Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Горно-Алтайского
городского Совета депутатов
от 25.11.2010 г. N 28-3
План
социально-экономического развития
муниципального образования "город Горно-Алтайск"
на 2011 год
1. Состояние экономики и социальной сферы
Особенности современного экономического состояния г. Горно-Алтайска определяются, прежде всего, его местоположением, административным статусом и накопленным ресурсным потенциалом. Являясь столицей Республики Алтай, г. Горно-Алтайск сосредотачивает трудовые, информационные и финансовые ресурсы. Здесь сконцентрирован предпринимательский и инновационный потенциал региона.
Текущее социально-экономическое развитие города характеризуется стабильным ростом по всем показателям.
Численность населения возросло до 56 013 человек, по сравнению с предыдущим годом больше на 833 человека. Растет рождаемость (за 2009 год - 1 168 ребенка), смертность снижается (в 2009 году 628 человек).
Увеличился объем отгруженных промышленных товаров собственного производства на 11,5% и составил 963 млн. руб.
В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа субъектов предпринимательства. По предварительным данным в городе по состоянию на 01.01.2010 года на территории города 1250 малых предприятий, что на 13,2% больше чем в предыдущем году, 2560 индивидуальных предпринимателей, темп роста составил 9,2%.
Большая часть промышленной продукции производится в секторе малого бизнеса и составляет - 93%. Активно развивается обрабатывающее производство: производство мебели (около 10 предприятий), переработка древесины (около 30 предприятий), сувенирное производство (свыше 20 предпринимателей), производство пеноблоков и газоблоков (более 10 организаций). В целях развития производства железобетонных изделий городу передан 20% акций ОАО "Горно-Алтайский завод ЖБИ".
Запущено в эксплуатацию предприятие по розливу воды ООО "Родники Алтая". Положительная динамика наблюдается в объемах розничного товарооборота. Объем розничного товарооборота за 2009 год составил 6508,7 млн. рублей. Доля розничного товарооборота г. Горно-Алтайска в общем объеме товарооборота по республике составляет 59,7%. Товарооборот на душу населения составил 117,1 тыс. рублей или 106,6% к прошлому году, что соответствует 1 месту среди муниципальных образований республики.
На 1 января 2010 года на территории города осуществляют свою деятельность 423 торговых предприятий (в 2008 году - 411) и 63 предприятий общественного питания (в 2008 году - 57), из них 110 магазинов (в 2008 году - 111) и 23 кафе (в 2008 году - 17) торгуют алкогольной продукцией. В настоящее время лицензии на розничную продажу алкогольной продукцией имеют 60 юридических лиц (в 2008 году - 74). Кроме того, в городе находится 3 предприятия хлебопечения, 3 универсальных рынка и 1 сельскохозяйственный кооперативный рынок, 7 торговых центров (в 2008 году - 6) и 4 оптовых базы.
По итогам 2009 года на территории города предприятиями и организациями реализовано платных услуг населению на сумму 1221,3 млн. руб., темп роста составил 122,8%. В расчете на одного жителя города за 2009 год оказано услуг на 21,8 тыс. руб.
По реализации платных услуг на одного жителя г. Горно-Алтайск занимает 1 место. В соответствии с данными статистики в 2009 году отмечен рост объема услуг в физической массе: санаторно-оздоровительные на 92,6%, связи на 23% и жилищные на 12,3%. В сравнении с прошлым годом произошло снижение оказания услуг физической культуры, бытовых услуг, туристских, услуг правового характера, культуры, гостиниц, медицинских, коммунальных и транспортных услуг.
Несмотря на кризис, объем инвестиций вырос на 17,5% и составил 1,979 млрд. рублей.
В 2011 году продолжится строительство крупных объектов детский сад N 5 на 120 мест, строительство здания Арбитражного суда РА, ФГУ "Земельная кадастровая палата по РА", Центрального пограничного отряда, республиканской гимназии им. В.К.Плакаса, здание СИЗО, многоэтажные и индивидуальные жилые дома и создание зоны отдыха в урочище "Еланда", реконструкция национального музея им. А.В.Анохина и газификация города. Строительство газопроводных сетей предполагает подключение к газу всех котельных города и поэтапное подключение жилых домов частного сектора.
Транспортный комплекс г. Горно-Алтайск включает транспортную систему и дорожное хозяйство, охватывающее сеть дорог и организаций, занимающихся строительством, содержанием и ремонтом дорог и мостов.
Характерной особенностью развития транспортного комплекса муниципального образования является увеличение количества маршрутов внутри города и в пригородную зону, а также обновление парка автобусов за счет частных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки.
Энергетика города занимает около 45% стоимости произведенной промышленной продукции. Г. Горно-Алтайск не обладает собственными генерирующими мощностями электрической энергии, что определяет высокие тарифы на электроэнергию и как следствие стоимость тепловой энергии. На протяжении длительного периода и в настоящий момент тарифы на электроэнергию являются самыми высокими в СФО. Это является фактором удорожания товаров и услуг, производимых на территории города.
Из серьезных изменений в жилищно-коммунальном комплексе в планируемом периоде ожидается продолжение работ по строительству газораспределительных сетей и переводу котельных города к газовому топливу.
Социальная сфера муниципалитета в планируемом периоде также не претерпит существенных изменений.
В г. Горно-Алтайск более 1 тыс. чел. обучается в 3 учреждениях начального профессионального образования, более 5 тыс. чел. обучается в 7 средних специальных учебных заведениях и около 5 тыс. студентов проходит обучение в Горно-Алтайском государственном университете и филиалах государственных и негосударственных учебных заведений.
В настоящее время в городе функционируют 14 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 1632 ребенка. В последние годы для города характерно увеличение численности детей в сети детских дошкольных учреждений. Обеспеченность детей детскими дошкольными учреждениями от общей численности детей в возрасте 1-6 лет составляет 46,0%, что показывает необходимость в расширении сети таких учреждений.
В городе застроены новые жилые микрорайоны, в которых в настоящее время отсутствуют образовательные учреждения. Поэтому возникает потребность в строительстве новых школ, особенно начальных школ, в районах новой застройки - Байат и Каяс.
Медицинское обслуживание в г. Горно-Алтайске осуществляется 6 учреждениями здравоохранения.
Высокий уровень общей заболеваемости отмечается по болезням органов дыхания, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, глаза и его придаточного аппарата, по инфекционным и паразитарным заболеваниям, системы кровообращения, костно-мышечной системы, осложнениям беременности. Существенные проблемы в состоянии здоровья населения обусловлены ростом числа заболеваний, связанных с социальными причинами: туберкулеза, психических и наркологических расстройств.
Ряд проблем в сфере здравоохранения решаются с осуществлением мероприятий по национальному проекту "Здоровье". Так, в рамках реализации проекта в учреждения здравоохранения поступили медицинския# оборудования (аппараты ЭКГ, фиброгастроскоп, аппараты УЗИ, автомобили скорой помощи класса В с оборудованием). В рамках национального проекта "Здоровье" введено использование "Родовых сертификатов", что значительно улучшает качество оказываемой медицинской помощи. Лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее эти услуги, получает дополнительное оборудование, медикаменты, и часть средств идет на заработную плату медицинскому персоналу.
Сфера культуры г. Горно-Алтайска включает образовательные учреждения и учреждения культурно-досугового типа. К последним относятся: Национальный драматический театр, Республиканский краеведческий музей, республиканская и городская библиотеки, детские библиотеки, Республиканская филармония, художественные салоны.
Работу по хранению культурного наследия ведет краеведческий музей, число посещений которого составляет 19,8 посещений в год.
В городе функционирует 5 общедоступных (публичных) библиотек, общий фонд которых составляет 592,9 тыс. экземпляров, число читателей остается стабильным - 32,0 тыс. чел., а объем книговыдачи уменьшился.
Необходимо отметить, что в городе недостаточное количество культурно-развлекательных учреждений для молодежи, детей и туристов.
Также обеспеченность населения спортивными, оздоровительными учреждениями недостаточная. Не удовлетворяются потребности населения в простых спортивных сооружениях, игровых площадках по месту жительства. Но, тем не менее, следует отметить, что на стадионе "Динамо" произведена укладка полноразмерного футбольного поля с искусственным покрытием. Для решения этих проблем необходимо решить вопрос о передаче из республиканской в муниципальную собственность стадиона "Спартак", создании горнолыжного комплекса на горе "Тугая", осуществить мероприятия по реконструкции спортивных сооружений, решение кадровых проблем, улучшение материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта.
Низкий уровень жизни населения обуславливает необходимость осуществления мер по социальной поддержке слабо защищенных слоев населения.
Финансовое состояние муниципального образования остается сложным, но одним единственным у кого профицитный бюджет среди муниципальных образований республики. Бюджетных средств явно не достаточно для решения всех проблем социальной сферы. Отсутствие в муниципальном образовании крупных производств, преобладание в коммерческом секторе экономики небольших торговых фирм, определяют состояние бюджета г. Горно-Алтайск. За 2009 год бюджет города Горно-Алтайска исполнен в сумме 1203,35 млн. рублей.
Структура собственных доходов бюджета муниципального образования города Горно-Алтайска по итогам 2009 года на 95,9% состоит из налоговых поступлений. На долю неналоговых доходов приходится 3,6% от общего объема собственных доходов, и 0,5% составило поступление от прочих безвозмездных поступлений. Основными бюджетообразующими налогами являются: налог на доходы физических лиц и налоги на совокупный доход. На долю этих налогов приходится 79,3% от поступлений налоговых доходов и 76,1% от собственных доходов.
2. Цели и задачи плана социально-экономического
развития муниципального образования на 2011 год
Целью муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2011 год является повышение качества жизни населения и создание условий для поступательного социально-экономического развития муниципалитета в долгосрочной перспективе.
Данная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:
1. Создание условий и привлечение в городскую экономику инвестиций в приоритетные направления экономического развития.
2. Развитие системы услуг населению и повышения их качества.
3. Поддержка развития малых предприятий.
4. Улучшения качества предоставляемых социальных услуг для населения
3. Объем и источники финансирования
Объем финансирования всего по Программе - 3 893 639,76 тыс. руб.
Источники финансирования:
федеральный бюджет (далее ФБ) - 1 100 000 тыс. руб.;
республиканский бюджет (далее РБ) - 554 062,96 тыс. руб.;
местный бюджет (далее МБ) - 581 076,8 тыс. руб.;
собственные средства предприятий (далее СС) - 1 593 500 тыс. руб.;
кредиты банков (далее КБ) - 50 000 тыс. руб.;
внебюджетные средства (далее ВБС) - 15 000 тыс. руб.
4. Система программных мероприятий
Объемы и источники финансирования реализации Плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2011 год представлены в приложении.
Система плановых мероприятий состоит из следующих разделов:
1. Топливно-энергетический комплекс
2. Дорожное хозяйство и транспортный комплекс
3. Организация благоустройства территории городского округа
4. Развитие туризма
5. Промышленный комплекс
6. Строительство
7. Развитие социальной сферы
8. Развитие малого предпринимательства
5. Оценка ожидаемой социальной, экологической и экономической
эффективности реализации плана социально-экономического
развития муниципального образования на 2011 год.
Важнейшим результатом реализации плана является формирование условий для более полного и качественного удовлетворения потребностей населения муниципального образования. Результатом реализации плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2011 год станут следующие:
- средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир (на 1,3%);
- увеличение численности постоянного населения до 57 800 человек;
- рост среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике по крупным и средним предприятиям (на 15%)
- подготовка пакета документов для расширения объема социальных услуг и повышения их доступности для населения муниципалитета.
В экономической сфере:
- прирост объемов отгруженных товаров промышленного производства (на 18,2%);
- увеличение оборота розничной торговли (на 26%);
- увеличение объемов оказания платных услуг (на 19,8%);
- улучшение показателей работы муниципальных унитарных предприятий;
- формирование отдельных элементов механизма привлечения инвестиций;
- расширение действующих и создание новых производств.
В результате реализации плана прогнозируется увеличение бюджетных доходов и расходов муниципального образования. Увеличение доходов бюджета будет происходить в большей степени, в результате роста заработной платы и соответственно увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц, выступающего в настоящее время бюджетообразующим налогом для бюджета г. Горно-Алтайска.
Таблица 1
Прогноз основных показателей бюджета муниципального
образования "Город Горно-Алтайск" на 2011 г.
/млн. руб./
Показатели |
2009 г. |
2011 г. |
Доходы, всего |
1203,35 |
1 129,6 |
в том числе: |
|
|
Собственные средства |
633,02 |
777,05 |
Безвозмездные поступления из бюджетов других уровней |
570,33 |
352,55 |
Расходы, всего |
1355,68 |
1207,31 |
6. Механизм управления и контроля за реализацией плана
социально-экономического развития муниципального образования на 2011 год
Комплексный контроль реализации Плана социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2011 год осуществляет отдел экономики, инвестиций и предпринимательства Администрации города Горно-Алтайска, который:
- определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации плана;
- координирует работу исполнителей программных мероприятий и проектов;
- обеспечивает своевременную подготовку отчетов о ходе реализации плана и предложений по его корректировке, их представление в соответствующие органы исполнительной и представительной власти;
- обеспечивает контроль реализации плана, включающий в себя: контроль за эффективным и целевым использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий, контроль за соблюдением сроков реализации мероприятий;
- производит оценку результативности реализации плана социально-экономического развития муниципального образования, размещает информацию о ходе реализации плана в средствах массовой информации.
Мероприятия, включенные в план, должны учитываться при подготовке проектов годовых планов и служить для соответствующих подразделений Администрации г. Горно-Алтайска основанием представления заявок на финансирование при подготовке проектов регионального и муниципального бюджетов.
Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.