Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Головкиной Л.А, Пластинина И.В, при секретаре Швец К.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-114/2021 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Смольнинское о признании недействующим в части Положения о Контрольно-счётной комиссии муниципального образования муниципальный округ Смольнинское, утверждённого решением муниципального совета муниципального образования Смольнинское от 6 мая 2020 г. N 61, по апелляционной жалобе председателя Контрольно-счётной комиссии муниципального образования муниципальный округ Смольнинское на решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 марта 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения председателя Контрольно-счётной комиссии муниципального образования муниципальный округ Смольнинское Юферова Н.А. и его представителя Афанасьевой Ю.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей администрации муниципального образования Смольнинское Колба А.Ф. и Овчинникова В.В, представителя муниципального совета муниципального образования Смольнинское Пушкарева К.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением муниципального совета муниципального образования Смольнинское (далее - Муниципальный совет) от 6 мая 2020 г. N 61 утверждено Положение о Контрольно-счётной комиссии названного муниципального образования (далее - Положение) согласно приложению к данному документу.
Положением определены правовое положение Контрольно-счётной комиссии муниципального образования муниципальный округ Смольнинское (далее также - Контрольно-счётная комиссия, Комиссия), порядок её создания и деятельности.
Положение содержит общие положения (статья 1), регламентирует полномочия Контрольно-счётной комиссии (статья 2); состав, структуру и порядок формирования Комиссии (статья 3); статус членов Комиссии (статья 4); полномочия председателя и членов Комиссии (статья 5); исполнение требований должностных лиц Комиссии (статья 6); права, обязанности и ответственность должностных лиц Комиссии (статья 7); предоставление информации по запросам Комиссии (статья 8); внесение и рассмотрение представлений и предписаний Комиссии (статья 9); гарантии прав проверяемых органов и организаций (статья 10); взаимодействие Комиссии с государственными и муниципальными органами (статья 11); порядок осуществления Комиссией согласования осуществления закупок для муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика (статья 12); обеспечение доступа к информации о деятельности Комиссии (статья 13).
Администрация муниципального образования Смольнинское обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на противоречие Положения федеральным законам от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Бюджетному кодексу Российской Федерации и уставу муниципального образования, и нарушение своих прав как органа местного самоуправления муниципального образования.
Административный истец в обоснование заявленных требований указал, что контрольно-счётный орган муниципального образования является самостоятельным органом местного самоуправления, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, тогда как созданная Положением Контрольно-счётная комиссия организационно входит в состав Муниципального совета, являющегося представительным органом муниципального образования, а потому не является контрольно-счётным органом муниципального образования по смыслу, придаваемому ему федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования. Соответственно, Комиссия не может осуществлять деятельность в качестве контрольно-счётного органа муниципального образования и обладать его полномочиями.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 15 марта 2021 г. производство по делу в части требований административного истца о признании недействующими пункта 1 статьи 1 в части слов "является постоянно действующим органом муниципального контроля", пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7 статьи 1, статей 3, 4, 5, пункта 2 статьи 6, подпункта 1.3, пунктов 3, 4, 5 статьи 7, пунктов 2, 3 статьи 8, пунктов 7, 8 статьи 9, статьи 10, статьи 11, статьи 13 Положения прекращено.
Апелляционным определением судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 28 июня 2021 г. определение суда отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Решением названного суда от 15 марта 2021 г. в остальной части требования административного истца удовлетворены, пункт 1 статьи 1 в части слов "является постоянно действующим органом муниципального контроля", статья 2, пункт 1 статьи 6, подпункты 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 пункта 1 статьи 7, пункт 1 статьи 8, пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 статьи 9 и статья 12 Положения признаны не действующими со дня принятия.
В апелляционной жалобе председатель Контрольно-счётной комиссии муниципального образования муниципальный округ Смольнинское просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе административном у истцу в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы администрацией муниципального образования Смольнинское, Муниципальным советом, Контрольно-счётной палатой Санкт-Петербурга и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из Положения следует, что Контрольно-счётная комиссия Муниципального совета является постоянно действующим органом муниципального контроля и образуется Муниципальным советом (пункт 1 статьи 1).
В статье 2 Положения установлено, что к основным полномочиям Контрольно-счётной комиссии относится: контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; комплексные и тематические проверки по отдельным разделам и статьям бюджета муниципального образования (выявление отклонений и нарушений, проведение их анализа, внесение предложений по их устранению); контроль за расходованием средств резервного фонда главы администрации муниципального образования; представление заключения по проводимым проверкам Муниципальному совету, главе муниципального образования; экспертиза проектов муниципальных правовых актов; контроль за соответствием Устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов действующему законодательству; контроль исполнения бюджета муниципального округа, в том числе оперативный контроль; экспертиза проекта бюджета муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период; осуществление муниципального контроля в сфере закупок; согласование осуществления закупок для муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика; подготовка предложений по совершенствованию бюджетного процесса в муниципальном образовании; проверка годового отчёта об исполнении бюджета муниципального округа; контроль законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценка целесообразности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счёт средств бюджета муниципального образования, а также
оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счёт средств бюджета муниципального образования и имущества, находящегося в муниципальной собственности; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; проведение экспертизы долгосрочных целевых программ; иные полномочия в сфере муниципального контроля, установленные федеральными законами, законами города Санкт-Петербурга, Уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами Муниципального совета (пункт 1).
Контрольно-счётная комиссия осуществляет муниципальный контроль в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования; в отношении иных организаций путём осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счёт средств местного бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств местного бюджета (пункт 2).
В пункте 1 статьи 6 Положения указано, что председатель и члены Контрольно-счётной комиссии являются должностными лицами данной комиссии. Требования и запросы должностных лиц Комиссии, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством г. Санкт-Петербурга, муниципальными нормативными правовыми актами и Положением, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления и организациями, в отношении которых осуществляется муниципальный контроль (далее - проверяемые органы и организации).
Статьёй 7 Положения предусмотрено, что председатель и члены Контрольно-счётной комиссии при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:
беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения (подпункт 1.1. пункта 1);
в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учётом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов (подпункт 1.2 пункта 1);
в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке (подпункт 1.4 пункта 1);
составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий (подпункт 1.5 пункта 1);
в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (подпункт 1.6 пункта 1);
знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (подпункт 1.7 пункта 1);
знакомиться с технической документацией к электронным базам данных (подпункт 1.8 пункта 1);
составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации (подпункт 1.9 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 8 Положения проверяемые органы и организации в установленные законом сроки обязаны предоставлять по запросам Контрольно-счётной комиссии информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В соответствии со статьёй 9 Положения Контрольно-счётная комиссия по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному округу или возмещению причинённого вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (пункт 1); представление Комиссии подписывается председателем Комиссии (пункт 2); органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Комиссию о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (пункт 3); в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами Комиссии контрольных мероприятий Комиссия направляет в органы местного самоуправления, проверяемые организации и их должностным лицам предписание (пункт 4); предписание Комиссии должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и основания вынесения предписания (пункт 5); предписание Комиссии подписывается председателем Комиссии должно быть исполнено в установленные в нём сроки (пункт 6).
Статьёй 12 Положения установлен порядок осуществления Контрольно-счётной комиссией согласования осуществления заку4пок для муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд пришёл к выводу о том, что Положение принято в пределах предоставленных представительному органу муниципального образования полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 38 названного федерального закона в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счётный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счётного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", данным федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счётных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ).
Контрольно-счётный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования; контрольно-счётные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (части 2, 4 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ).
Деятельность контрольно-счётных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (статья 4 Федерального закона N 6-ФЗ).
К основным полномочиям контрольно-счётного органа муниципального образования частью 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ отнесены контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счёт средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счёт средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности; финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования; участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции; иные полномочия в сфере внешнего муниципального
финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с частью 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольно-счётные органы осуществляют бюджетные полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; экспертизе государственных (муниципальных) программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита; другим вопросам, установленным Федеральным законом N 6-ФЗ.
Из приведённых правовых предписаний федерального законодателя следует, как правильно указал суд, что принципы организационной и функциональной независимости контрольно-счётного органа и самостоятельности осуществления его деятельности выражаются в наделении его специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает формирования его из членов другого органа местного самоуправления и включения его в состав такого органа.
Вопреки названным требованиям, Контрольно-счётная комиссия не является самостоятельным органом местного самоуправления, именуется "Контрольно-счётная комиссия Муниципального совета", формируется из депутатов Муниципального совета, вместе с тем, наделена полномочиями, присущими постоянно действующему органу внешнего муниципального финансового контроля.
Суд обоснованно указал, что фактически оспариваемым нормативным правовым актом в структуре Муниципального совета из депутатов Муниципального совета создана Контрольно-счётная комиссия, которая наделена полномочиями органа внешнего муниципального финансового контроля муниципального образования, что противоречит части 4 статьи 3, статье 4 Федерального закона N 6-ФЗ, устанавливающим организационную и функциональную независимость контрольно-счётных органов, осуществление ими деятельности самостоятельно, на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, которые в данном случае не обеспечиваются ввиду формирования такого органа в структуре другого органа местного самоуправления муниципального образования из числа членов этого органа местного самоуправления, оценка деятельности которого входит в сферу внешнего муниципального финансового контроля.
Ввиду того, что пунктом 1 статьи 1 Положения предусмотрено, что Контрольно-счётная комиссия является постоянно действующим органом муниципального контроля, а не внешнего муниципального финансового контроля, но наделяется полномочиями контрольно-счётного органа муниципального образования, суд правомерно сделал вывод о том, что такое правовое регулирование, во-первых, противоречит федеральным законам N 131-ФЗ и 6-ФЗ, Бюджетному кодексу Российской Федерации, а во-вторых, не отвечает требованию определённости, ясности и недвусмысленности правового регулирования.
Поскольку в подпункт 1.1 статьи 2 Положения не определяет сферу осуществляемого Контрольно-счётной комиссией контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; подпункты 1.5 и 1.6 статьи 2 Положения - не определяют виды муниципальных правовых актов, полномочия по контролю за которыми и экспертизе проекта которых переданы Комиссии, при том, что в соответствии со статьей 43 Федерального закона N 131 в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты не только представительного органа муниципального образования, но и функционально независимых иных органов и должностных лиц местного самоуправления; подпункт 1.12 статьи 2 Положения не устанавливает форму проверки годового отчёта об исполнении бюджета муниципального округа, в то время как внешняя проверка годового отчета местного бюджета относится к полномочиям контрольно-счётного органа муниципального образования в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ, данные правовые положения также вызывает неоднозначное толкование и не обеспечивает единообразного их понимания правоприменителями, следовательно, не отвечает требованиям определённости, ясности и недвусмысленности правового регулирования, Нарушение требования определённости правового регулирования является самостоятельным основанием для удовлетворения административных исковых требований.
Проанализировав пункты 1, 2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.11, 1.12 - 1.20 статьи 2, подпункты 2.1, 2.2 пункта 2 статьи 2, пункт 1 статьи 6, подпункты 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 пункта 1 статьи 7 и сопоставив их с правовым регулированием федеральных законов N 131-ФЗ и 6-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих полномочия контрольно-счётных органов муниципального образования, суд обоснованно пришёл к выводу об их противоречии действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку этими нормами за Контрольно-счётной комиссией закреплены полномочия контрольно-счётного органа муниципального образования, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под контрольным органом в сфере закупок понимается федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну.
К полномочиям такого органа статьёй 93 Федерального закона 44-ФЗ отнесено в том числе согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из части 3 статьи 34, пункта 5 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов, наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления устанавливаются исключительно уставом муниципального образования.
Однако Уставом муниципального образования муниципальный округ Смольнинское к полномочиям Муниципального совета полномочия контрольного органа в сфере закупок не отнесены, соответственно, оснований для наделения такими полномочиями Комиссии Муниципального совета не имеется.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 данной статьи, с учётом части 4 этой же статьи осуществляется в том числе органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путём проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с указанным федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Между тем, указанные органы, организации и лица не поименованы в части 2 статьи 2 Положения, определяющей органы и организации, в отношении которых Контрольно-счётная комиссия осуществляет муниципальный контроль, что также создаёт неопределённость в вопросе статуса и полномочий Комиссии при осуществлении муниципального контроля в сфере закупок.
По изложенным основаниям решение суда о признании Положения в части не действующим является законным и обоснованным, позиция суда об удовлетворении административного иска подробно и аргументированно изложена в судебном акте, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и на вывод о противоречии оспариваемого Положения в части федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 марта 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Контрольно-счётной комиссии муниципального образования муниципальный округ Смольнинское - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.