В целях реализации бюджетного процесса в Республике Алтай, в соответствии с Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2014-2016 годы (далее - Основные направления).
2. Главным распорядителям средств республиканского бюджета Республики Алтай осуществлять планирование своих бюджетов в соответствии с Основными направлениями.
3. Министерству финансов Республики Алтай при формировании проекта республиканского бюджета Республики Алтай на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов руководствоваться Основными направлениями.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Алтай при формировании местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тевоняна С.М.
Глава Республики Алтай, |
А.В. Бердников |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2014-2016 годы
(одобрены постановлением Правительства Республики Алтай от 17 июля 2013 г. N 190)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2014-2016 годы (далее также - Основные направления) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай".
При разработке Основных направлений учтены положения следующих правовых актов:
Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 года "О бюджетной политике в 2014-2016 годах" (далее - Бюджетное послание Президента Российской Федерации);
Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года;
Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" (далее - Федеральный закон 104-ФЗ);
Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ);
Закона Республики Алтай от 27 июля 2005 года N 54-РЗ "О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай";
распоряжения Правительства Республики Алтай от 28 апреля 2012 года N 256-р "Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Алтай и муниципальных образований в Республике Алтай на 2012-2015 годы";
распоряжения Правительства Республики Алтай от 31 августа 2012 года N 523-р "Об утверждении перечня государственных программ Республики Алтай".
При реализации Основных направлений учитываются иные правовые акты, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере деятельности.
I. Налоговая политика
В трехлетней перспективе 2014-2016 годов приоритеты Правительства Республики Алтай в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С учетом необходимости наращивания собственной доходной базы будут приниматься меры по реализации Плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Алтай на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Алтай от 31 марта 2011 года N 136-р.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах по следующим направлениям:
совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц;
совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
акцизное налогообложение;
совершенствование налогового администрирования.
В целях поддержки инвестиций и развития человеческого капитала ожидается внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения доходов физических лиц. В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов. Планируется внесение изменений, направленных на совершенствование применения налоговых вычетов при приобретении жилья и налогообложения доходов от реализации жилой недвижимости и иного недвижимого имущества.
Также предполагается продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и не персонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом индивидуальные предприниматели будут уплачивать взносы за себя по дифференцированному тарифу в зависимости от величины их годового дохода.
В настоящее время подготовлен проект поправок к проекту федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", предусматривающему включение в налоговую систему Российской Федерации налога на недвижимое имущество.
Проектом поправок установлено, что в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.
Важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2018 года будет являться переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций.
В части налогообложения акцизами в среднесрочном периоде будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы, за некоторым исключением, предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах.
Также будут приняты меры по обеспечению привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок".
Формирование доходов республиканского бюджета Республики Алтай будет находиться в прямой зависимости от предстоящих изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, реальной оценки макроэкономических показателей, фактически складывающейся ситуации с поступлением доходов, а также от показателей прогноза социально-экономического развития Республики Алтай.
В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить повышение результативности мер, направленных на расширение налогового потенциала и увеличение доходной базы консолидированного бюджета Республики Алтай, в том числе предусмотренных Планом мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Алтай на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Республики Алтай от 31 марта 2011 года N 136-р.
В трехлетней перспективе 2014-2016 годов первостепенной задачей налоговой политики в Республике Алтай будет являться повышение уровня собираемости доходов консолидированного бюджета Республики Алтай, принятие мер по сокращению роста задолженности по доходам консолидированного бюджета Республики Алтай, минимизация ее объема, принятие мер дополнительного воздействия на недобросовестных плательщиков путем взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай и территориальных органов федеральных органов государственной власти в Республике Алтай.
В 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов в качестве мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай, требующих целенаправленной и систематической работы, в частности определены:
проведение мониторинга налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку на реализацию инвестиционных проектов;
осуществление контроля за постановкой на учет предприятий и предпринимателей, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах в Республике Алтай, заключивших государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Республики Алтай;
принятие мер по легализации "теневой" заработной платы и получаемого дохода;
осуществление мониторинга нереализованного налогового потенциала по муниципальным образованиям в Республике Алтай. При этом актуализация сведений, содержащихся в налоговых паспортах муниципальных образований в Республике Алтай, должна осуществляться на постоянной основе;
проведение работы по формированию наиболее полной и достоверной налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу;
повышение эффективности использования государственной собственности Республики Алтай и муниципальной собственности.
В целях совершенствования администрирования платежей, поступающих в консолидированный бюджет Республики Алтай, будет продолжена работа комиссии по мобилизации доходов консолидированного бюджета Республики Алтай и сокращению объема недоимки по платежам в бюджетную систему Российской Федерации, созданной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 февраля 2008 года N 27.
II. Бюджетная политика
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации определены основные направления бюджетной политики, где первоочередной задачей определено повышение эффективности расходов и переориентация бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики.
Основные направления бюджетной политики Республики Алтай в 2014-2016 годах ориентированы на обеспечение реализации мероприятий по исполнению перечня указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Приоритеты бюджетной политики Республики Алтай определены для обеспечения реализации мер по достижению целей социально-экономического развития Республики Алтай, установленных планово- прогнозными документами, в условиях сохранения сбалансированности бюджета при возрастающей бюджетной нагрузке.
Для полномасштабного перехода к результативному управлению разработана Концепция совершенствования программно-целевого управления деятельностью органов государственной власти Республики Алтай, на основе Концепции сформирована модельная схема целеполагания исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, в которой взаимосвязаны цели социально-экономического развития в соответствии с планово-прогнозными документами Республики Алтай и реализующими их целями деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.
В модельной схеме графически отображены цели исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, достижение которых в совокупности направлено на реализацию стратегической цели, установленной Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай: повышение конкурентоспособности Республики Алтай и рост благосостояния жителей. Каждый уровень целей реализуется целевыми программами разного типа: цели исполнительных органов государственной власти Республики Алтай достигаются при осуществлении мероприятий ведомственных целевых программ, тактические цели - посредством планирования и реализации такого инструмента выработки государственной политики, объединяющего процессы бюджетного и стратегического планирования, как государственные программы Республики Алтай.
Практическая реализация основных направлений бюджетной и налоговой политики предполагает планирование расходной части республиканского бюджета Республики Алтай (далее - бюджет, республиканский бюджет) на основе государственных программ Республики Алтай, что в полной мере отвечает принципам бюджетной системы Российской Федерации эффективности использования бюджетных средств и прозрачности (открытости) бюджета и бюджетного процесса.
В соответствии с основными направлениями бюджетной политики Республики Алтай на период 2013-2015 годов проведена работа по формированию базовых механизмов программно-целевого управления: подготовлена нормативная правовая база, регламентирующая порядок формирования и реализации государственных программ Республики Алтай, определен перечень государственных программ, которые сформированы, утверждены и исполняются, начиная с 2013 года.
В среднесрочной перспективе необходимо продолжить работу над совершенствованием государственных программ Республики Алтай и акцентировать внимание на проработке их качественных составляющих.
При доработке государственных программ Республики Алтай следует учесть в их составе требования "дорожных карт" изменений в социальной сфере, про инвентаризировать действующие государственные программы Республики Алтай на предмет соответствия условиям предоставления средств федерального бюджета. В сфере развития социальной поддержки граждан при планировании расходов необходимо исходить из адресного характера выплат, основанного на критерии нуждаемости. В каждой государственной программе Республики Алтай так же следует предусмотреть меры по оптимизации государственных закупок.
Общие направления бюджетной политики, требуемые к реализации в рамках государственных программ Республики Алтай на период 2014-2016 годов:
1. Повышение эффективности бюджетных расходов.
Формирование и реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов приобретает острую актуальность в условиях увеличения нагрузки на республиканский бюджет Республики Алтай в связи с обязательствами по повышению оплаты труда отдельных категорий населения, и в связи с совершенствованием разграничения полномочий органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай (с 1 января 2014 года с местного на региональный уровень передаются вопросы, связанные с финансовым обеспечением дошкольного образования).
В рамках данного направления необходимо продолжить реализацию мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Алтай, в том числе:
безусловное выполнение публичных нормативных обязательств; осуществление взвешенной долговой политики, предусматривающей меры по снижению долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Алтай;
резервирование средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций для недопущения отвлечения целевых средств при наступлении непредвиденных ситуаций;
оптимизация бюджетных расходов в каждом органе государственной власти Республики Алтай, в соответствии с ведомственными планами оптимизации бюджетных расходов, предусматривающих сокращение численности работников, анализа эффективности использования государственного имущества и структуры подведомственных учреждений. При этом высвобождающиеся средства должны быть направлены на приоритетные направления расходов в сфере развития соответствующей отрасли, в первую очередь на исполнение указов и поручений Президента Российской Федерации;
привлечение внебюджетных источников финансирования и разработка мер по развитию государственно-частного партнерства;
обеспечение методической помощи по вопросам формирования местных бюджетов на 2014-2016 годы на основе муниципальных программ в экспериментальном режиме в отношении отдельных муниципальных образований в Республике Алтай, с распространением опыта при формировании проектов местных бюджетов на 2015-2017 годы.
2. Повышение результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в Республике Алтай.
Данное направление предполагает модернизацию подходов к определению объемов межбюджетных трансфертов с учетом результатов конкурсных процедур, при выполнении условий соглашений, предусматривающих: внедрение программно-целевых методов планирования с установлением показателей эффективности использования каждого из видов трансфертов, безусловное исполнение публичных обязательств, выполнение Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Алтай и муниципальных образований в Республике Алтай на 2012-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Алтай от 28 апреля 2010 года N 256-р.
3. Осуществление мониторинга достижения результатов.
Переход к преимущественно программно-целевым принципам планирования бюджетных расходов означает изменение подходов и к оценке исполнения республиканского бюджета Республики Алтай, со смещением акцента от сопоставления плановых и фактических значений по денежным показателям к мониторингу достижения показателей результативности, источником финансового обеспечения которого является республиканский бюджет Республики Алтай.
Необходимо продолжить работу над совершенствованием методологической базы и акцентировать внимание на проработке качественных составляющих государственных программ Республики Алтай и механизмов мониторинга достижения заявленных в программах результатов.
При этом необходимо предусмотреть и тщательно проработать механизмы установления персональной ответственности за достижение целевых результатов, установленных в заключаемых контрактах. В этом контексте необходимо фиксировать в составе служебных контрактов и трудовых договоров с руководителями разных уровней (исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, их структурных подразделений, государственных учреждений Республики Алтай), участвующих в реализации отдельных элементов государственных программ Республики Алтай, показателей их результативности. Например, на уровне государственных учреждений Республики Алтай - это показатели выполнения государственных заданий.
4. Повышение качества предоставления государственных услуг (выполнения работ).
В рамках задачи по повышению эффективности бюджетных расходов на федеральном уровне планируется установление единого перечня государственных услуг (работ), а так же единых порядков расчета нормативных затрат на их оказание, что позволит обеспечить, в том числе и на территории Республики Алтай, сопоставимость качества и затрат на государственные услуги (работы), предоставляемые в государственных учреждениях Республики Алтай. Исчерпывающий перечень унифицированных государственных услуг (работ) и единые нормативы затрат на их предоставление позволят четко определить объем расходов, связанных с реализацией расходных обязательств в рамках полномочий Республики Алтай.
Исполнительным органам государственной власти Республики Алтай при разработке административных регламентов предоставления государственных услуг (работ) необходимо предусмотреть требования к показателям качества их предоставления, так как стандарт качества имеет ключевое значение как при установлении государственных заданий, так и при мониторинге достижения результатов.
5. Новое звучание приобретет такой инструмент повышения эффективности бюджетных расходов как реестр расходных обязательств, в составе которого будут отображены полномочия Республики Алтай в детализации по конкретным государственным услугам (работам). При этом планирование расходов на основе детализированного реестра расходных обязательств, в разрезе государственных услуг (работ) в составе государственных программ Республики Алтай, позволит проследить на какую цель развития региона направлены расходы.
В процессе планирования проекта республиканского бюджета Республики Алтай на основе государственных программ Республики Алтай, в части осуществления закупок необходимо руководствоваться нормами Федерального закона N 44-ФЗ, вступающего в силу с 1 января 2014 года (за исключением отдельных положений данного закона) и предусматривающего формирование плана и графика закупок, осуществляемых в целях реализации мероприятий государственных программ и выполнение функций и полномочий государственных органов Республики Алтай.
6. Повышение эффективности финансового контроля, а также контроля в сфере государственных закупок будет осуществляться в следующих направлениях:
а) оказание методической помощи органам местного самоуправления в Республике Алтай в целях совершенствования системы муниципального финансового контроля, повышения его качества и переориентации на оценку достижения целей и эффективности расходования бюджетных средств;
б) создание и внедрение надежной системы ведомственного контроля, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Алтай, повышение уровня его организации и качества контрольных мероприятий;
в) принятие мер в целях реализации Федерального закона N 44-ФЗ в части осуществления эффективного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе.
7. Федеральным законом N 104-ФЗ внесены поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающие возможность полного перехода к программному планированию, включая новую бюджетную классификацию, субъектам Российской Федерации дано право устанавливать перечень и коды целевых статей расходов в соответствии с государственными программами. Применение с 2014 года программных кодов целевых статей при планировании республиканского бюджета Республики Алтай является еще одним инструментом для повышения эффективности расходов при максимальной степени прозрачности республиканского бюджета Республики Алтай. Практика исполнения республиканского бюджета Республики Алтай в новой классификации расходов составит базу для актуализации перечня целевых статей, планируемых к применению в целях формирования проекта республиканского бюджета Республики Алтай на 2015-2016 годы.
8. Автоматизация бюджетного процесса.
Масштабность и комплексный характер планирования республиканского бюджета Республики Алтай в форме государственных программ Республики Алтай требует минимизации трудозатрат посредством автоматизации бюджетного процесса. В этом направлении планируется осуществить обследование текущего состояния для выявления отдельных элементов бюджетного процесса, подлежащих дальнейшей автоматизации. К окончанию очередного бюджетного цикла следует сформировать стратегию развития автоматизации бюджетного процесса и план ее последовательной реализации.
9. Системные преобразования в сфере бюджетного планирования требуют повышения уровня прозрачности республиканского бюджета Республики Алтай, необходимо обеспечить населению доступ к информации о том, как осуществляется бюджетный процесс.
При принятии решений, связанных с определением приоритетов расходования бюджетных средств, необходимо совершенствовать механизмы обратной связи с гражданами, институтами гражданского общества и бизнес-сообществом.
Информирование населения Республики Алтай о планируемых расходах, о качественных характеристиках использования бюджетных средств, о перспективах развития бюджетного процесса необходимо осуществлять на регулярной основе и в доступной форме.
В контексте повышения открытости использования бюджетных средств задача повышения финансовой грамотности населения Республики Алтай рассматривается как вспомогательная, но имеющая социальную значимость, и ее реализация в среднесрочной перспективе будет способствовать достижению общих в целом для Республики Алтай целей социально-экономического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены основные направления налоговой политики Республики Алтай на 2014-2016 гг. Приоритеты Правительства Республики Алтай в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов. В 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов в качестве мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Алтай, требующих целенаправленной и систематической работы, определены проведение мониторинга налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку на реализацию инвестиционных проектов, осуществление контроля за постановкой на учет предприятий и предпринимателей, не состоящих на налоговом учете в налоговых органах в Республике Алтай, заключивших государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Республики Алтай, принятие мер по легализации "теневой" заработной платы и получаемого дохода и т. д.
Постановление Правительства Республики Алтай от 17 июля 2013 г. N 190 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2014-2016 годы"
Текст постановления опубликован на официальном портале Республики Алтай в сети "Интернет" 24 июля 2013 г. (www.altai-republic.ru), Сборнике законодательства Республики Алтай, июль 2013 г. N 102