Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего ФИО3, Судей ФИО5, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования Кваркенский сельский совет "адрес", Министерству социального развития "адрес" о понуждении предоставить жилое помещение, заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования Кваркенский сельский совет "адрес" (далее - администрация МО Кваркенский сельский совет) от ДД.ММ.ГГГГ он принят на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении по категории "инвалиды". До настоящего времени жильем не обеспечен. Просил суд обязать ответчика предоставить во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории "адрес", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям на состав семьи 1 человек.
Решением суда иск удовлетворен частично. Суд обязал администрацию МО Кваркенский сельский совет предоставить ФИО1 во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение на территории "адрес", соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям на состав семьи один человек. В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития "адрес" отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кваркенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ дополнено указанием в абзаце 2 резолютивной части решения суда, после слов: "обязать администрацию муниципального образования сельский совет "адрес"" за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - "адрес".
Определением ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда, на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле привлечены в качестве ответчиков администрация муниципального образования "адрес", Правительство "адрес", Министерство финансов "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кваркенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения, как незаконного.
Участвующие в деле лица, их представители, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является инвалидом второй группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 987н.
Жилых помещений в собственности ФИО1 не имеет, зарегистрирован по адресу: "адрес", жилое помещение общей площадью 79, 2 кв.м. принадлежит матери истца.
Протоколом заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении. Истец включен в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды".
Протоколом заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оставлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "инвалиды", поскольку имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-IV-03 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории "адрес", жилых помещений жилищного фонда "адрес"", районный суд исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, при новом рассмотрении дела, перейдя к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции решение суда первой инстанции отменил и в удовлетворении требований ФИО1 отказал. При этом суд исходил из тех обстоятельств, что для предоставления жилого помещения вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 01.03.2005) на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований предусмотренных ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний, однако доказательств, подтверждающих право ФИО1 состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, а также подтверждающие, что он признавался в установленном порядке малоимущим, истцом не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции полагает данные выводы суда апелляционной инстанции преждевременными, сделанными без выяснения имеющих существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
Про маломущность
Из материалов дела следует, что распоряжением администрации муниципального образования Кваркенский сельсовет "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-р семья ФИО1 признана согласно пп. 4 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет (п. 1). ФИО1 включен в категорию "инвалиды" (п. 2).
В соответствии
Как следует из материалов дела, истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес".
В соответствии со справкой ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" ФИО1 является инвалидом второй группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Согласно справке ВК N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 страдает инфильтративным туберкулезом доли правого легкого в фазе распада и осеменения. В соответствии с названной справкой истец страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец состоит на учете с "данные изъяты", что подтверждено методом посева.
В соответствии со справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ названное учреждение не имеет сведений о том, что за истцом числится жилище.
Согласно архивным справкам муниципального архива администрации МО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в договоре приватизации от ДД.ММ.ГГГГ значится ФИО6, которой передана квартира по адресу: "адрес". Сведения о передаче ФИО1 в собственность жилья отсутствуют.
В соответствии с уведомлениями Росреестра сведения о наличии у ФИО1 недвижимого имущества отсутствуют.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном главе МО Кваркенский сельсовет, истец просит принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в связи с отсутствием у него жилого помещения.
Протоколом заседания жилищной комиссии администрации МО Кваркенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 принят на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении. Истец включен в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории "инвалиды".
Распоряжением главы администрации МО Кваркенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 признан нуждающимся в жилых помещениях согласно п. 1 п.п. 4 ст. 51 ЖК РФ и поставлен на учет в качестве такового. Истец включен в категорию "инвалиды".
Из письма Министерства социального развития "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: "адрес" жилище общей площадью 79, 2 кв.м, принадлежащем матери истца. В квартире зарегистрировано три человека. На одного члена семьи приходится 26, 4 кв.м. Семья обеспечена учетной нормой площади жилого помещения. В МО Кваркенский сельсовет установлена учетная норма жилой площади в размере 11 кв.м. В учетном деле истца отсутствуют сведения о том, что истец не имеет недвижимого имущества, нет копии паспорта истца. Полагает, что ФИО1 не является нуждающимся в жилом помещении. За счет средств областного бюджета предоставить истцу жилье по договору социального найма во внеочередном порядке не имеется в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения. Рекомендовано снять ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии администрации МО Кваркенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оставлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "инвалиды".
В заявлении, адресованном главе администрации МО Кваркенский сельсовет, ФИО1 просил предоставить ему во внеочередном порядке жилое благоустроенное помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с п. 1 п.п. 4 ст. 51 ЖК РФ, поставлен на учет, включен в категорию "инвалиды".
Заявление принято адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа администрации МО Кваркенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ заявителю разъяснено, что закон не возлагает на органы местного самоуправления обязанности, связанные с предоставлением жилых помещений вне очереди, поскольку такое предоставление финансируется субъектами Российской Федерации.
Разрешая заявленные истцом требования, и руководствуясь положениями ст. 14, частей 1-4 ст. 49, ст. 57 ЖК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом1 Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Законом Оренбургской области от 23.11.2005 N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 принят на учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении, имеющее право на получение такого помещения, при этом истец собственного жилища, жилища, предоставленного по договору социального найма, по иному основанию, не имеет, страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н, распоряжение главы администрации МО Кваркенский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, он признан нуждающимся в жилых помещениях и поставлен на учет в качестве такового, соответственно заявленное истцом требование по существу является законным, обоснованным, а потому подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда признавая ошибочными выводы суда первой инстанции, исходила из того, что судом для предоставления жилого помещения вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, исходя из положений п.3 ч.2 ст.57 ЖК Р. необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим после (01.03.2005) на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных ч.1 ст. 51 ЖК РФ, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний, однако истцом не представлены документы подтверждающие его право состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, равно как не представлены сведения признавался ли он в установленном порядке малоимущим.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что наличие хронического заболевания, при котором совместное проживание граждан в одной квартир невозможно, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма.
С такими выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
При вынесении обжалуемых судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанций были допущены.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 Постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 г, к которым относится ФИО1, действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции не были приняты во внимание
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда.
Председательствующий ФИО3
Судьи ФИО5
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.