Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Белоногого А.В, Головкиной Л.А, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-122/2021 по апелляционной жалобе некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Надежда" на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2021 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании недействующими решений Городской Думы муниципального образования город Салехард от 19 февраля 2015 года N 5 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда", от 16 июня 2017 года N 47 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда", от 29 апреля 2020 года N 37 "Об утверждении Генерального плана города Салехарда", от 21 июля 2020 года N 63 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда" в части исключения земель некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Надежда" из черты населённого пункта.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Надежда" Гуськовой А.Г, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" Ахрамеева А.Е, возражавшего против её удовлетворения, участвовавшего в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 19 февраля 2015 года N 5 внесены изменения в генеральный план города Салехарда, утверждённый решением Городской Думы города Салехарда от 25 декабря 2013 года N 91 "Об утверждении Генерального плана города Салехарда".
Названным нормативным правовым актом земельный участок с кадастровым номером 89:08:070101:255, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, северо-восточная часть города, исключён из черты населённого пункта г. Салехард.
Последующие решения о внесении изменений в генеральный план города Салехарда (от 16 июня 2017 года N 47, от 29 апреля 2020 года N 37 и от 21 июля 2020 года N 63) не затронули правовой статус названного земельного участка.
В настоящее время генеральный план действует в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 29 апреля 2020 года N 37 "Об утверждении Генерального плана города Салехарда" с изменениями, внесёнными решением от 21 июля 2020 года N 63.
Некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Надежда" обратилось в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным иском, в котором просило признать вышеназванные нормативные правовые акты недействующими со дня принятия в части исключения спорного земельного участка из черты населённого пункта.
В обоснование заявленных требований товарищество ссылалось на принятие оспариваемых решений с нарушением положения пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации о согласовании проекта генерального плана, предусматривающего исключение из границ населённого пункта земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и на нарушение прав товарищества на осуществление хозяйственной деятельности на принадлежащей территории.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Надежда" просит решение суда отменить, административный иск удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8, пункту 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана городского округа, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликованы в установленном порядке.
Генеральный план отображает границы населённого пункта город Салехард.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 89:08:070101:255, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, северо-восточная часть города, исключён из черты населённого пункта г. Салехард решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 19 февраля 2015 года N 5 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда" и отнесён к категории земель сельскохозяйственного использования.
Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в следующих случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения (пункт 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд не усмотрел нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, указав на то, что проект генерального плана представлялся на согласование в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, замечания, указанные в заключении об отказе в согласовании проекта генерального плана устранены.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может по следующим основаниям.
В период подготовки проекта о нормативного правового акта о внесении изменений в генеральный план действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 года N 69.
Пунктом 2.1 указанного Порядка предусматривалось направление органом местного самоуправления уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе (далее - уведомление) направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях, указанных в части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.20 Постановления Правительства ЯНАО от 8 июля 2010 N 105-П "О департаменте строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа" Департамент осуществляет, в том числе, рассмотрение представленных на согласование в Правительство автономного округа проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов генеральных планов поселений, городских округов в автономном округе и подготовку заключений.
Из материалов дела усматривается, что сводным заключением департамента строительства и жилищной политики округа от 29 декабря 2014 года отказано в согласовании проекта оспариваемого нормативного правового акта на основании отсутствия в нем информации о категории земель, включенных и исключенных из границ города, а также целей их планируемого использования.
Следовательно, проект генерального плана города Салехард в редакции решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 19 февраля 2015 года N 5, предусматривающий исключение спорного земельного участка из черты населённого пункта город Салехард не согласован в установленном пункт 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке.
Судебная коллегия отмечает и то, что выводы суда первой инстанции об устранении замечаний Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа при утверждении генерального плана не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку замечаний по вопросу, подлежащему согласованию, в заключении данного органа от 29 декабря 2014 года не имелось ввиду отсутствия в представленном на согласование проекте генерального плана информации о категории земель, включенных и исключенных из границ города, а также целей их планируемого использования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
В соответствии с пунктом 38 названного постановления, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку при принятии решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 19 февраля 2015 года N 5 существенно нарушена процедура, предусмотренная нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и, учитывая, что при принятии последующих решений о внесении изменений в генеральный план города Салехард исключение спорной территории из границ населённого пункта не согласовано, судебная коллегия полагает необходимым признать недействующим решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 29 апреля 2020 года N 37 "Об утверждении Генерального плана города Салехарда" в части не включения в границы населённого пункта город Салехард территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:255, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, северо-восточная часть города.
С учётом того, что данное решение применялось, судебная коллегия полагает, что оно подлежит признанию недействующим с момента вынесения апелляционного определения.
Поскольку признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения, отсутствует необходимость в указании в резолютивной части судебного акта на признание недействующим решения Городской Думы муниципального образования город Салехард от 21 июля 2020 года N 63 "О внесении изменений в Генеральный план города Салехарда", равно как и на указание о признании не действующими решений данного органа от 19 февраля 2015 года N 5 и от 16 июня 2017 года N 47, с учётом утраты ими юридической силы.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения, имеются предусмотренные частью 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в части и принятия нового решения о частичном удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать не действующим со дня принятия апелляционного определения решение Городской Думы муниципального образования город Салехард от 29 апреля 2020 года N 37 "Об утверждении Генерального плана города Салехарда" в части не включения в границы населённого пункта город Салехард территории в границах ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 89:08:070101:255, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, северо-восточная часть города.
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Обязать Городскую Думу Муниципального образования Город Салехард опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вынесения апелляционного определения на официальном интернет-сайте муниципального образования город Салехард "salekhard.org"
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.