Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция республиканской целевой программы
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера
в Республике Алтай на 2012-2016 годы"
(утв. приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай
от 6 июня 2011 г. N 76)
I. Анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Концепция республиканской целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Алтай на 2012-2016 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с задачей повышения благосостояния и обеспечения благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 31 мая 2010 года N 5-РЗ "О Программе социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы".
Концепция разработана в соответствии с подпрограммой "Создание условий для укрепления здоровья населения и улучшения демографической ситуации" раздела "Развитие социальной сферы" Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2010-2014 годы, в целях стабилизации эпидемической ситуации, связанной с высоким уровнем заболеваний социального характера (туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции передаваемые половым путем, вирусные гепатиты, онкология, психические расстройства, сахарный диабет, артериальная гипертония) и на основании Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1, Федерального закона от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний", Федерального закона от 30.03.1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека", Федерального закона от 02.07.1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Закона Республики Алтай от 14.05.2008 г. N 48-РЗ "О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан", Закона Республики Алтай от 25.09.2008 г. N 83-РЗ "О стратегии социально-экономического развития республики Алтай до 2028 года", Постановления Правительства Республики Алтай от 22.12.2009 г. N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Республики Алтай N 9 следует читать как "от 22.01.2009 г."
Необходимость комплексного решения проблем обусловлена сложностью и многообразием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально-значимых заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития республики Алтай до 2028 года совершенствование системы здравоохранения в Республике Алтай направлено на снижение общего уровня заболеваемости населения, особенно социально значимыми заболеваниями, предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью населения; повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению. По доле расходов на здравоохранение, в совокупности с расходами на физическую культуру и спорт, республика занимает одно из последних мест, также уступая большинству регионов Российской Федерации. Обостряется риск и повышенные показателей заболеваемости, которые связаны с недостаточной работой в области профилактики заболеваний.
В Республике Алтай снижение заболеваемости социально значимыми заболеваниями, совершенствование и внедрение современных методов профилактики и раннего выявления остается одной из приоритетных задач здравоохранения. Общая смертность в Республике Алтай на 1000 населения в 2010 году составила 11.9 на 100 тыс. населения, данный показатель ниже, чем по РФ на 18% (РФ - 14.6). В сравнении с 2007 годом отмечено снижение общей смертности на 30,1%.
Первичный выход на инвалидность среди взрослого населения 2010 году составил 84,2 (РФ 128,3), в 2007 году - 162,2. На первом месте: болезни системы кровообращения - 38%; на втором месте - злокачественные заболевания - 14,4%; на третьем месте - смерть от внешних причин - 8,7%.
Проблема социально значимых заболеваний имеет аналогичную тенденцию в большинстве регионов России. Остается высокой распространенность угрожающих жизни и приводящих к инвалидности онкологических заболеваний, сложной является проблема стабилизации и снижения заболеваемости туберкулезом.
Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Республике Алтай сохраняется напряженной. В 2010 году заболеваемость туберкулезом составила 104,0 на 100 тысяч населения (2007 году - 115,4), что превышает среднероссийские показатели в 1,5 раза (по РФ - 68,9 на 100 тыс. населения).
Всего на учете в противотуберкулезных учреждениях и кабинетах Республики Алтай состоит 629 человек, больных активными формами туберкулеза, требующих проведения интенсивного лечения противотуберкулезными препаратами, из них 101 больной туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (16% от общего количества больных), выделяющих микобактерии, устойчивые к противотуберкулезным препаратам основного ряда. Кроме того, на учете у фтизиатров в республике наблюдается 4400 человек из групп "риска" по заболеваемости туберкулезом, в том числе - 2525 детей и подростков, нуждающихся в проведении профилактических курсов химиотерапии длительностью 2-3 месяца.
К числу приоритетных задач социального развития Республики Алтай относится стабилизация заболеваемости населения ВИЧ-инфекцией, как социально значимого заболевания. Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции остается сложной, отмечается ежегодный прирост новых случаев заражения. В Республике Алтай за 2010 год вновь выявлено 36 случаев ВИЧ-инфекции, за аналогичный период 2009 года - 29 случаев (+ 7 случаев). Показатель первичной заболеваемости ВИЧ-инфекцией составил 17,2, против 13,86 в 2009 году. Кумулятивное число вновь выявленных ВИЧ-инфицированных в РА на 01.12.2010 г. составляет 209. Показатель распространенности равен 99,9 на 100 тыс. населения. По уровню пораженности Республика Алтай пока относится к субъектам Российской Федерации с низким уровнем развития эпидемии (от 151 до 300 ВИЧ инфицированных на 100 тыс. населения). Показатель пораженности населения республики ВИЧ-инфекцией ниже, чем в Российской Федерации 397,2 на 100 тыс. населения и СФО - 438,1 на 100 тыс. населения, но имеется четкая тенденция к росту. Инфекция поражает преимущественно молодое население в возрасте 16-35 лет. Доля заболевших данного возраста составила 74,0 процента от всех ВИЧ-инфицированных в республике (РФ - 73,0 процента), при этом молодые мужчины составляют 61 процент. Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы в во всех муниципальных образованиях. В пределах республики заболеваемость распределена неравномерно, наиболее высокая заболеваемость регистрируется в Турочакском, Чемальском, Майминском и Усть-Коксинском районах, где активно развивается туризм. ВИЧ-инфицированные в указанных районах составляют 46% заболеваемости республики. Эпидемию ВИЧ-инфекции в республике, как и в целом в Российской Федерации, следует оценивать как проблему, угрожаемую для молодого населения, выступающего главным субъектом демографических процессов, обеспечивающего экономическое развитие и обороноспособность государства.
Анализ заболеваемости ВИЧ-инфекцией населения и выделенных групп в предыдущие годы указывает на необходимость региональной поддержки в достижении обозначенных направлений в связи со сложностью и многообразием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации социально значимых заболеваний, а также потребностью взаимодействия и координации усилий органов государственной власти, государственных учреждений и негосударственных организаций, включая общественные объединения.
На территории Республики Алтай сложилась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация по заболеваемости инфекциями, передающимися преимущественно половым путем. Так, показатель заболеваемости сифилисом в 2010 году составил 96,81 на 100 тысяч населения (в 2007 году - 129,1), что превышает российский показатель почти в 2 раза (РФ - 59,9). Настораживает увеличение заболеваемости сифилисом среди подростков и молодежи: смещение заболеваемости в возрастные группы от 15-17, от 18-19, от 20-29 лет, возрос удельный вес студентов, учащихся ПТУ, а также неработающих лиц. В 2010 году беременных женщин с вновь установленным диагнозом сифилиса зарегистрировано 23 случая, как и в предыдущем году. Заболеваемость гонореей снизилась по сравнению с 2007 годом на 26%, показатель составил в 2010 году 58,84 на 100 тыс. населения, но еще превышает российский (РФ - 56,4 на 100 тыс. населения). Данная ситуация складывается из-за недостаточной информированности населения о проблемах инфекций передаваемых половым путем, отсутствия должного полового воспитания детей и подростков в системе образования, широко распространившимися случаями самолечения, увеличением числа малосимптомных, скрытых форм и злокачественного течение сифилитической инфекции, недостаточным оснащением учреждений здравоохранения республики современным лабораторным оборудованием, не позволяющим внедрять новые технологии диагностики и лечения.
Вирусные гепатиты продолжают оставаться проблемой здравоохранения Республики Алтай. Заболеваемость хроническими вирусными гепатитами на территории Республики Алтай остается высокой и составляет в 2010 году 60,27 на 100 тыс. населения (в 2009 году - 65,49 на 100 тыс. населения.). Показатель хроническим вирусным гепатитом "В" превышает показатель РФ в 1,9 раз, сохраняется высоким показатель хронического гепатита С - 38,2 (по РФ - 40,79).
Рост новых случаев заболевания хроническими вирусными гепатитами В и С влечет за собой рост пациентов, нуждающихся в лечении дорогостоящими противовирусными препаратами, назначение которых позволит снизить инвалидизацию и смертность от осложнений, таких как первичный рак печени и цирроз печени.
Серьезные проблемы сохраняются в обеспечении вирусной безопасности препаратов крови и ее компонентов. В структуре брака крови гепатит В составляет - 13%, гепатит С - 14%. Необходимо дооснастить оборудованием и улучшить качество работы иммуноферментных лабораторий в лечебно-профилактических учреждениях республики.
Неблагоприятная эпидемическая ситуация по вирусным гепатитам в Республике Алтай, высокий уровень заболеваемости, большой экономический и социальный ущерб, неполное лабораторное обследование во многих районах республики, недостаточное обеспечение противовирусными препаратами требуют неотложных мер и решения данной проблемы программными методами.
Среди социально значимых болезней злокачественные новообразования занимают одну из ведущих позиций в снижении потенциала здоровья населения республики. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в республике, как и по всей России, неуклонно растёт. Если в 2007 году заболеваемость составляла 230,3 на 100 тыс. населения, то в 2010 году этот показатель составил уже 238,0 на 100 тыс. населения. Смертность от злокачественных новообразований с 2007 года увеличилась на 2,3% процента. Ежегодно на 1,5-2,0 процента увеличивается количество больных, впервые взятых на учет и подлежащих специальному лечению. На 01.01.2011 года на учете в республиканском онкологическом диспансере состоит 2160 больных злокачественными новообразованиями. В структуре онкологической заболеваемости рак молочной железы находится на первом месте и составляет 16 процентов.
Снижение заболеваемости и инвалидности от психических расстройств идет медленными темпами. В 2010 году показатель заболеваемости психическими расстройствами составил 3091,7 на 100 тыс. населения (в 2007 году - 3345,9; в РФ - 2970,3).
В Республике Алтай выявлено более 6,5 тысяч больных с отклонениями в психике, из них большую часть составляют пациенты с умственной отсталостью - 40,2 процента и психическими расстройствами непсихотического характера - 42,7 процентов. Больные с органическими психическими заболеваниями в структуре составляют - 17,1 процент. Данные заболевания приводят к высокой инвалидизации. Умственная отсталость детей (35% от общего числа) обусловлена в основном социальными и экологическими факторами и приводит к наибольшей инвалидизации - 51 процент. Так показатель в 2010 году составил 31,8 на 10000 населения. Органическая психическая патология (шизофрения, эпилепсия и т.д.) требует наиболее пристального внимания, в связи с тем, что эффективное лечение, современными, дорогостоящими препаратами снижает процент обострений у данных больных и повышает качество жизни. Эффективность от применения данных препаратов высокая, так при шизофрении устойчивая, полноценная ремиссия наступает в 90% из 100, при эпилепсии состояние значительно улучшается и снижает частоту обострений.
Ежегодно в Республике Алтай растет число больных сахарным диабетом. В 2010 году в Республике Алтай показатель общей заболеваемости сахарным диабетом составил - 23,9 на 1000 населения (в 2007 году - 19,1 на 1000 населения), в том числе детей и подростков - 0,54. Из общего числа лиц, больных сахарным диабетом 1431 человек (38,1 процентов) имеет группу инвалидности, из них более 6,9 процентов больных с инсулинозависимой формой диабета (диабет 1 типа) и 93,1 процент больных с инсулиннезависимой формой сахарного диабета (диабет 2 типа). Показатель заболеваемость сахарным диабетом в 2010 году по сравнению с 2007 годом возрос в 1,25 раз, хотя по прежнему остается ниже российского, что обусловлено, скорее всего, недостаточной выявляемостью данной патологии и низким уровнем заболеваемости на селе.
Приоритетным направлением в республике является организация профилактики заболеваний управляемыми средствами специфической профилактики (вакцинация). Вакцинация убедительно продемонстрировала свою эффективность и экономичность, о чем свидетельствует отсутствие в республике случаев дифтерии, столбняка, врожденной краснухи, кори, снижение заболеваемости до спорадического уровня краснухой, коклюшем и острым вирусным гепатитом В. В тоже время эпидемиологическое благополучие обратимо и для его сохранения требуется продолжение вакцинации с достижением не менее 95 процентного охвата подлежащих контингентов. Каждый год за медицинской помощью обращается более 600 человек, пострадавших от укусов животных и нуждающихся в вакцинации против бешенства. Республика Алтай является эндемичной территорией по заболеваемости клещевым энцефалитом. Вероятность возникновения заболевания сохраняется до 8 месяцев в году, сопровождается инвалидизацией и смертностью. Профилактика клещевого энцефалита требует специфических дорогостоящих лекарственных средств - специфических иммуноглобулинов.
Наиболее уязвимыми группами детского населения по заболеваемости клещевым энцефалитом являются дети до 18 лет. Для продолжения курса вакцинации и ревакцинации детей, необходимо ежегодно около 25 тыс. доз противоклещевой вакцины. Вакцинация позволит достичь и сохранить 95 процентный охват иммунизацией детей от 4 до 18 лет, снизить уровень заболеваемости клещевым энцефалитом у детей к 2016 году с показателя 8,3 на 100 тыс. населения до 7,0, предупредить летальные исходы и осложнения у привитых детей. За последние 5 лет количество детей, обращающихся, за медицинской помощью по поводу присасывания клещей в лечебно-профилактические учреждения республики составляет в среднем 5085 человек.
Анализ итогов реализации действующей целевой программы:
Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных с социально значимыми заболеваниями, подтверждается результатами реализации Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера 2007-2011 годы", республиканской целевой программой "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Алтай на 2007-2011 годы" (Закон Республики Алтай "О республиканской целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Алтай от 17.11.2006 года N 88-РЗ) в состав которой вошли подпрограммы "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Инфекции передаваемые половым путем", Вирусные гепатиты", "Онкология", "Психические расстройства", "Сахарный диабет", "Артериальная гипертония", "Вакцинопрофилактика" и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
У больных, страдающих социально значимыми заболеваниями, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния и возникновения осложнений. Их лечение требует привлечения дополнительных средств и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения. Вместе с тем, значительная часть находящегося в эксплуатации медицинского оборудования выработала свой ресурс и не может гарантировать качественное обследование и лечение больных. Решение проблемы социально значимых заболеваний без использования программно-целевого метода способствует росту заболеваемости, инвалидности и смертности; ухудшению демографической ситуации в стране; росту экономического ущерба, связанного с заболеваемостью, инвалидностью и смертностью.
Реализация подпрограммы "Туберкулез" позволила стабилизировать эпидемиологическую обстановку по туберкулезу в республике. В 2010 году по сравнению с 2007 годом заболеваемость снизилась на 11 процентов. По итогам 2010 года смертность от туберкулеза снизилась на 2,7 процента по сравнению с 2007 годом и составила 17,5 на 100 тыс. населения (в РФ за 2009 год - 16,5 на 100 тыс. населения). В течение 2007-2010 годов в республике не было случаев смерти детей от туберкулеза. Заболеваемость всеми формами туберкулеза за этот же период оставалась стабильной.
Реализация подпрограммы "ВИЧ-инфекция" позволила предупредить массовое распространение инфекции среди общей популяции населения, имевшей в течение последних лет непрерывный рост, за счет активации полового пути передачи инфекции. За счет 100% охвата медикаментозной профилактикой ВИЧ-инфекции пар "мать и дитя" в республике не зарегистрировано ВИЧ инфицированных детей. Все ВИЧ инфицированные пациенты, нуждающиеся в лечении получают его бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) (от 30.03.1995 N 38-ФЗ). За счет проведения межведомственной работы по профилактике ВИЧ-инфекции обеспечивается формирование у подростков и молодежи навыков здорового образа жизни, формирование безопасного и менее рискованного поведения у подростков и молодежи. Данные анкетирования показали 85% информированность молодежи по проблеме. За счет повышения уровня информированности медицинских работников в вопросах эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции предотвращен риск профессионального заражения ВИЧ у медицинских работников.
Реализация подпрограммы "Инфекции, передаваемые половым путем" позволила снизить показатель заболеваемости сифилиса с 129,1 на 100 тыс. населения в 2007 году до 96,81 в 2010 году. Ранняя диагностика и лечение сифилиса у беременных способствовала предупреждению развития врожденного сифилиса. Отмечено снижение случаев гонореи в текущем году в 1.28 раз, по сравнению с 2009 годом.
Реализация подпрограммы "Вирусные гепатиты" и приоритетного национального проекта "Здоровья" за счет проведения массовой вакцинации населения против вирусного гепатита В позволила снизить заболеваемость острым гепатитом В на территории республики. Впервые показатель заболеваемости острым гепатитом В в республике в 2010 достиг показателя 1,42 на 100 тыс. населения (в 2009 году - 1.91 на 100 тыс. населения), что ниже целевого показателя по Российской Федерации (3,0 на 100 тыс. населения). Предполагаемый экономический эффект от снижения уровня заболеваемости острым гепатитами составит 7098, 6 тыс. рублей. В соответствии с регистром больных, остро нуждающихся в противовирусном, дорогостоящим лечении осуществляется закупка лекарственных препаратов. За счет средств программы обеспечено лечением 5 пациентов.
Реализация подпрограммы "Онкология" позволила улучшить выявляемость онкологической патологии на первичном этапе, профилактических осмотрах по итогам 2010 года на 10,3% (в 2007 году выявляемость злокачественных новообразований составляла 13,5%, в 2010 году - 23,8%).
Повысить эффективность и качество лечения больных на амбулаторном и стационарном этапах, так удельный вес больных, состоящих на учете 5 и более лет увеличился на 5%.
Снизить первичную заболеваемость онкологическими заболеваниями в 2010 году до 211,0 на 100 тыс. населения (в 2007 году показатель первичной заболеваемости составлял 230,3 на 100 тыс. населения) в результате снизилась онкозапущенность до 27,6% (в 2007 году - 29,8%).
В 2010 году доля больных раком молочной железы I-II стадий, пролеченных в онкологическом центре составила 65 процентов. Увеличение этого показателя связано с увеличением доли пациентов, обследованных с применением маммографии при профилактических осмотрах и дальнейшем их обследованием в онкологическом центре, с точной гистологической диагностикой выявленных не пальпируемых новообразований молочной железы.
Реализация подпрограммы "Психические расстройства" позволила за счет средств, направленных на финансирование программных мероприятий, обеспечить современными, эффективными, лекарственными препаратами стационарных больных, страдающих психическими заболеваниями. Внедрить новые лечебно-диагностические технологии. Укрепить и совершенствовать материально-техническую базу ГУЗ "Горно-Алтайская республиканская психиатрическая больница": для улучшения диагностики и лечения больных приобретены лечебно-диагностические аппараты: для мембранного лечебного плазмафереза, для лазерного облучения крови, электроэнцефалограф, оснащена клинико-диагностическая лаборатория современным оборудованием, получены и функционируют рентгенаппарат и аппарат УЗИ.
За последние 3 года проводится целенаправленная работа по подготовке врачей психиатров. В республике имеются подготовленные врачи, прошедшие первичную специализацию по психиатрии в 7 районах республики.
Отмечается уменьшение зарегистрированной умственной отсталости на 13,4%, показатель составил в 2010 году - 1243,8 на 100 тыс. населения (в 2007 году - 1436,8).
Заболеваемость детей и подростков психическими заболеваниями имеет тенденцию к снижению (в 2007 году - 3805,3 на 100 тыс. населения и в 2010 году - 3432,6).
В результате проводимых мероприятий увеличилась выявляемость больных с психическими расстройствами в 5,6 раз. Показатель впервые зарегистрированных заболеваний в 2010 году составил 312,7 на 100 тыс. населения, в 2007 году - 56,5. Число состоящих на учете у врачей психиатров уменьшилось до 5723 человек в 2010 году, с 6061 человек в 2007 году. Отмечено снижение обострений у больных с эндогенными психическими расстройствами на 5%
С 2009 г. в республике начал функционировать государственный регистр больных с психическими заболеваниями.
Реализация подпрограммы "Сахарный диабет" позволила увеличить выявляемость больных сахарным диабетом до 23,9 на 1000 населения в 2010 году (в 2007 году показатель составлял - 19,1 на 1000 населения). За счет ранней диагностики и своевременного назначения лечения удалось достичь снижения в 1,3 раза осложнений у больных сахарным диабетом, что влияет и на качество жизни пациентов. Снизилась инвалидизация пациентов на 10 процентов. Зарегистрировано увеличение продолжительности жизни лиц с сахарным диабетом в среднем на два года.
Реализация подпрограммы "Вакцинация" позволила осуществить специфическую иммунопрофилактику, диагностику и лечение осложнений и последствий наиболее опасных инфекционных заболеваний, эндемичных для Республики Алтай, поддержать охват прививками детей в соответствии с национальным календарем профилактических прививок на уровне более 95%; сохранить заболеваемость инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики на уровне спорадических случаев, в том числе: заболеваемость острым вирусным гепатитом А на уровне 0,47 на 100 тыс. населения в 2010 году (в 2009 году - 0,48 на 100 тыс. населения), туляремией - на уровне 1,42 на 100 тыс. населения в 2010 году (в 2009 году - 1.43 на 100 тыс. населения), не регистрируется заболеваемость чумой, бешенством. Заболеваемость клещевым энцефалитом стабилизировалась на уровне - 21,35 на 100 тыс. населения, но еще остается высокой. Среди детей за счет массовой вакцинации начиная с трехлетнего возраста заболеваемость находится на уровне 8,3 на 100 тыс. населения и преимущественно среди не привитых детей по возрасту. В результате реализации программы 95% детей старше 3-4 лет защищены от клещевого энцефалита.
II. Нормативно-правовая база
1. Согласно пункту 3 статьи 6 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 г. N 5487-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
2. Согласно статье 5 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: организация предупреждения распространения туберкулеза, включая противотуберкулезную помощь больным туберкулезом в противотуберкулезных диспансерах, других специализированных медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации;
3. Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" З) к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится: финансирование иммунопрофилактики за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
4. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится: финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации;
5. Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится: финансовое обеспечение оказания населению психиатрической помощи (за исключением психиатрической помощи, оказываемой в федеральных специализированных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), а также социальной поддержки и социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в трудной жизненной ситуации;
6. Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Республики Алтай "О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан" (от 14.05.2008 года N 48-РЗ) к полномочиям Правительства Республики Алтай в области охраны здоровья граждан относятся: разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан.
III. Инициатор и государственный заказчик целевой программы
Инициатором разработки республиканской целевой программы и государственным заказчиком выступает Министерство здравоохранения Республики Алтай.
IV. Цели и задачи республиканской целевой программы
Республиканская целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями" социального характера на 2012-2016 годы (далее - Программа) включает в себя подпрограммы: "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Инфекции передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Онкология", "Психические расстройства", "Сахарный диабет", "Вакцинопрофилактика".
Цель программы - стабилизация и снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями.
Задачами программы являются:
совершенствование и внедрение новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях;
повышение уровня ранней выявляемости больных при социально значимых заболеваниях на начальных стадиях;
обеспечение пациентов специфическими, в том числе дорогостоящими лекарственными препаратами;
увеличение продолжительности и улучшение качества жизни пациентов при социально значимых заболеваниях;
снижение и стабилизация уровня заболеваемости при социально значимых заболеваниях;
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения республики;
создание постоянно действующей системы гигиенического обучения и воспитания населения;
повышение профессиональной квалификации медицинских кадров в области предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера, обучение молодых специалистов;
увеличение процента охвата населения прививками.
V. Варианты решения проблемы
Программа носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай.
Решение проблемы снижения заболеваемости, увеличения продолжительности и улучшения качества жизни при социально значимых заболеваниях программными средствами будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации.
Для сокращения заболеваний социального характера на территории Республики Алтай возможны 3 варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.
Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.
Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели.
При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.
Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 процентов заявленного объема.
При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости социально значимыми заболеваниями, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования.
Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять отдельные проекты и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Указанный вариант не предусматривает кардинального изменения принципов реализации Программы, не включает проведение научно-исследовательских работ в объемах, позволяющих объективно выявлять имеющиеся тенденции и вырабатывать новые технологии диагностики и лечения при социально значимых заболеваниях, поэтому реализация Программы сопряжена с риском разобщенности мероприятий субъектов Российской Федерации по обеспечению единой политики в области оказания медико-социальной помощи при социально значимых заболеваниях.
Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов.
По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях.
VI. Предполагаемый перечень мероприятий
Несмотря на некоторые обозначенные выше положительные тенденции в Республике Алтай сохраняется напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с заболеваниями социального характера (инфекционные, онкологические, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.). Наиболее значимыми среди инфекционной патологии остаются туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты.
Подпрограмма "Туберкулез":
приобретение современных противотуберкулезных препаратов и препаратов для сопроводительной терапии в ходе реализации мероприятий программы позволит обеспечить проведение полноценного курса химиотерапии больных туберкулезом с организацией преемственности между этапами лечения (стационар, поликлиника, санаторий), а также повысить эффективность лечения. По итогам 2010 года прекращение бактериовыделения достигнуто у 49,5 процентов больных (в 2007 году - 34,7 процентов);
укрепление материально-технической базы противотуберкулезного диспансера, проведение капитального ремонта, обновление рентгенологического, эндоскопического и лабораторного оборудования.
Подпрограмма "ВИЧ-инфекция":
информационное обеспечение населения и отдельных возрастных групп для реализации мер профилактики, совершенствование методов профилактики ВИЧ-инфекции среди различных слоев населения;
обеспечение доступности ранней и высокотехнологичной диагностики ВИЧ-инфекции;
обеспечение перинатальной профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;
предупреждение профессионального инфицирования ВИЧ медицинских работников.
Подпрограмма "Инфекции передаваемые половым путем":
раннее выявление и лечение больных с инфекциями передаваемые половым путем;
внедрение современных методов диагностики инфекций передаваемых половым путем;
информационное обеспечение населения мерам профилактики, половое воспитание молодежи.
Подпрограмма "Вирусные гепатиты":
обеспечение противовирусными препаратами больных в соответствии с регистром пациентов, остро нуждающихся в лечении;
обеспечение лабораторий учреждений здравоохранения республики современным лабораторным оборудованием с целью повышения качества лабораторных исследований;
повышение информированности населения в вопросах профилактики вирусных гепатитов.
Подпрограмма "Онкология":
совершенствование методов диагностики, лечения пациентов с онкологической патологией, включая коррекцию функциональных расстройств и анатомических дефектов;
улучшение качества жизни больных онкологическими заболеваниями, их социальная и психологическая реабилитация;
эпидемиологический мониторинг заболеваемости, смертности, распространенности и инвалидизации от злокачественных заболеваний;
организация и проведение информационно-просветительских программ для населения о факторах риска и первых признаках онкологических заболеваний с максимальным привлечением средств массовой информации;
оснащение маммографами все районы республики;
повышение качества работы первичного звена.
Подпрограмма "Психические расстройства":
внедрение современных диагностических методик;
обеспечение пациентов эффективным лечением, современными дорогостоящими препаратами с целью снижения процента обострений у данной категории больных и повышения качества жизни;
ведение регистра больных с психическими расстройствами.
Подпрограмма "Сахарный диабет":
обеспечение пациентов за счет средств программы средствами самоконтроля с целью слежения за динамикой уровня глюкозы в течении дня;
обеспечение пациентов инсулинами для лечения в амбулаторных условиях и средствами для их введения (шприц-ручки, шприцы и т.д.).
Подпрограмма "Вакцинация":
приобретение в рамках программы медицинских иммунобиологических препаратов для осуществления экстренной серопрофилактики клещевого энцефалита, не привитых детей до 4 лет и имеющих множественные укусы клещами;
вакцинация детей из очагов вирусного гепатита А в организованных коллективах позволит предотвратить групповую и вспышечную заболеваемость;
для оказания экстренной медицинской помощи жителям республики ежегодно требуется приобретать не менее 120 ампул противодифтерийной сыворотки, 1000 комплектов противостолбнячной сыворотки, 100 комплектов противоботулинистической сыворотки, 120 доз сыворотки яда змей. Своевременное введение препаратов в очагах инфекционных заболеваний позволяет не допустить распространения заболеваний среди контактных и сохранить на спорадическом уровне заболеваемость;
приобретение 320 доз вакцины против пневмонии для вакцинации детей в возрасте до 5 лет, посещающих детские сады, часто и длительно болеющих и имеющих повышенную опасность заражения пневмококковой инфекцией.
Учитывая, то что "Инфанрикс" делает вакцинацию против коклюша, дифтерии и столбняка более безопасной, т.к. в состав коклюшного компонента, ранее нередко вызывавшего побочные реакции, входят лишь отдельные его части - антигены, вакцина рекомендована для вакцинации младенцев с различной неврологической патологией, часто болеющих детей, которые ранее либо получали длительные отводы от вакцинации, либо прививались вакцинами без коклюшного компонента. В программе необходимо предусмотреть 320 доз вакцины для вакцинации указанных категорий детей.
VII. Потребность в финансовых ресурсах
Финансирование республиканской Программы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай как софинансирование Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера".
Объем финансирования Программы за с 2012-2016 годы составит: тыс. рублей, в том числе:
Финансовые затраты в ценах 2010 года (тыс. руб.) | ||||||
Источники и направления расходов |
Всего |
В том числе по годам |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Объем финансовых затрат всего, в т.ч. из: |
|
|
|
|
|
|
федерального бюджета |
|
|
|
|
|
|
республиканского бюджета |
|
|
|
|
|
|
Объем финансовых затрат из республиканского бюджета в разрезе подпрограмм: |
|
|
|
|
|
|
"Туберкулез" |
|
|
|
|
|
|
"ВИЧ-инфекция" |
|
|
|
|
|
|
"Инфекции передаваемые половым путем" |
|
|
|
|
|
|
"Вирусные гепатиты" |
|
|
|
|
|
|
"Онкология" |
|
|
|
|
|
|
"Психические расстройства" |
|
|
|
|
|
|
"Сахарный диабет" |
|
|
|
|
|
|
"Вакцинация" |
|
|
|
|
|
|
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и могут уточняться при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет меры по полному и качественному выполнению ее мероприятий (ежегодная подготовка сводной бюджетной заявки и ее представление в Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай для учета при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития республики и республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период, подготовка информации, докладов по результатам выполнения мероприятий Программы и организационно-техническое обеспечение ее реализации). Выполнение Программы в Республике Алтай планируется осуществлять посредством исполнения программных мероприятий. Обязанности по реализации Программы, достижению результата и эффективному использованию денежных средств, выделяемых на ее выполнение, возлагаются на Министерство здравоохранения Республики Алтай.
Организацию управления программой осуществляет Министерство здравоохранения республики Алтай, которое определяет промежуточные результаты и производит оценку реализации программы в целом.
Обеспечение целевого расходования бюджетных средств осуществляется главными распорядителями бюджетных средств. Контроль за исполнением программы осуществляет Министерство здравоохранения Республики Алтай и Министерство финансов Правительства Республики Алтай.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности решения проблемы
Ожидаемые результаты решения проблемы обуславливают достижимость заявленного конечного результата от реализации программы - снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации программы :
Подпрограмма "Туберкулез":
снижение и стабилизация заболеваемости туберкулезом на уровне 100,0 на 100 тыс. населения;
увеличения доли случаев прекращения бактериовыделения до 75% в общем числе случаев бактериовыделения у впервые выявленных больных;
снижения смертности от туберкулеза на уровне 17,0 на 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости детей туберкулезом до 30,0 на 100 тысяч детского населения.
Подпрограмма "ВИЧ-инфекция":
охватить не менее 95% ВИЧ - инфицированных беременных женщин вертикальной профилактикой заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных;
охватить обследованием на ВИЧ - инфекцию в лабораториях республики не менее 38000 человек, имеющих высокий риск заражения;
обеспечить индекс выявляемости на ВИЧ населения республики не менее 0,2% (количество выявленных с ВИЧ - инфекцией пациентов на 100 обследованных);
обеспечить лечением всех ВИЧ-инфицированных, имеющих показания для терапии;
предупредить профессиональное инфицирование медицинских работников;
проведение комплекса профилактических мероприятий по ВИЧ-инфекции с организацией межведомственного взаимодействия по проблеме.
Подпрограмма "Инфекции передаваемые половым путем":
снижение заболеваемости сифилисом в Республике Алтай до 90 на 100 тысяч населения;
снижение заболеваемости гонореей до 50 на 100 тысяч населения;
предупреждение развития врожденного сифилиса у детей.
Подпрограмма "Вирусные гепатиты":
поддержание уровня заболеваемости острым вирусным гепатитом B на уровне целевых показателей до 2,5 случаев на 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом C до 0,5 случая на 100 тыс. населения;
снижение заболеваемости хроническими вирусными гепатитами B и C до 40,5 случаев на 100 тыс. населения.
Социальная эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет выражена в увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала больных, формировании здорового образа жизни населения, снижении социальной напряженности в обществе вследствие уменьшения угрозы распространения вирусных гепатитов.
Подпрограмма "Онкология":
повышение ранней выявляемости онкологических больных (на 1 - 2 стадиях) до 38%;
снижение онкологической запущенности до 24,7%;
увеличение количества больных, состоящих на учете - пять лет и более до 45%;
проведение ежегодного исследования молочной железы 10000 пациентам;
снижение показателя запущенности рака молочной железы до 35%;
обеспечение функционирования на территории республики регистра онкологических больных.
Подпрограмма "Психические расстройства":
повышение качества и эффективности лечения больных с психическими расстройствами;
снижение обострений (рецидивов) у больных с эндогенными психическими заболеваниями до 5%;
снижение показателя заболеваемости психическими расстройствами на 3%;
снижение уровня инвалидности от эндогенных психических расстройств на 3%.
Подпрограмма "Сахарный диабет":
увеличение выявляемости больных сахарным диабетом до 25,0 на 1000 населения;
снижение частоты осложнений у больных сахарным диабетом (поражение почек, нижних конечностей т.д.);
снижение инвалидизации от сахарного диабета на 5%.
Подпрограмма "Вакцинация":
сохранение 95% уровня охвата детей профилактическими прививками против клещевого энцефалита, вакцинация против гемофильной инфекции, туляремии, сибирской язвы, чумы, вирусного гепатита А и В;
сохранение заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, на уровне спорадических случаев.
IX. Предложения по сроку и стоимости подготовки целевой Программы
Проект республиканской целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Алтай на 2012-2016 годы" разрабатывается государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Алтай до 1 июня 2011 года.
Финансовых затрат на разработку Программы не требуется, проект готовится за счет текущего финансирования на основную деятельность.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения Республики Алтай от 6 июня 2011 г. N 76 "Об утверждении Концепции Республиканской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.