Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 г. по делу N 16-985/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу законного представителя Общества с ограниченной ответственностью "Артик-Транс" генерального директора Шишова Н.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года и решение судьи Мурманского областного суда от 4 декабря 2020 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Артик-Транс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Общество с ограниченной ответственностью "Артик-Транс" (далее ООО "Артик-Транс") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Общества с ограниченной ответственностью "Артик-Транс" генеральный директор Шишов Н.А. просит отменить состоявшиеся по делу решения ввиду их незаконности и необоснованности, и вовратить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела судебными инстанциями вышеуказанные требования закона выполнены не были.
Так, административная ответственность по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30.01.2020 в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 г. в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции в КНР и случаями вывоза инфекции в другие страны объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменений в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715, внесена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
При этом в силу пункта 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Пунктом 1.2 Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" указано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Постановлением Правительства Мурманской области N 175-ПП от 4 апреля 2020 года на территории области установлен режим повышеной готовности. Этим же постановлением утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции.
Основанием для привлечения ООО "Артик-Транс" к админисиративной ответственности послужили следующие обстоятельства: 5 августа 2020 года в 10 часов 06 минут на 9 км 070 м автоподъезда к г.Североморску Мурманской области, в салоне автобуса ПАЗ государственный регистрационный знак "данные изъяты", принадлежащего ООО "Артик-Транс", выполнявшего рейс по маршруту N 105 (г.Мурманск - г.Североморск), допущено нахождение без средств индивидуальной защиты пассажира ФИО4, что является нарушением требований п.п.31 п.3.2 Правил Поведения, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области N175-ПП от 04.04.2020 "О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечние санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (covid-19)", с последующими изменениями.
ООО "Артик-Транс"вменено нарушение требований п.п.31 п.3.2 Правил Поведения, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области N175-ПП от 04.04.2020 "О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечние санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима поышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (covid-19)", согласно которому организациям, осуществляющим регулярные перевозки городским электрическим и автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным и межмуниципальным маршрутам предписано не допускать нахождение в салонах транспортных средств граждан без средств индивидуальной защиты, при попытке совершения поездки гражданином без СИЗ осуществлять его информирование о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за их нарушение. В случае несогласия гражданина исполнять установленные требования об обязательном использовании СИЗ перевозчик вправе вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения и составления протокола.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об админисиративных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела ООО "Артик-Транс" относится к организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров, на которую распространяются обязанности перевозчика, предусмотренные статьей 786 ГК РФ, а также положения статьи 426 ГК РФ о публичном договоре, в соответствии с частью 3 которой отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнять для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
Однако вопрос о наличии у ООО "Артик-Транс" возможности соблюдения правил и норм, предусмотренных Постановлением Правительства Мурманской области N175-ПП от 04.04.2020 "О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечние санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима поышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (covid-19)", за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в ходе рассмотрения настоящего дела не исследован.
Указанные доводы заявлялись законным представителем юридического лица при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда, однако судьей областного суда проверены не были.
Таким образом, в ходе рассмотрения судьей Мурманского областного суда жалобы законного представителя ООО "Артик-Транс" Шишова Н.А. на постановление судьи Североморского районного суда Мурманской области не выполнены требования статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об администраивных правонарушениях, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены решения судьи Мурманского областного суда от 4 декабря 2020 года и возвращения жалобы законного представителя ООО "Артик-Транс" Шишова Н.А. в областной суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Мурманского областного суда от 4 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Артик-Транс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Жалобу законного представителя ООО "Артик-Транс" Шишова Н.А. на постановление судьи Североморского районного суда Мурманской области от 23 сентября 2020 года возвратить в Мурманский областной суд на новое рассмотрение.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Е.А. Широкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.