Рассмотрев представленную администрацией МО "Турочакский район" Программу "Отходы 2004-2010 гг." муниципального образования "Турочакский район":
1. Утвердить прилагаемую Программу "Отходы 2004-2010 гг." муниципального образования "Турочакский район".
2. Финансовому отделу МО "Турочакский район" при формировании бюджета муниципального образования на очередной финансовый год предусматривать объем финансирования утвержденных Программой "Отходы 2004-2010 гг." муниципального образования "Турочакский район".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель районного |
А.И.Сумачаков |
Глава района |
Н.Я.Болтухин |
Программа
"Отходы (2004-2010 годы)"
муниципального образования "Турочакский район"
(утв. решением районного Совета депутатов муниципального образования
"Турочакский район" Республики Алтай от 14 февраля 2007 г. N 34-1)
Паспорт
целевой программы "Отходы (2004-2010 годы)"
муниципального образования "Турочакский район"
Наименование Программы |
Целевая программа "Отходы (2004-2010 годы)" муниципального образования "Турочакский район" |
Заказчик Программы |
Администрация муниципального образования "Турочакский район" |
Основные разработчики Программы |
Отдел сельского хозяйства, природопользования и экологии администрации муниципального образования "Турочакский район" |
Основные исполнители Программы |
Промышленные, строительные и сельскохозяйственные предприятия, а так же# жилищно-коммунальное хозяйство Турочакского района, районный отдел внутренних дел, отдел образования, администрации сельских поселений. |
Цели и задачи Программы |
Целью Программы является решение комплекса вопросов по сбору, размещению, утилизации, переработке производства и потребления, снижению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Турочакского района. |
Основные задачи Программы: | |
совершенствование системы управления обращения с отходами производства и потребления в районе; | |
развитие нормативной базы и экономических механизмов регулирования в области обращения с отходами; | |
изыскание финансовых ресурсов для решения вопросов обращения с отходами; | |
обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот; | |
ликвидация несанкционированного размещения отходов, строительство (обустройство) и содержание санкционированных объектов; | |
организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду и здоровье населения; | |
подготовка кадров, обучение населения в области обращения с отходами. | |
Сроки и этапы реализации |
2004-2010 годы. |
1-й этап - 2004-2006 гг. | |
2-й этап - 2007-2010 гг. | |
Перечень мероприятий |
Мероприятия капитального строительного характера. |
Мероприятия по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы. Содержание существующих полигонов твердых бытовых отходов и скотомогильников. | |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 3690 тысяч рублей. |
Объем финансирования за счет средств: | |
республиканского бюджета - 2 млн. рублей, | |
местного бюджета - 1690 тысяч рублей. | |
1 й этап - республиканский бюджет 2006 год - 500 тысяч рублей, | |
2 й этап - местный бюджет 2007 год - 640 тысяч рублей, | |
2008 год - 350 тысяч рублей, | |
2009 год - 350 тысяч рублей, | |
2010 год - 350 тысяч рублей. | |
Республиканский бюджет 2007 год - 1,5 млн. рублей | |
Ожидаемые основные результаты реализации Программы: |
создание в районе системы управления и контроля обращения с отходами, |
ликвидация несанкционированных свалок, | |
реконструкция объектов размещения отходов, | |
оснащение необходимыми техническими средствами, | |
повышение экологического образования населения в области обращения с отходами. | |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль исполнения осуществляется отделом сельского хозяйства, природопользования и экологии, контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется отделом финансов МО "Турочакский район" |
1. Обоснование проблемы
Отходы - это неизбежный вещественный атрибут жизнедеятельности и производственной деятельности человека, а так же# важный показатель уровня экономического развития и экологической культуры государства (общества, социума). В настоящее время в Российской Федерации в связи с затянувшимся экономическим кризисом сложилась неблагоприятная ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, которая нередко приводит к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.
В Турочакском районе ситуация с использованием и хранением отходов также является неблагоприятной. Несмотря на существенно аграрный профиль народного хозяйства и продолжавшийся в последнее время спад промышленного производства в районе, какого-либо улучшения в сфере обращения с отходами за эти годы не произошло. Основные причины подобного положения заключаются в недостаточном финансировании мероприятий в этой области охраны окружающей среды, а также в слабой работе органов местного самоуправления и природоохранных органов.
В последние годы в стране, после принятия в 1998 г. Федерального закона "Об отходах производства и потребления", активизировалась нормативно-правовая и практическая деятельность в сфере образования и обращения с отходами. В частности, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Министерством природных ресурсов России разработан и частично утвержден ряд нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих различные аспекты в области учета, нормирования, размещения и использования отходов производства и потребления.
После утверждения Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" на 2002-2010 гг. во многих субъектах Российской Федерации были разработаны региональные целевые программы "Отходы", направленные на обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления. В Турочакском районе подобная программа до настоящего времени не была разработана.
В текущем году была организована работа по составлению районной целевой программы "Отходы (2004-2010 годы)" (в дальнейшем - Программа). Ответственным разработчиком Программы выступил отдел сельского хозяйства, природопользования и экологии администрации муниципального образования "Турочакский район". Определенное участие в составлении Программы приняли администрации сельских поселений, МУ "Турочакское ЖКХ".
Реализация Программы рассчитана в два этапа - 1-й - (2004-2006 гг.) и 2-й - (2007-2010 гг.). Необходимое финансирование ее мероприятий, предусмотренное за счет бюджетов всех уровней и различных внебюджетных источников составляет - 3,690 тыс. руб. (в. т. ч. 1-й этап - 0,5 млн. руб., 2-й этап - 3,190 тыс. руб., в том числе 1,5 млн. рублей из регионального бюджета
2. Анализ ситуации с отходами производства
и потребления в Турочакском районе
Источники образования, номенклатура и объемы отходов. Источниками образования отходов производства на территории Турочакского района являются предприятия различных отраслей народного хозяйства, а основным источником отходов потребления - местное население, а также некоторые учреждения образования, здравоохранения, объекты рекреации и прочие.
К отходообразующим производствам в Турочакском районе относятся предприятия теплоэнергетики, горнодобывающей, лесной и деревообрабатывающей, а также жилищно-коммунального и сельского хозяйства.
Предприятия теплоэнергетики в Турочакском районе представлены многочисленными котельными разной мощности. В них, по ориентировочным данным жилищно-коммунального хозяйства в Турочакском районе ежегодно сжигается порядка 3,5 тыс. тонн угля, с учетом аналогичных отходов печного отопления в районе ежегодно образуется более 1,1 тыс. тонн золошлаковых отходов.
Большое количество отходов в Турочакском районе продуцируют горнодобывающие предприятия - прииск "Алтайский" и старательские артели (вскрышные породы и промытые пески) которые ежегодно образуют порядка 70 тыс. тонн хвостов обогащения руд.
Заметный объем отходов создают также лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, которых в Турочакском районе насчитывается около 65 единиц. Первые из них оставляют образовавшиеся отходы (сучья, щепу, кору и пр.), главным образом, на лесосеках. Предприятия деревообработки 44 единицы (цеха, пилорамы) ежегодно образуют более 3 тыс. тонн отходов в виде коры, щепы, опилок, стружки.
Значителен объем отходов (около 150 тонн) стройматериалов (кирпич, бетон, стекло, различные блоки, деревянные изделия), ежегодно образующихся при гражданском строительстве в районе.
В связи с аграрным профилем народного хозяйства Турочакского района одной из основных отходообразующих отраслей в районе является животноводство. Ежегодно в отрасли образуется порядка 200 тонн навоза, локализованного на животноводческих объектах
Другим специфическим видом металлических отходов являются фрагменты отделяющихся частей вторых ступеней ракет-носителей, запускаемых Министерством обороны и Росавиакосмосом с космодрома "Байконур" на протяжении последних сорока лет. За этот период на территории района было размещено несколько тысяч фрагментов ракетно-космической техники.
Основная часть отходов производства и потребления, образующихся в Турочакском районе, относится к малоопасным и неопасным отходам (4, 5 класс). В то же время значительная часть отходов минерального и химического происхождения относится к категории умеренно и высоко опасных (1-3 класс).
Из общего числа ежегодно образующихся отходов (без учета фекальных отходов с/х животных) используется примерно 5% отходов (шлак, частично, древесные отходы, металлолом, отходы стройматериалов и пр.), а 95% от их количества размещается на свалках, в отвалах, на территориях отходообразующих предприятий и прочие.
Характеристика объектов размещения отходов производства и потребления. По предварительным данным, на территории района имеется около 9 объектов размещения отходов потребления (полигоны, свалки) общей площадью около 2 га. На них нередко хранятся и отдельные виды производственных отходов - опилки, металлолом, шлак и пр. Около 40% от всех объектов составляют несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся вблизи и в пределах населенных пунктов. Некоторые свалки расположены на землях сельхозназначения, представленных пастбищами, сенокосами. Следует отметить, что многие мелкие населенные пункты Турочакского района вообще не имеют централизованных свалок.
В настоящее время практически на всех объектах постоянного хранения отходов на территории района отсутствуют какие-либо виды защиты окружающей природной среды. Обустройство всех свалок не соответствуют действующим санитарным нормам и правилам содержания полигонов для твердых бытовых отходов. На них не составлены технические проекты, не организованы санитарно-защитные зоны. Практически все объекты постоянного хранения отходов не имеют систем защиты окружающей среды. Их территории, за редким исключением, не обвалованы, не ограждены, не оборудованы гидроизоляцией. Практически на всех свалках не предусмотрен отвод талых и ливневых вод.
Значительная часть свалок относится к категории экологически опасных и потенциально опасных. Некоторые свалки захламляют другие, запрещенные законодательством территории лесных, рекреационных зон, заболоченные места, земли сельскохозяйственного назначения и пр.
С учетом вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время в Турочакском районе сложилась крайне неблагополучная ситуация со сбором, обезвреживанием, переработкой и утилизацией отходов. Плохо поставлена разъяснительная работа с населением, в результате чего окрестности большинства населенных пунктов района нередко завалены мусором. Органы местного самоуправления, в основном, неудовлетворительно выполняют свои обязанности по организации сбора и удаления отходов, не говоря о создании специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов.
Документальные данные по движению и объемам отходов для подавляющего большинства объектов их размещения в настоящее время отсутствуют. Нет также полной информации по образованным и размещенным отходам производства и потребления у природоохранной службы и у Государственного комитета по статистике Республики Алтай. Последний осуществляет лишь учет токсичных отходов по форме 2-ТП "Токсичные отходы".
Таким образом, приведенный выше анализ ситуации в области обращения с отходами, сложившейся в Турочакском района свидетельствует об актуальности целевой Программы "Отходы (2004-2010 годы)" и необходимости скорейшей реализации содержащихся в ней мероприятий.
3. Основные цели и задачи Программы
Основной целью настоящей Программы является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Турочакского района при обращении с отходами производства и потребления, размещенными на его территории. Другие цели состоят в решении комплекса актуальных вопросов по сбору, размещению, переработке, обезвреживанию, утилизации и частичному вовлечению в хозяйственный оборот накопленных отходов, снижению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Для достижения указанных целей предстоит решить следующие основные задачи:
- совершенствование системы управления в области обращения с отходами производства и потребления в Турочакском районе;
- развитие нормативной базы и экономических механизмов регулирования в сфере обращения с отходами;
- изыскания необходимых финансовых ресурсов и их концентрация на приоритетных направлениях настоящей программы;
- интеграция различных служб и органов для решения актуальных проблем в области обращения с отходами;
- внедрение современных технологических процессов по переработке и утилизации некоторых видов отходов производства и потребления;
- обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;
- ликвидация несанкционированного размещения отходов, строительство (обустройство) и содержание санкционированных объектов;
- организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду и здоровье населения;
- подготовка кадров, обучение населения в области обращения с отходами.
Реализация Программы рассчитана в два этапа - 1-й (2004-2006 гг.) и 2-й (2006-2010 гг.). Сроки реализации конкретных мероприятий установлены в зависимости от их приоритетности.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий состоит из мероприятий капитального характера и мероприятий по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы (см. приложение).
Мероприятия капитального характера призваны обеспечить укрепление и развитие материально-технической базы сельских поселений, в функцию которых входит сбор, размещение отходов производства и потребления.
В состав данных мероприятий включаются комплекс мероприятий по ликвидации, рекультивации, реконструкции, обустройству действующих и строительству новых объектов размещения отходов (полигонов, свалок, скотомогильников, канализационных выгребов, очистных сооружений, полей фильтрации); организации в районном центре комплексных приемных пунктов вторичного сырья (черного и цветного лома, стеклянной, пластиковой и другой тары, макулатуры и пр.), что позволит очистить территории населенных пунктов от некоторых отходов, уменьшить их поступление на объекты постоянного хранения, а также вовлечь их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья и финансовых поступлений в местные бюджеты. В связи с существенно аграрной (животноводческой) спецификой народного хозяйства, одной из основных экологических проблем для района является утилизация навоза на фермах, сараях. Программой предусматривается значительное улучшение санитарно-гигиенической ситуации в ряде крупных сел Турочакского района за счет организации централизованного сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов. Для его реализации будет выполнен следующий комплекс мероприятий: приобретен 1 мусоровоз на базе а/м ГАЗ-3307; изготовлено 15 металлических контейнеров для сбора твердых бытовых отходов.
Не менее важным, чем охарактеризованные выше разделы, комплексом мероприятий Программы является текущее содержание действующих объектов размещения отходов и очистка загрязненных различными отходами территорий Турочакского района (см. приложение N 1, N 2, N 3, N 4). Так, на работы по сбору, вывозу, текущей подработке отходов и содержанию объектов их размещения, проводимые органами местного самоуправления. Некоторые средства следует направить на очистку захламленных разнообразными отходами прибрежных полос и водоохранных зон больших и малых рек Турочакского района, главным образом, в зонах рекреации.
Мероприятия по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы призваны создать условия для эффективной реализации целей и задач Программы. Они включают мероприятия: по экономическому регулированию деятельности в области обращения с отходами; нормативного и информационного обеспечения Программы; по инвентаризации, ведению реестра и кадастра отходов, разработки и доведения до отходообразующих предприятий и учреждений нормативов образования и лимитов размещения отходов.
Важным системным элементом Программы является комплекс мероприятий по ее экологическому и санитарно-гигиеническому сопровождению, которое предусматривает на начальном этапе экологическое обследование состояния окружающей среды на участках нахождения наиболее крупных и опасных в экологическом отношении объектов размещения отходов, затем по результатам этой работы будут разработаны предложения по организации и ведению экологического мониторинга окружающей среды в районах размещения отходов в Турочакского района
Способствовать оздоровлению экологической ситуации в Турочакском районе должна организация действенного контроля за правонарушениями в области обращения с отходами со стороны органов местного самоуправления и различных ведомств, в том числе органов внутренних дел.
Положительную роль в перспективе в деле нормализации ситуации в области обращения с отходами должно принести экологическое образование, просвещение и воспитание, как взрослого населения, так и подрастающего поколения, всестороннее освещение в местных средствах массовой информации проблем негативных последствий для окружающей среды и здоровья населения района неправильное обращение с отходами
Для реализации вышеперечисленных мероприятий по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы на весь период необходимо 2,19 млн. руб., в том числе на (2004-2006 гг.) - 0,5 млн. руб. Основные финансовые средства будут направлены на организацию экологического сопровождения Программы, в меньшей степени, на ее нормативно-информационное обеспечение и экологическое просвещение населения.
5. Механизм реализации и контроль исполнения Программы
Основными исполнителями мероприятий Программы выступят промышленные, строительные и сельскохозяйственные предприятия, а так же# жилищно-коммунальное хозяйство Турочакского района районный отдел внутренних дел, отдел образования, администрации сельских поселений и районная больница.
Предполагаемыми участниками реализации Программы население Турочакского района.
Контроль за целевым использованием финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляет отдел финансов МО "Турочакский район" с участием соответствующих органов сельских поселений. Исполнители мероприятий будут ежегодно представлять отчет о ходе их выполнения заказчику Программы.
Для реализации ряда программных мероприятий предполагается принятие организационных решений:
создание при жилищно-коммунальном хозяйстве специализированной службы управления в области обращения с отходами;
создание постоянно действующих советов при органе местного самоуправления.
6. Оценка ожидаемой эффективности от реализации Программы
Реализация Программы обеспечит совершенствование системы управления отходами; создание:
нормативно-правовой и экономической базы в области обращения с отходами в районе;
существенное уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую среду;
увеличение хозяйственного использования вторичных ресурсов;
внедрение новых эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов;
эффективный контроль за размещением и движением отходов;
мониторинг влияния отходов на состояние окружающей природной среды.
Социально-экономические результаты проведения комплекса программных мероприятий заключаются в оздоровлении санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки в населенных пунктах района, в снижении воздействия отходов на здоровье населения, в создании дополнительных рабочих мест при строительстве и эксплуатации объектов по переработке и обезвреживанию отходов, в повышении культуры населения в области обращения с отходами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение районного Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" Республики Алтай от 14 февраля 2007 г. N 34-1 "О проекте решения Турочакского районного Совета депутатов "О Программе "Отходы 2004-2010 гг." муниципального образования "Турочакский район"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения официально опубликован не был