В целях реализации бюджетного процесса в Республике Алтай, в соответствии с Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2013-2015 годы (далее - Основные направления).
2. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Республики Алтай осуществлять планирование своих бюджетов в соответствии с Основными направлениями.
3. Министерству финансов Республики Алтай при формировании проекта республиканского бюджета Республики Алтай на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов руководствоваться Основными направлениями.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Алтай при формировании местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тевоняна С.М.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Антарадонов |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2013-2015 годы
(одобрены постановлением Правительства Республики Алтай
от 19 июля 2012 г. N 192)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2013-2015 годы (далее также - Основные направления) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай".
При разработке Основных направлений учтены положения следующих правовых актов:
Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года "О бюджетной политике в 2013-2015 годах";
Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных 2 мая 2012 года Правительством Российской Федерации;
Основных направлений бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации;
Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года N 54-РЗ "О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай";
распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 апреля 2012 года N 256-р "Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Алтай и муниципальных образований в Республике Алтай на 2012-2015 годы".
При реализации Основных направлений учитываются иные правовые акты, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере деятельности.
Большинство задач, предусмотренных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Алтай в предыдущий период, сохраняют свою актуальность на 2013-2015 годы и будут направлены на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Сохраняются приоритеты в области налоговой политики - это создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей рост налогооблагаемой базы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также выполнение Плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Алтай на 2011-2013 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Алтай от 31 марта 2011 года N 136-р.
С учетом необходимости обеспечения бюджетной сбалансированности будут приниматься меры, направленные на увеличение доходов республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов. Основными источниками роста налоговых поступлений могут стать как изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации (повышение налоговых ставок, изменение порядка исчисления и уплаты отдельных налогов), так и принятие мер в области налогового администрирования. Отдельным направлением налоговой политики Российской Федерации в плановом периоде предусматривается проведение на федеральном уровне работы по оптимизации налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения, что соответственно будет способствовать повышению доходов консолидированного бюджета Республики Алтай.
В части мер налогового стимулирования ожидается внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в частности по следующим направлениям:
поддержка инвестиций и развития человеческого капитала (изменения в части налогообложения доходов физических лиц);
совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса (с 1 января 2013 года будет введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая будет выделена в виде самостоятельной главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации);
сохранение тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (начиная с 1 января 2014 года предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации).
В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах по следующим направлениям:
а) акцизное налогообложение. В отношении алкогольной продукции предусматривается сохранение уровня ставок акцизов в 2013 и 2014 годах в размерах, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Изменение ставок акциза будет осуществляться в 2015 году. Ставки акцизов на моторное топливо и прочие подакцизные товары в 2013 и 2014 годах будут сохранены на уровне, определенном Налоговым кодексом Российской Федерации, а в 2015 году - повышены на 10% по отношению к ставкам 2014 года в отношении моторного топлива 4 и 5 экологических классов и на 20% в отношении моторного топлива прочих экологических классов;
б) введение налога на недвижимость. Сроки введения данного налога напрямую зависят от сроков завершения оценки капитального строительства в Российской Федерации, поскольку определение наиболее эффективных налоговых ставок по налогу на недвижимое имущество, а также установление конкретных размеров налоговых вычетов возможно только после окончания формирования налоговой базы - кадастровой стоимости объектов недвижимости. В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации налога на недвижимое имущество, оценка всех объектов капитального строительства в Российской Федерации должна быть завершена в 2012 году;
в) сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;
г) совершенствование налога на прибыль организаций;
д) совершенствование налогового администрирования. Формирование доходов республиканского бюджета Республики Алтай будет находиться в прямой зависимости от предстоящих изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, реальной оценки макроэкономических показателей, фактической ситуации, складывающейся с поступлением доходов, и достижения показателей прогноза социально-экономического развития Республики Алтай.
В среднесрочной перспективе также необходимо осуществление следующих мер, направленных на расширение налогового потенциала и увеличение доходной базы консолидированного бюджета Республики Алтай:
повышение уровня ответственности главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита бюджета за качественное планирование и выполнение годовых плановых назначений поступления доходов и источников финансирования дефицита в консолидированный бюджет Республики Алтай;
координация действий органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай и территориальных органов федеральных органов государственной власти в Республике Алтай для повышения уровня собираемости доходов, актуализации налоговой базы;
совершенствование форм и актуализация показателей налоговых паспортов муниципальных образований в Республике Алтай;
реализация механизмов государственно-частного партнерства в целях реализации социально значимых, инфраструктурных, инновационных, инвестиционных проектов в Республике Алтай, способствующих снижению финансовой нагрузки на консолидированный бюджет Республики Алтай;
разработка механизмов стимулирования муниципальных образований в Республике Алтай к увеличению собственной доходной базы;
использование требования об отсутствии задолженности по платежам в республиканский бюджет и местные бюджеты в Республике Алтай как обязательного условия при оказании мер государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай;
повышение эффективности использования государственной собственности Республики Алтай и муниципальной собственности, включая:
а) проведение инвентаризации земельных участков, а также завершенных и не завершенных строительством объектов недвижимости, по результатам которой принять меры по постановке указанных объектов на учет в Реестре государственного имущества Республики Алтай и к государственной регистрации прав собственности Республики Алтай на земельные участки и завершенные строительством объекты недвижимости;
б) проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Республики Алтай и муниципальных унитарных предприятий для определения целесообразности их функционирования в организационно-правовой форме унитарного предприятия;
в) проведение оптимизации структуры имущества, находящегося в собственности Республики Алтай и муниципальной собственности, с целью получения дополнительных доходов от его использования или реализации.
В целях совершенствования администрирования платежей, поступающих в консолидированный бюджет Республики Алтай, будет продолжена работа комиссии по мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Алтай и сокращению объема недоимки по платежам в бюджетную систему Российской Федерации, созданной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 февраля 2008 года N 27.
Обеспечение сбалансированности республиканского бюджета Республики Алтай продолжает оставаться основным приоритетом бюджетной политики на среднесрочную перспективу, сохраняет свою актуальность задача повышения эффективности бюджетных расходов с выделением следующих основных направлений:
а) инвентаризация главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Алтай действующих расходных обязательств и определение приоритетов развития в соответствующей сфере деятельности с учетом обеспечения первоочередных расходных обязательств, включая меры, предусмотренные соответствующими Указами Президента Российской Федерации.
В целях обеспечения устойчивости бюджетной системы в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года необходимо осуществлять планирование и исполнение расходов республиканского бюджета Республики Алтай по приоритетным направлениям за счет всех источников, включая средства федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Алтай, внебюджетных источников, в том числе приносящую доход деятельность, а также за счет оптимизации бюджетных расходов. В качестве первоочередного источника финансового обеспечения повышения расходов по приоритетным направлениям необходимо использовать результаты оптимизации бюджетных расходов за счет проведения системных структурных реформ отраслей социальной сферы и государственного управления, включающих реорганизацию неэффективных организаций;
б) повышение эффективности оказания государственных услуг, в том числе повышение качества их предоставления;
в) планирование республиканского бюджета Республики Алтай на базе государственных программ с направлением финансовых ресурсов на цели социально-экономического развития Республики Алтай с четкими показателями результативности. В связи с масштабностью, реализация данного направления требует введения переходного этапа, обеспечивающего адаптацию существующих и планируемых систем классификации расходов;
г) с учетом планируемых на федеральном уровне изменений в бюджетное законодательство, усиливающих роль бюджетной политики как инструмента развития и стимулирования экономического роста, следует начать работу по формированию долгосрочной бюджетной стратегии, в рамках которой планируется определить предельные объемы бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Алтай на финансовое обеспечение государственных программ, а также сформулировать основные подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
д) планирование расходов на осуществление закупок товаров, работ и услуг производить с учетом ожидаемых изменений в федеральное законодательство в данной сфере, предусматривающего долгосрочное планирование закупок в соответствии с документами, определяющими цели и задачи деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Алтай (государственные программы и иные документы программно-целевого планирования);
е) обеспечение перехода к "эффективному контракту" с работниками государственных учреждений Республики Алтай, который должен четко определять условия оплаты труда с учетом "социального пакета" работника в зависимости от производительности труда работника, что должно быть увязано с этапами оптимизационных мероприятий, направленных на повышение эффективности соответствующих отраслей;
ж) направление ресурсов на приоритетные мероприятия, предусматривающие улучшение инвестиционного климата в Республике Алтай и финансовая поддержка масштабных экономических преобразований.
Конечная цель преобразований - обеспечение Республикой Алтай значимого места в межрегиональном разделении труда не только в качестве региона с высоким туристско-рекреационным и сельскохозяйственным потенциалах.
Кроме того, предоставление бюджетных инвестиций будет осуществляться исходя из возможностей бюджетной системы и наличия интереса частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов;
з) для развития межбюджетных отношений планируется распространение на муниципальный уровень апробированных на республиканском уровне практик внедрения перспективных технологий в области повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе: программно-целевое планирование бюджетных расходов с ориентацией на достижение целей социально-экономического развития Республики Алтай, обеспечение эффективного и качественного предоставления муниципальных услуг; заключение "эффективных контрактов" с руководителями муниципальных учреждений и оценка эффективности их деятельности с учетом результатов работы учреждения за отчетный период.
Стимулирующая роль в развитии межбюджетных отношений предусматривается при направлении средств на софинансирование полномочий местного самоуправления с учетом оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай в отраслях экономики, а также в применении конкурсных механизмов распределения средств на софинансирование отдельных муниципальных программ, направленных на социально-экономическое развитие Республики Алтай.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в целях обеспечения устойчивости бюджетной системы планируется усилить ответственность муниципальных образований за неэффективную бюджетную политику;
и) проведение взвешенной долговой политики и поддержание оптимального объема государственных внутренних заимствований Республики Алтай для достижения высокой степени долговой устойчивости.
Управление муниципальным долгом будет осуществляться в рамках соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований, заключаемых органами местного самоуправления в Республике Алтай и Министерством финансов Республики Алтай, регулирующих в том числе объемы муниципального долга и обязательность согласования с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Алтай планируемое увеличение долговых обязательств муниципального образования;
к) в соответствии с планируемыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предполагается совершенствование форм финансового контроля с использованием механизмов, ориентированных на определение результативности и эффективности бюджетных расходов, а также повышение уровня ответственности главных распорядителей бюджетных средств за полноту охвата и качество ведомственного финансового контроля;
л) обособленным направлением бюджетной политики на 2013-2015 годы рассматривается содействие повышению уровня финансовой грамотности населения, предполагающего умение использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благополучия и, что особенно актуально - финансовой безопасности, в целом повышение финансовой грамотности населения направлено на развитие финансового рынка в Республике Алтай.
Комплексная реализация всех вышеперечисленных направлений ориентирована на обеспечение сбалансированности республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов, что в свою очередь способствует достижению основной цели социально-экономического развития Республики Алтай - повышения уровня и качества жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 19 июля 2012 г. N 192 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2013-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Звезда Алтая" от 2 августа 2012 г. N 173-176