Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Избирательной
комиссии Республики Алтай
от 20 августа 2014 г. N 106/583
Памятка наблюдателя
на выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и выборы депутатов Республики Алтай шестого созыва 14 сентября 2014 года
Правовые основы выборов органов государственной власти в Республике Алтай
Основными законами, которые определяют порядок проведения выборов органов государственной власти Республики Алтай, являются:
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
Закон Республики Алтай от 25 июня 2012 г. N 35-РЗ "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай";
Закон Республики Алтай от 24 июня 2003 г. N 12-15 "О выборах депутатов Республики Алтай";
Кроме указанных законов, участковая избирательная комиссия (далее - УИК) использует в своей работе решения, инструкции, рекомендации вышестоящих избирательных комиссий.
Основная цель наблюдения
Основная цель наблюдения - соблюдение закона при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдаться на этой стадии выборов, - свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа голосование, а также честное подведение итогов голосования.
Закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они направлены на то, чтобы воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки нарушений, если они все-таки имели место.
Кто может присутствовать в помещении для голосования?
В день голосования и во время подсчета голосов в помещении для голосования вправе присутствовать:
- члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
- зарегистрированные кандидаты или их доверенные лица;
- уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидата, список кандидатов;
- наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели;
- представители средств массовой информации.
Все эти лица должны иметь документы, удостоверяющие их статус. Сведения об указанных лицах должны вноситься в специальный список. Наблюдатели вправе носить нагрудные знаки.
Статус наблюдателя, назначение наблюдателя
Наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, в том числе досрочного голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов (пункт 42 статьи 2 Федерального закона).
В этой памятке речь идет только о наблюдателях в участковых избирательных комиссиях.
Наблюдатель может быть направлен в УИК зарегистрированным кандидатом, либо избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, список кандидатов.
Полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении в письменной форме (пункт 7 статьи 30 Федерального закона).
Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Направление действительно только при предъявлении документа, удостоверяющего личность - паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Направление выдается зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которого представляет данный наблюдатель.
В направлении обязательно указать следующие данные:
- фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства;
- номер УИК, в которую направляется наблюдатель;
- запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона.
В направлении необходимо указать реальный, действующий номер телефона (лучше всего - номер мобильного телефона): в случае составления повторного протокола либо при повторном подсчете голосов УИК наблюдатель должен быть доступен по этому номеру.
Если наблюдатель направляется зарегистрированным кандидатом, то направление должно быть подписано либо самим кандидатом, либо его доверенным лицом. При этом печать на таком направлении не требуется.
Если наблюдатель направляется избирательным объединением, то направление должно быть подписано уполномоченным лицом избирательного объединения и заверено печатью.
Направление рекомендуется оформлять в двух экземплярах. Один экземпляр передается в УИК, на втором экземпляре председатель или секретарь УИК может по просьбе наблюдателя сделать надпись "Получено", указать свою фамилию и должность, поставить подпись и время получения.
Время работы наблюдателя
Наблюдатель может присутствовать в УИК в день голосования с момента начала ее работы и до получения сообщения о принятии территориальной избирательной комиссией протокола об итогах голосования. Он также может присутствовать в УИК при повторном подсчете голосов, при проведении досрочного голосования.
Полномочия наблюдателя
Полномочия наблюдателя определены пункте 9 статьи 30 Федерального закона.
Наблюдатель в УИК вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей;
6) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
7) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии протоколов;
8) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию, при этом величина и толщина шрифта, которым нанесена информация о фамилии, имени и отчестве зарегистрированного кандидата или наименовании избирательного объединения не может быть больше, чем у иной информации на нагрудном знаке;
9) обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) избирательной комиссии;
10) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссии.
Удаление из помещения УИК
Основания и процедура удаления наблюдателя из помещения для голосования:
Наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают избирательное законодательство. Мотивированное решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности в соответствии с избирательным законодательством.
Удаление может быть произведено только в случае нарушения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законов Республики Алтай. Это означает, что основанием удаления должна быть конкретная статья закона.
Удаление может быть произведено только на основании "мотивированного решения комиссии". Это означает, что комиссия должна провести заседание, на котором голосованием принимается решение, которое должно быть оформлено в письменном виде. Заверенная копия этого решения должна быть немедленно выдана наблюдателю; он может оспорить данное решение в вышестоящей комиссии или в суде.
Упоминаемые в законе "правоохранительные органы" - это полиция. Они обязаны выполнить решение комиссии. Учтите, что физическое сопротивление сотруднику полиции само по себе является нарушением.
Ответственность за нарушение прав наблюдателя, за нарушения в ходе голосования и при подсчете голосов
За нарушение прав наблюдателя предусмотрено административное наказание (штраф) в соответствии со статьей 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, статья 5.25 этого Кодекса предусматривает наказание за не предоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования".
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены административные наказания и за другие нарушения при голосовании и подсчете голосов.
Некоторые серьезные нарушения, такие, как воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательной комиссии либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей, фальсификация избирательных документов, фальсификация итогов голосования, являются преступлениями, то есть влекут за собой наказание в соответствии со статьями 141, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Для привлечения к административной или уголовной ответственности следует обращаться с заявлением в прокуратуру.
Выдача бюллетеней в помещении для голосования
Бюллетени не должны выдаваться гражданам, не предъявившим паспорт. Существуют документы, которые заменяют паспорт. Все они перечислены в подпункте 16 статьи 2 Федерального закона:
- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
- временное удостоверение личности гражданина, выдаваемое на период оформления паспорта.
Досрочное голосование в помещении для голосования
Организация и проведение досрочного голосования осуществляется в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на основании личного заявления избирателя, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включены в список избирателей.
Досрочное голосование осуществляется ежедневно в период:
- с 3 сентября 2014 г. по 9 сентября 2014 г. - территориальными избирательными комиссиями (при проведении выборов депутатов Республики Алтай - окружными избирательными комиссиями соответствующих одномандатных избирательных округов);
- с 10 сентября 2014 г. по 13 сентября 2014 г. - участковыми избирательными комиссиями.
В соответствии с графиком, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Республики Алтай от 15 августа 2014 года N 105/575, в рабочие дни указанные избирательные комиссии проводят досрочное голосование в период с 16 часов до 20 часов, в выходные дни - в период с 10 часов до 15 часов.
Наблюдатели вправе присутствовать при проведении досрочного голосования.
Голосование вне помещения для голосования
Голосование вне помещения для голосования проводится для отдельных групп избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях (по решению соответствующей избирательной комиссии, не ранее чем за 20 дней до дня голосования), а также в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) о возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования, в специальном реестре.
Завершение голосования и подведение его итогов
Порядок подсчета голосов подробно описан в статье 62 Закона Республики Алтай "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай", в статье 81 Закона Республики Алтай "О выборах депутатов Республики Алтай".
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением увеличенной формы протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В установленное время председатель избирательной комиссии объявляет участок закрытым. После этого получить бюллетени и проголосовать могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования.
После окончания голосования начинается этап подсчета голосов. Этот этап происходит без перерывов до тех пор, пока не будет подписан протокол УИК об итогах голосования и наблюдателям не будут выданы заверенные копии протокола.
Протокол об итогах голосования
УИК составляет два экземпляра протокола об итогах голосования. По закону в процессе подсчета заполняются как увеличенная форма протокола, так и сам протокол. Для наблюдателей важно то, чтобы после каждого этапа полученные результаты оглашались и вносились именно в увеличенную форму протокола, которая должна находиться недалеко от места, где производят подсчет. Такое требование установлено для того, чтобы все исправления, которые комиссия делает в процессе подсчета, делались на виду у наблюдателей.
Очень важно, чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в том порядке, в котором они описаны в законе. Сначала должно производиться погашение бюллетеней, потом - работа со списком избирателей, а уж затем - извлечение бюллетеней из ящиков и подсчет голосов. Нарушение такой последовательности (например, одновременное погашение бюллетеней и работа со списком избирателей) не допускается избирательным законодательством.
После завершения основных этапов подсчета проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Если все контрольные соотношения выполнены, начинается окончательное оформление протокола и упаковка документов.
Комиссия обязана провести итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
В соответствии с законом по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования.
Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. К нему приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления), поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры.
<< Назад |
Приложение. >> Направление |
|
Содержание Постановление Избирательной комиссии Республики Алтай от 20 августа 2014 г. N 106/583 "О Памятке наблюдателя на выборах... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.