Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Климовой В.В, Ивановой Л.В.
с участием прокурора Драева Т.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гапизова Ханапи Сапаровича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении в должности, взыскании заработной платы, по кассационной жалобе Гапизова Ханапи Сапаровича на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 17 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В, выслушав Гапизова Х.С, поддержавшего кассационную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Драева Т.К, полагавшего, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гапизов Х.С. обратился в суд с иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан о признании незаконным приказа N 20 л\с от 16.04.2020 года об увольнении, восстановлении в должности, взыскания заработной платы.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Гапизовым Х.С. поставлен вопрос об отмене судебных актов, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о таких нарушениях, допущенных судом первой инстанции и не устраненных при рассмотрении дела в апелляционном порядке, являются обоснованными.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Из материалов дела следует, что Гапизов Х.С. с 19.02.2009 года по 16.04.2020 года состоял в трудовых отношениях с ответчиком, работал в должности ведущего специалиста ? эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
На основании решения Советского районного суда г. Махачкалы от 20.02.2019 года приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 28.04.2019 года N48-к Гапизов Х.С. был восстановлен в должности ведущего специалиста -эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан.
24.01.2020 года письмом NУ\20 Министерство по земельным и имущественным отношениям РД уведомило Гапизова Х.С. о сокращении замещаемой им должности.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям РД от 16.04.2020 года N20-лс "Об увольнении в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Республики Дагестан" на основании уведомления от 24.01.2020 года NУ/20 прекращено действие служебного контракта и Гапизов Х.С. уволен с должности ведущего специалиста - эксперта отдела по работе с земельными ресурсами Министерства по земельным, имущественным отношениям Республики Дагестан в соответствии с пунктом 8.2 части 2 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гапизова Х.С, суд первой инстанции руководствовался ст.31, п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N79-ФЗ, Указом Президента Республики Дагестан от 01.08.2006 года N65 "О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан", и исходил из того, что из структуры министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан исключены должности ведущих специалистов-экспертов, в структурных подразделениях Министерства отсутствовали вакантные должности ведущего специалиста, замещение другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, заявку на участие в котором Гапизов Х.С. не подавал.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился, указав, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций не соглашается, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора по существу не приняты во внимание следующие юридически значимые обстоятельства по делу.
Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 73 указанного Федерального закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации").
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По смыслу изложенных нормативных положений, в случае реорганизации государственного органа и сокращения должности, гражданскому служащему законом обеспечивается возможность продолжения службы в другой равнозначной должности в государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан предложить гражданскому служащему все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.
Обосновывая свои требования о нарушении порядка увольнения с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности, истец приводил доводы о том, что ему не была предложена должность главного специалиста-эксперта, которая вводилась взамен сокращаемой должности ведущего специалиста-эксперта, что свидетельствует по мнению истца о том, что фактически сокращение штатов не производилось.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции указал, что должность ведущего специалиста-эксперта входит в группу должностей "Старшая группа должностей", а замещение другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, заявку на участие в котором Гапизов Х.С. не подавал.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
В части 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" действительно указано, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы.
Между тем, в части второй данной статьи указано, что конкурс не проводится при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, в том числе предусмотренных частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (п.4 ч.2 ст.22 Федерального закона N79-ФЗ).
А частью 1 статьи 31 Федерального закона N79-ФЗ регламентирован вопрос продолжения государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа, и указано, что такие отношения продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
Следовательно, выводы судов о том, что другая должность гражданской службы могла быть предложена истцу только по результатам конкурса, нельзя признать обоснованными.
Кроме того, более тщательном проверки требуют и доводы истца об отсутствии реального сокращения штата, поскольку из приказа Минимущества Дагестана от 05.03.2020 года N86 "О внесении изменений в штатное расписание Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан" следует, что в структурных подразделениях Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан сокращались единицы ведущих специалистов-экспертов с введением взамен сокращенных единиц главных специалистов-экспертов.
Однако судами первой и апелляционной инстанции данному обстоятельству не была дана надлежащая оценка.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09 декабря 2020 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 09 декабря 2020 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Климова В.В.
Иванова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.