Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Белова В.И, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 9 июня 2021 года кассационную жалобу Иванова Ю.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 года по административному делу N 2а-256/2021 по административному исковому заявлению Иванова Ю.А. к ИФНС России по городу Чебоксары об оспаривании отказа в перерасчёте земельного налога.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения Иванова Ю.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ИФНС России по городу Чебоксары Афанасьева Ю.Г, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Московского районного суда Чувашской Республики от 20 февраля 2021 года признан незаконным отказ ИФНС России по городу Чебоксары от 2 апреля 2020 года (N 21/21/011154) в перерасчёте Иванову Ю.А. земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым N за 2016 год, на ИФНС России по городу Чебоксары возложена обязанность произвести перерасчёт земельного налога за 2016 год в размере 10 628, 00 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 года решение Московского районного суда Чувашской Республики от 20 февраля 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Иванова Ю.А. о признании незаконным отказа ИФНС России по городу Чебоксары в перерасчёте земельного налога за 2016 год и возложении обязанности произвести перерасчёт земельного налога.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Иванов Ю.А. в кассационной жалобе ставит вопрос об отмене апелляционного определения, указывая на неправильное применение положений пункта 2.1 статьи 52 и пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российский Федерации. Полагает, что судами необоснованно оставлено без внимания, что датой подачи административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка является 20 декабря 2019 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Судами установлено, что Иванов Ю.А. является налогоплательщиком земельного налога в связи с регистрацией за ним права собственности на земельный участок с кадастровым N, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 25 февраля 2020 года в отношении указанного земельного участка установлена кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости, определенной по состоянию на
1 января 2013 года в размере 708539 рублей 28 копеек на период до 31 декабря 2019 года. Датой подачи административного заявления о пересмотре кадастровой стоимости установлено считать 20 декабря 2019 года.
11 марта 2020 года Иванов Ю.А. обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчёте ранее исчисленного земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы.
Иванову Ю.А. произведён перерасчёт земельного налога за 2017, 2018 годы. В перерасчёте земельного налога за 2016 год отказано, о чём сообщено письмом от 2 апреля 2020 N 21-21/011154. Также сообщено о направлении ему платежных документов для уплаты задолженности земельного налога за 2016 год в размере 34 520 рублей и пени в размере 327 рублей 89 копеек по состоянию на 1 апреля 2020 года.
Решением Управления ФНС по Чувашской Республике от 20 мая 2020 года N 97 жалоба Иванова Ю.А. о пересчёте земельного налога за 2016 год оставлена без удовлетворения.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности отказа в перерасчёте земельного налога за 2016 год, указав, перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов согласно налоговому уведомлению N 11347052 от 6 июля 2019 года должен быть произведён за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, то есть за 2016, 2017, 2018 годы.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Иванов Ю.А. обратился в инспекцию с заявлением о перерасчёте ранее исчисленного земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы в связи с установлением судебным решением кадастровой стоимости лишь 11 марта 2020 года.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оснований для перерасчёта земельного налога за 2016 год не имеется.
Данный вывод является правильным.
Положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Федерального закона N 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно применены положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 334-ФЗ), согласно которым перерасчёт сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчётом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие трёхлетний срок для подачи заявления о зачёте (возврате) излишне уплаченного налога.
Аналогичная позиция изложена в письмах Минфина России от 27 сентября 2018 года NN 03-05-05-02/69137, N 03-05-05-01/69209, от 1 октября 2018 года N 03-05-06-01/70282, от 27 ноября 2018 года N БС-4-21/22899@, разъясняющих налоговым органам порядок применения для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной с 1 января 2019 года.
В силу положений части 2 статьи 3 Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 2.1. Налогового кодекса Российской Федерации введён в действие с 1 января 2019 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 июня 2021 года N 1158-О указал, что законодатель, исходя из общего принципа, в силу которого закон действует на будущее время, и реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, должен учитывать специфику регулируемых правом общественных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 года N 37-О-О, от 15 апреля 2008 года N 262-О-О, от 16 июля 2009 года N 691-О-О и др.).
Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, устанавливает правило, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5).
В силу установленного абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 данного Кодекса запрета на перерасчёт сумм указанных налогов, вступившего в силу в порядке, определенном статьей 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, начиная с 1 января 2019 года налоговый орган не вправе осуществлять перерасчет сумм ряда налогов (в том числе земельного налога), если это влечет увеличение ранее уплаченных сумм. Данное регулирование по своему характеру устраняет обязанность налогоплательщиков, а соответственно, по правилам статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации оно может иметь обратную силу, только если прямо это предусматривает. В свою очередь, придание статье 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, дополнившей статью 52 названного Кодекса пунктом 2.1, обратной силы не предусмотрено (указанное регулирование вступило в силу с 1 января 2019 года).
Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ принята законодателем в рамках его дискреции в налоговой сфере в целях обеспечения баланса частных и публичных интересов.
В этой связи несостоятельна ссылка в кассационной жалобе на дату подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости 20 декабря 2019 года и определение судом кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года и на период до 31 декабря 2019 года.
Довод о том, что налоговым органом после направления налогового уведомления N 11347052 от 6 июля 2019 года другие налоговые уведомления не направлялись, не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае оснований для направления налогового уведомления в связи с перерасчётом ранее исчисленного налога за 2016 год у налогового органа не имелось. С заявлением о перерасчёте налога административный истец обратился в налоговый орган в 2020 году после вынесения и вступления в силу решения суда о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, то есть за пределами срока, установленного пунктом 2.1. статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Ю.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 19 июля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.