Дата вступления в законную силу - 13 мая 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Волгиной А.В., рассмотрев 13 мая 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 3 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении
Гладышева Д. Д, "дата" года рождения, уроженца "адрес", гражданина "... ", зарегистрированного по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", проживающего по адресу: "адрес", УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 3 февраля 2021 года Гладышев Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного ареста на срок 5 суток.
Вина Гладышева Д.Д. установлена в участии в массовом одновременном пребывании граждан в общественных местах, повлекшем нарушение санитарных норм и правил, и эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:
2 февраля 2021 года в период с 23 часов 15 минут до 23 часов 45 минут Гладышев Д.Д, находясь в общественном месте у дома N35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге, принимал участие в одновременном массовом пребывании граждан, около 100 человек, не являющимся публичным мероприятием, собравшихся в поддержку Навального А, и повлекшим нарушение санитарных норм и правил, установленных п. 6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года N9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", поскольку участники данного массового одновременного пребывания граждан, находились на расстоянии менее 1 метра друг от друга, чем создали угрозу распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Гладышев Д.Д. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу.
В обосновании жалобы указал, что участником массового одновременного пребывания граждан в общественном месте не являлся. Находился на Невском пр. в связи с походом на сеанс в кинотеатр "Аврора", что подтверждается представленной перепиской, билетами. После окончания сеанса пытался уехать домой, но был задержан. Кроме того, определения о передаче дела об административном правонарушении, о возбуждении дела об административном правонарушении не подписаны должностным лицом. Протокол об административном задержании не предъявлен, права при задержании не разъяснены; справка о приобщении к материалам дела видеозаписи не подписана; видеозапись не содержит времени начала и окончания съемки; согласно сопроводительному письму в суд направлено дело в отношении Гладышева Д. И, опись составлена по делу в отношении Гладышевой Д.И.
Гладышев Д.Д. в Санкт-Петербургский городской суд явился, доводы жалобы поддержал. Указал, что в акции участия не принимал. Привлечен к административной ответственности впервые, санитарных норм и правил не нарушал.
Защитник Сорокин Н.А. доводы жалобы поддержал, указал, что Гладышев Д.Д. участия в акции не принимал, находился в кинотеатре. Просил отменить постановление судьи Фрунзенского районного суда, производство по делу прекратить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения настоящего дела судьей Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ судом установлено наличие события административного правонарушения, лицо, являющееся участником массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение санитарных норм и правил, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В определении от 24.10.2013 N 1721-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что положение ст. 20.2.2 КоАП РФ, определяя через категорию "массовое одновременное пребывание или передвижение в общественных местах" общественные отношения, на которые распространяется его действие, как по своему буквальному смыслу, так и с учетом его места в системе действующего правового регулирования относит к данной категории не любые проводимые в общественных местах мероприятия, а лишь такие массовые мероприятия, которые преследуют заранее определенную цель, характеризуются единым замыслом их участников и свободным доступом граждан к участию в них, но не являются публичными мероприятиями по смыслу Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (пункты 1 - 6 ст. 2). При этом наступление ответственности связывается данным законоположением с наличием указанных в нем негативных последствий.
Под публичным мероприятием в силу Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (ст. 2 указанного Закона).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 N715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) отнесена к перечню заболеваний, представляющую опасность для окружающих.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и фиксированием новых вспышек заболеваний в разных странах, органами государственной власти принимается комплекс мер по борьбе и нераспространению эпидемии. В частности, путем издания Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 N9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019".
В соответствии с п.п 6, 6.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства предписано соблюдать дистанцию до других лиц не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 к числу указанных мероприятий отнесено соблюдение всеми физическими лицами социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Гладышев Д.Д. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом судебном акте выводы о том, что 2 февраля 2021 года он принимал участие в массовом одновременном пребывании граждан (не являющемся публичным мероприятием), около 100 человек, в общественном месте - у дома N35 по Невскому пр. в г. Санкт-Петербурге, повлекшем нарушение санитарных норм и правил, установленных п. 6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года N9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от N... 3 февраля 2021 года; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение N... от 3 февраля 2021 года; протоколом об административном задержании N... от 3 февраля 2021 года; рапортами сотрудников полиции, их письменными объяснениями; сведениями базы "Российский паспорт", видеозаписью и другими доказательствами, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Вместе с тем, усматриваются основания для исключения из перечня доказательств по делу определения о передаче дела об административном правонарушении от 3 февраля 2021 года, определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 3 февраля 2021 года, справки от 3 февраля 2021 года о приобщении видеозаписи, поскольку данные процессуальные документы не подписаны должностными лицами их составившими. Кроме того, подлежат исключению из перечня доказательств по настоящему делу письменные объяснения ОООП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга Д.В, поскольку данные объяснения не содержат сведений о должностном лице, разъяснившим сотруднику полиции положения ст. 17.9 КоАП РФ. Тем не менее, исключение перечисленных документов не влияет на правильность квалификации действий Гладышева Д.Д, данной на основании иных исследованных по делу допустимых и относимых доказательств, совокупность которых является достаточной для установления вины Гладышева Д.Д. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.
Иные перечисленные выше доказательства оформлены сотрудниками полиции в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, как следует из смысла ст. 26.1 и ст. 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
Следовательно, видеозапись, полученная должностным лицом, обоснованно приобщена к материалам дела и оценена по правилам ст. 26.11 КоАП РФ наряду с иными собранными по делу доказательствами.
Признаков недопустимости видеозаписи в качестве доказательства по делу об административном правонарушении не имеется, какого-либо специального процессуального порядка приобщения доказательств к материалам дела об административном правонарушении законом не предусмотрено.
Нахождение Гладышева Д.Д. 2 февраля 2021 года в составе группы граждан у дома N35 по Невскому пр. в г. Санкт-Петербурге, повлекшем нарушение санитарных норм и правил, установленных п. 6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 года N9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", обоснованно квалифицировано по ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства. Оснований для переквалификации действий Гладышева Д.Д. не имеется.
Из доводов поданной в Санкт-Петербургский городской суд жалобы не следует, что при рассмотрении данного дела судьей районного суда допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом - УУП ГУУП и ПДН 12 отдела полиции УМВД России по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга капитаном полиции М.А, на основании рапортов сотрудников полиции, и других представленных доказательств, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, а потому он обоснованно признан судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Рапорты сотрудников полиции о выявленном административном правонарушении и их письменные объяснения содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности должностных лиц, составивших рапорты, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление административных правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Гладышевым Д.Д. административного правонарушения.
Причин для оговора Гладышева Д.Д. со стороны полицейских не установлено.
Из доводов поданной в Санкт-Петербургский городской суд жалобы не следует, что при рассмотрении данного дела судьей районного суда допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, копии билетов, представленные в материалы дела в подтверждение довода о нахождении Гладышева Д.Д. на Невском пр. в связи с походом на сеанс в кинотеатр "Аврора", не соответствуют копии кассового чека, поскольку в соответствии с кассовым чеком в 9 час. 51 мин. 2 февраля 2021 года приобретены билеты (без указания наименования фильма, кинотеатра, ФИО приобретателя) на места 3, 5 ряд N2. Однако представленные копии билетов соответствуют месту 5 ряд N2, а также месту 13 ряд N1. Кроме того, представленные копии билетов не являются именными, в связи с чем установить их принадлежность к конкретному лицу не представляется возможным.
Доводы жалобы о том, что согласно сопроводительному письму в суд направлено дело в отношении Гладышева Д. И, опись составлена по делу в отношении Гладышевой Д.И, не имеют правового значения для рассматриваемого дела.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном задержании Гладышеву Д.Д. не предъявлен, права при задержании не разъяснены, не может послужить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку сведения о разъяснении Гладышеву Д.Д. прав и обязанностей содержится на отдельном бланке, а с текстом протокола он имел право ознакомиться на любой стадии производства по делу, что им и было сделано 12 февраля 2021 года (л.д.37, 54)
Нарушений Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении дела в отношении Гладышева Д.Д, а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы послужить основанием для отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Постановление судьи районного суда отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является мотивированным. При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается. Ходатайств, заявленных в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ, и не разрешенных судьей, в материалах дела не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях Гладышева Д.Д. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.2.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Наказание Гладышеву Д.Д. определено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ в соответствии с требованиями глав 3 и 4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, данных о личности виновного.
Оснований для признания назначенного Гладышеву Д.Д. административного наказания чрезмерно суровым не усматривается, поскольку оно согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Основания для изменения наказания, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ по настоящему делу не усматриваются.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 3 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ, в отношении Гладышева Д.Д. оставить без изменения.
Жалобу Гладышева Д.Д. оставить без удовлетворения.
Судья Н.В. Охотская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.