Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу от 8 октября 2010 г. N 450
Ведомственная целевая программа
"Укрепление материально-технической базы подразделений
пожарной охраны Республики Алтай на 2010 год"
I. Характеристика проблемы (задачи), решение которой
осуществляется путем реализации программы
Настоящая Программа основана на законодательстве Российской Федерации и Республики Алтай, анализе результатов и положительных тенденций по итогам выполнения предыдущих программ пожаробезопасной направленности, в ней учтена оценка пожарной обстановки в Республике Алтай за прошедшие годы, предложен прогноз состояния пожарной безопасности на следующие годы.
Сложившаяся в последние годы в Республике Алтай обстановка с пожарами, гибелью людей от них, состояние пожарной безопасности населенных пунктов муниципальных образований сельских поселений ставят перед республиканской противопожарной службой все более сложные задачи, решение многих из которых уже невозможно имеющейся численностью личного состава пожарных подразделений и техникой.
Оперативная обстановка с пожарами за 2009 год характеризуется уменьшением количества пожаров. Всего зарегистрировано 356 пожаров, прямой материальный ущерб от которых составил 2 909 тыс. руб. В сравнении с 2008 годом количество пожаров уменьшилось на 7%, или на 26 случаев, материальный ущерб снизился на 74%, или на 8 209 тыс. руб.
От воздействия опасных факторов пожара в 2009 году погибли 20 человек, гибель детей не зарегистрирована (в 2008 году погибли 14 человек, в том числе 2 ребенка). Получили травмы различной степени тяжести 19 человек, травматизма детей не зарегистрировано (в 2008 году - 18, в том числе двое детей).
Анализ оперативной обстановки с пожарами свидетельствует о том, что наиболее сложная обстановка складывается в сельской местности. Удельный вес пожаров, материального ущерба и гибели людей составляет 73%, 50% и 100% от их общего количества.
Основная доля от общего количества пожаров, происшедших на территории Республики Алтай, приходится на жилой сектор. За 2009 год в жилом секторе произошло 237 (66%) пожаров от общего количества. В течение этого года территориальными подразделениями государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РА проводилась определенная работа по предупреждению и профилактике пожаров как на объектах экономики, так и в жилом секторе Республики Алтай.
Основными объектами пожаров явились: пожары в зданиях образовательных учреждений - 2 (АППГ - 2), в неэксплуатируемых зданиях - 4 (АППГ - 4), прочие объекты - 9 (АППГ - 4).
В 2009 году зарегистрировано 27 лесных пожаров на общей площади 182,64 га, в том числе лесная 132,94 га и нелесная 49,70 га.
Однако состояние противопожарной защиты населения не в полной мере соответствует современным требованиям.
В настоящее время для обеспечения противопожарной безопасности на территории Республики Алтай, тушения пожаров и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с ними, на территории Республики Алтай дислоцируются 19 подразделений противопожарной службы Республики Алтай с низким уровнем материально-технического обеспечения.
Фактическая оснащенность подразделений пожарной охраны Республики Алтай наиболее важными видами пожарной техники составляет:
основными и специальными пожарными автомобилями - 43%;
средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных - 19%;
специальным аварийно-спасательным оборудованием - 80%
специальным пожарно-техническим вооружением - 40%;
специальной защитной одеждой и снаряжением пожарных - 78%, из которых 25% подлежит списанию.
При этом в среднем до 50% имеющейся пожарной техники выработало установленный ресурс и подлежит списанию.
В зарубежных странах многие проблемы противопожарной защиты берут на себя добровольные противопожарные формирования, численность которых достигает 70-80% по отношению к общему числу пожарных. Из-за отсутствия должного финансирования и законодательной базы распалось пожарное добровольчество республики. Остро как никогда стоят вопросы о создании муниципальной пожарной охраны, что позволило бы обеспечить радиусами выездов пожарных частей и прикрытия территорий, защиту отдаленных и труднодоступных населенных пунктов республики от пожаров.
На сегодня муниципальная пожарная охрана в Республике Алтай имеется только в с. Манжерок (МО "Майминский район").
Немаловажную роль в росте числа пожаров на территории республики играет безграмотность большей части населения в области знания элементарных правил пожарной безопасности. Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, так как противопожарная пропаганда только через печать, радио и телевидение малоэффективна. Отсутствие финансовых средств приостановило выпуск, приобретение литературы по пожарному делу, учебных плакатов, инструкций и памяток.
Неразвитость существующей инфраструктуры и недостаточное техническое оснащение подразделений пожарной охраны не позволяют обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и объектов.
Показатели гибели, травматизма людей и величина материального ущерба характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров, в том числе оперативность их реагирования, техническую оснащенность.
Важнейшим из указанных показателей эффективности действий является время оперативного реагирования (время с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара: уменьшение числа погибших, травмированных, материального ущерба.
Таким образом, основными причинами проблемы обеспечения пожарной безопасности в Республике Алтай являются: низкая материальная и техническая оснащенность подразделений пожарной охраны и снижение активности граждан в решении вопросов пожарной безопасности.
Реализация мероприятий Программы позволит создать необходимые условия для социально-экономического развития Республики Алтай путем укрепления пожарной безопасности, уменьшения человеческих и материальных потерь от пожаров, а также оказания своевременной оперативной помощи населению в тушении пожаров.
II. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
Основной целью Программы является обеспечение необходимых условий для предотвращения гибели и травматизма людей при чрезвычайных ситуациях, обусловленных пожарами.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
укрепление пожарной безопасности в Республике Алтай;
совершенствование системы пропаганды и информирования населения через средства массовой информации по вопросам пожарной безопасности;
оперативное реагирование на пожары и чрезвычайные ситуации путем укрепления материально-технической базы подразделений пожарной охраны Республики Алтай.
Сроки реализации Программы - 2010 год.
Программа реализуется в один этап.
III. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются создание необходимых условий для повышения уровня защищенности личности, имущества от пожаров и повышение уровня пожарной безопасности в Республике Алтай.
Укрепление материально-технической базы и обеспечение благоприятных условий для функционирования пожарной охраны позволят создать:
эффективную систему противодействия угрозам пожарной безопасности в Республике Алтай;
оперативное прикрытие территории республики противопожарными подразделениями для своевременного прибытия на тушение пожаров в отдаленные и труднодоступные населенные пункты, проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
совершенствование обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды;
сокращение материальных потерь от пожаров, гибели и травматизма людей.
Эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих целевых индикаторных показателей:
оснащение подразделений пожарной охраны республики современными образцами пожарной техники и оборудования до уровня штатной положенности;
внедрение в деятельность противопожарных подразделений современной пожарной техники для оперативного пожаротушения,
обеспечение устойчивой тенденции к снижению пожарных рисков в республике.
Важнейшими целевыми индикаторами Программы являются:
сокращение количества погибших людей и количества населения, получившего травмы в 1,2-1,4 раза;
сокращение экономического ущерба от пожаров на 10-15%.
IV. Перечень и описание программных мероприятий
Программа включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям деятельности:
укрепление и восстановление современными образцами пожарной техники и специального пожарного оборудования до уровня штатной положенности;
доведение численности работников противопожарной службы республики до соответствия с нормативными требованиями;
приобретение современных образцов экипировки и снаряжения пожарных и спасателей, обеспечивающих их защиту и безопасность работы при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
внедрение радио- и видеотехники и оборудования в информационном обеспечении на оперативное реагирование для тушения массовых, сложных, в том числе ландшафтных, пожаров и на чрезвычайные ситуации;
связь с общественностью по вопросам пожарной безопасности, совершенствование противопожарной пропаганды.
Мероприятия первого направления характеризуются обеспечением приобретения пожарной и специальной техники повышенной проходимости и современного специального пожарного оборудования.
Что позволит решить следующие основные проблемы:
- уменьшить число погибших и пострадавших в результате пожаров;
- сократить время тушения;
- увеличить эффективность тушения;
- снизить экономический ущерб от пожаров;
- удешевить тушение (за счет уменьшения необходимого расхода пенообразователя или необходимого расхода топлива. Современный пожарный автомобиль часто справляется со своей задачей быстрее и качественнее, чем три и более единиц устаревшей техники).
Во втором направлении содержатся мероприятия по осуществлению оперативного прикрытия территорий в труднодоступных селах республики: создание отдельных пожарных постов, формирование и осуществление муниципальной пожарной охраны. Для 100% прикрытия территории республики необходимо иметь:
- 55 добровольных пожарных формирований в населенных пунктах с численностью 100 и менее человек;
- 6 подразделений противопожарной службы республики в селах, где находятся объекты с массовым ночным пребыванием людей;
- 20 подразделений в сельских поселениях, находящихся от основных противопожарных подразделений более чем в 50 км.
Третье направление предусматривает улучшение условий работы пожарных, сокращение времени пребывания в условиях, где работа пожарных и спасателей сопряжена с риском для их жизни и здоровья.
Направление четвертое характерно приобретением современных средств радио-, видеотехники и оборудования, суть которого заключается в экстренном реагировании на резкое изменение оперативной обстановки с пожарами и чрезвычайными ситуациями. Организация взаимодействия в системе единой дислокации, своевременное реагирование для координации дежурных, оперативных подразделений пожарной охраны и спасательных служб.
Пятое направление предусматривает связь с общественностью по вопросам пожарной безопасности и совершенствованию противопожарной пропаганды и направлена на информационно-пропагандистское обеспечение населения и обучение мерам пожарной безопасности.
V. Социальные последствия реализации программы, общая оценка её вклада
в достижение соответствующей стратегической цели, оценка рисков её реализации
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, в условиях её полного финансирования, позволит сократить в 2-3 раза затраты на ликвидацию пожаров, увеличить эффективность тушения и сократить время тушения.
VI. Обоснование объемов и состава расходов, выделяемых
из республиканского бюджета на реализацию программы
В обоснование объемов ассигнований бюджетных средств на реализацию программы выделены денежные ассигнования из средств сметы расходов и доходов ГУ МЧС России по Республике Алтай и ГУРА "УГОЧС и ПБ в Республике Алтай" на начало 2010 года в соответствии с бюджетной росписью на 2010 год.
VII. Система управления реализации программы
Контроль за исполнением программы осуществляет первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Республике Алтай по ГПС, а в части реализации мероприятий, требующих финансовых затрат, и за целевое использование денежных средств - заместитель начальника ГУ МЧС России по Республике Алтай.
Начальнику ФЭО ГУ МЧС России по Республике Алтай, главному бухгалтеру ГУ РА "УГОЧС и ПБ в Республике Алтай" осуществлять финансирование мероприятий программы с учетом выделенных денежных средств в установленном порядке.
Ежемесячно на оперативных совещаниях и заседаниях коллегии ГУ МЧС России по Республике Алтай заместителям начальника ГУ МЧС России по Республике Алтай доводить до членов коллегии и руководства ГУ МЧС России по Республике Алтай информацию о ходе реализации мероприятий ведомственной целевой программы "Укрепление материально-технической базы подразделений пожарной охраны Республики Алтай на 2010 год".
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.