Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Житникова Ю.В, с участием помощника судьи Шепелевой О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-65/8478/2021 по апелляционной жалобе истца на решение 26 гарнизонного военного суда от 4 февраля 2021 г, которым "данные изъяты" Бадляевой Индире Шайхаевне отказано в удовлетворении иска к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации "данные изъяты" (далее - Главное управление Росгвардии "данные изъяты") о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Бадляева проходит службу в Отделе вневедомственной охраны "данные изъяты" - филиал Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации "данные изъяты"" (далее - ОВО "данные изъяты" "данные изъяты") на должности "данные изъяты".
С июня 2020 г. денежное довольствие выплачивается ей без учёта районного коэффициента 1, 4, предусмотренного распоряжением Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс.
Посчитав свои права нарушенными, Бадляева обратилась в суд с иском, в котором просила возложить на Главное управление Росгвардии "данные изъяты" обязанность произвести перерасчёт и доплатить ей денежное довольствие за период с июня по октябрь 2020 г. с учётом районного коэффициента 1, 4.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов России нормы СССР применяются в части, не противоречащей законодательству РСФСР, а в силу пункта 2 раздела второго Конституции РФ нормативные правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей ей. Кроме того, распоряжение Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс в установленном порядке не приостановлено и не отменено, в том числе постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237, поэтому оно является частью действующего законодательства Российской Федерации.
По мнению автора жалобы, вывод гарнизонного военного суда о том, что постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 не ограничивает применение в отношении сотрудников иных нормативных правовых актов, противоречит требованию пункта 2 данного постановления. Суд не учёл, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г, и с указанного времени для сотрудников установлен новый порядок денежного довольствия, обеспечивающий значительное его увеличение, с пересмотром надбавок к денежному довольствию, в том числе в связи с прохождением службы за пределами Российской Федерации.
Обращает внимание на то, что суд отверг доводы о том, что за службу "данные изъяты" соответствующими нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрена выплата ежемесячной надбавки к должностном окладу за особые условия службы в размере 100 процентов и надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в районах экологического кризиса, в размере 30 процентов должностного оклада. Однако мотивов, почему названные надбавки не могут заменить районный коэффициент, суд в решении не привёл и не учёл, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в определениях от 5 июня 2003 г. N 371-О, 276-О, 22 января 2004 г. N 2-О, 3-О, 40-О и от 15 июля 2004 г. N 298-О, законодательные изменения, связанные с реформированием системы материально-финансового обеспечения лиц, приводящие к повышению размера денежного довольствия, не могут умалять или ограничивать их конституционные права.
Отмечает, что, учитывая равный правовой статус Совета Министров СССР и Правительства РФ, как высших органов исполнительной власти Союза ССР и Российской Федерации, вывод суда о возможности распространения на сотрудников Росгвардии, проходящих службу на территории "данные изъяты"", действия распоряжения от 20 июля 1987 г. N 1644рс привело к применению к спорным правоотношениям закона, не подлежащего применению. Кроме того, полагает, что постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 имеет большую юридическую силу, поэтому другие коэффициенты, кроме установленных им, не могут применяться в отношении сотрудников Росгвардии, имеющих специальные звания полиции, проходящих службу "данные изъяты"".
Вместе с тем отмечает, что постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 не содержит требование о том, что оно не применяется в отношении сотрудников, проходящих службу "данные изъяты"".
Указывает, что Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих "данные изъяты"", от 12 октября 1998 г. не регулирует вопросы применения к денежному довольствию сотрудников Росгвардии районных коэффициентов, а выплата денежного довольствия сотрудникам Управления МВД России "данные изъяты"" и ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 70 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (г. Байконур), а также пенсий военным пенсионерам с применением спорного районного коэффициента не свидетельствует об обоснованности производства такой выплаты.
Ссылаясь на правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в решении от 31 июля 2013 г. N ВКГПИ13-29, отмечает, что решение 26 гарнизонного военного суда не соответствует сложившейся судебной практике, а доводы о дискриминации сотрудников Росгвардии, проходящих службу "данные изъяты"", являются несостоятельными.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно распоряжению Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений и воинских частей, "данные изъяты" установлен районный коэффициент 1, 4.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что Бадляева проходила службу "данные изъяты"".
После включения в соответствии с Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" вневедомственной охраны в структуру Росгвардии истец, имеющая специальное звание полиции, в октябре 2016 г. была назначена "данные изъяты"
Из расчётных листков по денежному довольствию Бадляевой за период с января 2019 г. по июль 2020 г. (т. 1, л.д. 121-130) усматривается, что до июня 2020 г. выплата денежного довольствия производилась ей с учётом районного коэффициента 1, 4.
Согласно копии приказа начальника Главного управления Росгвардии "данные изъяты" от 27 декабря 2016 г. N 70 (т. 1, л.д. 68-70) на Федеральное государственное казённое учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации "данные изъяты"" возложено, в том числе финансовое обеспечение в установленном порядке подразделений Главного управления Росгвардии "данные изъяты"
Как следует из копии телеграммы в адрес начальника ОВО "данные изъяты"" (т. 1, л.д. 120), на основании письменного указания УВО Росгвардии "данные изъяты" выплата указанного районного коэффициента сотрудникам, проходящим службу "данные изъяты" "данные изъяты", с 1 июня 2020 г. приостановлена в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства, регулирующего порядок обеспечения их денежным довольствием, и выработкой финансово-экономическим департаментом Росгвардии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единого подхода к выплате денежного довольствия названной категории сотрудников.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в Росгвардии и имеющих специальные звания полиции, распространены положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует, в том числе отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников (статья 44).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 6 статьи 2 того же Федерального закона сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты, в том числе коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Частью 15 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В силу части 16 статьи 2 того же Федерального закона Правительству РФ предписано установить порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в части 15, а также размеры таких коэффициентов и процентных надбавок.
Согласно преамбуле к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" оно издано в целях реализации, в том числе Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 1 названного постановления Правительства РФ установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.
При этом г. Байконур в приложении к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 не указан.
Кроме того, абзацем вторым пункта 1 данного постановления предусмотрено, что другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих, сотрудников и лиц, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим постановлением, не применяются.
Постановление вступило в силу с 1 января 2012 г, за исключением специально оговоренных в нём категорий лиц (пункт 5).
Согласно пунктам 37, 39 Порядка обеспечения денежным довольствием лиц, имеющих специальные звания полиции и проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, а также предоставления им отдельных выплат, утверждённого приказом Росгвардии от 26 сентября 2017 г. N 406 (далее - Порядок), к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также правила их применения определены Правительством РФ.
Помимо этого судебная коллегия учитывает, что на основании постановления Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1021 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции" и подпунктом 3 пункта 18 Порядка сотрудникам, замещающим штатные должности в подразделениях (органах), дислоцированных "данные изъяты" Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы в размере 100 процентов должностного оклада.
В силу подпунктов 3.1 и 5 пункта 27 Порядка лицам, проходящим службу в Росгвардии и имеющим специальные звания полиции, с октября 2019 г. производится выплата надбавки к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в частности, за службу в районах экологического кризиса "данные изъяты") - 30 процентов от должностного оклада, и за замещение штатных должностей в авиационном отряде специального назначения "данные изъяты"" ГУ Росгвардии "данные изъяты" - 60 процентов от должностного оклада.
Также суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" с 1 января 2012 г. сотрудникам органов внутренних дел, к которым на тот момент относился истец, были значительно увеличены размеры должностных окладов и окладов в соответствии с присвоенным специальным званием.
Таким образом, в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 2012 года была фактически сформирована новая система денежного довольствия, упорядочено применение коэффициентов и процентных надбавок к денежному довольствию в связи с прохождением службы в районах с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями и установлены правила их производства.
При этом действующим законодательством определено, что обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется только в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и возможность сохранения ранее существовавшего порядка применения районных коэффициентов к денежному довольствию названным сотрудникам новым правовым регулированием не предусмотрена.
Отсутствует указание на необходимость установления районного коэффициента 1, 4 к денежному довольствию лиц, проходящих службу в Росгвардии и имеющих специальные звания полиции, и в самом распоряжении Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс.
При таких данных оснований для применения распоряжения Совета Министров СССР от 20 июля 1987 г. N 1644рс в отношении истца не имеется, а поэтому суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что действиями ответчика права Бадляевой не нарушены, и правомерно отказал в удовлетворении иска.
Таким образом, решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционная жалоба истца по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 4 февраля 2021 г. по иску Бадляевой Индиры Шайхаевны к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.