Проект федерального закона N 97072854-2
"Об аэродромной сети и аэропортах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку к проекту закона,
финансово-экономическое обоснование проекта закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов Российской Федерации и направлен на обеспечение правовых и организационных основ государственного регулирования в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего федерального закона применяются следующие основные понятия:
Аэродром - участок земной поверхности с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, подготовленный для взлета, посадки, руления, размещения и обслуживания воздушных судов. Аэродромы могут быть государственной, гражданской или экспериментальной авиации;
аэродром государственной авиации - аэродром, находящийся в ведении федерального или регионального органа исполнительной власти;
аэродром (аэропорт) гражданской авиации - аэродром (аэропорт), находящийся в ведении органа в области гражданской авиации или гражданина Российской Федерации;
аэродром экспериментальной авиации - аэродром, находящийся в ведении органа в области экспериментальной авиации:
аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются воздушные суда гражданской, государственной и (или) воздушные суда экспериментальной авиации:
аэродром совместного использования - аэродром государственной авиации, на котором осуществляются взлет, посадка, руление и стоянка воздушных судов гражданской авиации, выполняющих полеты по расписанию и постоянно не базирующихся на этом аэродроме;
аэропорт Российской Федерации (далее - аэропорт) - аэродром, включающий в себя аэровокзал и другие сооружения, предназначенные для обслуживания воздушных перевозок и имеющие для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников. Аэропорты в зависимости от правового статуса могут быть международными и аэропортами для внутренних авиалиний;
международный аэропорт - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих регулярные международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, медицинский и санитарно-эпидемиологический и другие виды контроля;
аэродромная сеть Российской Федерации (далее - аэродромная сеть) - совокупность аэродромов государственной, гражданской и экспериментальной авиации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об аэродромной сети и аэропортах
1. Правовые нормы по созданию, использованию и развитию аэродромной сети и аэропортов определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Глава II. Государственное регулирование в области создания,
использования и развития аэродромной сети и аэропортов
Статья 3. Цели государственного регулирования в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов
Целями государственного регулирования в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов Российской Федерации являются:
укрепление обороны и безопасности Российской Федерации;
развитие и расширение международного сотрудничества в интересах создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов;
удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах;
обеспечение строительства аэродромов и аэропортов, отвечающих международным стандартам;
совершенствование и модернизация авиационной инфраструктуры и обеспечение ее конкурентноспособности;
обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
Статья 4. Принципы государственного регулирования в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов
1. Создание, использование и развитие аэродромной сети и аэропортов осуществляется с учетом экономических и военно-политических интересов государства, а также экономических интересов субъектов Российской Федерации.
2. Создание и использование аэродромов государственной и экспериментальной авиации, аэродромов совместного базирования и совместного использования, а также международных аэропортов регулируется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а их развитие осуществляется преимущественно на основе государственной поддержки.
3. Поддержание аэродромов и аэропортов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в постоянной эксплуатационной и мобилизационной готовности и их развитие - приоритетная задача специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Состояние аэродромной сети и аэропортов должно соответствовать интересам обеспечения безопасности Российской Федерации и обеспечивать развитие экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами, а также между субъектами Российской Федерации.
Статья 5. Обеспечение национальных интересов при создании, использовании и развитии аэродромной сети и аэропортов
1. Аэродромы государственной и экспериментальной авиации, а также международные аэропорты приватизации не подлежат.
2. Приватизация аэродромов гражданской авиации осуществляется решением Правительства Российской Федерации по представлению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации согласованного со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по обороне и федеральным органом исполнительной власти по вопросу управления государственным имуществом.
3. Перечни аэродромов государственной и экспериментальной авиации, аэродромов совместного базирования или использования, а также международных аэропортов утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом экономических интересов и безопасности Российской Федерации.
4. Аэродромы (аэропорты) гражданской авиации, за исключением международных аэропортов могут сдаваться в аренду, в том числе иностранным государствам, иностранным юридическим лицам и международным организациям, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации при обязательном участии российских организаций.
5. Радиотехническое, светотехническое оборудование аэродромов и аэропортов должно быть преимущественно российского производства.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов
Правительство в целях обеспечения создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов:
разрабатывает федеральные программы развития аэродромной сети и аэропортов:
выделяет целевые бюджетные и внебюджетные ассигнования на создание, использование и развитие аэродромной сети и аэропортов;
определяет перечень аэродромов государственной и экспериментальной авиации, аэродромов совместного базирования и использования, международных аэропортов не подлежащих приватизации;
определяет перечень аэродромов (аэропортов) гражданской авиации разрешенных к приватизации;
определяет минимум уставного капитала при приватизации аэродромов (аэропортов) гражданской авиации;
определяет порядок использования аэродромной сети и аэропортов в условиях чрезвычайного и военного положений;
осуществляет политику приоритетного использования аэродромной сети и аэропортов российскими организациями;
осуществляет иные полномочия в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов, возложенных на него федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов
1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области создания, использования и развития аэродромной сети определяются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
участвуют в реализации государственной политики в области использования и развития аэродромной сети и аэропортов;
разрабатывают предложения о проведении единой государственной политики в области использования и развития аэродромной сети и аэропортов:
разрабатывают предложения об использовании аэродромной сети и аэропортов в условиях чрезвычайного и военного времени;
разрабатывают предложения по перечню аэродромов гражданской авиации, разрешенных приватизировать;
организуют выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, использованию и развитию аэродромной сети и аэропортов;
обеспечивают в пределах своих полномочий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию международных договоров Российской Федерации, международных авиационных проектов и программ создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов;
обеспечивают государственный контроль за созданием, использованием и развитием аэродромной сети и аэропортов;
осуществляют другие полномочия, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 8. Государственное регулирование создания, использования и развития аэродромов, находящихся в собственности юридических лиц и граждан
1. Деятельность приватизированных (частных) аэродромов и аэропортов, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Приватизированные (частные) аэродромы и аэропорты подлежат управлению в единой системе организации воздушного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ответственным за содержание, развитие, оснащение и поддержание в постоянной эксплуатационной готовности сооружений приватизированных (частных) аэродромов и аэропортов Российской Федерации является их владелец.
Статья 9. Сертификация и лицензирование в области использования и развития аэродромной сети и аэропортов
1. Аэродромы и аэропорты, предназначенные для эксплуатации в целях государственной, гражданской и экспериментальной авиации подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Выдача соответствующих сертификатов и лицензий владельцам аэродромов и аэропортов Российской Федерации, а также частным предпринимателям, осуществляющим воздушные перевозки и авиационные работы, юридическим лицам, занимающимся подготовкой и эксплуатацией аэродромов и аэропортов производится специально уполномоченными федеральными органам исполнительной власти.
3. Земельные участки аэродромов и аэропортов гражданской авиации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы их владельцам в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Обеспечение безопасности полетов летательных аппаратов в районах аэродромов государственной, гражданской и экспериментальной авиации и аэропортов Российской Федерации
1. Авиационная безопасность в области защищенности авиации от актов незаконного вмешательства регулируется законодательством Российской Федерации.
2. Нормативное обеспечение безопасности полетов летательных аппаратов в районах аэродромов государственной, гражданской и экспериментальной авиации и аэропортов Российской Федерации осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Мерами обеспечения безопасности полетов государственной, гражданской и экспериментальной являются:
сертификация аэродромов и эксплуатантов;
осуществление организации (управления) полетов в зоне ответственности аэродромов и аэропортов, а также руления летательных аппаратов на земле в соответствии с нормами международного права и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 11. Использование аэродромной сети и аэропортов в условиях чрезвычайного и военного положений
1. При введении чрезвычайного положения аэродромы и аэропорты решением Правительства Российской Федерации могут передаваться в ведение специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. При введении военного положения аэродромы и аэропорты (или некоторые из них) передаются в ведение специально уполномоченного органа исполнительной власти по обороне.
3. Возмещение Российской Федерацией убытков, понесенных гражданами или юридическими лицами в связи с предоставлением в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации аэродромов и аэропортов, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
4. Аэродромы и аэропорты должны обеспечивать деятельность государственной, экспериментальной и гражданской авиации в условиях чрезвычайного или военного положений.
5. Порядок компенсации за предоставленные работы, услуги и материальные средства при использовании аэродромов и аэропортов в условиях чрезвычайного или военного положений определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Национализация аэродромов и аэропортов
Государства в целях обеспечения своих интересов в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов вправе на основании закона национализировать (обратить в государственную собственность) имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц.
Глава III. Особенности экономических отношений в области создания,
использования и развития аэродромной сети и аэропортов
Статья 13. Основные направления экономического регулирования создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов
1. Деятельность по созданию, использованию и развитию аэродромов государственной авиации и международных аэродромов, находящихся в федеральной собственности, финансируется из федерального бюджета.
2. Деятельность по созданию, использованию и развитию аэродромов гражданской и экспериментальной авиации, аэродромов совместного базирования и использования, а также международных аэропортов, не находящихся в федеральной собственности, осуществляется за счет государственной экономической поддержки.
3. Развитие аэродромной сети и аэропортов, предусмотренных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи может осуществляться за счет привлечения российского и иностранного капиталов, а также иных источников внебюджетного финансирования при обеспечении условий национальной безопасности Российской Федерации.
Статья 14. Экономическое регулирование в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов
Экономическое регулирование в области использования и развития аэродромной сети и аэропортов обеспечивается:
своевременным обеспечением финансовыми средствами федеральных программ развития аэродромной сети и аэропортов;
осуществлением налоговых льгот, обеспечивающих размещение экономически выгодных государственных заказов для осуществления приоритетной политики в области создания, использования и развития аэродромной сети и аэропортов российскими организациями;
предоставлением кредитов и дотаций юридическим лицам и гражданам, осуществляющим реализацию федеральных программ развития аэродромной сети и аэропортов;
обеспечением приоритета гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам перед иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами в деятельности по созданию, использованию, поддержанию и развитию аэродромной сети и аэропортов;
утверждением фиксированных ставок оплаты за взлет, посадку, стоянку, техническое обслуживание и заправку воздушных судов на аэродромах и в аэропортах.
Статья 15. Привлечение инвестиций для развития аэродромной сети и аэропортов
1. Российские и иностранные инвестиции, привлекаемые для развития аэродромной сети и аэропортов, гарантируются Правительством Российской Федерации и правительствами субъектов Российской Федерации средствами бюджета, имуществом или иной собственностью.
2. При совместном привлечении российских и иностранных инвестиций по созданию, использованию и развитию аэродромов и аэропортов, контрольный пакет акций (не менее 51 процента) должен находиться во владении Российской Федерации или российских юридических лиц.
Глава IV. Сотрудничество с иностранными государствами в области
использования аэродромов и аэропортов
Статья 16. Защита национальных интересов в области использования аэродромов и аэропортов иностранными государствами
1. Международные договоры по использованию аэродромов и аэропортов должны учитывать экономические интересы и безопасность Российской Федерации согласованием правовых норм этих международных договоров с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся аэродромы и аэропорты.
2. При заключении международных договоров по использованию аэродромов и аэропортов иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут получать преимуществ перед гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами.
Статья 17. Правовые основы и порядок использования иностранными государствами аэродромов и аэропортов
1. Правовыми основами использования аэродромов и аэропортов иностранными государствами, иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами, являются Конституция Российской Федерации, нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
2. Право заключения международных договоров Российской Федерации на использование аэродромов и аэропортов иностранными государствами принадлежит Правительству Российской Федерации с их последующей ратификацией.
Проекты международных договоров Российской Федерации на использование аэродромов и аэропортов разрабатываются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся аэродромы и аэропорты.
3. Перечень аэродромов и аэропортов, использование которых разрешается воздушными судами иностранных государств, в том числе для выполнения международных полетов, разрабатываются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации.
4. Использование аэродромов и аэропортов в особых случаях воздушными судами иностранных государств, определяется специальным постановлением Правительства Российской Федерации.
Глава V. Обеспечение выполнения положений настоящего
федерального закона
Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
1. Ответственность за соблюдение мер, норм и правил обеспечения безопасности полетов летательных аппаратов в районах аэродромов государственной, гражданской и экспериментальной авиации и аэропортов Российской Федерации возлагается на эксплуатантов аэродромов (аэропортов) и авиационной техники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лица, виновные в нарушении настоящего федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Разрешение споров
1. Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами в области использования, поддержания, развития аэродромов и аэропортов разрешаются в административном или судебном порядке судами Российской Федерации.
2. Споры между Российской Федерацией и иностранными государствами в области использования, поддержания и развития аэродромов и аэропортов разрешаются мирными средствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Статья 20. Контроль за исполнением настоящего федерального закона
1. Контроль за исполнением настоящего федерального закона осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти.
2. Надзор за соблюдением настоящего федерального закона осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Статья 21. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.