Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования "Город Астрахань" - ФИО1 на решение Кировского районного суда города Астрахани от 7 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 декабря 2020 года по административному делу N 2а-2423/2020 по административному исковому заявлению Манджиевой З.Д, Есеналиевой К.А, Есеналиева К.А. к жилищному управлению администрации МО "Город Астрахань" об оспаривании распоряжения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Манджиева З.Д, Есеналиева К.А, Есеналиев К.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к жилищному управлению администрации МО "Город Астрахань", в котором просили признать распоряжение жилищного управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 15 апреля 2020 года незаконным, возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" восстановить в общем списке граждан, нуждающихся в жилом помещении по общему списку, списку медицинских работников, списке семей, имеющих детей-близнецов с даты постановки на жилищный учет с составом семьи 3 человека.
Решением Кировского районного суда города Астрахани от 7 октября 2020 года удовлетворены административные исковые требования. Признано незаконным распоряжение жилищного управления администрации МО "Город Астрахань" N от 15 апреля 2020 года "О снятии Манджиевой З.Д, Есеналиевой К.А, Есеналиева К.А. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении"; возложена обязанность на жилищное управление администрации МО "Город Астрахань" восстановить Манджиеву З.Д, Есеналиеву К.А, Есеналиева К.А. на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении с момента постановки на учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 декабря 2020 года решение от 7 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 30 марта 2021 года, административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 21 апреля 2021 года кассационная жалоба административного истца с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции; приостановлено исполнение решения суда первой инстанции от 7 октября 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является необеспеченность его жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности (пункт 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
Таким образом, по общему правилу, необходимым условием реализации гражданином права на обеспечение жильем является признание этого гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановка на соответствующий учет.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части.
В силу п. "а" статьи 16 действовавшего до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Закона Астраханской области от 17 февраля 2000 г. N 5/2000-03 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Астраханской области" граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае обеспеченности благоустроенным, применительно к условиям данного населенного пункта жилым помещением, если его жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее нормы предоставления и отпали другие основания для получения жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года, под улучшением ими жилищных условий (основание для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР) следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилого помещения по норме предоставления, которая установлена действующим законодательством (при
Как следует из материалов дела и установлено судом, Манджиева З.Д. с составом семьи 4 человек (супруг и две детей - Есеналиева К.А, Есеналиев К.А.) с 6 февраля 2002 года состояли на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по общегородскому списку, по списку семей, имеющих детей-близнецов.
В связи с расторжением брака в 2007 году состав семьи Манджиевой З.Д. изменился на 3 человека. В 2010 году Манджиева З.Д. принята также на учет нуждающихся в жилом помещении по списку медицинских работников с составом семьи 3 человека.
С 2001 года административные истцы состоят на регистрационном учете по адресу: "адрес" Кроме них на регистрационном учете состоят и проживают в данном жилом помещении еще 7 человек.
С момента расторжения брака Манджиева З.Д. с детьми выехали из указанного жилого дома, но остались состоять на регистрационном учете; бывший супруг (отец детей Манджиевой З.Д.) остался там проживать и проживает до настоящего времени.
26 января 2008 года Манджиева З.Д. заключила брак с ФИО2 который ДД.ММ.ГГГГ расторгнут.
Распоряжением жилищного управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 15 апреля 2020 года N "О снятии Манджиевой З.Д, Есенадиевой К.А, Есеналиева, К.Д. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении" административные истцы сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по основаниям, что семья обеспечена жилой площадью более учетной нормы. В обоснование принятого решения представителем административного ответчика указано, что бывший супруг Манджиевой З.Д. - ФИО3 являлся собственником 1/5 доли домовладения по "адрес"; в 2015 году на основании договора дарения он стал собственником, всего домовладения по указанному адресу, общей площадью 79, 4 кв.м.
Манждиева З.Д. в 2020 году обратилась с заявлением о включении ее в список лиц для представления ей жилого помещения на основании постановления Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 года N 390-П "О Порядке предоставления жилых помещений по договором социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области".
В рамках межведомственного взаимодействия жилищным управлением администрации города получены сведения, в том числе в отношении жилого помещения по "адрес" и сделан, вывод о том, что поскольку площадь жилого дома составляет 79, 4 кв. м, то на 4-х человек (отец Есеналиевых, его дети "данные изъяты" и бабушка ФИО4 приходится больше учтенной нормы, установленной по г. Астрахани (79, 4:4=19, 85; 19, 85x2 (приходящихся "данные изъяты")= 39, 7; 39, 7:3=13, 23).
Установив изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия оспариваемого распоряжения административные истцы не были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в 14 кв. м.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационных жалоб являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены с приведением соответствующих мотивов, с которыми суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Астрахани от 7 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 30 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения суда первой инстанции принятое определением от 21 апреля 2021 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июня 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.