Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Онацкой Екатерины Павловны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 года по административному делу N 2а-94/2020 по административному исковому заявлению Онацкой Екатерины Павловны об оспаривании ответа от 14 сентября 2018 года и приказа Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 29 октября 2018 года N 87 "ОД" "Об отмене регистрации декларации", возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения Онацкой Е.П, судебная коллегия
установила:
Онацкая Е.П. обратилась в суд с административным иском к Государственному строительному надзору Республики Крым, в котором просила признать незаконным приказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 29 октября 2018 года N 87 "ОД" "Об отмене регистрации декларации" и ответ в виде письма от 14 сентября 2018 года исх. N 3120 "Об отказе во внесении изменений в декларацию".
В ходе рассмотрения дела в качестве административного соответчика привлечен начальник Службы государственного строительного надзора Республики Крым Прихожанов Ю.В, в качестве заинтересованного лица - Кузьмиченок Н.В.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 4 февраля 2020 года административное исковое заявление Онацкой Е.П. удовлетворено частично. Признано незаконным решение Службы государственного строительного надзора Республики Крым, оформленное в виде ответа от 14 сентября 2018 года N3120/исх.; на Службу государственного строительного надзора Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Онацкой Е.П. от 6 сентября 2018 года о внесении изменений в декларацию от 28 ноября 2014 г. N N; признан незаконным приказ Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 29 октября 2018 года N 87 "ОД" "Об отмене регистрации декларации"; отказано в удовлетворении остальной части административных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 года решение от 4 февраля 2020 года отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 6 мая 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебное заседание 29 июня 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Киевским районным судом города Симферополя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 ноября 2014 года Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована декларация N РК081140005267 о начале выполнения строительных работ - реконструкция квартир N 11 и N 12 с надстройкой мансардного этажа по адресу: "адрес" (заказчики N технический надзор осуществляет ФИО13 ИТ N N, проектная документация разработана Коммунальным предприятием "ХППАПБ").
11 июля 2018 года Кузьмиченок Н.В. обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с заявлением об аннулировании декларации о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 года N N.
На основании приказа от 6 августа 2018 года N 347 должностными лицами Службы государственного строительного надзора Республики Крым, в период с 10 августа 2018 года по 16 августа 2018 года проведена внеплановая выездная проверка по объекту, указанному в декларации о начале выполнения строительных работ.
По результатам проведенной проверки установлено и не оспаривается административным истцом, что в декларацию о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 года внесены недостоверные сведения. Согласно представленной инженером технического надзора ФИО12. информации от 6 августа 2018 года технический надзор на объекте капитального строительства, расположенного по вышеуказанному адресу, она не осуществляет; Государственное автономное учреждение Республики Крым "Государственная строительная экспертиза" письмом исх. N 838/18 от 9 июля 2018 года сообщает, что проектная документация по вышеуказанному объекту капитального строительства не поступала, экспертиза не проводилась.
16 августа 2018 года должностными лицами Службы государственного строительного надзора Республики Крым Онацкой Е.П. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений согласно акта внеплановой выездной проверки от 16 августа 2018 года.
6 сентября 2018 года одним из заказчиков Онацкой Е.П. в Службу государственного строительного надзора Республики Крым подано заявление о внесении изменений в декларацию о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 года N N (вместе с экземплярами уточненной декларации и прилагаемыми документами), ввиду обнаружения технических ошибок, а именно: указано, что экспертиза проекта строительства проведена Филиалом ГП "Укргосстройэкспертиза", однако поскольку экспертиза проекта строительства не требуется согласно пункту 4 гллавы 1 Порядка выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14, в данный пункт внесены изменения. Кроме того, была неверно указана площадь застройки: 134 кв. м. общая площадь застройки, 82.9 кв. м. жилая площадь, а необходимо указать: общая площадь застройки 98, 3 кв. м, 66, 3 кв. м жилая площадь застройки. Также приложен приказ N 12-Т от 23 августа 2018 г. о назначении лица, ответственного за технический надзор - ФИО14, а также заявление об устранении недостатков согласно предписанию от 16 августа 2018 г.
Письмом первого заместителя начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 14 сентября 2018 года 3120/исх. дан ответ, что декларация о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 года N N зарегистрирована Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, внесение изменений в зарегистрированную декларацию о начале выполнения строительных работ осуществляется в случае, если декларация ранее зарегистрирована Службой. При этом Служба действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169, является исполнительным органом государственной власти Республики Крым - субъекта Российской Федерации, правопреемником Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым не является и в этой связи лишена возможности внести изменения в декларацию. Административному истцу рекомендовано написать заявление об отмене регистрации декларации о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 г. N согласно пункту 1 Главы 2 Порядка. Предоставить в Службу два экземпляра декларации по форме согласно Приложению 1 с приложением заверенных заказчиком копит документов, указанных в поданной декларации о начале выполнения строительных работ.
В период с 10 октября 2018 года по 16 октября 2018 года, на основании приказа от 4 октября 2018 года N 452, должностными лицами Службы государственного строительного надзора Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка выполнения Онацкой Е.П. требований предписания от 16 августа 2018 года об устранении выявленных нарушений, указанных в акте проверки, по результатам которой составлен акт 16 октября 2018 года. Проверкой установлено, что требования предписания от 16 августа 2018 года административным истцом не исполнено.
Приказом начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 29 октября 2018 года N 87 "ОД" отменена регистрация декларации от 28 ноября 2014 года N РК081140005267 о начале выполнения строительных работ по объекту "Реконструкция квартир N11 и N12 с надстройкой мансардного этажа по адресу: "адрес" (заказчики Онацкая Е.П, Кузьмиченок Н.В.).
Установив изложенное, разрешая спор, удовлетворяя частично административные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявление Онацкой Е.П. о внесении изменений в зарегистрированную декларацию от 28 ноября 2014 года не рассмотрено Службой государственного строительного надзора Республики Крым в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ и выдаче разрешений на выполнение строительных работ, утвержденным Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 15 февраля 2016 года N 20-"П" и Порядком выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденным Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2040-6/14, в связи с чем вынесение приказа от 29 октября 2019 года N 87 "ОД" "Об отмене регистрации декларации", являлось преждевременным.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1849-6/14 утверждено Временное положение об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, согласно подпунктов 2, 3, 6 пункта 4 которого, Инспекция, в соответствии с возложенными на нее задачами решает вопросы по принятию в эксплуатацию законченных строительством объектов; решает вопросы по оформлению права на начало выполнения строительных и подготовительных работ; самостоятельно ведет единый реестр документов, дающих право на выполнение строительных работ на территории Республики Крым, а также реестр принятых в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Указом Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года N51-У утверждена структура исполнительных органов власти Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N169 утверждено Положение о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, в соответствии с которым Служба наделена аналогичными полномочиями и осуществляет те же функции, что и Архитектурно-строительная инспекция Республики Крым.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14 утвержден Порядок выполнения подготовительных и строительных работ (в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым от 22 марта 2017 года N 1516-1/17).
Согласно пункту 3 главы 1 Порядка выполнения строительных работ, сведения о зарегистрированных декларациях и выданных сертификатах вносятся Службой в Единый реестр зарегистрированных деклараций о начале выполнения строительных работ, выданных разрешений на выполнение строительных работ, зарегистрированных деклараций о готовности объекта к эксплуатации и выданных сертификатов, отказов в регистрации таких деклараций и в выдаче таких разрешений и сертификатов (далее - Единый реестр).
В силу пункта 2 главы 2 Порядка выполнения строительных работ, заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации и прилагаемых документах, в соответствии с законом.
Пунктом 6 главы 2 Порядка выполнения строительных работ установлено, что в случае выявления указанных заказчиком в декларации и прилагаемых к ней документах недостоверных данных Служба вправе уведомить об этом заказчика в течение одного рабочего дня со дня такого обнаружения для их устранения.
В случае самостоятельного выявления технической ошибки (описки, печатной, грамматической, арифметической ошибки) в зарегистрированной декларации или получения сведений о выявлении недостоверных данных заказчик (либо его полномочный представитель) обязан в течение трех рабочих дней со дня обнаружения предоставить достоверные данные относительно информации, которая требует изменений, для внесения их Службой в Единый реестр путем подачи в многофункциональный центр или отправки заказным письмом с описью вложения заявления по форме согласно Приложению 2, экземпляра декларации, в которой обнаружена техническая ошибка или недостоверные данные, и двух экземпляров декларации, в которой учтены изменения, по форме согласно Приложению 1, с прилагаемыми документами.
Служба осуществляет регистрацию декларации, в которой учтены изменения, в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 7 главы 2 Порядка выполнения строительных работ, в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации или в прилагаемых документах, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации.
Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.
Об отмене регистрации декларации заказчик письменно уведомляется в течение трех рабочих дней со дня отмены.
Аналогичные положения содержал действовавший на момент направления оспариваемого ответа и издания спорного приказа Административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации деклараций по регистрации деклараций о начале выполнения строительных работ и выдаче разрешений на выполнение строительных работ, утвержденный Приказом Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 15 февраля 2016 года N 20-"П" (утратил силу 15 января 2020 года).
В соответствии пунктами 3.4.1, 3.4.2 Административного регламента, в случае если право на строительство объекта передано другому заказчику, или при изменении лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, или при изменении иных задекларированных данных заказчик в течение трёх рабочих дней обращается в Службу с заявлением об изменении данных в зарегистрированной декларации по форме согласно Приложению N 2 к настоящему регламенту.
Заявление об изменении данных в зарегистрированной декларации составляется в двух экземплярах. Один экземпляр указанного заявления с прилагаемыми документами направляется в Службу и является неотъемлемой частью зарегистрированной декларации, а второй экземпляр остается у заказчика.
Продолжение выполнения строительных работ без подачи такого заявления запрещается.
Как следует из материалов административного дела, Онацкая Е.П. является собственником квартиры N12 в многоквартирном жилом доме (всего 12 квартир) 1950 года постройки, находящимся по вышеуказанному адресу.
Согласно пункту 4.38 Положения, Служба государственного строительного надзора Республики Крым наделена полномочиями, аннулировать (отменять) ранее выданные (зарегистрированные) Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, документы разрешительного характера.
28 ноября 2014 года Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована декларация N N о начале выполнения строительных работ по объекту "реконструкция квартир N11 и N12 с надстройкой мансардного этажа по вышеуказанному адресу (заказчики Онацкая Е.П. - квартира N12, ФИО17 - квартира N11).
Оспариваемым приказом начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 29 октября 2018 года N 87 "ОД" регистрация декларации о начале выполнения строительных работ отменена по основанию внесения в нее недостоверных сведений.
Суд апелляционной инстанции согласился с пояснениям представителя административного ответчика о том, что согласно Порядку (действовавшему на момент регистрации декларации о начале выполнения строительных работ), проверялась лишь полнота заполнения декларации, ответственность за достоверность данных, указанных в ней полностью возлагалась на заказчиков строительства, т.е. на Онацкую Е.П. и Кузьмиченок Н.В.
Между тем, один из заказчиков обратился с заявлением об аннулировании декларации (заявление ФИО15 от 11 июля 2018 года). Факт внесения в декларацию недостоверных сведений не оспаривается административным истцом, что подтверждается поданным ФИО16 заявлением от 6 сентября 2018 года.
Из материалов дела следует, что проект реконструкции квартиры N12 изготовлен в 2013 году лишь для одного заказчика - Онацкой Е.П. и договор на осуществление технического надзора от 23 августа 2018 года N 26-т с Обществом с ограниченной ответственностью "Архитектурно-проектное бюро" также заключал лишь один заказчик - Онацкая Е.П.
В декларации о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 года N N - реконструкция квартир N11 и N12 с надстройкой мансардного этажа по вышеуказанному адресу, содержатся сведения об общей площади объекта строительства - 134 кв. м, жилая площадь - 82, 9 кв. м.
При этом, в заявлении об устранении недостатков от 6 сентября 2019 года, поданном в Службу государственного строительного надзора Республики Крым, Онацкой Е.П. сообщалось об изначально неверном указании в декларации площади застройки (134 кв. м. общая площадь застройки, 82, 9 кв. м. жилая площадь, тогда как необходимо указать: общая площадь застройки 98, 3 кв. м, 66, 3 кв. м жилая площадь застройки), что подтверждает доводы подателя апелляционной жалобы о верности выводов Службы государственного строительного надзора Республики Крым о недостоверности сведений, указанных в вышеназванной декларации о начале выполнения строительных работ.
В декларации также указано, что технический надзор осуществляет Гордимер Л.А. Вместе с тем, согласно представленной инженером технического надзора Гордимер Л.А. информации от 6 августа 2018 года, технический надзор на объекте капитального строительства, расположенного по вышеуказанному адресу, она не осуществляет.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 6 сентября 2019 года первым заместителем Службы государственного строительного надзора Республики Крым постановления, которым Онацкая Е.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.14 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, который был оплачен административным истцом, что свидетельствует о признании последним об указании недостоверных сведений в декларации о начале выполнения строительных работ.
Данные обстоятельства не оспаривались административным истцом в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, доводы административного истца о подаче им 6 сентября 2018 года заявления о внесении изменений в вышеуказанную декларацию, как и вывод суда первой инстанции о не рассмотрении данного заявления в установленном законом порядке, не опровергают выводов Службы государственного строительного надзора Республики Крым о недостоверности сведений, указанных в поданной Онацкой Е.П. декларации о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 года N N.
Судом апелляционной инстанции также принято во внимание, что судом первой инстанции была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено Автономной некоммерческой организации "Центр независимых судебных экспертиз "СУДЭКСПЕРТИЗА". Заключением эксперта установлено и подтверждается материалами административного дела, что проведенная реконструкция квартиры N12 в вышеуказанном многоквартирном жилом доме проведена с отклонениями от площади.
С учетом изложенного, ссылаясь на положения статьи 1 ГрК РФ, статьи 36, 40 ЖК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу том, что произведенные изменения квартиры N12 в результате выполненных строительных работ требуют соблюдения прав и законных интересов всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Также судом апелляционной инстанции указано, что в декларации о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 года N РК081140005267 указано о реконструкции квартир N11 и N12 с надстройкой мансардного этажа по вышеуказанному адресу. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства согласия всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на реконструкцию вышеуказанных квартир (отсутствует согласие собственников квартир N7 и N8).
Выявление недостоверных сведений в декларации о начале выполнения строительных работ от 28 ноября 2014 года N N обоснованно послужили основанием для вынесения оспариваемого приказа от 29 октября 2018 года N 87 "ОД" "Об отмене регистрации декларации".
Вышеуказанный приказ вынесен на основании Порядка выполнения подготовительных и строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2040-6/14, Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N169.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, принял новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Оспариваемое апелляционное определение сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывает.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.