Решение Верховного Суда Республики Алтай от 8 сентября 2008 г. N 3-11/2008
(извлечение)
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Алтай о признании Закона Республики Алтай "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай" от 30.11.2007 года N 72-РЗ в части подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 7 недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, установил:
Первый заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании Закона Республики Алтай "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай" от 30.11.2007 года N 72-РЗ в части подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 7 недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку данная норма противоречит ст.ст. 75, 77 Лесного кодекса РФ.
В судебном заседании прокурор Костерин В.В. заявление поддержал в полном объеме.
Представитель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Бахтушкина Л.И. с требованиями первого заместителя прокурора Республики Алтай не согласилась.
Представители Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Арбатская Н.В., Кудрявцева Е.Н. с требованиями первого заместителя прокурора Республики Алтай не согласились.
Заслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. На уровне Российской Федерациям правовое регулирование лесных отношений осуществляется Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования леса является заготовка древесины. Лесные отношения, связанные с заключением договора купли-продажи лесных насаждений, урегулированы главой 7 Лесного кодекса РФ, где ч. 6 ст. 75 данного кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право путем принятия своих законов устанавливать исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно п. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
30 ноября 2007 года Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай N 72-РЗ "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай", где в ст. 1 указано, что настоящий закон регулирует отдельные вопросы в области лесных отношений в пределах полномочий Республики Алтай, установленных Лесным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 4 части 1 статьи 3 Закона РА N 72-РЗ от 30.11.2007 года к полномочиям Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в области лесных отношений относится установление законом Республики Алтай исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно п.п. 1, 2, 3 части 1 статьи 7 данного Закона Республики Алтай к исключительным случаям заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений отнесены:
1) случаи, когда требуются срочные рубки лесных насаждений, поврежденных в результате пожаров, ветровалов, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повреждения леса вредителями и болезнями, при которых происходит полная или частичная потеря товарных качеств древесины в насаждениях;
2) случаи, когда требуется рубка деревьев, угрожающих падением на провода линий связи, электропередачи, при ликвидации аварий, произошедших на этих линиях, а также деревьев, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан;
3) заготовка древесины для удовлетворения потребностей бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета и сельскохозяйственных организаций, зарегистрированных и располагающихся на территории Республики Алтай.
Статьей 75 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется по договору купли-продажи лесных насаждений.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются исключительные случаи заготовки древесины на основании договора. Такое право предоставлено субъектам РФ в рамках своих полномочий частью 6 статьи 75 Лесного кодекса РФ, согласно которой исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, Закон РА "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай", которым установлены исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, был принят во исполнение указанных положений федерального законодательства.
Как следует из положений Лесного кодекса, в ч. 1 ст. 77 отсутствует понятие "исключительные случаи заготовки древесины" применительно к ч. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ. В данном случае, в силу ч. 6 ст. 75 Лесного кодекса РФ, оспариваемая норма закона указывает на то, что случаи заготовки древесины по договору купли-продажи являются исключительными и должны быть установлены законом субъекта.
Сравнительный анализ оспоренных п.п. 1, 2, 3 части 1 статьи 7 Закона Республики Алтай "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай" от 30.11.2007 года N 72-РЗ с вышеприведенными федеральными нормами права свидетельствуют о том, что лесные отношения, связанные с заключением договора купли-продажи лесных насаждений в случаях, названных исключительными в п.п. 1, 2, 3 части 1 статьи 7 Закона РА, урегулированы данным законом субъекта в рамках полномочий субъекта РФ. Вышеуказанные положения оспариваемого закона не несут неопределенного и двусмысленного толкования, и не свидетельствуют о противоречии данных норм действующему законодательству в области регулирования лесных отношений, поскольку определение в республиканском законе случаев заключения договора купли-продажи лесных насаждений согласуется с нормами, установленными ст.ст. 19, 30 Лесного кодекса Российской Федерации.
Что касается порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений, то он урегулирован ст. 77 Лесного кодекса РФ, согласно которой договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 Лесного Кодекса РФ, которыми установлен исчерпывающий перечень случаев заключения таких договоров без соблюдения вышеуказанного требования.
Исходя из анализа оспариваемых положений республиканского закона следует, что они не содержат норм, регулирующих случаи заключения договоров купли-продажи лесных насаждений в Республике Алтай на аукционе или без его проведения.
Из смысла пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 7 оспоренного Закона РА не следует, что договор купли-продажи лесных насаждений по указанным случаям заключается без проведения аукциона. В связи с этим, не имеется оснований считать, что установленные в Законе РА исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, являются случаями заключения указанных договоров без аукциона.
Таким образом, оспариваемые положения Закона Республики Алтай "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай" от 30.11.2007 года N 72-РЗ в части подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 7 не противоречат федеральному законодательству, поскольку регулируют лишь вопрос исключительных случаев заготовки древесины, а не вопрос порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, для решения которого должны применяться предусмотренные в Лесном кодексе РФ определенные требования.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении требований первого заместителя прокурора Республики Алтай о признании Закона Республики Алтай "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай" от 30.11.2007 года N 72-РЗ в части подпунктов 1, 2, 3 пункта 1 статьи 7 недействующим со дня вступления в законную силу решения суда отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба или внесено кассационное представление в
Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 8 сентября 2008 г. N 3-11/2008
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании