Проект федерального закона
"О военной прокуратуре"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку к проекту закона,
перечень штатных должностей военных прокуроров,
справку о состоянии законодательства,
перечень законов и нормативно-правовых актов,
финансово-экономическое обоснование проекта закона
I. Общие положения
Статья 1. Надзор за исполнением законов в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов и общевоинских уставов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба (далее другие войска) возлагается на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему военных прокуроров.
2. Деятельностью военной прокуратуры, входящей в единую централизованную систему прокуратуры Российской Федерации, руководит Генеральный прокурор Российской Федерации, как непосредственно, так и через своего заместителя - Главного военного прокурора.
Статья 2. Задачи прокурорского надзора в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации
1. Военная прокуратура, в соответствии с возложенными на нее Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" задачами, обеспечивает верховенство закона, единство и укрепление законности в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации, с целью обеспечения их боеготовности и боеспособности, поддержания воинской дисциплины и уставного порядка несения военной службы, защиты конституционных прав и свобод военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, а также иных граждан, защиты законных интересов Вооруженных Сил и других войск.
2. Направления деятельности военной прокуратуры определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" с учетом особенностей военной службы, предусмотренных действующим законодательством и настоящим законом.
Статья 3. Законодательство о военной прокуратуре
Организация и порядок деятельности военной прокуратуры определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации.
Статья 4. Гарантии независимости военных прокуроров и следователей
1. Военные прокуроры и следователи военных прокуратур осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления и воинских должностных лиц, общественных и политических движений и организаций в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
2. Военные прокуроры и следователи, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контрольных органов". Органы внутренних дел и командование соответствующих воинских частей обязаны принимать меры к обеспечению безопасности военных прокуроров и следователей, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества.
3. Воздействие в какой-либо форме на военного прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Статья 5. Гласность в деятельности военных прокуратур
Органы военной прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
Статья 6. Участие военных прокуроров в заседаниях и совещаниях органов военного управления
Военные прокуроры в соответствии со своей компетенцией вправе присутствовать на заседаниях коллегий, военных советов и служебных совещаниях органов военного управления и участвовать в обсуждении на них вопросов исполнения законов.
Статья 7. Координация деятельности по борьбе с преступностью
1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью поднадзорных им органов военного управления, действующих в вооруженных Силах и других войсках, органов дознания, военной контрразведки и других правоохранительных органов на основании соответствующего Положения, утверждаемого Генеральным прокурором Российской Федерации.
2. Осуществляя координацию, военный прокурор в пределах своей компетенции созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует необходимую информацию, контролирует исполнение принятых решений и проводит другие мероприятия, направленные на борьбу с преступностью.
Статья 8. Деятельность военных прокуратур в местностях, где не действуют иных органы прокуратуры
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление прокурорского надзора и расследование всех преступлений может быть возложено Генеральным прокурором Российской Федерации на военную прокуратуру.
II. Структура и полномочия военных прокуратур
Статья 9. Структура и организация военных прокуратур
1. Военная прокуратура состоит из образуемой в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Главной военной прокуратуры, военных прокуратур военных округов, групп войск, флотов, военных прокуратур Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московской городской военной прокуратуры и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военных прокуратур объединений, соединений, гарнизонов и иных военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов, в которых по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.
2. Образование, реорганизация и упразднение военных прокуратур, определение их статуса и компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по этим вопросам реализуются директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации и других воинских формирований.
3. Иные организационно-штатные вопросы в пределах установленной штатной численности решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных сил, командованием Федеральной пограничной службы и других воинских формирований Российской Федерации.
4. Штатные должности прокурорско-следственного состава органов военной прокуратуры и соответствующие им воинские звания включаются в специальный Перечень, который утверждается настоящим Федеральным законом.
5. Образование военных прокуратур, особенности их организации и деятельности при мобилизации и в военное время определяются Федеральными законами Российской Федерации.
Статья 10. Главная военная прокуратура
1. Главная военная прокуратура образуется в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, является ее структурным подразделением и возглавляется заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором (далее Главным военным прокурором).
2. В Главной военной прокуратуре имеются управления, отделы, канцелярия и приемная.
Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям и помощников.
Начальники и заместители начальников управлений и самостоятельных отделов являются соответственно старшими помощниками и помощниками Главного военного прокурора. Начальники канцелярии и приемной являются помощниками Главного военного прокурора.
В управлениях и отделах Главной военной прокуратуры устанавливаются должности военных прокуроров, военных прокуроров-криминалистов, старших военных прокуроров, старших военных прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам.
Положения о структурных подразделениях утверждается Главным военным прокурором
3. В главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, определяемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.
Коллегия Главной военной прокуратуры на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности прокуратур, проверки исполнения приказов Генерального прокурора Российской Федерации, заслушивает отчеты начальников управлений и отделов Главной военной прокуратуры, нижестоящих военных прокуроров и других работников военных прокуратур, обсуждает вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты важнейших приказов и инструкций Главного военного прокурора.
Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Главного военного прокурора. В случаях разногласий между Главным военным прокурором и коллегией Главный военный прокурор проводит в жизнь свое решение, докладывая Генеральному прокурору Российской Федерации о возникших разногласиях. Члены коллегии в свою очередь могут сообщить свое мнение Генеральному прокурору Российской Федерации.
Статья 11. Военная прокуратура вида Вооруженных Сил Российской Федерации, округа, флота, группы войск и приравненные к ним другие военные прокуроры
1. Военная прокуратура вида Вооруженных Сил, военного округа, группы войск, флота и приравненные к ним другие военные прокуроры возглавляется соответствующим военным прокурором, который имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников и помощников
Указанные прокуратуры по правам и полномочиям приравниваются к прокуратурам субъектов Российской Федерации.
2. В военных прокуратурах видов Вооруженных Сил, округов, флотов, групп войск образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором.
3. В военных прокуратурах видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск, флотов создаются управления, отделы (на правах управления, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками соответствующих военных прокуроров.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников военных прокуроров, старших военных прокуроров и военных прокуроров управлений и отделов, старших военных прокуроров-криминалистов и военных прокуроров криминалистов, а также военных следователей по особо важным делам и старших военных следователей. Военными прокурорами видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск могут назначаться помощники по особым поручениям.
Статья 12. Военная прокуратура объединения, гарнизона и других приравненных к ним прокуратур
1. Военная прокуратура объединения и гарнизона, а также иные приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующим военным прокурором, которые могут иметь первых заместителей, заместителей, старших помощников и помощников, прокуроров-криминалистов, а также старших военных следователей и следователей.
2. Военные прокуратуры объединений и гарнизонов приравниваются по своему положению, правам и полномочиям к прокуратурам городов и районов.
3. По решению Генерального прокурора Российской Федерации в военных прокуратурах объединений, гарнизонов и приравненных к ним прокуратурах могут образовываться отделы.
Статья 13. Полномочия военных прокуратур
1. Главный военный прокурор и подчиненные ему военные прокуроры пользуются соответственно всеми полномочиями прокуроров, определенных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, а также другими законодательными актами действующими на территории Российской Федерации.
2. Главный военный прокурор в пределах своей компетенции на правах заместителя руководителя федерального ведомства руководит деятельностью органов военной прокуратуры, осуществляет контроль за их работой, обеспечивает подбор, расстановку, воспитание и повышение квалификации кадров военных прокуратур, проводит аттестование военных прокуроров и следователей военных прокуратур, издает приказы и указания, обязательные для всех офицеров и работников военных прокуратур.
Он осуществляет общее руководство Главной военной прокуратурой, взаимодействие с органами военного управления, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках, организует работу коллегии Главной военной прокуратуры и выполняет иные обязанности в соответствии с издаваемым им приказом о распределении функциональных обязанностей между работниками Главной военной прокуратуры.
В период его отсутствия обязанности Главного военного прокурора исполняет его первый заместитель.
Кроме того, на него возлагается решение проблем совершенствования управления и научной организации труда, распространение передового опыта, координации работы структурных подразделений Главной военной прокуратуры, с управлениями и отделами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также выполнение иных обязанностей возложенных на него Главным военным прокурором.
Обязанности другие заместителей определяются приказом Главного военного прокурора о распределении обязанностей между руководителями Главной военной прокуратуры.
3. Военный прокурор военного округа и иные военные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, организуют работу подчиненных военных прокуратур, в пределах своей компетенции издают приказы и указания.
4. Военные прокуроры объединений, соединений и гарнизонов и приравненные к ним военные прокуроры организуют работу военной прокуратуры и в пределах своей компетенции издают приказы.
Статья 14. Надзор за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами
1. Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением. законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военными комиссариатами, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, подразделениями Министерства обороны, Федеральной службы охраны, Федеральной пограничной службы, службы внешней разведки, Федерального агентства правительственной связи и информации, Федеральной службы железнодорожных войск, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также воинскими формированиями других министерств и ведомств, органами безопасности в войсках, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки и подразделениями специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации (за исключением органов военного управления и воинских частей, поднадзорных прокурорам воинских частей);
2. Наряду с полномочиями, установленными Федеральным законом Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", военные прокуроры в пределах своей компетенции вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов, независимо от установленного в них режима;
- иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений;
- проверять законность содержания арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах и других местах содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
- назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению военного прокурора органами военного управления, в котором состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения.
3. Главный военный прокурор, его заместители и другие военные прокуроры в пределах своей компетенции с учетом специфики поднадзорных объектов вправе:
- принести протест на незаконный акт или решение командования и органов военного управления;
- внести представление об устранении нарушений закона в любой орган военного управления, командиру, начальнику, должностному лицу Вооруженных Сил, Федеральной пограничной службы и других войск, а также руководителям гражданских предприятий, учреждений, организаций, министерств и ведомств, правомочным устранить нарушение;
- возбудить производство об административном или дисциплинарном правонарушении, а также уголовное дело.
Статья 15. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность
1. Военные прокуроры в пределах своей компетенции надзирают за исполнением законов следователями военных прокуратур, следователями Федеральной службы безопасности по делам подсудным военным судам и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность и дознание в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации.
2. Военные прокуроры и следователи поручают органам дознания и других воинских формированиях, милиции и любым другим органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дают указание о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружении лиц, их совершивших, по делам находящимся в производстве следователей военных прокуратур или подчиненных военных прокуратур, а также по находящимся в производстве следователей Федеральной службы безопасности и подсудных военным судам.
3. Указания и поручения военного прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, являются для органа дознания и предварительного следствия обязательными.
Статья 16. Расследование преступлений военной прокуратурой
1. Осуществляя уголовное преследование, военная прокуратура в соответствии с законом проводит расследование по делам:
- о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и приравненными к ним лицами;
- о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части.
2. Следствие по делам о преступлениях, совершенных гражданскими лицами, ведется военной прокуратурой лишь при совершении ими преступлений в соучастии с военнослужащими и только при невозможности выделения дела в отдельное производство.
3. Уголовное дело из других правоохранительных органов направляется по подследственности в военную прокуратуру лишь при установлении конкретного военнослужащего, виновного в совершении преступления.
Статья 17. Полномочия следователя военной прокуратуры
При производстве предварительного следствия следователь военной прокуратуры пользуется всеми правами, предоставленными следователю уголовно-процессуальным законодательством. Следователь военной прокуратуры по расследуемым им делам вправе давать любым органам дознания указания и поручения о проведении следственных действий и розыскных мероприятий и требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Указания и поручения следователя военной прокуратуры, данные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, для органов дознания обязательны.
Статья 18. Участие военного прокурора в рассмотрении дел судами
1. Военный прокурор участвует в рассмотрении дел военными и другими судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими Федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование в суде, военный прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Полномочия военного прокурора, участвующего в судебном. рассмотрении дела, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
2. Опротестование судебных решений военными прокурорами и их заместителями осуществляется в пределах их компетенции
Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван военным прокурором, принесшим протест.
3. Главный военный прокурор приносит протесты:
- в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления судей окружных (флотских) военных судов, а также заключения по вновь открывшимся обстоятельствам по делам, по которым решения, приговоры, определения и постановления вынесены этими военными судами - в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;
- в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления судей гарнизонных военных судов, а также заключения о вновь открывшихся обстоятельствах по уголовным делам, по которым приговоры или определения вынесены этими военными судами, - в окружные (флотские)
военные суды
4. Заместители Главного военного прокурора, военные прокуроры округов и другие, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации военные прокуроры, приносят протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также заключения о вновь открывшихся обстоятельствах по уголовным делам, по которым приговоры или определения вынесены этими судами, - в окружные (флотские) военные суды.
5. военные прокуроры в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке направляют в военные суды заявления о пересмотре решений, определений и постановлений судей военных судов по гражданским делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
6. Главный военный прокурор и его заместители вправе приостановить исполнение опротестованного приговора, определения, постановления военного суда по уголовному делу до разрешения дела в порядке надзора. При наличии данных свидетельствующих о явном нарушении закона, Главный военный прокурор и его заместители вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение приговора, определения, постановления до их опротестования на срок не свыше трех месяцев.
Статья 19. Надзор за законностью исполнения наказаний, назначаемых военными судами
1. Военные прокуроры в пределах своей компетенции осуществляют надзор:
- за законностью нахождения осужденных военнослужащих и приравненных к ним лиц в местах их содержания и освобождения от отбывания наказания;
- за точным выполнением установленных уголовно-исполнительным законодательством и воинскими уставами порядка и условий отбывания наказания; соблюдением требований законов по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также предусмотренных законами и воинскими уставами их прав, обязанностей и ограничений;
- за исполнением уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.
2. В этих целях военные прокуроры вправе:
- посещать в любое время дисциплинарные части и гауптвахты, иные воинские части, учреждения, организации и предприятия;
- опрашивать осужденных военнослужащих и приравненных к ним лиц, знакомиться с документами об их осуждении, о порядке и условиях отбывания наказания и содержания.
Статья 20. Рассмотрение и разрешение военными прокурорами предложений, заявлений и жалоб
Военные прокуроры в пределах своей компетенции рассматривают и разрешают заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушениях законов органами военного управления, должностными лицами и военнослужащими, а также жалобы на вступившие в силу законные решения военных судов от лиц, имеющих процессуальное право их обжаловать.
Сроки и порядок разрешения жалоб и заявлений устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Учет и статистическая отчетность
Учет преступности и статистическая отчетность в органах военной прокуратуры устанавливаются и представляются в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации.
Система учета статистической и иной информации, а также условия и порядок ознакомления с ними, организуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Кадры военных прокуратур, их статус, обеспечение, гарантии,
компенсации и меры социальной защиты
Статья 22. Кадры военной прокуратуры
1. Требования, предъявляемые к военным прокурорам и следователям определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами "Об основах государственной службы" и "О прокуратуре Российской Федерации", Законами Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" и "о статусе военнослужащих", а также настоящим Федеральным законом и изданными в его развитие нормативными актами.
2. Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие высшее юридическое образование и офицерское звание, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами.
На должность помощников военного прокурора и военных следователей военных прокуратур гарнизонного звена в исключительных случаях могут назначаться офицеры обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по юридической специальности.
По решению Генерального прокурора Российской Федерации на должности военных прокуроров и следователей могут быть назначены гражданские лица, на которых в полной мере распространяются положения Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
3. Личный состав военных прокуратур входит в штатную численность Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, предусмотренных действующим законодательством.
4. Определение офицеров на военную службу в органы военной прокуратуры и увольнение их в запас (отставку) производится приказами Министра обороны Российской Федерации или командованием Федеральной пограничной службы только по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора.
Увольнение в запас (отставку) лиц высшего офицерского состава органов военной прокуратуры производится Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны или иными воинскими формированиями Российской Федерации военные прокуроры и следователи не заключают, но приравниваются по правовому положению к военнослужащим, проходящим службу по контракту.
5. Присвоение воинских званий военнослужащим военных прокуратур производится по представлению соответствующего военного прокурора в порядке, установленном для военнослужащих.
Воинские звания высшего офицерского состава органов военной прокуратуры присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
6. Воинские звания офицеров военных прокуратур соответствуют классным чинам прокурорско-следственных работников территориальных органов прокуратуры.
При увольнении офицеров военных прокуратур с военной службы и поступлении на работу в территориальные органы прокуратуры им в порядке аттестации присваивается соответствующие воинскому званию классные чины, а при определении на военную службу прокурорско-следственных работников, имеющих классные чины, им присваивается соответствующее воинское звание.
7. Военнослужащим прокурорско-следственного состава органов военной прокуратуры, а также работающим на должностях прокуроров и следователей гражданским лицам в порядке установленном Генеральным прокурором Российской Федерации присваиваются квалификационные классы, денежное вознаграждение за которые выплачивается Министерством обороны и Федеральной пограничной службой Российской Федерации.
8. Аттестование военнослужащих военных прокуратур производится в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации, с учетом особенностей прохождения военной службы.
9. Военные прокуроры и следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом правом их поощрения и наложения дисциплинарных взысканий пользуются только вышестоящие военные прокуроры, Главный военный прокурор и Генеральный прокурор Российской Федерации.
Статья 23. Назначение военных прокуроров и следователей
1. Порядок назначения военных прокуроров и следователей на должности, их подотчетность и основания освобождения от должности определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
2. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и самостоятельных отделов Главной военной прокуратуры, военные прокуроры видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск и приравненные к ним военные прокуроры и их заместители, военные прокуроры объединений, гарнизонов и приравненных к ним военных прокуратур назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.
Другие прокурорско-следственные работники военных прокуратур назначаются на должности и освобождаются от них Главным военным прокурором и военными прокурорами, приравненными к прокурорам субъектов российской Федерации.
3. Главный военный прокурор, военные прокуроры видов Вооруженных Сил военных округов, флотов и приравненные к ним военные прокуроры назначаются сроком на пять лет. На такой же срок назначаются военные прокуроры объединений, гарнизонов и приравненные к ним военные прокуроры.
До истечения этого срока перечисленные военные прокуроры могут быть освобождены от должности только по основаниям, предусмотренных Федеральных Законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
4. Штатная численность военнослужащих и гражданского персонала военных прокуратур выделяется за счет Вооруженных Сил Российской Федерации, других министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, пропорционально их численности.
Статья 24. Денежное содержание (заработная плата) военных прокуроров и следователей
1. Денежное содержание (заработная плата) военных прокуроров и следователей состоит из должностного оклада (оклада по воинской должности), оклада по воинскому званию (за классный чин), доплат за квалификационный класс, за выслугу лет, 50 процентной доплаты к должностному окладу за особые условия службы, надбавок за ученую степень и ученое звание, почетные звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" и "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежных поощрений (премий) по итогам работы за квартал и год, стоимости продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде).
Выплата денежного содержания военным прокурорам и следователям военных прокуратур производится Министерством обороны, а также другими министерствами и ведомствами, имеющими воинские формирования и за счет которых содержится штатная численность военных прокуратур.
2. Должностные оклады военных прокуроров и следователей устанавливаются в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации устанавливаются размеры доплат за воинское звание (классный чин) в процентном отношении к должностному окладу, а размеры ежегодных доплат за выслугу лет - к должностным окладам, включая доплату за воинское звание (классный чин).
3. Процентные надбавки за ученую степень выплачиваются кандидатам и докторам наук соответственно в размере 5 и 10 процентов окладов по воинской должности и воинскому званию (классному чину).
4. Военным прокурорам и следователям, награжденным нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", а также которым присвоено почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" выплачивается надбавка в размере 10 процентов от должностного оклада и оклада по воинскому званию (классному чину).
5. Военнослужащим военных прокуратур, имеющим право на пенсию по выслуге лет, к приравненным к ним должностным лицам органов военных прокуратур гражданского персонала, которым присвоены классные чины, устанавливается ежемесячная надбавка к денежному довольствию и заработной плате в размере от 25 до 50 процентов пенсии, которая могла быть им начислена.
6. Выплата остальных надбавок и доплат, компенсаций на санаторно-курортное лечение и других, производится на основаниях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих". При этом офицеры военных прокуратур и лица гражданского персонала, имеющие классные чины, имеют право по своему желанию получить материальное обеспечение, а также льготы и компенсации по одному из указанных законов.
7. Военным прокурорам и следователям, уволенным в запас или отставку, и имеющим право на получение пенсии, не облагаемые пенсии и иные пособия выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей".
Статья 25. Другие виды обеспечения военных прокуроров и следователей
1. Военным прокурорам и следователи при назначении на должность в первоочередном порядке, но не позднее трех месяцев после назначения на должность и прибытия к месту службы, соответствующие органы Министерства обороны, Федеральной пограничной службы и других воинских формирований Российской Федерации, а в местах где они не занимаются обеспечением жильем - местная администрация обязаны предоставить благоустроенное жилое помещение в виде квартиры или дома в государственном или муниципальном жилом фонде по социальным нормам, установленным жилищным законодательством.
Военные прокуроры и следователи имеют право на дополнительную жилую площадь в виде комнаты или дополнительно 20 квадратных метров жилой площади.
Как и все военнослужащие, они имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.
С согласия военных прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах военной прокуратуры не менее 10 лет.
Занимаемые военными прокурорами и следователями жилые помещения в домах государственного и муниципального жилого фондов в случае их освобождения предоставляются другим военным прокурорам и следователям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий
2. В жилых помещениях, занимаемых военными прокурорами и следователями, за счет средств Министерства обороны, Федеральной пограничной службы и других войск Российской Федерации во внеочередном порядке устанавливается телефон. В таком же порядке предоставляются места в детских дошкольных учреждениях детям военных прокуроров и следователей.
3. Продовольственное, вещевое, медицинское и иное обеспечение военных прокуроров и следователей осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
Статья 26. Гарантии и компенсации, меры социальной защиты прокуроров и следователей
1. Военные прокуроры и следователи являются представителями государственной власти и находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности военного прокурора и следователя и их имущество.
2. Военные прокуроры и следователи имеют право на ношение и хранение служебного огнестрельного оружия, специальных средств защиты и их применение в соответствии с Федеральным законом "Об оружии".
3. Военные прокуроры и следователи вправе по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), в сельской местности - любым попутным транспортом; при направлении в служебные командировки они пользуются правом бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и приобретения документов на все виды транспорта.
Возмещение средств на бесплатный проезд общественным транспортом производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
4. Военным прокурорам и следователям, переведенным на постоянную работу в другую местность, расходы по их переезду и перевозу членов семей возмещаются в полном объеме в установленном порядке за счет Министерства обороны и иных воинских формирований Российской Федерации.
5. Военным прокурорам и следователям, а также проживающим с ними членам семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилых помещений в домах государственного и муниципального жилого фонда, в том числе проживающим в приватизированных жилых помещениях, а также 50 процентная скидка (в оплате всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, центральное отопление, водоснабжение и другие), за пользование телефоном, независимо от вида жилищного фонда.
6. Жизнь, здоровье и имущество военных прокуроров и следователей подлежат обязательному государственному страхованию в порядке и размерах установленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
При этом в случаях: гибели (смерти) военного прокурора или следователя в период службы или после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью или при выполнении служебных обязанностей, страховая сумма выплачивается в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания военного прокурора или следователя;
причинение военному прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью или при исполнении служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 60-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания;
причинение военному прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью или при исполнении служебных обязанностей телесных повреждений или иного вреда, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.
За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели (смерти) военного прокурора или следователя.
Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего военному прокурору или следователю или членам их семей, в связи с их служебной деятельностью, подлежит возмещению им или членам семей в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет средств, выделяемых Министерству обороны и иным воинским формированиям на страховые возмещения.
7. Офицеры военных прокуратур после выхода на пенсию пользуются предусмотренными настоящим Федеральным законом правами и льготами, включая медицинское обслуживание в военно-лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете.
8. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенная военным прокурором или следователем органов военной прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда военный прокурор или следователь застигнуты при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Порядок расследования уголовных дел в отношении военных прокуроров и следователей устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.
9. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр военного прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.
10. Оперативно-розыскные действия в отношении военного прокурора и следователя без возбуждения уголовного дела могут проводиться с согласия Генерального прокурора Российской Федерации, Главного военного прокурора, его заместителей, а также военных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации с обязательным уведомлением об этом Генерального прокурора Российской Федерации.
Статья 27. Правовое положение и материальное обеспечения гражданского персонала
1. Лица гражданского персонала военных прокуратур, не являющиеся прокурорско-следственными работниками, принимаются на работу, назначаются на должности и освобождаются от них соответствующими военными прокурорами с соблюдением требований трудового законодательства Российской Федерации.
Они состоят на ведущих, старших и младших государственных должностях, предусмотренных для аппарата прокуратур Российской Федерации.
2. Работникам аппарата военных и Главной военной прокуратуры из числа лиц гражданского персонала присваиваются классные чины в порядке, установленном Положением о классных чинах работников органов прокуратуры Российской Федерации.
3. На работников аппарата военных прокуратур и Главной военной прокуратуры распространяются все предусмотренные законами и иными нормативными актами положения о мерах социальной защиты, а также другие правовые, материальны и социальные гарантии, установленные для работников аппарата прокуратур Российской Федерации и членов их семей.
4. Заработная плата работников аппарата военных прокуратур и Главной военной прокуратуры, которым присвоены классные чины, состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, надбавок за ученую степень или ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежных поощрений (премий) по итогам работы за квартал и год, стоимости продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде).
Работникам аппаратов военных прокуратур и Главной военной прокуратуры производятся все иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными актами для работников аппаратов прокуратур Российской Федерации.
5. Работники аппаратов военных прокуратур и Главной военной прокуратуры, имеющие классные чины, обеспечиваются бесплатным служебным обмундированием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации для работников прокуратур Российской Федерации.
IV. Финансирование, материально-техническое и информационное
обеспечение органов военной прокуратуры
Статья 28. Финансирование и материально-техническое обеспечение
1. Финансирование, материально-техническое снабжение, выделение служебных помещений, хранилищ, транспорта, связи и других видов обеспечения военных прокуратур, а также квартир и всех видов довольствия проходящим в них службу военнослужащим и гражданским лицам, состоящим на прокурорско-следственных должностях, производится по установленным нормам Министерством обороны и командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также иных воинских формирований при которых состоят военные прокуратуры.
2. Расходы по обеспечению деятельности военных прокуратур осуществляются из федерального бюджета за счет средств, выделенных на эти цели Министерству обороны и другим воинским формированиям Российской Федерации.
3. Военные прокуроры имеют право использовать 5 процентов от изъятых и взысканных при осуществлении надзора и предварительного следствия средств, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, на развитие материально-технической базы прокуратур и поощрение отличившихся работников.
4. Охрана служебных помещений военных прокуратур осуществляется воинскими частями.
Статья 29. Информационное обеспечение военных прокуратур
Информационное обеспечение военных прокуратур осуществляется посредством создания за счет обслуживаемых ими войск и использования в их деятельности информационных систем на базе электронно-вычислительных средств, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
Статья 30. Охрана и конвоирование задержанных и арестованных
1. Охрана, содержание и конвоирование в военные прокуратуры лиц, содержащихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, осуществляется соответствующими воинскими частями, военными комендантами либо, по решению военного прокурора, конвоями внутренних войск.
2. Конвоирование лиц, находящихся в иных местах содержания, задержанных и арестованных, а также в тюрьмах и исправительно-трудовых учреждениях, осуществляется в установленном порядке частями внутренних войск, органами и учреждениями внутренних дел.
V. Заключительные положения
Статья 31. Правовой статус военных прокуратур
1. Военные прокуратуры имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.
2. При исполнении служебных обязанностей военные прокуроры и следователи носят установленную в Вооруженных Силах Российской Федерации военную форму одежды с эмблемами военной юстиции и соответствующим нарукавным знаком, за исключением гражданских лиц, назначенных на должности военных прокуроров и следователей.
Статья 32. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе
Содержащиеся в настоящем Федеральном законе наименования имеют следующее значение:
"Военный прокурор" - Главный военный прокурор, военные прокуроры военных округов, групп войск, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московской городской военной прокуратуры и другие военные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, военные прокуроры объединений, соединений, гарнизонов и приравненные к ним, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие военные прокуроры и военные прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
"Военнослужащие и приравненные к ним лица"- лица, проходящие военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" по контракту или призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также военные строители и военнообязанные в период прохождения военных сборов.
"Вооруженные Силы и другие войска" - Вооруженные Силы Российской Федерации, внутренние, железнодорожные и другие войска, органы и формирование, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Статья 33. О порядке введения в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в действие со дня его официального опубликования.
2. В связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившим силу Положение о военной прокуратуре, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1981, N 32, ст.956).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.