Постановление Правительства Республики Алтай от 8 июня 2011 г. N 117
"Об утверждении республиканской целевой программы
"Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2011-2020 годы"
Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 августа 2013 г. N 234 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации отраслевой целевой программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы", утвержденной приказом Минсельхоза России от 6 ноября 2008 года N 494, в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ" и перечнем поручений Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года, Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2011-2020 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тевоняна С.М.
Глава Республики Алтай, |
А.В. Бердников |
Республиканская целевая программа
"Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2011-2020 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 8 июня 2011 г. N 117)
1. Паспорт
республиканской целевой программы
Наименование республиканской целевой программы |
Республиканская целевая программа "Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2011-2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Республики Алтай "О государственной поддержке агропромышленного комплекса Республики Алтай" |
Заказчик Программы |
Правительство Республики Алтай |
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай |
Цель Программы |
Создание и совершенствование технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, межрегионального сотрудничества, вовлечение в процесс производства личных подсобных хозяйств населения и увеличения производства говядины с 20.0 до 25.0 тыс. тонн, в том числе высококачественной говядины с 6.2 тыс. тонн в 2011 г. до 10.0 тыс. тонн в 2020 году. Увеличение поголовья мясного и помясного скота с 103,3 тыс. голов в 2011 г. до 120,0 тыс. голов в 2020 г. |
Основные задачи Программы |
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: формирование и совершенствование племенной базы мясного скотоводства региона; увеличение производства племенного молодняка (телок) специализированных мясных пород; увеличение производства помесного молодняка для откорма; увеличение производства конкурентоспособной говядины с использованием современных технологий |
Участники Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Алтай, организации по племенному животноводству |
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мясного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели: формирование и совершенствование племенной базы мясного скотоводства региона (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота в племенных заводах и племенных репродукторах); увеличение производства высококачественной говядины (субсидирование содержания маточного поголовья в товарных хозяйствах); поддержка комплексных мер по развитию инфраструктуры производства говядины; создание и технологическая модернизация мясных и откормочных предприятий; укрепление кормовой базы; стимулирование создания кооперативных откормочных площадок; стимулирование широкого применения современных экологически безопасных технологий производства высококачественной говядины (в том числе тестирование по генотипу "мраморности" мяса всего племенного маточного поголовья); реализация мероприятий по закреплению кадров в мясном скотоводстве, повышению квалификации менеджеров, технологов, гуртоправов, операторов и др. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2020 годы |
Исполнители Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Алтай |
Объёмы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2011-2020 гг. составляет 1172,4 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 122,9 млн. рублей, 2012 год - 123,5 млн. рублей, 2013 год - 111,0 млн. рублей, 2014 год - 107,6 млн. рублей, 2015 год - 105,1 млн. рублей, 2016 год - 110,6 млн. рублей, 2017 год - 115,1 млн. рублей, 2018 год - 119,7 млн. рублей, 2019 год - 126,2 млн. рублей, 2020 год - 130,7 млн. рублей; в том числе из средств республиканского бюджета на реализацию Программы на период 2011-2020 гг. составляет 232,0 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 21,6 млн. рублей, 2012 год - 21,6 млн. рублей, 2013 год - 22,1 млн. рублей, 2014 год - 22,7 млн. рублей, 2015 год - 22,2 млн. рублей, 2016 год - 23,7 млн. рублей, 2017 год - 23,2 млн. рублей, 2018 год - 23,8 млн. рублей, 2019 год - 25,3 млн. рублей, 2020 год - 25,8 млн. рублей; федерального бюджета - 940,4 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 101,3 млн. рублей, 2012 год - 101,9 млн. рублей, 2013 год - 88,9 млн. рублей, 2014 год - 84,9 млн. рублей, 2015 год - 82,9 млн. рублей, 2016 год - 86,9 млн. рублей, 2017 год - 91,9 млн. рублей, 2018 год - 95,9 млн. рублей, 2019 год - 100,9 млн. рублей, 2020 год - 104,9 млн. рублей |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Показатели Программы: увеличение численности скота мясного направления в регионе с 103,3 тыс. гол. (в 2011 году) до 120,0 тыс. голов, в том числе в племенных хозяйствах с 7000 до 10000 голов в 2020 году; увеличение объемов приобретения племенного молодняка мясных пород до 1000 голов ежегодно к 2020 году; реализация на племя молодняка мясных пород к предыдущему году на 15% ежегодно; увеличение производства говядины с 20,0 до 25,0 тыс. тонн, в том числе производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 6,2 тыс. тонн в 2011 году до 10,0 тыс. тонн в 2020 году |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Увеличение племенной базы мясного скота с 7000 голов в 2011 г. до 10000 голов в 2020 г. 2. Увеличение реализации племенного молодняка до 1000 голов в 2020 г. 3. Увеличение производства говядины с 20,0 до 25,0 тыс. тонн, в том числе высококачественной говядины от породного мясного и помесного скота в живом весе с 6,2 тыс. тонн в 2011 году до 10,0 тыс. тонн в 2020 году. 4. Увеличение выхода телят на 100 чистопородных коров до 90 голов в 2020 г. 5. Увеличение доходов личных подсобных хозяйств от производства молодняка мясного направления для реализации на откорм и на мясо |
Программа разработана во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года и в соответствии с отраслевой целевой программой Минсельхоза России "Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2009-2012 годы", утвержденной приказом Минсельхоза России.
Целью Программы является создание и совершенствование технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, межрегионального сотрудничества, вовлечение в процесс производства личных подсобных хозяйств населения и увеличения производства говядины.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
формирование и совершенствование племенной базы мясного скотоводства региона;
увеличение производства племенного молодняка (телок) специализированных мясных пород;
увеличение производства помесного молодняка для откорма;
увеличение производства конкурентоспособной говядины с использованием современных технологий.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Мясное скотоводство - традиционная подотрасль животноводства Республики Алтай. Так, на 1 корову молочного направления в республике приходится 1,5 мясных коровы. Такая структура стада является оптимальной для большинства развитых стран мира, в России же на 1 молочную корову приходится только 0,02 коровы мясных пород.
В Республике Алтай в настоящее время разводится 5 специализированных мясных пород - казахская белоголовая (59,2%), герефордская (17,4%), галловейская (11,8%), абердин-ангусская (2,6%), серая украинская (1,4%). Также остался большой массив скота симментальской породы комбинированного молочно-мясного направления, не затронутый "голштинизацией". Подобное породное разнообразие является базой для широкого промышленного скрещивания и получения высокопродуктивного товарного молодняка, отличающегося повышенной энергией роста (на 10-15%) по сравнению с чистопородными животными.
Племенной скот отличается довольно высокими показателями развития, так живая масса коров, по данным бонитировки, в среднем составляет 492 кг, быков - 701 кг, бычков в возрасте 6 мес. - 188 кг, телочек - 178 кг. Однако для товарного производства мяса (получение молодняка с живой массой 400 кг и выше к 18-месячному возрасту) кормовая база в большинстве хозяйств недостаточна, поэтому высокий генетический потенциал животных не реализуется в полной мере. Так, живая масса бычков в племенных хозяйствах в возрасте 18 мес. составила в среднем 341 кг, телочек - 318 кг. В то же время в хозяйствах, имеющих оптимальные условия кормления и содержания, средняя живая масса бычков в 15 мес. достигает 380-415 кг, а к 18-месячному возрасту - 418-485 кг. Таким образом, поставленная в программе задача - реализация молодняка в возрасте до 24 мес. с живой массой 450 кг, в условиях Республики Алтай может быть успешно решена.
В настоящее время ситуация с поголовьем крупного рогатого скота в Республике Алтай стабилизирована. После значительного спада общего поголовья во всех категориях хозяйств, в период с 2004 года, ситуация начала улучшаться. Удалось остановить падение поголовья в общественном секторе, прежде всего в племенных хозяйствах, активно наладить организацию новых племенных репродукторов по мясному скотоводству. Созданные условия (субсидирование из регионального бюджета 70% стоимости) позволили только в 2006-2010 годах обеспечить приобретение хозяйствами Республики Алтай более 2 тысяч голов племенных телок мясных пород из ведущих племенных заводов страны, что позволит в ближайшем будущем в разы увеличить производство племенного молодняка мясных пород.
В регионе создается стройная взаимоувязанная схема развития мясной отрасли. Основой ее являются племенные заводы и репродукторы, которые производят племенной молодняк как для товарных хозяйств республики, так и для соседних регионов Сибирского федерального округа. Природно-климатические особенности республики (наличие круглогодовых открытых пастбищ) позволяют выращивать племенной молодняк с отличными показателями приспособляемости к различным природно-климатическим условиям. Долговременный опыт показывает, что молодняк мясных коров, выращенный в условиях Горного Алтая, обладает прекрасными адаптивными качествами буквально во всех эколого-географических зонах Сибири, при этом продуктивность скота увеличивается по сравнению с исходными показателями.
Именно наличие больших площадей постоянно доступных зимой открытых пастбищ (расположенных в горных котловинах), а летом возможность выпасать скот на высокопродуктивных горно-альпийских пастбищах обуславливает развитие скотоводства мясного направления в личных подсобных хозяйствах. В настоящее время этот сектор занятости населения является самым активным и формирующим до 100% доходной части семейных бюджетов почти 40 тысяч семей.
При постановке задачи по увеличению производства мяса в Республике Алтай были выявлены некоторые системные проблемы, которые не позволяют быстро и однозначно решить эти задачи.
Во-первых, производимое в абсолютном большинстве в регионе мясо, имея значительное превосходство по вкусовым и экологическим параметрам в лучшую сторону, имеет довольно узко направленное применение, поскольку его использование возможно только для глубокой переработки (наличие большого количества связочных волокон в мышцах из-за большой подвижности животных на пастбищах).
Во-вторых, ограниченные кормовые условия (недостаточность пашни и легко доступных сенокосов) не позволяют широко применять системы откорма всего производимого молодняка на стационарных откормочных площадках и комплексах с применением сбалансированного кормления. Однако, на существующих откормочных площадках получаемое мясо соответствует мировым требованиям по качеству.
В третьих, крупномасштабная интенсификация производства мяса в условиях Республики Алтай практически невозможна, поскольку низкая производительность труда, обусловленная недостаточной фондовооруженностью и неудовлетворительным состоянием производственных фондов, износ которых достиг 80 процентов не может быть очень быстро ликвидирована. Низкая производительность труда и постоянный рост производственных издержек не позволяют продукции большинства сельхозтоваропроизводителей республики конкурировать с субсидированной импортной продукцией.
В условиях большого дефицита финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей такое положение приводит к сокращению инвестиций, моральному и физическому износу материально-технической базы отрасли.
В то же время рынок мяса - высококачественной говядины - является чрезвычайно перспективным и социально значимым. Учитывая, даже в условиях экономического кризиса, стремление все большего количества горожан потреблять отечественное экологически безопасное и вкусное мясо, отрасль имеет хорошие потенциальные возможности при улучшении технологий и внедрения новых подходов к имеющейся в регионе и сложившейся десятилетиями диспропорции в отношении развития экстенсивного скотоводства в личных подсобных хозяйствах над крупными и средними коллективными хозяйствами, где возможно внедрение современных технологий.
Важным направлением реализации Программы станет дальнейшее стимулирование малого предпринимательства в агропромышленном комплексе республики. Предполагается создание инфраструктуры в виде создания откормочных площадок, в том числе на кооперативных началах, включая интересы личных подсобных хозяйств, перерабатывающих и других обслуживающих кооперативов, что даст возможность обеспечить сбыт продукции, произведенной в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, повысить доходность от ее реализации. Повышение инвестиционной привлекательности животноводства и конкурентоспособности производимой продукции приведет, в конечном итоге, к увеличению потребления основных продуктов питания в расчете на душу населения.
В настоящее время Республика Алтай обладает высоким потенциалом для реализации Программы "Развитие мясного скотоводства на 2012-2020 годы", поскольку именно здесь возможно при относительно невысоких финансовых затратах увеличить поголовье племенного скота, преимущественно, за счет собственных ресурсов, а также увеличить производство высококачественной экологически чистой говядины от скота специализированных мясных пород и помесного молодняка.
В настоящее время годовое производство мяса говядины в Республике Алтай составляет 19,1 тыс. тонн. Однако, высококачественное мясо от специализированных мясных пород в структуре общего количества поставляемой на рынок говядины составляет 5,3 тыс. тонн.
Анализ
состояния мясного скотоводства в регионе
Таблица 1
Показатели |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. к 2008 г., % |
1. Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
голов |
24505 |
25124 |
25892 |
105,7 |
2. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
голов |
8450 |
8537 |
8683 |
102,8 |
3. Валовое производство говядины в живом весе |
тыс. тонн |
17,7 |
18,3 |
19,1 |
107,9 |
4. Производство на душу населения |
кг |
179,9 |
182,0 |
186,0 |
103,4 |
5. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород |
гол. |
357 |
427 |
509 |
142,5 |
Обеспеченность животноводства кормами в настоящее время пока остается низкой. На период зимовки на условную голову заготавливается не более 6-8 ц. к. ед. Корма не сбалансированы по основным элементам питания, особенно по белку, которого приходится всего 80-81 г. на кормовую единицу. Недостаток белка, витаминов и других элементов питания приводит к перерасходу кормов. В результате на производство, например, 1 ц. прироста крупного рогатого скота затрачивается более 13 ц. к. ед.
Основной источник производства кормов в республике - полевое кормопроизводство. Общая площадь Республики Алтай составляет 2456,5 тысяч гектаров, из них сельскохозяйственные угодья 961,8 тысячи гектаров (39% от общей площади), пашни 122,3 тысячи гектаров (13% от площади сельскохозяйственных угодий), сенокосов 61,6 тысячи гектаров (6% от площади сельскохозяйственных угодий), пастбищ 776 тысяч гектаров (81% от площади сельскохозяйственных угодий). Кормовые культуры представлены в основном посевами овса в смеси с бобовыми культурами (горох, вика), подсолнечника, суданской травы, рапса и кукурузы, а так же многолетними травами на сено и сенаж.
Доля заготавливаемых кормов с пашни составляет более 80%.
Кормовые культуры занимают в сельскохозяйственном производстве 88 тысячи гектаров га или 81% посевных площадей, в том числе многолетние травы 57 тысяч га, однолетние травы на кормовые цели 31,0 тысяч га.
Посевы многолетних трав имеют в своем составе смешанные злаково-бобовые компоненты, в которые входят из бобовых культур клевер, люцерна и эспарцет.
Однолетние культуры представлены многокомпонентными смесями (овса в смеси с бобовыми и другими зерновыми культурами), подсолнечника, суданской травы, рапса.
Кроме сеяных кормовых культур на корм используют естественные сенокосы. Уборочная площадь естественных сенокосов составляет более 45 тысяч гектаров.
Для создания устойчивой кормовой базы для животноводства необходимо:
повышение продуктивности пашни за счет увеличения объемов применения минеральных и органических удобрений;
внедрение новых высокоурожайных кормовых культур;
повышение качества заготавливаемых кормов, путем применения консервантов и биологических добавок;
увеличение доли концентрированных кормов в рационе животных;
вовлечение в севооборот ранее не используемой пашни;
техническое перевооружение, как растениеводства так и животноводства;
приготовление кормов к скармливанию (измельчение, запаривание).
3. Основные цели и задачи Программы
Основными целями и задачами Программы являются:
создание и совершенствование технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, межрегионального сотрудничества, вовлечение в процесс производства личных подсобных хозяйств населения и увеличения производства говядины с 20,1 до 25, тыс. тонн, в том числе высококачественной с 6,2 тыс. тонн в 2011 г. до 10,0 тыс. тонн в 2020 году.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
формирование и совершенствование племенной базы мясного скотоводства региона;
увеличение производства племенного молодняка (телок) специализированных мясных пород для товарных хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан;
увеличение производства помесного молодняка для откорма, в том числе в личных подсобных хозяйствах граждан;
увеличение производства высококачественной и конкурентоспособной говядины с использованием современных технологий;
стимулирование развития малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;
создание откормочных площадок;
повышение заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении производства мяса;
улучшение кормовой базы;
углубленная переработка мяса в регионе для обеспечения деликатесами населения Республики Алтай, туристической отрасли.
4. Целевые индикаторы
Результаты реализации Программы должны быть количественно измеряемы и описываются количественными индикаторами (показателями) целей и задач Программы.
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 2.
Основные
целевые индикаторы Программы
Таблица 2
Показатели |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2020 г. к 2011 г. |
2020 г. к 2011 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
+/- |
1. Поголовье мясного и помясного скота в хозяйствах всех категорий, всего |
голов |
98,4 |
103,3 |
108,5 |
109,9 |
111,3 |
112,8 |
114,2 |
115,7 |
117,2 |
118,7 |
120,0 |
116,7 |
16,7 |
2. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
голов |
9316 |
9455 |
9600 |
9744 |
9891 |
1004 |
10190 |
10343 |
10498 |
10656 |
10815 |
114,4 |
1360 |
в т.ч. мясного племенного скота |
голов |
6830 |
7000 |
7300 |
7600 |
7900 |
8300 |
8700 |
9100 |
9500 |
9800 |
10000 |
142,9 |
3000 |
3. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород |
голов |
464 |
500 |
550 |
600 |
650 |
700 |
750 |
800 |
850 |
900 |
1000 |
200,0 |
500 |
4. Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород к предыдущему году |
% |
14,6 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
|
5. Валовое производство говядины в живом весе |
тыс. тонн |
19,1 |
20,0 |
20,5 |
21,0 |
21,5 |
22,0 |
22,5 |
23,0 |
23,5 |
24,0 |
25,0 |
125,0 |
5,0 |
в т.ч. производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе |
тыс. тонн |
5,3 |
6,2 |
6,8 |
7,1 |
7,4 |
7,7 |
8,1 |
8,5 |
9,0 |
9,5 |
10,0 |
161,3 |
3,8 |
6. Средняя живая масса 1 головы скота при реализации |
кг |
400 |
420 |
430 |
440 |
440 |
450 |
460 |
470 |
480 |
490 |
500 |
109,5 |
40 |
5. Перечень и описание программных мероприятий
Создание специализированной отрасли с высокой продуктивностью мясных животных должно идти по следующим основным направлениям:
организация стабильной кормовой базы;
селекция при чистопородном разведении;
использование низкопродуктивного молочного скота с целью увеличения поголовья мясного скота путем поглотительного скрещивания их с чистопородными мясными быками-производителями;
совершенствование технологии мясного скотоводства;
создание сети откормочных площадок;
распространение искусственного осеменения;
проведение научных исследований и внедрение их в производство;
приобретение и содержание быков-производителей.
Для дальнейшего развития мясного комплекса республики:
1. Предусмотреть промышленное скрещивание малопродуктивных коров молочных пород с быками специализированных скороспелых мясных пород, учитывая сочетание пород. Симментализированный скот скрещивать с быками абердин-ангусской и герефордской породы, помесей казахской белоголовой с галловейской и герефордской. По данным многочисленных исследований, помеси по живой массе, массе туши, оплате корма и калорийности мяса превосходят молодняк материнских пород на 10-15%. При интенсивном выращивании и откорме помесный молодняк может достигать к 18-месячному возрасту живой массы 450-500 кг. Однако этот вариант может быть реализован при наличии финансовой поддержки, особенно в первые 3-5 лет для приобретения быков-производителей.
2. При чистопородном разведении казахского белоголового скота рекомендовать однократное прилитие крови герефордов.
3. Для обеспечения быками-производителями хозяйств всех форм собственности ежегодно доводить план-задание племрепродукторам по выращиванию быков-производителей по оценке собственной продуктивности.
4. Важнейшим средством роста поголовья мясного скота, увеличения производства говядины и снижения ее себестоимости станет повышение интенсивности воспроизводства стада. Ставится задача - от каждой коровы и телки случного возраста получить в течение года теленка. Выход телят будет увеличиваться за счет распространения искусственного осеменения коров в хозяйствах всех форм собственности, широкого применения синхронизаторов охоты (простогландинов). Намечаемое повышение выхода телят на 14% позволить снизить стоимость одной головы приплода на 35-50%, что позволит не только полностью окупить дополнительные затраты, но и снизить себестоимость говядины.
5. Создание откормочных площадок поможет хозяйствам, занимающихся разведением мясного скота на порядок снизить затраты на содержание молодняка и решит вопросы реализации.
6. Создание прокатных пунктов для содержания быков-производителей специализированных мясных пород для участия их в воспроизводстве, с целью улучшения качественного состава полученных потомков, а также использование их при промышленном скрещивании.
7. Развитие сети пунктов искусственного осеменения коров и телок личных подворий. Исключить из воспроизводительного процесса внеклассных быков-производителей.
8. Применение ресурсосберегающей технологии, включающей в себя: систему пастбищеоборотов, синхронизацию охоты и туровый отел, выращивание телок на специализированных площадках, нагул и откорм молодняка, позволит получить 85-90 телят от 100 коров и нетелей, 700-800 г. прироста в сутки в среднем по стаду, сохранить не ниже 95-98% поголовья и производить дополнительно свыше 1,5 тыс. тонн высококачественной говядины.
9. Предоставление субсидий из федерального (таблица 5) и республиканского бюджетов (таблица 6) на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев, субсидий на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 420 кг при реализации в возрасте до 2 лет, субсидий на техническую и технологическую модернизацию откормочных предприятий, субсидий на приобретение глубокозамороженного семени быков-производителей мясных пород, субсидий на возмещение части затрат на приобретение комбикормов, финансирование затрат по повышению квалификации кадров, финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели Программы.
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
5.1. Мероприятия для решения задачи "Увеличение производства высококачественной говядины".
Механизм:
а) субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 420 кг при реализации в возрасте до 2 лет;
б) субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев по ставке 3000 руб. на корову в год;
в) субсидии на возмещение части затрат на приобретение комбикормов;
г) субсидии на технологическую модернизацию откормочных предприятий;
д) финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели Программы;
е) финансирование затрат по повышению квалификации кадров.
Целевые показатели мероприятий по решению задачи 1:
Объем производства высококачественного мяса по годам в живой массе:
2010 - 5,3 тыс. тонн;
2011 - 6,2 тыс. тонн;
2012 - 6,8 тыс. тонн;
2013 - 7,1 тыс. тонн;
2014 - 7,4 тыс. тонн;
2015 - 7,7 тыс. тонн;
2016 - 8,1 тыс. тонн;
2017 - 8,5 тыс. тонн;
2018 - 9,0 тыс. тонн;
2019 - 9,5 тыс. тонн;
2020 -10,0 тыс. тонн.
Общее поголовье мясного скота по годам:
2010 - 98,4 тыс. голов;
2011 - 103,3 тыс. голов;
2012 - 108,5 тыс. голов;
2013 - 110,0 тыс. голов;
2014 - 101,5 тыс. голов;
2015 - 113,0 тыс. голов;
2016 - 114,5 тыс. голов;
2017 - 116,0 тыс. голов;
2018 - 117,5 тыс. голов;
2019 - 119,0 тыс. голов;
2020 - 120,0 тыс. голов.
5.1.1. Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 420 кг при реализации в возрасте до 2 лет.
Реализация мероприятия будет способствовать интенсификации откорма молодняка и повышению его съемной живой массы, увеличению производства говядины, улучшению потребительских качеств мяса и снижению удельных затрат на убой и переработку скота. Поддержка рассчитана на десять лет, то есть на период освоения инноваций по интенсивному откорму молодняка мясных пород, включая помесей, и реализацию его в возрасте до двух лет с целью получения высокоценной говядины.
Размеры субсидий определяются в расчете на одно постановочное место для молодняка крупного рогатого скота, по ставке 10 тысяч рублей.
В соответствии с запланированными объемами реализации откормленного молодняка до высоких весовых кондиций и суммарной живой массы потребность в финансировании по годам приведена в таблице 3.
Таблица 3
Потребность
в финансировании субсидий для создания откормочных предприятий
Годы |
Реализация молодняка с живой массой более 420 кг |
Субсидия, млн. руб. |
|
поголовье, голов |
живая масса, тонн |
||
2011 |
5000 |
2100 |
50,0 |
2012 |
5000 |
2100 |
50,0 |
2013 |
3500 |
1470 |
35,0 |
2014 |
3000 |
1260 |
30,0 |
2015 |
2600 |
1092 |
26,0 |
2016 |
2800 |
1176 |
28,0 |
2017 |
3000 |
1260 |
30,0 |
2018 |
3200 |
1344 |
32,0 |
2019 |
3400 |
1428 |
34,0 |
2020 |
3600 |
1512 |
36,0 |
2012-2020 |
35100 |
14742 |
351 |
5.1.2. Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев.
Размеры субсидий определяются по ставкам на одну корову в год исходя из компенсации 30% производственных издержек на содержание коровы.
5.1.3. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение комбикормов.
Размер субсидий определяется из расчета компенсации части фактических затрат, произведенных на приобретение концентрированных кормов.
5.1.4. Субсидии на технологическую модернизацию откормочных предприятий.
Возмещение части затрат на технологическую модернизацию откормочных предприятий (оснащение современными взвешивающими устройствами, расколами, фиксаторами, приборами для определения стельности с помощью ультразвука) определяются в расчете на одну корову, исходя из компенсации до 30% затрат на эти цели.
5.1.5. Финансирование затрат на повышение квалификации кадров.
Субсидии на повышение квалификации кадров определяются из расчета компенсации 100% затрат на эти цели в пределах лимитов на каждый год.
5.1.6. Финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели Программы.
По данному мероприятию будут проведены научно-исследовательские работы в области мясного скотоводства для дальнейшего внедрения в производство.
5.2. Мероприятия для решения задачи "Формирование племенной базы мясного скотоводства".
Механизм:
а) предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова-теленок" в племенных заводах по всей территории по ставке 5000 рублей, племенных репродукторах по ставке 4500 рублей на корову с теленком в год;
б) предоставление субсидий на закупку племенного скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород в качестве компенсации до 30% затрат. Фактические выплаты субсидий определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с учетом конкретных условий рынка и качеств животных;
в) увеличение численности мясного племенного скота путем создания 3 племенных репродукторов на базе хозяйств, занимающихся мясным скотоводством.
Целевые показатели мероприятий по решению задачи:
увеличение численности племенного маточного поголовья с 7000 голов в 2011 году, до 10000 голов в 2020 году;
увеличение объема реализации племенного молодняка до 1000 голов в 2020 году;
приобретение племенного молодняка к 2020 году 1000 голов.
5.2.1. Субсидии на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота.
Таблица 4
Потребность
в субсидиях на покупку племенного молодняка
Годы |
Нетели и телки |
Всего, млн. руб. |
|
голов |
тонн живой массы |
||
2010 |
450 |
180 |
5,4 |
2011 |
495 |
198 |
5,9 |
2012 |
540 |
216 |
6,5 |
2013 |
550 |
220 |
6,6 |
2014 |
580 |
232 |
7,0 |
2015 |
590 |
236 |
7,1 |
2016 |
600 |
240 |
7,2 |
2017 |
620 |
248 |
7,4 |
2018 |
640 |
256 |
7,7 |
2019 |
660 |
264 |
7,9 |
2020 |
700 |
280 |
8,4 |
2012-2020 |
|
|
77,1 |
5.2.2. Субсидии на приобретение семени высокоценных быков наиболее перспективных пород и типов мясного скота.
Размеры субсидий определяются по ставке на одну дозу семени и компенсации 30% затрат на ее приобретение.
В 2010 году цена на семя высокоценных быков, предназначенных для племзаводов и племрепродукторов, составляла в среднем 100 рублей за дозу, ставка субсидии - 30 рублей.
Поддержка
мясного скотоводства из бюджета Республики Алтай на 2011-2020 годы
Таблица 5
млн. рублей
Годы |
Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев |
Приобретение глубокозамороженного семени быков-производителей мясных пород (доз/рублей) |
Субсидия на возмещение части затрат на приобретение комбикормов |
Субсидии на техническую и технологическую модернизацию откормочных предприятий |
Всего субсидий |
2011 |
5,5 |
0,1 |
12,0 |
4,0 |
21,6 |
2012 |
5,5 |
0,1 |
12,0 |
4,0 |
21,6 |
2013 |
6,0 |
0,1 |
12,0 |
4,0 |
22,1 |
2014 |
6,5 |
0,2 |
12,0 |
4,0 |
22,7 |
2015 |
7,0 |
0,2 |
11,0 |
4,0 |
22,2 |
2016 |
7,5 |
0,2 |
11,0 |
5,0 |
23,7 |
2017 |
8,0 |
0,2 |
10,0 |
5,0 |
23,2 |
2018 |
8,5 |
0,3 |
10,0 |
5,0 |
23,8 |
2019 |
9,0 |
0,3 |
10,0 |
6,0 |
25,3 |
2020 |
9,5 |
0,3 |
10,0 |
6,0 |
25,8 |
Итого: |
73,0 |
2,0 |
110,0 |
47,0 |
232,0 |
Потребность
в субсидиях мясного скотоводства из бюджета
Российской Федерации на 2011-2020 годы
Таблица 6
млн. рублей
Годы |
Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 420 кг при реализации в возрасте до 2 лет |
Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев |
Субсидии на техническую и технологическую модернизацию откормочных предприятий |
Финансирование затрат по повышению квалификации кадров |
Финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели Программы |
Всего субсидий |
2011 |
50 |
26 |
24,4 |
0,4 |
0,5 |
101,3 |
2012 |
50 |
27 |
24 |
0,4 |
0,5 |
101,9 |
2013 |
35 |
28 |
25 |
0,4 |
0,5 |
88,9 |
2014 |
30 |
29 |
25 |
0,4 |
0,5 |
84,9 |
2015 |
26 |
30 |
26 |
0,4 |
0,5 |
82,9 |
2016 |
28 |
32 |
26 |
0,4 |
0,5 |
86,9 |
2017 |
30 |
34 |
27 |
0,4 |
0,5 |
91,9 |
2018 |
32 |
36 |
27 |
0,4 |
0,5 |
95,9 |
2019 |
34 |
38 |
28 |
0,4 |
0,5 |
100,9 |
2020 |
36 |
40 |
28 |
0,4 |
0,5 |
104,9 |
Итого: |
351,0 |
320,0 |
260,4 |
4,0 |
5,0 |
940,4 |
Всё это позволит сельхозтоваропроизводителям увеличить поголовье мясного скота во всех категориях хозяйств на 16,7% в 2020 году, увеличить производство скота в живой массе на убой от чистопородного и помесного скота мясного направления на 61,3% в 2020 году, улучшить качество производимого мяса, улучшить породный и классный состав имеющегося поголовья. Снизить затраты на строительство животноводческих ферм и комплексов, обеспечить прибыльность от реализации мяса.
Перечень
хозяйств, разводящих скот мясного направления
продуктивности, включенных в систему программных мероприятий
Таблица 7
N п/п |
Хозяйство |
Район |
Статус хозяйства |
Порода скота |
Количество животных, голов |
1. |
СППК "КормАл" |
Майминский |
Сельскохозяйственный производственный перерабатывающий кооператив |
казахская белоголовая герефордская симментальская |
5000 |
2. |
СПК Племхоз "Теньгинский |
Онгудайский |
племзавод |
казахская белоголовая |
1722 |
3. |
СПК "Ябоган" |
Усть-Канский |
племрепродуктор |
казахская белоголовая |
392 |
4. |
СПК "Талица" |
Усть-Канский |
племрепродуктор |
казахская белоголовая |
582 |
5. |
ООО "Меркит" |
Усть-Канский |
племрепродуктор |
казахская белоголовая |
520 |
6. |
СПК "Мак" |
Усть-Канский |
нет |
казахская белоголовая |
40 |
7. |
к/х "Надежда" |
Онгудайский |
племрепродуктор |
герефордская |
350 |
8. |
СПК "Барагаш" |
Шебалинский |
племрепродуктор |
абердин-ангусская |
185 |
9. |
АЭХ СО РАН |
Шебалинский |
племрепродуктор |
галловейская |
783 |
10. |
ЗАО "Новый Путь" |
Шебалинский |
племрепродуктор |
яки сарлык |
344 |
11. |
ИП Каншин Е.Н. |
Шебалинский |
племрепродуктор |
галловейская |
40 |
12. |
СПК "Жана-Аул" |
Кош-Агачский |
племрепродуктор |
яки сарлык |
193 |
13. |
ООО "Коргон" |
Усть-Канский |
племрепродуктор РА |
казахская белоголовая |
358 |
14. |
к/х "Борозок" |
Онгудайский |
племрепродуктор РА |
казахская белоголовая |
136 |
15. |
ООО "Озерное" |
Онгудайский |
племрепродуктор РА |
казахская белоголовая |
175 |
16. |
ООО "Вперед" |
Онгудайский |
племрепродуктор РА |
казахская белоголовая |
121 |
17. |
к/х "Звезда" |
Онгудайский |
нет |
казахская белоголовая |
101 |
18. |
к/х "Талду" |
Онгудайский |
нет |
герефордская |
104 |
19. |
ООО "Элита" |
Онгудайский |
нет |
казахская белоголовая |
75 |
20. |
ООО "Шагым" |
Онгудайский |
нет |
герефордская |
120 |
21. |
КФХ "Кара-Тонош" |
Онгудайский |
нет |
казахская белоголовая |
60 |
22. |
ООО "Карагуж" |
Майминский |
нет |
казахская белоголовая |
231 |
23. |
ООО АПК "Заречный" |
Майминский |
нет |
казахская белоголовая |
183 |
24. |
ООО "Тихонькое" |
Усть-Коксинский |
нет |
казахская белоголовая |
178 |
25. |
ООО "Гагарка" |
Усть-Коксинский |
нет |
казахская белоголовая |
137 |
26. |
ООО "Талан" |
Усть-Коксинский |
нет |
казахская белоголовая |
40 |
27. |
СПК ПКЗ "Амурский" |
Усть-Коксинский |
нет |
казахская белоголовая |
300 |
28. |
СПК "Абайское" |
Усть-Коксинский |
нет |
казахская белоголовая |
212 |
29. |
ООО "Каракол" |
Усть-Канский |
нет |
казахская белоголовая |
182 |
30. |
АЭХ СО РАН |
Шебалинский |
нет |
серая украинская |
97 |
31. |
КФХ "Сокол" |
Шебалинский |
нет |
галловейская |
42 |
32. |
СПК "Кок-Тобо" |
Кош-Агачский |
нет |
казахская белоголовая |
50 |
33. |
СПК "Хозяин" |
Кош-Агачский |
нет |
казахская белоголовая |
72 |
34. |
КФХ "Мунай" |
Кош-Агачский |
нет |
казахская белоголовая |
329 |
6. Социально-экономическая и экологическая эффективность Программы
Приводятся расчеты по социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы. Дается оценка эффективности расходования бюджетных средств.
При реализации Программы увеличится:
индекс производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в общем производстве этого вида мяса (от молочного и мясного скота) с 60,1% в 2011 г. до 61,0% в 2020 г.;
удельный вес племенных мясных пород крупного рогатого скота в общем поголовье крупного рогатого скота мясного и помясного направления с 6,8% в 2011 г. до 8,3% в 2020 г. с учетом роста общего поголовья крупного рогатого скота мясного и помясного направления на 16,7% в 2020 г. к 2011 г.
Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация Программы обеспечит создание 429 новых рабочих мест в сельских территориях, дополнительное поступление налогов по сравнению с 2011 годом в бюджеты всех уровней за десять лет в сумме 185,0 млн. рублей.
Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы приведен в таблице 8.
Таблица 8
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2020 г. к 2011 г. в % |
1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. тонн в живой массе |
20,0 |
20,5 |
21,0 |
21,5 |
22,0 |
22,5 |
23,0 |
23,5 |
24,0 |
25,0 |
125,0 |
2. Поголовье мясного и помесного скота, тыс. голов: |
103,3 |
108,5 |
109,9 |
111,3 |
112,8 |
114,2 |
115,7 |
117,2 |
118,7 |
120,0 |
116,7 |
а) мясного |
25,3 |
26,0 |
26,3 |
26,7 |
27,0 |
27,4 |
27,7 |
28,1 |
28,5 |
28,8 |
113,8 |
б) помесного |
78,0 |
82,5 |
83,6 |
84,6 |
85,8 |
86,8 |
88,0 |
89,1 |
90,2 |
91,2 |
116,9 |
3. Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
1064,0 |
1105,0 |
1142,0 |
1180,0 |
1218,0 |
1256,0 |
1295,0 |
1340,0 |
1355,0 |
1400,0 |
131,6 |
4. Валовой доход отрасли, млн. руб. |
192 |
199 |
206 |
212 |
219 |
226 |
233 |
241 |
244 |
252 |
131,3 |
5. Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
115 |
119 |
123 |
127 |
132 |
136 |
140 |
145 |
146 |
151 |
131,3 |
6. Рабочие места, чел. |
1386 |
1452 |
1480 |
1500 |
1526 |
1548 |
1575 |
1625 |
1650 |
1700 |
122,7 |
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе приведен в таблице 9.
Таблица 9
Показатели |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего за 10 лет |
|
Выручка от реализации говядины |
млн. руб. |
1179 |
1224 |
1265 |
1307 |
1350 |
1392 |
1435 |
1485 |
1501 |
1551 |
13689 |
|
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины |
млн. руб. |
|
45 |
41 |
42 |
43 |
42 |
43 |
50 |
16 |
50 |
|
|
Финансирование Программы |
всего |
млн. руб. |
72,9 |
77,5 |
82 |
85,6 |
89,1 |
94,6 |
100,1 |
104,7 |
112,2 |
116,7 |
935,4 |
Показатели эффективности |
|
% |
58,1 |
50,0 |
49,1 |
48,3 |
44,4 |
43,0 |
47,8 |
14,3 |
42,8 |
58,1 |
|
7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2011-2020 г.г. составляет 1172,4 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 122,9 млн. рублей, 2012 год - 123,5 млн. рублей, 2013 год - 111,0 млн. рублей, 2014 год - 107,6 млн. рублей, 2015 год - 105,1 млн. рублей, 2016 год - 110,6 млн. рублей, 2017 год - 115,1 млн. рублей, 2018 год - 119,7 млн. рублей, 2019 год - 126,2 млн. рублей, 2020 год - 130,7 млн. рублей; в т.ч. из средств республиканского бюджета на реализацию Программы на период 2011-2020 гг. составляет 232,0 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 21,6 млн. рублей, 2012 год - 21,6 млн. рублей, 2013 год - 22,1 млн. рублей, 2014 год - 22,7 млн. рублей, 2015 год - 22,2 млн. рублей, 2016 год - 23,7 млн. рублей, 2017 год - 23,2 млн. рублей, 2018 год - 23,8 млн. рублей, 2019 год - 25,3 млн. рублей, 2020 год - 25,8 млн. рублей; федерального бюджета - 940,4 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 101,3 млн. рублей, 2012 год - 101,9 млн. рублей, 2013 год - 88,9 млн. рублей, 2014 год - 84,9 млн. рублей, 2015 год - 82,9 млн. рублей, 2016 год - 86,9 млн. рублей, 2017 год - 91,9 млн. рублей, 2018 год - 95,9 млн. рублей, 2019 год - 100,9 млн. рублей, 2020 год - 104,9 млн. рублей.
Объёмы средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитаны с учетом:
фактических цен на племенной скот в 2011 году по России и внутри Республики Алтай;
средне республиканских расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят);
средних по республике производственных издержек на откорм молодняка крупного рогатого скота.
Расчеты потребности в финансировании мероприятий Программы проводятся по форме, приведенной в таблице 10.
Таблица 10
Общая потребность
в финансировании мероприятий Программы и его источники,
млн. руб.
N п/п |
Мероприятия |
Источник |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Всего 10 лет |
1. |
Формирование племенной базы мясного скотоводства на основе предоставления дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота в племенных заводах и племенных репродукторах и т.д. |
Республиканский бюджет |
5,5 |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,0 |
9,5 |
73,0 |
Федеральный бюджет |
26,0 |
27,0 |
28,0 |
29,0 |
30,0 |
32,0 |
34,0 |
36,0 |
38,0 |
40,0 |
320,0 |
||
2. |
Увеличение производства высококачественной говядины ("мраморного" мяса) путем субсидирования возмещения части затрат на приобретение комбикормов |
Республиканский бюджет |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
11,0 |
11,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
110,0 |
3. |
Распространение искусственного осеменения |
Республиканский бюджет |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
2,0 |
4. |
Создание сети откормочных площадок. Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет |
Федеральный бюджет |
50,0 |
50,0 |
35,0 |
30,0 |
26,0 |
28,0 |
30,0 |
32,0 |
34,0 |
36,0 |
351,0 |
5. |
Финансирование затрат по повышению квалификации кадров |
Федеральный бюджет |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
4,0 |
6. |
Проведение научных исследований и внедрение их в производство. Финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели Программы |
Федеральный бюджет |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
5,0 |
7. |
Технологическая модернизация откормочных предприятий |
Республиканский бюджет |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
6,0 |
6,0 |
47,0 |
Федеральный бюджет |
24,4 |
24,0 |
25,0 |
25,0 |
26,0 |
26,0 |
27,0 |
27,0 |
28,0 |
28,0 |
260,4 |
||
|
|
Всего |
122,9 |
123,5 |
111,0 |
107,6 |
105,1 |
110,6 |
115,1 |
119,7 |
126,2 |
130,7 |
1172,4 |
Республиканский бюджет |
21,6 |
21,6 |
22,1 |
22,7 |
22,2 |
23,7 |
23,2 |
23,8 |
25,3 |
25,8 |
232,0 |
||
Федеральный бюджет |
101,3 |
101,9 |
88,9 |
84,9 |
82,9 |
86,9 |
91,9 |
95,9 |
100,9 |
104,9 |
940,4 |
8. Описание системы управления реализацией Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами республиканского бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.
Система управления реализацией Программы:
ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;
координацию деятельности подразделений Министерства сельского хозяйства Республики Алтай, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;
реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;
финансирование программных мероприятий осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;
мониторинг реализации Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай;
ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы является Министерство сельского хозяйства Республики Алтай.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных законом "О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годы" и последующие 2014-2020 годы Министерству сельского хозяйства Республики Алтай на соответствующие мероприятия. Составной частью механизма финансирования является выделение средств (субсидий) на запланированные мероприятия (кроме НИОКР).
Правовые основания расходных обязательств республиканского бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Министерством сельского хозяйства Республики Алтай и участниками Программы.
Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков должно учитываться возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород и полукровных мясных помесей. В качестве критерия невыхода на плановые показатели Минсельхозом России установлен уровень предыдущего года по производству говядины на голову скота (78,5 кг) и выполнение только на 90% (минус 5% к плану) плана по численности мясного скота.
Таблица 11
Виды рисков |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота) |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота, гол. |
4900 |
4900 |
4900 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5200 |
5200 |
5200 |
Общая оценка рисков: тыс. тонн |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
0,34 |
млн. руб. |
18,7 |
18,7 |
18,7 |
19,2 |
19,2 |
19,2 |
19,2 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
9. Сроки реализации Программы
После разработки Программы составляется график, в котором указываются мероприятия, сроки и ответственные исполнители выполняемых работ (см. таблицу 12).
Таблица 12
График
реализации программных мероприятий
N п/п |
Разделы программы, мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
Объем работ |
Примечание |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Формирование базы мясного скотоводства (предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота в товарных хозяйствах племенных заводах и племенных репродукторах и т.д.) |
Минсельхоз РА, ГУ РА "Горно-Алтайский селекционно-племенной центр", сельхозтоваропроизводители РА |
2011-2020 г.г. |
Увеличение поголовья племенного скота с 7000 голов до 10000 голов, создание 3 племенных репродукторов по разведению крупного рогатого скота мясных пород |
|
2. |
Увеличение производства высококачественной говядины ("мраморного" мяса) путем субсидирования возмещения части затрат на приобретение комбикормов |
Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА |
2011-2020 г.г. |
Увеличение объемов производства высококачественной говядины с 6,2 до 10,0 тысяч тонн |
|
3. |
Распространение искусственного осеменения |
ГУ РА "Горно-Алтайский селекционно-племенной центр", сельхозтоваропроизводители РА |
2011-2020 г.г. |
Увеличение доли помясного скота в хозяйствах всех категорий |
|
4. |
Создание сети откормочных площадок. Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 420 кг при реализации в возрасте до 2 лет |
Минсельхоз РА, муниципальные образования РА, сельхозтоваропроизводители РА |
2011-2020 г.г. |
Создание откормочных площадок на 35100 скотомест к 2020 г. |
|
5. |
Финансирование затрат по повышению квалификации кадров |
сельхозтоваропроизводители РА |
2011-2020 г.г. |
Повышение квалификации 250 специалистов |
|
6. |
Улучшение кормовой базы |
Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА |
2011-2020 г.г. |
Повышение кормообеспеченности на 15% |
|
7. |
Проведение научных исследований и внедрение их в производство. Финансирование научных проектов по наиболее актуальным темам, результаты которых будут способствовать достижению цели Программы |
Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА, учебные заведения |
2011-2020 г.г. |
Проведение научно-исследовательских работ в области мясного скотоводства |
|
8. |
Технологическая модернизация откормочных предприятий |
Минсельхоз РА, сельхозтоваропроизводители РА |
2011-2020 г.г. |
Увеличение средней живой массы 1 головы на откорме до 500 кг в 2020 г |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа утверждена с целью создания и совершенствования технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства, межрегионального сотрудничества, вовлечения в процесс производства личных подсобных хозяйств населения и увеличения производства говядины. Сроки реализации Программы установлены в период 2011-2012 годов.
В ходе решения поставленных Программой задач планируется: увеличение племенной базы мясного скота с 7000 голов в 2011 г. до 10000 голов в 2020 г., увеличение реализации племенного молодняка до 1000 голов в 2020 г., увеличение доходов личных подсобных хозяйств от производства молодняка мясного направления для реализации на откорм и на мясо.
Постановление Правительства Республики Алтай от 8 июня 2011 г. N 117 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2011-2020 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Звезда Алтая" от 14 июня 2011 г. (приложение)
Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 августа 2013 г. N 234 настоящее постановление признано утратившим силу