Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства лесного
хозяйства Республики Алтай
от 10 сентября 2014 г. N 372а
Ведомственная целевая программа
"Развитие водохозяйственного комплекса Республики Алтай на период 2016-2018 годов"
I. Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование разработчика ведомственной целевой программы |
Министерство лесного хозяйства Республики Алтай |
Наименование государственной программы Республики Алтай |
Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды |
Наименование подпрограммы государственной программы Республики Алтай |
|
Наименование ведомственной целевой программы |
Развитие водохозяйственного комплекса Республики Алтай на период 2016-2018 годов |
Цель и задачи ведомственной целевой программы |
Цель: обеспечение устойчивого управления водными объектами. Задачи: предотвращение негативного воздействия вод; рациональное использование и охрана водных объектов |
Целевые показатели ведомственной целевой программы |
Показатели цели: Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования водных объектов, тыс. рублей; доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях, процентов; Показатели задачи 1: доля построенных сооружений инженерной защиты территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод в общей протяженности берегов водных объектов, нуждающихся в строительстве таких сооружений, процентов; доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное состояние, процентов; доля протяженности участков рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, процентов; Показатели задачи 2: доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон, процентов; количество заключенных договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, единиц; количество водных объектов, на которых проведен мониторинг, единиц; протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, км; площадь работ по восстановлению экологической реабилитации водных объектов, кв. км. |
Характеристика мероприятий ведомственной целевой программы |
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, которые направлены на: предотвращение негативного воздействия вод; рациональное использование и охрану водных объектов. |
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2016-2018 гг. |
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы функционирования |
Общий объем финансирования программы составляет 53826,0 тыс. руб., в т.ч. 2016 г. - 18350,0 тыс. руб.; 2017 г. - 20279,8 тыс. руб.; 2018 г. - 15196,2 тыс. руб. Планируемый объем финансирования из средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 822,3 тыс. руб., в т.ч. 2016 г. - 822,3 тыс. руб.; 2017 г. -0,0 тыс. руб.; 2018 г. - 0,0 тыс. руб. Планируемый объем средств федерального бюджета составляет 22108,5 тыс. руб., в т.ч. 2016 г. - 7369,5 тыс. руб.; 2017 г. - 7369,5 тыс. руб.; 2018 г. - 7369,5 тыс. руб. Планируемый объем средств местного бюджета составляет 30895,2 тыс. руб., в т.ч. 2016 г. - 10158,2 тыс. руб.; 2017 г. - 12910,3 тыс. руб.; 2018 г. - 7826,7 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой программы |
К концу реализации Программы ожидается: Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования водных объектов за период действия ВЦП 1178,91 тыс. рублей; доля населения, проживающая на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях, от 31,79 до 48,25%; доля построенных сооружений инженерной защиты территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод в общей протяженности берегов водных объектов, нуждающихся в строительстве таких сооружений, от 18,36 до 100%; доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное состояние, от 88,88 до 100%; доля протяженности участков рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, от 7,6 до 8,58%; доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон, 78,14%; количество заключенных договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, 27 шт.; количество водных объектов, на которых проведен мониторинг, 9 ед. протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, 1,8 км; площадь работ по восстановлению экологической реабилитации водных объектов, 0,0 кв. км. |
I. Характеристика проблемы (задачи), решение
которой осуществляется путем реализации ведомственной целевой программы
На территории Республики Алтай протекает 12503 больших и малых рек общей протяженностью 43201 км и 11,5 тысяч озер общей площадью более 900 кв. км. Водные объекты Республики Алтай играет важную роль в формировании чистых подземных и поверхностных вод бассейна Верхней Оби, 70% среднемноголетнего поверхностного стока, поступающего в Новосибирское водохранилище, формируется на территории Республики Алтай. Суммарный поверхностный сток воды с территории Республики Алтай в среднем составляет - 33,4 км3 в год и еще 85 км3 находится в виде многолетних запасов - в ледниках, снежниках и озерах, энергетический потенциал рек составляет - 80-85 млрд. кВт.
Реки республики используются, в основном, для обеспечения водой предприятий и населения, частично для орошения, рекреации, рыболовства и строительства мостов, причалов и других сооружений. Уровень хозяйственного использования рек республики относительно невысок. Использование водных объектов осуществляется на основании предоставленных в установленном порядке прав. Кроме того водные объекты оказывают негативное воздействие на населенные пункты и объекты экономики. По предварительным данным около 50 водных объектов оказывают негативное воздействие на 97 населенных пунктов и объекты экономики, что подтвердил катастрофический паводок лета 2014 года. Общая протяженность участков водных объектов, оказывающих негативное воздействие, составляет 350 км, количество населения, проживающая на территории негативного воздействия - 13977 человек.
На территории Республики Алтай расположены 34 гидротехнических сооружений в том числе 3 малых ГЭС, 3 гидротехнических сооружения в частной собственности, 1 бесхозяйное гидротехническое сооружение, 27 шт. - муниципальной собственности. Гидротехнические сооружения муниципальной собственности построены в 1970-1990 годах в основном хозспособом из грунтовых материалов с креплением откосов камнем, с целью защиты территорий от негативного воздействия вод. Срок эксплуатации в основном составляет более 30 лет. Правительством Республики Алтай создана республиканская комиссия по рассмотрению имущественных вопросов, связанных с гидротехническими сооружениями, расположенными на территории Республики Алтай и вопросов обеспечения их безопасности.
В целях устойчивого водопользования, создания благоприятной экологической обстановки в бассейнах водных объектов, обеспечения безопасной эксплуатации сооружений водохозяйственного комплекса, защиты населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод разработана ведомственная целевая программа, реализация мероприятий программы направлены на решение проблем:
предотвращение негативного воздействия вод;
рациональное использование и охрана водных объектов.
Негативное воздействие вод
На территории Республики Алтай по результатам предпаводкового и послепаводкового обследования паводкоопасных территорий и водных объектов Республики Алтай прошлых лет предварительно определены 50 водных объектов, оказывающих негативное воздействие на 97 населенных пунктов. Из них 12 водных объектов находятся в бассейне р. Бия, 8 водных объектов в бассейне р. Чарыш, 1 водный объект в бассейне озера Телецкого, остальные - в бассейне р. Катунь. Общая площадь подверженных затоплению ориентировочно составляет - от 2,5 тыс. га. до 4 тыс. га, численность населения, проживающая на территориях, подверженных негативному воздействию вод составляет 33338 человек (по катастрофическому паводку 2014 года), максимальный объем наносимого ущерба - 6,5 млнд. рублей.
Анализ данных показывает, что на средних реках республики - Катунь, Бия, Чарыш, Чуя преобладающими негативными процессами являются береговой размыв (береговая эрозия) и затопление прибрежных зон в максимум половодья. Процессы береговой эрозии на территории населенных пунктов и других хозяйственных угодий вызывают невосполнимую деградацию земель, максимальные скорости эрозии достигают от 12 м/год до 50 м/год. На малых реках республики преобладающими процессами являются затопление прибрежных зон и наледеобразование. В пределах горных территорий для временных водотоков и ручьев характерно развитие селевых процессов.
Общая протяженность участков рек, в черте населенных пунктов требующих строительства и реконструкции объектов инженерной защиты составляет - 115 км, до 2018 года будет построено 23,121 км капитальных защитных сооружений.
На 1.01.20016 года 22 гидротехнических сооружения приведены в безопасное состояние, осуществлением капитального ремонта в том числе 4 напорных гидротехнических сооружений и 18 восстановлены защитные функции. Остается актуальной проблема обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и восстановление их защитных функций осуществлением капитального ремонта 5 гидротехнических сооружений.
Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении их пропускной способности (расчистке и углублении), в республике составляет 350 километров. Протяженность участков рек, на которых оптимизирована пропускная способность на 01.01.2016 г. -22,633 км.
Решение задачи - предотвращение негативного воздействия вод осуществляется в рамках:
- строительство и реконструкция объектов инженерной защиты, берегоукрепления, дамб, находящихся в муниципальной собственности в целях предотвращения негативного воздействия вод;
- капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в республиканской собственности, собственности муниципальных образований и бесхозяйных;
- расчисткой и углублением русел рек (в рамках переданных полномочий в области водных отношений).
Рациональное использование и охрана водных объектов
Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных объектов Республики Алтай в итоге на объем поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за использованием водных объектов является использование водных объектов без правоустанавливающих документов (нелегитимное водопользование), негативное антропогенное воздействие на водные объекты - объем сточных вод, отведенных в поверхностные водные объекты, составляет 2,69 млн. куб. м, в том числе загрязненных сточных вод - 0,27 млн. куб. м, из которых 0,27 млн. м3 вод подлежит очистке.
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования водными объектами за период действия программы составляет - 1178,91 тыс. рублей.
Водопотребление из поверхностных водных объектов в среднем составляет 3,47 млн. куб. м, площадь акватории водных объектов используемой для рекреационных целей - 16,15 тыс. кв.км, для производства электроэнергии - около 0,5 млрд.кВт.
Проблема по рациональному использованию водных объектов решается в рамках решения задач по выполнению отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений, предусмотренных программой за счет исключения водопользования без правоустанавливающих документов:
полный охват нелегитимных водопользователей с заключением договоров водопользования и решений;
сброс в водные объекты регламентируется решением на предоставление водного объекта для сброса очищенных сточных вод на основании норматива допустимого сброса (НДС).
Проблемой, требующей особого внимания, является возрастающий уровень антропогенного воздействия на водные объекты, в связи с развитием рекреационного потенциала республики строительством туристических баз на берегах водных объектов и наблюдением за состоянием водных объектов. Кроме того, значительно вырос поток туристов и отдыхающих, прибывающих в Республику Алтай, и основная масса отдыхающих размещаются на водоохранных зонах и прибрежных полосах водоохранных зон. Ежегодно административную границу республики пересекает более 500 тыс. транспортных единиц, из которых около 300 тысяч с мая по сентябрь месяц.
В населенных пунктах границы жилых усадеб проходят в 10 - 70 м от уреза воды, местами доходят до 5 м, осуществляется выпас домашнего скота в прибрежной защитной полосе, перемещение и стоянки в ней автотранспорта, свалки хозяйственно-бытового мусора, рассеянный мусор в местах туристических стоянок.
Протяженность береговой линии водных объектов, подверженных наибольшей антропогенной нагрузке и требующей установки водоохранных знаков, составляет 3000 км. На территории Республики Алтай известны тысячи родников, которые являются источниками водопользования в населенных пунктах, где отсутствует централизованное водоснабжение, располагаясь вдоль дорог, и являются объектами отдыха туристов, подвергаясь высокой антропогенной нагрузке. Заиление родников из-за многорукавности и извилистости отводящего русла, зарастание русел древесной растительностью также приводят к деградации водных ресурсов. Причиной сложившейся ситуации является недостаточная информированность граждан и юридических лиц, в связи с отсутствием закрепленных на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос специальными информационными знаками, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность в водоохранных зонах и прибрежно-защитных полосах. Так же не оценено состояние водных объектов в связи с отсутствием финансирования на проведение работ по мониторингу водных объектов.
В соответствии с положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов в республике осуществляется сбор, обработка, обобщение и хранение сведений, полученных:
- из отчетов водопользователей в рамках исполнения условий договоров водопользования;
- в рамках проводимых работ по предпаводковому, послепаводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов, расположенных на территории Республики Алтай;
- в рамках обследований технического состояния ГТС, и их готовности к пропуску паводков;
- мониторинга водных объектов, проводимых Алтайским региональным институтом экологии в рамках республиканской целевой программы "Обеспечение экологической безопасности в Республике Алтай на 2009-2018 годы";
- регионального государственного контроля и надзора за использованием и охранной водных объектов формируются сведения по состоянию водоохранных зон, берегов рек.
В настоящее время установлены водоохранные знаки, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность в границах водоохранных зон на водных объектах, подверженных наибольшей антропогенной нагрузке протяженностью 133 км. В рамках реализации мероприятий государственной программы "Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды" ежегодно выполняются мероприятия по очистке русел и береговых зон малых рек в черте населенных пунктов. В экологической реабилитации нуждается уникальное озеро "Манжерокское", которое в настоящее время подвержено высокой антропогенной нагрузке и заилению. В республике разработана программа осуществления государственного мониторинга водных объектов по Республике Алтай, которая ежегодно принимается на бассейновом совете Верхне-Обского БВУ.
Решение задачи - рациональное использование и охрана водных объектов решается в рамках реализации:
- предотвращения загрязнения водных объектов и рационального водопользования (в рамках выполнения переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений);
- экологической реабилитации водных объектов;
- мониторинга водных объектов.
Основанием для разработки ведомственной целевой программы является наличие в государственной программе "Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды" в подпрограмме "Развитие лесного хозяйства и водохозяйственного комплекса" основного мероприятия "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Алтай".
II. Цель, задачи и сроки реализации ведомственной целевой программы
Целью ведомственной целевой программы на период до 2018 года является: обеспечение устойчивого управления водными объектами.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:
- предотвращение негативного воздействия вод;
- рациональное использование и охрана водных объектов.
Сроки реализации мероприятий программы - 2016-2018 годы.
III. Описание ожидаемых конечных результатов реализации ведомственной целевой программы
Ожидаемые результаты реализации Программы:
повышение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, включающие в себя строительство и реконструкцию объектов инженерной защиты, берегоукрепления, дамб, капитальный ремонт гидротехнических сооружений и расчистки и углубление русел рек;
рациональное использование и охрана водных объектов Республики Алтай, включающих в себя экологическую реабилитацию и мониторинг водных объектов, предоставление в пользование водных объектов и обеспечение поступления в бюджетную систему сумм за пользование водными объектами, посредством охвата нелегитимных водопользователей.
Показатель "Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования водных объектов за период действия ВЦП" - характеризует объем поступления в бюджет РФ сумм плат за использование водных объектов. За период реализации ВЦП объем платежей в бюджетную 1178,91 тыс. рублей.
Показатель "Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, от общего количества населения, проживающего на таких территориях" - отношение защищенного населения в результате проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод нарастающим итогом (капитальное строительство и реконструкция, капитальный ремонт и расчистки и углубления русел рек) к количеству населения, проживающему на подверженных негативному воздействию вод территориях в Республике Алтай, умноженное на 100%. На конец реализации ВЦП показатель составит 48,25%.
Показатель "Доля построенных сооружений инженерной защиты территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод в общей протяженности берегов водных объектов, нуждающихся в строительстве таких сооружений" - отношение протяженности построенных сооружений инженерной защиты, нарастающим итогом к общей протяженности участков берегов водных объектов, нуждающихся в строительстве сооружений берегозащиты, умноженное на 100%. За 2016-2018 гг. планируется построить 21,057 км новых сооружений инженерной защиты.
Показатель "Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное состояние" - отношение общего количества отремонтированных ГТС нарастающим итогом к общему количеству гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности Республики Алтай (27 шт.), умноженное на 100%.
Количество гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, уровень безопасности которых оценивается как неудовлетворительный, опасный, приведенных в безопасное состояние на 01.01.2016 г. планируется 22 ГТС, за время действия Программы планируется отремонтировать 5 гидротехнических сооружений (протяженность защитных сооружений 11,5 км).
Показатель "Доля протяженности участков рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности" - отношение протяженности расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек на отчетный период нарастающим итогом к протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности (включая протяженность участков, на которых осуществлены соответствующие работы), умноженное на 100%.
В Республике Алтай 350 км водотоков требуют увеличения пропускной способности. Программой предусмотрена расчистка и углубление русел рек протяженностью 7,37 км.
Показатель "Доля вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос в общей протяженности установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон" - отношение протяженности вынесенных в натуру водоохранных зон и прибрежных защитных полос к общей протяженности установленных водоохранных зон, умноженное на 100%.
В рамках выполнения мероприятий по охране водных объектов планируется установка границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов с закреплением их на местности водоохранными знаками протяженностью 183 км.
Показатель "Протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов" оценивается общей протяженностью восстановленных отводящих русел 9 родников, протяженность 1,8 км.
Показатель "Площадь работ по восстановлению экологической реабилитации водных объектов" оценивается площадью реабил
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.