Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства финансов Республики Алтай
от 5 декабря 2012 г. N 178/1-п
Ведомственная целевая программа
"Повышение финансовой грамотности населения в сфере налогообложения
и организации бюджетного процесса в 2013-2015 годах"
Паспорт целевой программы ведомства
Наименование главного распорядителя средств республиканского бюджета |
Министерство финансов Республики Алтай |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Повышение финансовой грамотности населения в сфере налогообложения и организации бюджетного процесса в 2013-2015 годах " |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Приказ Министерства финансов Республики Алтай от 5 декабря 2012 года N 178/1-п "Об утверждении ведомственной целевой программы "Повышение финансовой грамотности населения в сфере налогообложения и организации бюджетного процесса в 2013-2015 годах" |
Цели и задачи
Целевые индикаторы и показатели |
Цель: Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Алтай в сфере налогообложения и организации бюджетного процесса в Республике Алтай
Задачи: организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности в сфере налогообложения и бюджетного процесса всем категориям населения Республики Алтай; повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов; формирование положительного отношения государственных и муниципальных служащих к проявлению активности граждан по повышению финансовой грамотности
Количество проведенных публичных мероприятий (семинары, "круглые столы", выставки, конференции); количество выпущенных информационных брошюр, буклетов, сборников; увеличение количества налогоплательщиков, представивших декларации формы 3-НДФЛ о доходах; ежегодный прирост поступлений местных налогов, уплачиваемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями; рост количества посещений единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); обеспечение открытости бюджета и бюджетного процесса Республики Алтай для населения Республики Алтай |
Характеристика программных мероприятий |
Проведение просветительских мероприятий среди населения Республики Алтай в сфере налогообложения и организации бюджетного процесса, в том числе с привлечением сотрудников налоговых органов Республики Алтай |
Сроки реализации |
С 2013 по 2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
Всего средства республиканского бюджета Республики Алтай - 450 тыс. рублей в том числе: 2013 год 150 тыс. рублей; 2014 год 150 тыс. рублей; 2015 год 150 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Сокращение количества физических лиц - налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов; предоставление широкого спектра информационных услуг; ежегодный прирост поступлений местных налогов, уплачиваемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не менее 2% по отношению к предыдущему финансовому году; увеличение количества налогоплательщиков, представивших декларации формы 3-НДФЛ о доходах не менее 20% ; привлечение общественности Республики Алтай к обсуждению проекта республиканского бюджета Республики Алтай. |
1. Характеристика проблемы
Многочисленные исследования показывают, что граждане не достаточно информированы об организации бюджетного процесса, о налоговом законодательстве, не представляют и не осознают в достаточной степени своих прав и обязанностей в качестве налогоплательщиков по отношению к государству.
К сожалению, многие граждане теряются, поскольку не знают и не представляют правовых возможностей решения их проблем в части организации бюджетного процесса и налогов.
Установлено, что в доминирующих в обществе установках преобладают упрощенные понятия бюджетной системы и налоговой системы. В большинстве случаев это препятствует адекватной оценке. В свою очередь, искаженные представления отрицательно влияют на мотивацию юридически значимого поведения: одних они подталкивают к совершению налоговых правонарушений, у других формируют социально-правовую пассивность.
Важной и широкомасштабной представляется целенаправленная работа по правовому воспитанию граждан в Республике Алтай. На первом плане должна быть информационно-просветительская работа с гражданами, формирование налоговой культуры, дисциплины.
Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не показывать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства.
Одной из причин экономической преступности является нравственно-психологическое состояние граждан, характеризующееся негативным отношением к существующей бюджетной системе и системе налогообложения. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем их финансовой культуры. Принимая это во внимание, главным направлением деятельности по предупреждению экономической преступности следует признать повышение уровня финансовой культуры населения. Это, прежде всего, предполагает широкое информирование населения о бюджетном и налоговом законодательстве и его применении.
Более того, необходимо создавать гражданам условия, включая доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование.
Предупреждение экономических преступлений и правонарушений достигается не только силовыми, но и активными разъяснительно-профилактическими методами с использованием средств массовой информации и развитием связей с общественностью.
К числу основных целей информационно-пропагандистского обеспечения предупреждения экономических преступлений относится формирование правовой культуры населения в вопросах бюджетного и налогового законодательства.
Огромная роль в деле повышения уровня финансовой грамотности отводится телевидению. Средствами массовой информации должна осуществляться пропаганда в целях воспитания добросовестных налогоплательщиков, профилактики экономических преступлений и правонарушений, формирования у общественности негативного отношения к недобросовестным налогоплательщикам. Практика показывает, что наиболее эффективными по своему воздействию являются телепередачи, подготовленные с непосредственным участием специалистов.
Высокую эффективность в деле формирования финансовой культуры и правосознания показала социальная реклама.
Необходимость формирования у граждан и предпринимателей финансовой культуры обязывает осуществлять профилактические мероприятия.
Представляется, что ознакомление школьников с элементами бюджетирования и налогообложения в раннем возрасте позволит в будущем существенно повысить уровень финансовой культуры населения. По мнению отдельных специалистов, все учебные программы многоуровневой системы образования должны содержать элементы финансовой культуры.
При этом необходимо создать такое общественное мнение, что платить налоги - это не просто обязанность, а почетная обязанность, т.к. исправное исполнение обязанности налогоплательщика каждым гражданином является залогом укрепления российской государственности и экономической предпосылкой формирования гражданского общества в Российской Федерации.
В Республике Алтай исследования в области налоговой грамотности не проводились. Налоговые органы проводят мероприятия по повышению налоговой грамотности, но на сегодняшний момент этих мероприятий не достаточно.
Программа должна быть нацелена на создание системы информационной безопасности для домохозяйств. Необходимо обеспечить тот уровень практических знаний населения, который предупредит массовые ошибки и рационализирует стереотипы массового финансового поведения.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Алтай в сфере налогообложения и организации бюджетного процесса.
Реализация поставленной цели Программы требует решения следующих задач:
организация системы финансового образования и просвещения, способствующей передаче знаний и навыков финансовой грамотности в сфере налогообложения и бюджетного процесса всем категориям населения Республики Алтай;
повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов;
формирование положительного отношения государственных и муниципальных служащих, к проявлению активности граждан по повышению финансовой грамотности.
Структура мероприятий, реализуемых в рамках вышеуказанных задач, направлена на достижение ожидаемых результатов реализации целевой программы ведомства и целевых индикаторов согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
Перечень программных мероприятий и описание целевых показателей ведомственной программы развития изложены в приложении N 2 к настоящей Программе.
3. Описание социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация целей и задач Программы и выполнение всех программных мероприятий позволит достичь:
сокращение количества налогоплательщиков уклоняющихся от уплаты налогов";
предоставление широкого спектра информационных услуг, обеспечение равных условий для выполнения налоговых обязательств;
ежегодный прирост поступлений местных налогов, уплачиваемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями не менее 2% по отношению к предыдущему финансовому году;
увеличение количества налогоплательщиков, представивших декларации формы 3-НДФЛ о доходах не менее 20% ;
привлечение общественности Республики Алтай к обсуждению проекта республиканского бюджета Республики Алтай.
В результате планируется обеспечить на срок действия Программы повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Алтай в сфере налогообложения и организации бюджетного процесса.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных на соответствующий финансовый год и плановый период законом о республиканском бюджете Республики Алтай.
Общий объем финансовых средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет - 450 тыс. рублей.
В том числе по годам:
2013 год - 150 тыс. рублей;
2014 год - 150 тыс. рублей;
2015 год - 150 тыс. рублей;
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.
5. Организация управления Программой и контроль ее реализации
Государственным заказчиком Программы является Министерство финансов Республики Алтай. Механизм финансирования корректируется в зависимости от достижения (недостижения) плановых обозначаемых целевых показателей.
Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, подготовке информации, докладов по результатам выполнения мероприятий Программы и организационно-техническое обеспечение Программы. Также Министерство финансов Республики Алтай формирует отчет о выполнении Программы.
Контроль за ходом реализации, целевым расходованием средств, направленных на реализацию Программы, осуществляется Министерством финансов Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.