Дело N 88 - 11965/2021
город Санкт-Петербург 20 июля 2021 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышкова Т.В, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонного) на решение мирового судьи Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 апреля 2021 г. по делу N 2-81/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонному) о взыскании компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонному) (далее также - УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми) о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации из с. Айкино в г. Чебоксары в сумме 5705 руб.
Решением мирового судьи Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми от 15 февраля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 апреля 2021 г, иск ФИО1 удовлетворен, в ее пользу с УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми взыскана компенсация расходов по проезду к месту отдыха и обратно за 2020 г. в размере 5705 руб.
В кассационной жалобе УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении кассационной жалобы УПФР в Усть-Вымском районе Республики Коми по материалам гражданского дела N 2-81/2021 таких нарушений не установлено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО4 является получателем страховой пенсии по старости с 1 февраля 1997 г, является инвалидом 3 группы здоровья, в период с 30 ноября 2020 г. по 2 декабря 2020 г. выезжала из с. Айкино в г. Чебоксары и обратно автомобильным транспортом.
17 декабря 2020 г. ФИО4 обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, которое было оставлено без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд.
Мировой судья, руководствуясь при разрешении спора положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее также - Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1), Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (далее также - Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176), Федеральным законом N 178/-ФЗ от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи", принимая во внимание, что представленные истцом проездные документы подтверждают оплату автобусов по маршрутам Сыктывкар - Микунь, Сыктывкар - Чебоксары, Чебоксары - Айкино на общую сумму - 5705 руб, что соответствует стоимости проезда на указанных маршрутах и не превышает стоимость проезда по маршрутам регулярных международных перевозок в междугородном сообщении, пришел к выводу об удовлетворении требований истца и взыскании фактически понесенных расходов по оплате проезда по данному маршруту в сумме 5705 руб.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы, в части факта, что перевозка на автобусе по маршруту Сыктывкар - Чебоксары и Чебоксары - Айкино являлась договорной, а не регулярной, отклонив так же довод о том, что ФИО4 выезжала на лечение, а не к месту отдыха, указав, что судом первой инстанции верно установлены юридически значимые обстоятельства по делу и правильно применены нормы материального и процессуального права.
Судья судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых заявителем судебных актов.
Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1- исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан.
К числу такого рода мер относится, в частности, установленная для пенсионеров - получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, которая осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации (статья 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).
Во исполнение указанного федеральным законодателем предписания Правительством Российской Федерации постановлением от 1 апреля 2005 г. N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно".
Такая компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер и имеющей целью создание условий, обеспечивающих пенсионерам указанных категорий отдых и оздоровление в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, чем регионы, в которых они постоянно проживают, и, как правило, значительно удаленных от места их постоянного жительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно (подпункт "а"); возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт "б").
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, при установлении судом тех обстоятельств, что истцом понесены расходы на основании проездных документов, в пределах, установленных пунктом 10 Правил, то есть в пределах стоимости билета в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугороднем сообщении, у суда, вопреки доводам жалобы заявителя имелись правовые основания для удовлетворения требований истца, а сам по себе факт, что документы, представленные истцом не являются документами, подтверждающими перевозку на автобусе по регулярному маршруту, не исключает возможность отнесения их к доказательствам, подтверждающим расходы, фактически понесенных истцом на оплату проезда, и не является подтверждением незаконности обжалуемых судебных актов и оснований для отмены постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы в части несогласия с решением суда о возмещении расходов, связанных с проездом к месту лечения, а не отдыха, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, выводы судов в указанной части соответствуют установленным судом обстоятельствам.
Несогласие заявителя жалобы с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств, на основании которых суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких - либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определил:
мирового судьи Жешартского судебного участка Усть-Вымского района Республики Коми от 15 февраля 2021 г. и апелляционное определение судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.