Первая сессия Совета проводится не позднее одной недели со дня официального опубликования результатов выборов.
8. Заседание первой сессии ведет старейший из депутатов по возрасту.
9. Сессия правомочна при наличии 2/3 депутатов от установленного числа.
Статья 12. Досрочное прекращение полномочий Совета
1. Полномочия Совета прекращаются досрочно в случае:
1) упразднения муниципального образования;
2) выражения ему недоверия населением в результате проведения местного референдума в порядке, установленном настоящим Уставом;
3) вступления в силу закона Республики Алтай о его роспуске;
4) вступления в законную силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа местного самоуправления, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
5) принятия решения о самороспуске.
2. В случае досрочного прекращения полномочий Совета назначаются внеочередные выборы в соответствии с законом Республики Алтай. При этом Совет, принявший решение о самороспуске, продолжает осуществлять свои полномочия до начала работы представительного органа местного самоуправления нового созыва.
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 22 декабря 2004 г. N 18-1 в статью 13 настоящего Устава внесены изменения
Статья 13. Статус, полномочия и социальные гарантии депутатов
Статус, полномочия, срок полномочий, социальные гарантии, основания и виды ответственности, основания и порядок отзыва депутатов Совета, досрочное прекращение полномочий устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.
Полномочия депутата Совета прекращаются досрочно в случаях:
а. добровольного сложения полномочий;
б. утраты гражданства Российской Федерации;
в. признания выборов незаконными;
г. отзыва населением;
д. вступления в законную силу в отношении указанных лиц обвинительного приговора суда или решения суда о признании их недееспособными, безвестно отсутствующими, умершими;
е. смерти и иных случаях, предусмотренных законодательством.
Досрочное прекращение депутатских полномочий путем отзыва населением осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законами Республики Алтай
Статья 14. Глава муниципального образования
1. Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
2. Официальное наименование Главы муниципального образования - Глава Турочакского района (далее по тексту - Глава района).
3. Главой района может быть избран гражданин Российской Федерации, не моложе 21 года, обладающий избирательным правом.
4. Глава района избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Глава района осуществляет полномочия главы администрации муниципального образования.
5. Глава района подотчетен населению непосредственно и Совету. Форма отчетности главы муниципального образования перед населением определяется нормативно-правовым актом Совета.
Статья 15. Полномочия Главы района
1. Полномочия главы района:
1) представляет в пределах своих полномочий главы района в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами местного самоуправления, органами государственной власти республики, общественными объединениями;
2) издает правовые акты;
3) представляет Совету структуру исполнительного органа местного самоуправления;
4) осуществляет руководство деятельностью исполнительного органа местного самоуправления;
5) ежегодно представляет на утверждение Совету местный бюджет и отчет о его исполнении;
6) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении местного бюджета;
7) руководит деятельностью исполнительного органа местного самоуправления по выполнению переданных ему федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также республиканскими законами полномочий исполнительных органов государственной власти республики;
8) назначает руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.
2. Полномочия Главы района начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы.
Статья 16. Основания досрочного прекращения полномочий главы района
1. Полномочия главы района прекращаются досрочно в случаях:
1) смерти главы района;
2) его отставки по собственному желанию;
3) утраты им гражданства Российской Федерации;
4) отрешения его от должности в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
7) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим решением суда, вступившим в законную силу;
8) его отзыва избирателями муниципального образования;
9) вступления в законную силу решения суда об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов;
10) упразднения муниципального образования.
2. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы района и досрочно прекративший свои полномочия по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
Статья 17. Отзыв Главы района
1. Глава района может быть отозван избирателями в связи с совершением им действий или бездействием, влекущих утрату доверия населения к нему, в соответствии с законом Республики Алтай.
2. Депутаты районного Совета 2/3 голосов от общего числа депутатов могут выразить недоверие Главе района и вынести вопрос о недоверии на референдум по его отзыву.
Статья 18. Социальные гарантии Главы района
Социальные гарантии Главы района устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 17 декабря 2003 г. N 7-3 статья 19 настоящего Устава изложена в новой редакции
Статья 19. Администрация муниципального образования "Турочакский район"
1. Исполнительным органом местного самоуправления является администрация муниципального образования "Турочакский район".
2. Полное официальное наименование исполнительного органа местного самоуправления
администрация муниципального образования "Турочакский район".
Сокращенное наименование - Администрация Турочакского района (далее по тексту - администрация района).
Наименование на алтайском языке - "Турочак аймак" дел муниципал тозолмоник администрациязы.
3. Администрация района является юридическим лицом.
Юридический адрес: 649140 Республика Алтай, с. Турочак, ул. Советская, 77.
4. К структурным подразделениям администрации района относятся отделы, комитеты, сельские администрации, созданные в соответствии с утвержденной Советом структурой, и действующее на основании Положений.
5. Сельские администрации возглавляются Главами сельских администраций.
Главы сельских администраций назначаются на должность на контрактной основе Главой района по согласованию с районным Советом депутатов, после предварительного обсуждение кандидатур на собрании сел.
Имущество, являющееся муниципальной собственностью, закрепляется за сельскими администрациями на праве оперативного управления актами Главы района, либо уполномоченного им органа, должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством.
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 19 февраля 2004 г. N 9-1 статья 19 настоящего Устава дополнена пунктом 6
1. Глава района представляет в районный Совет депутатов перечень должностей администрации района (далее - перечень), подлежащий согласованию для назначения на должности. В перечень включаются заместители главы администрации, управляющий делами, а так же руководители комитетов, отделов и главы сельских администраций.
2. Процедура согласования проводится путем тайного голосования. Кандидатура считается согласованной, если за нее проголосовало более половины депутатов от установленного числа.
3. Если какая-либо из предлагаемых Главой района кандидатур не получила по итогам голосования поддержки депутатов, то Глава района предлагает для повторного рассмотрения эту же кандидатуру или другую. Одна и та же кандидатура не может предлагаться более двух раз.
4. Если кандидатура не получила согласия районного Совета депутатов, то Глава района вправе возложить исполнение обязанностей на муниципального служащего администрации на срок до очередной сессии, но не более трех месяцев.
5. По итогам согласования принимается решение.
Статья 20. Полномочия администрации района
Администрация района осуществляет следующие полномочия:
1. обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения в интересах населения;
2. разрабатывает проекты планов социально-экономического развития района;
3. разрабатывает проект местного бюджета и обеспечивает его исполнение;
4. осуществляет иные исполнительно-распорядительные полномочия по обеспечению жизнедеятельности населения района.
Статья 21. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
1. Органы, должностные лица местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают правовые акты.
2. Совет принимает следующие правовые акты:
- постановления;
- решения, распоряжения, заявления, обращения
3. Акты, принимаемые Советом, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Алтай, законам Республики Алтай, настоящему Уставу.
4. Постановления Совета, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от избранного числа депутатов. Иные акты Совета принимаются в порядке, установленном регламентом Совета.
5. Устав района, постановления о внесении в него изменений и дополнений принимаются большинством голосов не менее двух третей установленного числа депутатов.
6. Глава района в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения.
Акты Главы района, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, а также связанные с решением важнейших вопросов местного значения: экономического и социального развития муниципального образования, охраны общественного порядка, использование муниципальной собственности и финансовых ресурсов муниципального образования, принимаются в форме постановлений.
Распоряжения Главы района издаются по вопросам правоприменения действующего законодательства и организации деятельности муниципального образования.
7. Акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом.
8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу в день их официального опубликования (обнародования) в районных муниципальных средствах массовой информации. В случае отсутствия периодических изданий правовые акты могут обнародоваться на сходах граждан либо посредством вывешивания на специальных стендах в общественных местах: администрации, школы, библиотеки и клубы района.
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 23 июня 2004 г. N 12-5 в статью 22 настоящего Устава внесены изменения
Статья 22. Муниципальная служба
Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок организации и прохождения муниципальной службы, управление службой определяется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Алтай.
Муниципальный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами РА.
Глава 4. Формы, порядок и гарантии непосредственного
участия населения в решении вопросов местного значения
Статья 23. Формы участия граждан в местном самоуправлении
Население муниципального образования вправе непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения посредством:
1. участия в местном референдуме;
2. участия в выборах депутатов Турочакского районного Совета депутатов (далее - депутат) и Главы муниципального образования района;
3. участие в собраниях (сходах), конференциях граждан;
4. отзыва депутатов и Главы муниципального образования;
5. народной правотворческой инициативы;
6. обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;
7. иных форм, не противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, Конституции РА, законам РА и настоящему Уставу;
Статья 24. Местный референдум
1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.
3. Местный референдум проводится по инициативе:
- не менее 5% граждан, проживающих на территории района, обладающих избирательном правом;
- не менее 2/3 установленного состава совета;
- главы района;
Решение, принятое на местном референдуме является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия, отмены и изменения его решений устанавливаются Федеральным законом и Законом Республики Алтай.
4. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай вправе выйти в Совет с предложением о проведении референдума.
5. Решение Совета о проведении местного референдума считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного состава Совета.
6. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории района.
7. Официальное опубликование полных данных о результатах местного референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.
Статья 25. Муниципальные выборы
Выборы депутатов Совета и Главы района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Алтай и законами Республики Алтай.
Статья 26. Собрание (сход), конференция граждан
В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться общие собрания (сходы), конференции граждан. Общее собрание (сход), конференции граждан созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Порядок созыва и проведения общего собрания (схода), конференций, принятие и изменение их решений, пределы компетенции устанавливаются нормативно-правовыми актами Совета.
Статья 27. Народная правотворческая инициатива
1. Население района имеет право на проявление по вопросам местного значения народной правотворческой инициативы.
2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
3. Количество граждан, от имени которых может исходить эта инициатива, составляет 100 человек.
Статья 28. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями: микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, подъездов домов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется настоящим Уставом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с республиканским законодательством.
3. Граждане Российской Федерации, проживающие на соответствующей части территории муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных международными договорами, соответствующими им федеральными и республиканскими законами, и иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право участвовать в территориальном общественном самоуправлении, принимать участие в собраниях (сходах) граждан, избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления, получать информацию об их деятельности, осуществлять контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления.
4. Границы территории, на которой образовано территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом по предложению общего собрания (схода), конференций граждан, согласованному с Главой района, с учетом исторических, культурных и иных местных традиций, а также социально-экономических, жилищных, коммунальных и других признаков целостности территории.
5. Территориальное общественное самоуправление может иметь положение (устав), протокол или договор об осуществлении под свою ответственность собственных инициатив в вопросах местного значения. Положение (устав), протокол, договор об образовании территориального общественного самоуправления вносится в реестр территориальных общественных самоуправлений, который ведется администрацией района.
6. Территориальное общественное самоуправление имеет право на осуществление правотворческой инициативы в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные территориальным общественным самоуправлением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Представители территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей части территории района.
7. Полномочия и порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяются собранием (сходом), конференцией граждан, протоколом, положением (уставом), договором в соответствии с республиканским законом, настоящим уставом и другими нормативными актами органов местного самоуправления, а также решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органов территориального общественного самоуправления с согласия жителей соответствующей части территории муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление для осуществления своих полномочий на основе добровольно взятых на себя обязательств вправе:
1) защищать права и законные интересы жителей в органах местного самоуправления;
2) создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;
3) создавать в установленном законодательством порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
4) осуществлять общественный контроль за выполнением условий владения, пользования, распоряжения, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на соответствующей территории;
5) заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на соответствующей территории;
6) разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов и программ экономического и социального развития района, принимаемых органами местного самоуправления;
7) представлять территориального общественного самоуправления под строительство, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, детские и оздоровительные площадки, места отдыха и другие общественно полезные цели, а также по вопросам строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;
8) может по предварительному согласованию с органом местного самоуправления выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
9) принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения в качестве общей собственности или переданное ему на праве хозяйственного ведения органами местного самоуправления;
10) объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений, населения для финансирования целевых социальных программ, для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;
11) участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений в соответствии с действующим законодательством;
12) оказывать социальную поддержку и содействие занятости населения;
13) осуществлять общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания, закрепленных законодательством прав потребителей в порядке и формах, согласованных с органами местного самоуправления;
14) содействовать мерам санитарного, эпидемиологического, экологического, пожарного контроля и безопасности, организовывать и проводить в этих целях в заявительном порядке соответствующую экспертизу проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта размещаемых или находящихся на данной территории объектов производственного, социального и культурного назначения;
15) содействовать правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
16) проводить работу с детьми и подростками, содействовать в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
17) организовывать акции милосердия и благотворительности, содействовать в их проведении органам государственной власти и местного самоуправления, благотворительным фондам, гражданам и их объединениям;
18) содействовать охране памятников истории и культуры, внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию народного творчества;
19) оказывать помощь органам местного самоуправления в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений, содействовать жителям в выполнении правил эксплуатации жилищного фонда, в решении жилищной проблемы;
20) осуществлять общественный контроль за содержанием дорог, тротуаров, дворов, мест захоронения и других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, за работой соответствующих служб по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций, участвовать в общественных мероприятиях по благоустройству и озеленению территории;
21) созывать собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать развитию форм гражданской активности населения;
22) определять в соответствии со своим положением (уставом) штатное расписание и порядок оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления;
23) выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан.
Положением (уставом) территориального общественного самоуправления могут быть определены иные полномочия территориального общественного самоуправления по вопросам местного значения в соответствии с республиканскими законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
8. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются местной администрацией по предложению граждан соответствующей территории и утверждаются Советом.
9. Выборы органов территориального общественного самоуправления проводятся на собраниях (сходах), конференциях граждан по месту их жительства.
Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет собственных средств граждан - инициаторов создания территориального общественного самоуправления.
10. Органы территориального общественного самоуправления являются юридическими лицами.
11. Решения собрания (схода), конференций граждан, органов территориального общественного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы. Территориальное общественное самоуправление или его органы в случаях осуществления гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм работ либо мероприятий, ухудшающих среду обитания населения, вправе обратиться к ним с требованием о прекращении данных работ или мероприятий.
Статья 29. О гарантиях прав коренных малочисленных народов проживающих в районе.
Орган местного самоуправления района в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Алтай и в пределах своих полномочий вправе:
1) выделять из местного бюджета средства на оказание финансовой помощи на социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
2) принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;
3) при формировании органов исполнительной власти, предусмотреть в штате единицу по решению вопросов коренных малочисленных народов;
4) принимать нормативные правовые акты о социально-экономическом и культурном развитии малочисленных народов, а также о защите их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
Статья 30. Обращения граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
Глава 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Статья 31. Экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Статья 32. Муниципальная собственность
1. Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности.
2. В состав муниципальной собственности входят:
1) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;
2) имущество органов местного самоуправления;
3) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
4) муниципальные унитарные предприятия и организации;
5) муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
6) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;
7) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
8) другое движимое и недвижимое имущество.
3. Администрация района управляет муниципальной собственностью.
4. Администрация района в соответствии с федеральными и республиканскими законами вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Совет в соответствии с федеральными и республиканскими законами могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.
5. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или Советом самостоятельно в соответствии с федеральными и республиканскими законами. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Статья 33. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций
1. Администрация района вправе создавать в соответствии с действующим законодательством муниципальные предприятия, муниципальные учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
2. Администрация района определяют цели, порядок и условия деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их товары, работы (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности.
3. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляются на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Статья 34. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории района.
3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и республиканскими законами.
Статья 35. Муниципальный заказ
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
Статья 36. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Статья 37. Финансовые основы местного самоуправления
1. Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, в том числе дотации и субвенции, субсидии из бюджетов других уровней, муниципальных внебюджетных фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с действующим законодательством.
2. Совет вправе устанавливать в соответствии с действующим законодательством местные налоги, сборы и иные платежи, являющиеся доходными источниками формирования местного бюджета для осуществления функций местного самоуправления, а также льготы по их уплате.
3. Совет с учетом мнения населения вправе предусмотреть разовый целевой сбор средств с граждан для финансирования решения вопросов местного значения.
Статья 38. Местный бюджет
1. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, осуществляют контроль за его исполнением.
2. В доходы местного бюджета зачисляются:
- местные налоги, сборы и штрафы;
- отчисления от федеральных и региональных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Алтай, закрепленными на долговременной основе;
- средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;
- поступления от приватизации и реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- доходы от сдачи муниципального имущества и земли в аренду;
- доходы от местных займов и лотерей;
- часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, доходы от предпринимательской деятельности учреждений;
- дотации, субвенции, субсидии, безвозмездные перечисления и иные поступления в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет.
3. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местного бюджета.
4. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Статья 39. Местные налоги, сборы и самообложение
1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются Советом в соответствии с действующим законодательством.
2. Население района непосредственно путем местного референдума, на собрании (сходе), конференции граждан, а также Совет с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями района средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 26 декабря 2002 г. N 2/3 "Об Уставе муниципального образования "Турочакский район"
Устав вступает в силу после его официального опубликования
Текст решения официально опубликован не был
Решением районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 29 июня 2005 г. N 22-12 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение районного Совета депутатов муниципального образования
Изменения вступают в силу с момента принятия названного решения
Решение районного Совета депутатов муниципального образования
Изменения вступают в силу с момента принятия названного решения
Решение районного Совета депутатов муниципального образования
Изменения вступают в силу с момента принятия названного решения
Решение районного Совета депутатов муниципального образования
Решение районного Совета депутатов муниципального образования