Приказ Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай и Министерства финансов Республики Алтай от 23 декабря 2014 г. N 277-ОД/182-п
Приказом Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай и Министерства финансов Республики Алтай от 29 октября 2015 г. N 189-ОД/166-п настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2016 г.
В целях исполнения пункта 8 Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года N 53 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", приказываем:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации ведомственных целевых программ.
Министр экономики, |
Е.В. Ларин |
Заместитель |
О.В. Завьялова |
Методические рекомендации
по разработке и реализации ведомственных целевых программ
(утв. приказом Министерства экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства Республики Алтай и Министерства финансов Республики Алтай от 23 декабря 2014 г. N 277-ОД/182-п)
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по разработке и реализации ведомственных целевых программ (далее - методические рекомендации) подготовлены в соответствии с пунктом 8 Порядка разработки, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года N 53, определяют основные подходы, механизмы разработки ведомственных целевых программ органами государственной власти Республики Алтай (далее - разработчики).
2. Основные понятия.
Цель ведомственной целевой программы (далее - программы) - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации нескольких задач программы.
Задача программы - одно из направлений или способов деятельности, обеспечивающее достижение цели программы во взаимосвязи с другими задачами программы.
Проблема - разница между существующим и желаемым состоянием объектов, явлений, процессов.
Целевые показатели реализации программы - показатели деятельности, позволяющие в количественном выражении оценить результат достижения цели (задачи) программы.
Конечный результат реализации программы - результат, определяющий конечное изменение состояния целевой группы (объекта) по окончании реализации разработчиком соответствующей программы.
Частный конечный результат реализации программы - результат, характеризующий объем и качество деятельности разработчика в процессе реализации соответствующей программы.
Целевой показатель непосредственного результата реализации мероприятия - характеристика объема и (или) качества реализации мероприятия программы, направленного на достижение цели и решение задач программы.
Показатели объема - количественная характеристика реализации мероприятия программы.
Показатели качества - совокупность характеристик, отражающих качество реализации мероприятия программы.
Мероприятие - действие или несколько взаимосвязанных действий, носящих конкретный характер и направленных на достижение цели и решение соответствующих задач программы.
Контингент - совокупность лиц, образующих однородную группу, категорию.
3. В соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Республики Алтай от 22 февраля 2013 года N 53, программы формируются двух видов:
а) ведомственная целевая программа функционирования;
б) аналитическая ведомственная целевая программа.
4. Структура аналитической ведомственной целевой программы представлена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
5. Структура ведомственной целевой программы функционирования представлена в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
6. При формировании программы разработчик должен руководствоваться следующими принципами:
а) программа не подлежит разделению на подпрограммы;
б) одна программа реализует одну цель разработчика. Цель разработчика - утвержденное положением (уставом) описание ожидаемого результата деятельности разработчика, осуществляемой в рамках основных функций и полномочий (в соответствии с федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 1 января 2012 года N 210-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации"), и направленной на достижение тактической задачи социально- экономического развития Республики Алтай (в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Алтай);
в) цель программы может быть направлена на реализацию только одной задачи подпрограммы государственной программы Республики Алтай;
цель программы должна достигаться посредством решения не менее двух задач программы;
задача программы должна решаться посредством реализации не менее двух мероприятий;
мероприятие программы может быть направлено на решение только одной задачи программы.
Формулировки цели, задач и показателей программы соответствуют формулировкам цели, задач и показателей подпрограммы государственной программы Республики Алтай, в случае если подпрограмма реализуется одним основным мероприятием программы Республики Алтай;
г) мероприятия должны соответствовать цели и задачам программы;
д) наименования мероприятий должны быть уникальны (не должны совпадать с мероприятиями других программ);
е) наименования услуг (работ), задействованных в программе, должны совпадать с наименованиями услуг (работ), утвержденных в ведомственном перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Республики Алтай государственными учреждениями Республики Алтай в качестве основных видов деятельности;
ж) мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, иметь непосредственный результат реализации к моменту окончания программы;
з) для каждого мероприятия должен быть указан объем финансирования в разрезе источников финансирования;
и) в переходный период объем финансирования мероприятий ведомственных целевых программ функционирования на выполнение государственных функций, ассигнования по которым утверждаются в аналитических ведомственных целевых программах в рамках нормативов, указываются справочно, по согласованию с Министерством финансов Республики Алтай.
к) каждое мероприятие должно характеризоваться показателями объема с указанием значений по годам реализации программы;
л) для каждого мероприятия рекомендуется указывать показатели качества и их значения по годам реализации программы.
II. Разработка ведомственных целевых программ
7. Паспорт ведомственной целевой программы функционирования заполняется в соответствии с приложением N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
8. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы функционирования, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность включения в государственную программу Республики Алтай и необходимость решения ее на ведомственном уровне.
В данном разделе рекомендуется описать текущее состояние той сферы, на совершенствование которой направлена реализация ведомственной целевой программы функционирования, историю проблемы, мероприятия, которые уже реализуются (реализованы) в данной сфере, результаты, которые были достигнуты, а также обосновать целесообразность включения ее в государственную программу Республики Алтай и необходимость решения указанной проблемы на ведомственном уровне.
Проблемы, на решение которых направлена ведомственная целевая программа функционирования, должны быть четко сформулированы. Каждая проблема должна выделяться в отдельный пункт, по ней следует приводить:
краткую формулировку проблемы;
краткое описание причины возникновения проблемы.
Описание проблем должно обосновывать выбор цели, задач и мероприятий ведомственной целевой программы функционирования.
9. Цель, задачи и сроки реализации программы.
Цель и задачи программы должны соответствовать цели и задачам деятельности разработчика в соответствии с положением (уставом).
Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям:
соответствовать положению (уставу) разработчика;
не содержать указаний на следствия достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения;
быть четкой и измеримой, изложение цели должно быть кратким, ясным, обеспечивающим понятность и доступность содержания.
Для цели программы должны быть сформулированы не менее двух задач. Формулировка задачи должна отвечать на вопрос о том, как обеспечить достижение цели программы. Задачи программы должны быть достаточными для достижения цели программы (но не избыточными) и соответствовать полномочиям и функциям разработчика.
Задачи программы не могут дублировать содержание цели программы.
10. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели.
10.1. Для цели и каждой задачи программы должны быть определены целевые показатели, указаны фактические значения показателей за отчетный год, определены их оценочные значения на текущий год, а также прогнозируемые значения на каждый год планового периода (периода реализации программы).
Рекомендуемое количество целевых показателей для цели и каждой задачи - от двух до пяти.
10.2. При разработке системы целевых показателей рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
показатель цели программы должен отражать конечный результат реализации программы;
показатель задачи программы должен отражать частный конечный результат реализации программы.
Конечный результат может представлять собой некоторое объективное состояние целевой группы или субъективную оценку целевой группы о ее состоянии по результатам проведения социологических опросов. Например, доля водителей, довольных качеством дорожного покрытия; доля водителей, чувствующих себя в безопасности на дороге; уровень младенческой смертности на 1000 детей, родившихся живыми; численность больных дифтерией; доля школьников, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта; количество детей и подростков, охваченных различными видами отдыха, оздоровления и занятости в каникулярное время.
Наименование целевого показателя конечного результата реализации должно отражать цель разработчика, объект воздействия и характеристику его состояния.
Целевые показатели частного конечного результата реализации представляют собой результат управленческого воздействия, направленного на достижение цели программы. Например, доля отремонтированных дорог в объеме требующих ремонта дорог в текущем году; протяженность отремонтированных автомобильных дорог; количество ДТП, связанных с плохим качеством дорожного покрытия; количество школьных пищеблоков, оснащенных современным оборудованием; доля учащихся, получающих горячее питание в столовых общеобразовательных учреждений; охват населения прививками против дифтерии.
В целях выделения целевых показателей частного конечного результата возможно применение показателей использования ресурсов. В отличие от показателей конечного результата показатели использования ресурсов отвечают не на вопрос "зачем (с каким ожидаемым результатом)?", а на вопросы "каким образом?" и "какие?" будут привлечены ресурсы для обеспечения целевых значений показателей частного конечного результата.
Например, доля полностью укомплектованных ремонтных бригад; доля ремонтных рабочих с квалификацией не ниже разряда; доля классов с количеством учеников не более 25; доля учителей, педагогическая нагрузка которых соответствует нормативной.
10.3. При описании целевых показателей цели и задачи программы следует указывать:
наименование показателя; единицу измерения;
фактическое значение на момент составления программы (отчетный год и текущий год);
прогнозируемые значения по каждому году реализации программы; источник формирования; методику расчета показателя.
10.4. Используемые целевые показатели должны соответствовать следующим требованиям:
точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности;
объективность - не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые целевые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
однозначность - определение целевого показателя должно обеспечивать одинаковое понимание трактовки показателя, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
своевременность и регулярность - исходные данные для расчета должны формироваться со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (отчетные данные должны предоставляться не реже одного раза в год и не более чем через 2-3 месяца после окончания отчетного периода).
10.5. При разработке системы показателей следует руководствоваться принципом минимизации количества показателей при сохранении полноты информации о достижении цели, решении задач и своевременности ее предоставления.
10.6. Целевые показатели программы должны быть сформулированы так, чтобы с их помощью можно было ответить на вопрос о том, какое улучшение будет достигнуто в случае выполнения программы или какое возможное ухудшение будет предотвращено.
10.7. В данном разделе программы целесообразно также представить краткое описание основных ожидаемых результатов реализации программы, содержащее разъяснение целевых показателей, их соответствия цели и задачам программы, обоснование выбора тех или иных целевых показателей.
Значения целевых показателей отражаются в табличной форме, согласно приложению N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
11. Перечень и описание программных мероприятий.
11.1. Мероприятия должны быть достаточными (но не избыточными) для решения задачи программы, соответствовать функциям разработчика. Формулировки мероприятий не должны дублировать формулировки полномочий разработчика, названия подразделов, целевых статей или видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, наименований целевых статей и видов расходов.
11.2. При описании мероприятий программы следует указать:
наименование мероприятия;
сроки реализации мероприятия;
ресурсное обеспечение программных мероприятий по годам реализации, источникам финансирования:
на очередной и на первый год планового периода - в соответствии с законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на текущий финансовый год и на плановый период;
на второй год планового периода - не более объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на второй год планового периода республиканского бюджета Республики Алтай, с учетом индекса потребительских цен, установленных прогнозом социально-экономического развития Республики Алтай;
ответственного за реализацию мероприятия исполнителя (должностное лицо или структурное подразделение разработчика или руководителя подведомственного государственного учреждения);
целевые показатели непосредственного результата реализации конкретного мероприятия по каждому году реализации программы.
Также в данном разделе необходимо приводить методику расчета целевых показателей непосредственных результатов реализации мероприятий.
11.3. При выборе целевых показателей непосредственного результата реализации мероприятия рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
однозначность - определение показателя должно обеспечивать единое понимание существа измеряемой характеристики, для чего следует избегать излишне сложно формулированных показателей;
сопоставимость - выбор показателей следует осуществлять исходя из обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми в общероссийской и международной практике;
измеримость - показатели должны иметь числовое значение и единицы измерения;
бюджетность - измерение показателя не должно требовать существенных затрат;
достижимость - показатели должны быть достижимы для исполнителя мероприятия.
Кроме того, целевые непосредственные показатели реализации мероприятия должны соответствовать следующим требованиям: показатели должны иметь порядок расчета;
для каждого показателя должен быть указан источник предоставления информации для его расчета;
показатели объема устанавливаются только в абсолютных величинах; показатели качества могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных величинах;
уменьшение или увеличение показателя должно однозначно свидетельствовать об улучшении или ухудшении процесса осуществления мероприятия.
11.4. Деятельность разработчика классифицируется по следующим видам мероприятий: услуга, работа, публичное обязательство, иная деятельность, в том числе функция, содержание имущества.
Услуга - деятельность органа государственной власти Республики Алтай, а также подведомственных им государственных учреждений, осуществляемая в соответствии с основными видами деятельности учреждения по запросам заявителей услуги (иных заинтересованных лиц).
Обязательные атрибуты услуг:
ответственный за оказание услуги - орган государственной власти Республики Алтай, подведомственное учреждение;
взаимосвязь с расходными обязательствами - основанием для оказания государственной услуги является соответствующее расходное обязательство Республики Алтай;
срок - услуга имеет бессрочный характер (с точки зрения органа государственной власти Республики Алтай, учреждения). Оказывается на постоянной основе до отмены нормативного правового акта, являющегося правовой основой для возникновения расходного обязательства по оказанию услуги и до тех пор, пока существует потребность в оказании услуги;
для услуги обязательно указание контингента (получателей услуги); показатели непосредственного результата (показатель объема и показатели качества). Например, для услуги "Оказание скорой медицинской помощи" показателем объема является количество вызовов, показателем качества - среднее время ожидания по экстренным вызовам.
Услуги утверждаются в ведомственном перечне государственных
услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Республики Алтай государственными учреждениями Республики Алтай в качестве основных видов деятельности.
Услуга должна иметь определенный состав и одинаковую структуру расходов (вне зависимости от того, где и кем она выполняется), необходимых для ее оказания и направлена на конкретный результат, ориентированный только на одну группу контингента в целом и на каждого конкретного гражданина, относящегося к этой группе контингента, в отдельности. Размер субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение государственных услуг (работ) и определятся с учетом норматива затрат на единицу услуги.
Не рекомендуется формировать укрупненные (консолидированные) услуги (например, услуга "Предоставление основного общего образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"). Услуги должны быть детализированными. Уровень детализации должен быть оптимальным для того, чтобы иметь возможность сравнивать стоимость услуг (работ) в разных учреждениях при однозначно определенном составе (структуре) затрат на оказание услуги (работы).
Финансирование услуг, предоставляемых государственными учреждениями, осуществляется в рамках субсидии на выполнение государственного задания.
Работа - деятельность разработчика, а также подведомственных ему государственных учреждений, осуществляемая в соответствии с основными видами деятельности без непосредственного обращения заявителя или других заинтересованных лиц (гражданина или юридического лица). Работа направлена на общество в целом или на отдельную группу контингента, но не ориентирована на каждого конкретного гражданина в отдельности.
Работа является результатом деятельности учреждения, органа государственной власти в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, реставрационно-профилактическая обработка архивных документов, ремонт дорог общего пользования регионального значения).
Обязательными атрибутами работ являются:
ответственный за выполнение работы - орган государственной власти, подведомственное учреждение;
взаимосвязь с расходными обязательствами - одна работа соответствует одному расходному обязательству. Одно расходное обязательство выполняется одной или несколькими работами;
срок - может иметь начальный и конечный срок реализации. Могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы - промежуточные сроки;
в случае невозможности прямого определения категории потребителей, на которую направлено выполнение работы, данный атрибут определяется исходя из того, какая группа населения является потребителями материального продукта или проведенного социально значимого события, возникающего в результате выполнения данной работы, при этом в качестве контингента может быть указано население региона в целом;
показатели непосредственного результата (показатель объема и показатели качества).
Работы подлежат отражению в ведомственном перечне государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Республики Алтай государственными учреждениями Республики Алтай в качестве основных видов деятельности.
Финансирование работ, выполняемых государственными учреждениями, осуществляется в рамках субсидии на выполнение государственного задания.
Публичные обязательства в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Обязательные атрибуты публичных обязательств:
ответственный за исполнение публичных обязательств - орган государственной власти, учреждение;
срок - конечного срока не имеет (с точки зрения разработчика). Оказывается на постоянной основе до отмены нормативного правового акта, являющегося правовой основой возникновения публичного обязательства;
для публичного обязательства обязательно отражение контингента - физических лиц;
показатели непосредственного результата (показатель объема и показатели качества).
Публичные обязательства финансируются за счет бюджетных ассигнований на их исполнение.
Функция - деятельность разработчика, носящая административно распорядительный характер, осуществляемая на постоянной основе в соответствии с его полномочиями, не носящая заявительного характера (примерами могут служить следующие виды функций - правоустанавливающие, правоприменительные функции, функции по управлению государственным имуществом, контрольно-надзорные и иные функции). Например: разработка нормативных правовых актов;
осуществление финансового контроля за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств, в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств; разработка нормативов; проведение мониторинга, анализа, прогнозирования.
Обязательные атрибуты функций:
ответственный за осуществление функции - орган государственной власти, казенное учреждение;
взаимосвязь с расходными обязательствами - одна функция соответствует одному расходному обязательству. Одно расходное обязательство выполняется одной или несколькими функциями;
срок - конечного срока не имеет. Оказывается на постоянной основе до отмены нормативного правового акта, являющегося правовой основой возникновения функции;
отсутствие контингента;
показатели непосредственного результата (показатель объема и показатели качества). Если для некоторых функций определение показателей объема затруднено, то следует указывать бинарный показатель, например, для функции "Осуществление мониторинга и анализа показателей социально-экономического развития Республики Алтай" показатель объема - "Осуществление мониторинга и анализа показателей социально-экономического развития Республики Алтай, осуществляется - 1, не осуществляется - 0".
Финансирование функций казенных учреждений осуществляется в соответствии с показателями государственного задания данным учреждениям.
Содержание имущества - содержание особо ценного движимого и недвижимого государственного имущества.
Содержание имущества включает в себя:
коммунальные расходы (за исключением затрат, которые учитываются в составе косвенных расходов по оказанию услуги);
обязательные к уплате налоги, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за государственным учреждением или приобретенное государственным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.
Расходы на содержание имущества государственных органов власти и государственных учреждений финансируются за счет сметы, субсидии на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели.
11.5. Перечень программных мероприятий представляется в табличной форме, согласно приложению N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
В систему программных мероприятий программы включаются мероприятия, предусматривающие осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Алтай в форме капитальных вложений в основные средства подведомственных государственных учреждений разработчика в соответствии с законом о республиканском бюджете Республики Алтай и отражаются в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
12. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ведомственной целевой программы функционирования, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей цели подпрограммы государственной программы Республики Алтай.
Социальные, экономические и экологические последствия реализации программы оцениваются с точки зрения заявленных целей, задач и мероприятий ведомственной целевой программы функционирования. Например, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий вследствие реализации механизмов государственной поддержки инновационной деятельности; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в связи с созданием новых рабочих мест; снижение заболеваемости в результате проведения профилактических мероприятий; сокращение затрат, связанных с длительностью лечения больных, повторными обращениями или осложнениями в результате внедрения новых технологий в здравоохранении; снижение ущерба для здоровья населения и улучшение качества окружающей среды вследствие проведения экологических мероприятий.
При оценке всех последствий принимаются во внимание возможные риски, которые могут помешать выполнению ведомственной целевой программы функционирования.
Риск определяется как возможность потерь, вызванная каким-либо будущим событием или последовательностью событий, которые можно определить, однако невозможно предсказать заранее с высокой точностью факт их наступления, время, место и пр.
Для выявления рисков необходимо сформировать перечень обстоятельств. Под обстоятельствами понимаются как внешние, так и внутренние факторы, условия, события, отношения и пр. - все то, что фактически произошло (или фактически происходит, если процесс растянут во времени) и оказывает какое-либо влияние на возможности разработчика. Обстоятельства представляют собой свершившиеся факты, а не предположения и прогнозы. Обстоятельства могут быть связаны между собой причинно-следственными отношениями, смысл которых может быть выражен словами: "Это обстоятельство возникло как следствие ранее имевшего место обстоятельства".
Оценивая текущие обстоятельства, разработчик может делать заключения о возможности наступления в будущем событий или о том, что должны были иметь место какие-то события, о которых ему не известно. В отличие от обстоятельств, события - это прогнозируемые изменения в будущем или предполагаемые в прошлом, а не известные как фактически свершившиеся.
Связанные причинно-следственными отношениями обстоятельства и прогнозируемые события образуют тенденции развития обстановки - развивающиеся во времени фактические и прогнозируемые события. Таким образом, тенденция - это цепочка, последовательность обстоятельств, связанных причинно-следственными отношениями (то есть прошлых, ставших известными событий), и варианты прогнозируемых в будущем событий, обусловленных известными обстоятельствами.
Следует выделять внешние и внутренние риски реализации ведомственной целевой программы функционирования. Внешние риски зависят от внешних факторов и не могут быть предотвращены усилиями разработчика. Внутренние риски (недостаточная квалификация, недостаточная координация работ и т.д.) напрямую зависят от деятельности разработчика и могут быть им предотвращены (например, мероприятия по повышению квалификации, формализация графика работ и т.д.).
В качестве рисков реализации ведомственной целевой программы функционирования могут быть указаны:
риски реализации ведомственной целевой программы функционирования в целом;
риски реализации отдельных мероприятий (при наличии специфических рисков, связанных с конкретными мероприятиями);
риски отклонения сроков реализации ведомственной целевой программы функционирования (мероприятий) от установленных в ведомственной целевой программе функционирования.
При подготовке проекта ведомственной целевой программы функционирования следует максимально учесть внутренние риски и привести характеристику мер, направленных на их снижение.
При описании внешних рисков следует привести их оценку. Оценкой рисков реализации ведомственной целевой программы функционирования и ее мероприятий является оценка отклонения значений показателей целей и задач ведомственной целевой программы функционирования в случае наступления определенного события.
В качестве риска реализации ведомственной целевой программы функционирования не может быть указан факт недостаточного финансирования, за исключением финансирования в объекты капитального строительства, планируемые к вводу в эксплуатацию.
Помимо рисков в данном разделе необходимо произвести оценку вклада ведомственной целевой программы функционирования в достижение цели и решение соответствующей задачи подпрограммы государственной программы Республики Алтай.
13. Обоснование потребности в необходимых ресурсах.
Источником финансирования программы являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и справочно - средства федерального бюджета Российской Федерации (субвенции), местных бюджетов, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, а также иных источников.
Предложения по ресурсному обеспечению программы за счет средств республиканского бюджета подготавливаются в соответствии с государственными программами Республики Алтай.
Объем расходов по программе указывается на каждый год реализации программы в разрезе мероприятий, в ценах соответствующего года, в тысячах рублей.
Сведения об объемах и источниках финансирования реализации программы должны быть идентичными в паспорте программы (строка "Объемы и источники финансирования"), в текстовой части программы (Раздел "Ресурсное обеспечение программы"), в приложении к программе "Перечень мероприятий ведомственной целевой программы и показателей непосредственного результата реализации мероприятий" (строка "Всего затрат") и оценки потребности в дополнительных средствах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы функционирования за счет всех источников финансирования.
Сведения о дополнительных средствах указываются в табличной форме, согласно приложению N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
В паспорте целевой программы ведомства, в строке "Объемы и источники финансирования" отображаются сведения об объемах средств (в тысячах рублей) в разрезе источников финансирования и по годам реализации программы. При этом сведения об объемах средств приводятся с учетом оценки потребности.
Пример:
Объем средств на реализацию программы на весь период реализации составит 255 000 тыс. рублей, в том числе:
20 год - 85 000 тыс. рублей,
20 год - 85 000 тыс. рублей,
20 год - 85 000 тыс. рублей.
По источникам финансирования:
объем средств на реализацию программы за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составит 60 000 тыс. рублей, в том числе:
20 год - 20 000 тыс. рублей,
20 год - 20 000 тыс. рублей,
20 год - 20 000 тыс. рублей;
объем средств на реализацию программы за счет средств федерального бюджета (справочно) составит 15 000 тыс. рублей, в том числе:
20 год - 5 000 тыс. рублей,
20 год - 5 000 тыс. рублей,
20 год - 5 000 тыс. рублей;
объем средств на реализацию программы за счет средств местных бюджетов Республики Алтай (справочно) составит 60 000 тыс. рублей, в том числе:
20 год - 20 000 тыс. рублей,
20 год - 20 000 тыс. рублей,
20 год - 20 000 тыс. рублей;
объем средств на реализацию программы за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай (справочно) составит 0 тыс. рублей, в том числе:
20 год - 20 000 тыс. рублей,
20 год - 20 000 тыс. рублей,
20 год - 20 000 тыс. рублей;
объем средств на реализацию программы за иных источников (справочно) составит 120 тыс. рублей, в том числе:
20 год - 40 тыс. рублей,
20 год - 40 тыс. рублей,
20 год - 40 тыс. рублей.
В текстовой части программы, в разделе "Ресурсное обеспечение программы" следует указать объемы (в тысячах рублей) в разрезе источников финансирования и по годам реализации программы. При этом сведения о средствах федерального бюджета, местных бюджетов, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай, а также иных источников приводятся справочно.
В приложении "Перечень мероприятий ведомственной целевой программы и показатели непосредственного результата реализации мероприятий" отображаются сведения об объемах и источниках финансирования детализируются по мероприятиям программы.
В приложении "Перечень мероприятий ведомственной целевой программы и целевых показателей непосредственного результата реализации мероприятий" к программе следует указывать информацию о расходах за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай и справочно федерального бюджета на реализацию каждого мероприятия программы, при этом:
планирование программ, предполагающих расходы за счет средств республиканского бюджета, на реализацию которых средства республиканского бюджета Республики Алтай в установленном порядке не предусмотрены, возможно исключительно после внесения соответствующих изменений;
финансово-экономическое обоснование расходов на реализацию программы формируется на сумму средств, указанных в приложении "Перечень мероприятий ведомственной целевой программы и целевых показателей непосредственного результата реализации мероприятий" к целевой программе ведомства;
планирование расходов на реализацию программы осуществляется исходя из вида финансового обеспечения реализации частного мероприятия программы;
обоснование расходов, направленных на исполнение публичных нормативных обязательств, содержит информацию о:
наименовании обязательства (в соответствии с нормативным правовым актом, являющимся основанием к возникновению данного обязательства);
нормативном правовом акте, устанавливающем размер выплаты (или методику расчета);
категории получателей выплаты публичного нормативного обязательства;
планируемом количестве получателей выплаты;
объеме средств на исполнение публичного нормативного обязательства, рассчитанном с учетом выше перечисленных параметров;
обоснование расходов на реализацию мероприятий программы, направленных на оказание государственных услуг (выполнение работ), осуществляется в форме проекта государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Проект государственного задания формируется в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 2 марта 2011 года N 39 "О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Республики Алтай и финансового обеспечения выполнения государственного задания". Финансовое обеспечение таких расходов осуществляется в виде субсидии на финансовое обеспечение государственного задания.
Основные параметры представленных проектов государственных заданий учитываются исполнительными органами государственной власти Республики Алтай, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетного и (или) автономного учреждения, главными распорядителями бюджетных средств Республики Алтай, в ведении которых находятся казенные учреждения при определении размера субсидии на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Обоснование расходов разового характера, за исключением расходов на исполнение публичных нормативных обязательств и на оказание государственных услуг (выполнение работ), осуществляется в форме сметы расходов и основывается на прогнозной стоимости выполнения конкретного вида работ (например: коммерческое предложение, подтверждающее стоимость вида приобретаемого товара, работы, услуги или стоимость вида приобретаемого товара, работы, услуги согласно действующему договору). Финансовое обеспечение таких расходов осуществляется в форме субсидий на иные цели.
Размер субсидии на иные цели определяется исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного или автономного учреждения Республики Алтай в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 апреля 2011 года N 82 "О Порядке определения объема и условия предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий бюджетным и автономным учреждениям Республики Алтай на иные цели".
Размер финансового обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, осуществляемой в рамках аналитических целевых программ, определяется в пределах значений, выделяемых при доведении предельных объемов бюджетных ассигнований республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
14. Механизм управления реализацией ведомственной целевой программой функционирования.
Данный раздел составляется разработчиком в произвольной форме и содержит описание процедур внутренней организации деятельности разработчика и его взаимодействия с подведомственными организациями по достижению запланированной цели, решения задач, реализации установленных мероприятий.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации
ведомственных целевых программ
Структура
аналитической ведомственной целевой программы
1. Цель и задачи
2. Ожидаемые результаты реализации программы
3. Срок реализации программы
4. Перечень программных мероприятий
Приложение N 1 Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы
Приложение N 2 Перечень мероприятий ведомственной целевой программы и показателей непосредственного результата реализации мероприятий
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации
ведомственных целевых программ
Структура
ведомственной целевой программы функционирования Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы
2. Цель, задачи, сроки реализации Программы
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
4. Система программных мероприятий
5. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы. Общая оценка вклада Программы в достижение цели государственной программы Республики Алтай
6. Ресурсное обеспечение Программы
7. Управление реализацией Программы
Приложение N 1 Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы
Приложение N 2 Перечень мероприятий ведомственной целевой программы и показателей непосредственного результата их реализации
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям по разработке
и реализации ведомственных целевых программ
Паспорт
ведомственной программы функционирования
Наименование разработчика ведомственной целевой программы |
Указать наименования главного распорядителя средств республиканского бюджета |
Наименование разработчика ведомственной целевой программы функционирования |
Указать разработчика ведомственной целевой программы функционирования |
Наименование государственной программы Республики Алтай |
Указать наименование государственной программы, на реализацию которой направлены мероприятия ведомственной целевой программы функционирования |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай |
Указать наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай, на реализацию которой направлены мероприятия ведомственной целевой программы функционирования |
Наименование программы ведомственной целевой программы функционирования |
Указать наименование ведомственной целевой программы функционирования |
Цель и задачи ведомственной целевой программы функционирования |
Цель. Указать наименование цели ведомственной целевой программы функционирования. Задача 1. Указать наименование задачи 1, направленной на достижение цели. Задача п. Указать наименование задачи п, направленной на достижение цели. |
Целевые показатели ведомственной целевой программы функционирования |
Перечислить показатели в разрезе цели и задач программы. Значения показателей и единицу измерения указывать не требуется. Пример: Показатели цели: Показатели задачи 1, направленные на достижение цели: Показатели задачи п, направленные на достижение цели: |
Характеристика программных мероприятий ведомственной целевой программы функционирования |
Приводится краткая характеристика программных мероприятий |
Сроки реализации ведомственной целевой |
Указать сроки реализации |
Наименование разработчика ведомственной целевой программы |
Указать наименования главного распорядителя средств республиканского бюджета |
программы функционирования |
ведомственной целевой программы функционирования |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы функционирования |
Пример: Объём финансирования программы за счет всех источников финансирования составит тыс. рублей, в том числе: за счёт средств республиканского бюджета составит тыс. рублей на весь срок её реализации, в том числе: 201___ год _____ тыс. рублей; 201___ год ______ тыс. рублей; 201 год - тыс. рублей; за счёт средств федерального бюджета (справочно) составит тыс. рублей на весь срок её реализации, в том числе: 201___ год _____ тыс. рублей; 201___ год _____ тыс. рублей; 201___ год _____ тыс. рублей; за счёт средств местных бюджетов (справочно) составит тыс. рублей на весь срок её реализации, в том числе: 201___ год _____ тыс. рублей; 201___ год _____ тыс. рублей; 201___ год _____ тыс. рублей; за счёт средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай (справочно) составит тыс. рублей на весь срок её реализации, в том числе: 201 год - тыс. рублей; 201___ год _____ тыс. рублей; 201___ год _____ тыс. рублей; за счёт иных источников (справочно) составит тыс. рублей на весь срок её реализации, в том числе: 201___ год _____ тыс. рублей; 201___ год _____ тыс. рублей; 201___ год _____ тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы функционирования |
Перечислить ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы функционирования с указанием значений на момент окончания реализации программы. |
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации
ведомственных целевых программ
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы
____________________________________________________________________
(указать название программы)
N п/п |
Наименование цели, задачи и целевых показателей ведомственной целевой программы (далее - вцп) |
Единица измерения |
Значение целевых показателей вцп |
Источник информации |
Статус целевых показателей (I,II степень) |
|||
Текущий год (оценка) |
Плановый период |
|||||||
год |
год* |
год** |
||||||
|
Цель |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели достижения цели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели решения задачи 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача п |
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели решения задачи п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* - графа включается в случае утверждения ведомственной целевой программы со сроком реализации 2 и более лет.
** - графа включается в случае утверждения ведомственной целевой программы со сроком реализации 3 года.
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации
ведомственных целевых программ
Перечень
мероприятий ведомственной целевой программы и целевых показателей непосредственного результата реализации мероприятий
____________________________________________________________________
(указать название программы)
N п/п |
Наименование задач, программных мероприятий, источники финансирования ведомственной целевой программы |
Сумма расходов, тыс. руб. |
Ответственный исполнитель за реализацию мероприятия |
Целевые показатели непосредственного результата реализации мероприятия |
|||||||
___год |
___ год* |
___год** |
Всего* |
Наименование |
Единица измерения |
Значение |
|||||
___год |
___год |
____год** |
|||||||||
|
Задача 1 (указать наименование задачи) |
||||||||||
|
Мероприятие 1.1. итого расходов, в т.ч. |
|
|
|
|
|
Показатель 1 мероприятия 1.1 |
|
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
|
|
|
|
Показатель 2 мероприятия 1.1 |
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет (справочно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Местный бюджет (справочно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТФОМС (справочно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иные источники (справочно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятие l.n, итого расходов, в т.ч. |
|
|
|
|
|
Показатель 1 мероприятия l.n. |
|
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
|
|
|
|
Показатель 2 мероприятия l.n. |
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет (справочно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 2 (указать наименование задачи) |
||||||||||
|
Мероприятие 2.1., итого расходов, в т.ч. |
|
|
|
|
|
Показатель 1 мероприятия 2.1. |
|
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
|
|
|
|
|
Показатель 2 мероприятия 2.1. |
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет (справочно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мероприятие 2.п, итого расходов, в т.ч. |
|
|
|
|
|
Показатель 1 мероприятия 2.n. |
|
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай |
|
|
|
|
Показатель 2 мероприятия 2.n |
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет (справочно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего затрат** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Алтай". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* - графа включается в случае утверждения ведомственной целевой программы со сроком реализации 2 и более лет.
** - графа включается в случае утверждения ведомственной целевой программы со сроком реализации 3 года.
Приложение N 6
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации
ведомственных целевых программ
Оценка
потребности в дополнительных средствах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы функционирования за счет всех источников финансирования
N п/п |
Наименование задачи, мероприятия ведомственной целевой программы функционирования |
Оценка потребности в дополнительных средствах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы функционирования в фактических ценах соответствующего года, тысяч рублей |
|||
источники финансирования |
_год |
_год* |
_год** |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* - графа включается в случае утверждения ведомственной целевой программы сроком реализации 2 и более лет.
** - графа включается в случае утверждения ведомственной целевой программы сроком реализации 3 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При разработке и реализации ведомственных программ следует учитывать характеристику проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы функционирования. Для цели и каждой задачи программы должны быть определены целевые показатели, указаны фактические значения показателей за отчетный год, определены их оценочные значения на текущий год, а также прогнозируемые значения на каждый год планового периода (периода реализации программы). Конечный результат может представлять собой некоторое объективное состояние целевой группы или субъективную оценку целевой группы о ее состоянии по результатам проведения социологических опросов. При разработке системы показателей следует руководствоваться принципом минимизации количества показателей при сохранении полноты информации о достижении цели, решении задач и своевременности ее предоставления.
Приказ Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай и Министерства финансов Республики Алтай от 23 декабря 2014 г. N 277-ОД/182-п
Текст приказа опубликован на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 29 декабря 2014 г.
Приказом Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай и Министерства финансов Республики Алтай от 29 октября 2015 г. N 189-ОД/166-п настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2016 г.