Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В, судей Улановой Е.С, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Артемьева Руслана Витальевича на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2021 года по гражданскому делу N 2-4676/2020 по иску Артемьева Руслана Витальевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения истца Артемьева Р.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Артемьев Р.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии, в обосновании своих требований Артемьев Р.В. ссылается на то, что 28 декабря 2018 года он обратился в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан N 34/Д от 15 апреля 2019 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа, не менее 30 лет в учреждениях здравоохранения в городах независимо от их возраста. Просит решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан N 34/Д от 15 апреля 2019 года как незаконное в части: не включении следующих периодов: с 19 марта 2001 года по 30 марта 2001 года, с 16 апреля 2001 года по 27 апреля 2001 года, с 25 декабря 2002 года по 05 марта 2003 года, с 20 марта 2003 года по 21 марта 2003 года, с 12 мая 2008 года по 16 мая 2008 года, с 03 июня 2008 года по 11 июня 2008 года, с 12 декабря 2016 года по 31 декабря 2016 года, с 10 января 2017 года по 16 января 2017 года - периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации; с 04 апреля 2017 года по 28 декабря 2018 года - период работы в должности врача анестезиолога - реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации 1 стационара клинического профиля в ООО "МД Проект 2010г."; в части неверного исчисления специального стажа; в части не назначения страховой пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года.
Засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев следующие периоды его работы: с 19 марта 2001 года по 30 марта 2001 года, с 16 апреля 2001 года по 27 апреля 2001 года, с 25 декабря 2002 года по 05 марта 2003 года, с 20 марта 2003 года по 21 марта 2003 года, с 12 мая 2008 года по 16 мая 2008 года, с 03 июня 2008 года по 11 июня 2008 года, с 12 декабря 2016 года по 31 декабря 2016 года, с 10 января 2017 года по 16 января 2017 года - периоды прохождения курсов повышения (усовершенствования) квалификации; с 04 апреля 2017 года по 28 декабря 2018 года - период работы в должности врача анестезиолога - реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации 1 стационара клинического профиля в ООО "МД Проект 2010 г..". Признать, что на момент подачи заявления о назначении пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ, а именно 28 декабря 2018 года, специальный медицинский стаж Артемьева Р.В. составляет - 30 лет 1 месяц 18 дней; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с 28 декабря 2018 года.
Определением судьи от 09 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, привлечен ООО "МД Проект 2010".
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года исковые требования Артемьева Руслана Витальевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе Республики Башкортостан о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Артемьевым Р.В, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
Истец Артемьев Р.В. в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить судебные акты в части отказа в заявленных требованиях.
Одновременно с кассационной жалобой истец предоставил дополнительные документы, и ходатайствовал в ходе судебного заседания о их приобщении, судебной коллегией ходатайство признано не подлежащим удовлетворению, поскольку в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В суд поступил отзыв третьего лица, с дополнительными доказательствами, и ходатайством о приобщении их к материалам дела. Направленные вместе с отзывом дополнительные доказательства, подлежит отклонению, поскольку в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Артемьева Р.В, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 28 декабря 2018 года Артемьев Р.В. обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в Уфимском районе РБ N 34/Д от 15 апреля 2019 года Артемьеву Р.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по заявлению от 28 декабря 2018 года N 1705150/18, по причине отсутствия требуемого стажа - не менее 30 лет в учреждениях здравоохранения в городах независимо от их возраста.
Периоды работы, не включаемые в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с правовой аргументацией отказа: - с 04 апреля 2017 года по 28 декабря 2018 года (1г.8м.24дн.) - работа в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации в ООО "МД Проект 2010" не дает права на зачет в специальный стаж, так как наименование организации не предусмотрено в Списке от 29 октября 2002 года N 781, - с 19 марта 2001 года по 30 марта 2001 года (12дн.), с 16 апреля 2001 года по 27 апреля 2001 года (12дн.), с 25 декабря 2002 года по 05 марта 2003 года (2м.11дн.), с 20 марта 2003 года по 21 марта 2003 года (2дн.), с 12 мая 2008 года по 16 мая 2008 года (5дн.), с 03 июня 2008 года по 11 июня 2008 года (9дн.), с 12 декабря 2016 года по 31 декабря 2016 года (20дн.), с 10 января 2017 года по 16 января 2017 года (7дн.) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, - с 15 сентября 1999 года по 30 сентября 1999 года (16дн.) - период нахождения в отпуске без содержания, так как указанные периоды не предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года N 516.
Условия назначения пенсии, подтверждены продолжительность стажа на соответствующих видах работ составляет менее 30 лет, что не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Разрешая требования и удовлетворяя в части включения в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, суд первой инстанции руководствуясь нормами трудового законодательства, пришел к выводу, что период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В суде апелляционной инстанции указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не оспаривалось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Артемьева Р.В. в части включения в специальный стаж в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев периоды работы с 04 апреля 2017 года по 28 декабря 2018 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации стационара клинического профиля в ООО "МД Проект 2010", суд первой инстанции исходил из того, что наименование организации не предусмотрено в Списке от 29 октября 2002 года N 781.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований в части назначения досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, с учетом включенных периодов на день обращения истца с заявлением о назначении трудовой пенсии досрочно специальный стаж истца составляет менее 30 лет лечебной деятельности, а потому требования в указанной части подлежат отклонению.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, действующая на день подачи заявления истцом в органы Пенсионного фонда).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Доводы кассационной жалобы о том, что в специальный стаж засчитывается работа в должности врача стационара, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781, со ссылкой на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (текст этого пункта Правил изложен истцом в произвольной форме) (далее также - Правила), является ошибочным.
В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о стационарах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако Артемьев Р.В. работал в стационаре, который не относится к категории стационара здравпункта воинской части, а ООО "МД Проект 2010г." не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы.
Такое наименование учреждений, как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, в приведенном нормативном правовом акте не указано.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Выводы судов основаны на вышеуказанных нормах закона.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 (ранее ст. 120) Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, тогда как общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме относится к коммерческой организации (статья 87).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Судебными инстанциями учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем общество с ограниченной ответственностью не может являться учреждением.
В спорные периоды истец работал в обществе с ограниченной ответственностью, являющихся коммерческими организациями, основной целью деятельностью которых является извлечение прибыли. Данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.
Доводы в кассационной жалобе, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Артемьева Руслана Витальевича без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Е.С. Уланова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.