Постановлением Верховного Суда РФ от 8 июля 2021 г. N 45-АД21-3-К7 настоящее постановление отменено
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в городе Екатеринбурге на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора муниципального округа "город Екатеринбург", Березовского городского округа, городского округа Верхняя Пышма, городского округа Среднеуральск Свердловской области по использованию и охране земель N986 от 25 июня 2019 года, решение судьи Кировского районного суда города Екатеринбурга от 06 сентября 2019 года, решение судьи Свердловского областного суда от 22 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в городе Екатеринбурге,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N986 главного государственного инспектора МО "город Екатеринбург", Березовского городского округа, городского округа Верхняя Пышма, городского округа Среднеуральск Свердловской области по использованию и охране земель от 25 июня 2019 года, Местная религиозная организация Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в городе Екатеринбурге (далее по тексту - "религиозная организация") признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 620 674 рублей (1, 5% кадастровой стоимости земельного участка).
Решением судьи Кировского районного суда города Екатеринбурга (N12-521/2019) от 06 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда (N73-1300/2019) от 22 ноября 2019 года, постановление N986 главного государственного инспектора по использованию и охране земель от 25 июня 2019 года изменено: размер назначенного административного штрафа снижен до 310 337 рублей; в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, председатель местной религиозной организации Новиков О.В. просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Копия жалобы направлена в Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Свердловской области, отзыв на жалобу от Управления в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции не поступал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
Согласно части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от 1, 5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Частями 1, 2, 4 и 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что централизованной религиозной организации "Религиозная Ассоциация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2037 кв. м, расположенный по "данные изъяты". Согласно кадастровому паспорту, земельный участок относится к категории земель населенных пунктов - земли занятые под административные здания.
На земельном участке расположено принадлежащее указанной организации здание, которое на основании договора от 01.08.2016 года передано в безвозмездное пользование местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Екатеринбурге.
Согласно информации в поисковой системе "Яндекс" следует, что по адресу: "данные изъяты" располагается Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в г. Екатеринбурге, что также подтверждается учредительными документами организации, ее интернет-сайтом, находящимся в свободном доступе с указанием информации о деятельности юридического лица.
На основании решения о проведении проверки от 22.05.2019 года N 1-318в-2019 в целях выявления и пресечения нарушений земельного законодательства организована выездная прокурорская проверка. По результатам проверки 22.05.2019 года старшим помощником прокурора Кировского района г. Екатеринбурга составлен акт осмотра и рапорт, из которых следует, что в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенным по "данные изъяты" установлено, что на данном участке находится двухэтажное строение, на котором располагается вывеска "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней", в здание еженедельно по воскресениям проходят собрания верующих-христиан, проводятся беседы, основанные на священных писаниях, а также причастие, крещение и другие церковные обряды. Прихожанам раздается религиозная литература, проводятся занятия воскресных школ. В здание имеется религиозная атрибутика, отдельные кабинеты с религиозными вывесками для проведения занятий, причастный зал, купель.
Решением Екатеринбургской городской думы от 16.06.2018 года N N22/83 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" относится к зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-5).
Согласно указанным Правилам землепользования, земельные участки находящиеся в территориальной зоне Ж-5, предназначены для формирования жилых районов, на территориях которых размещаются многоквартирные дома с площадками для отдыха, игр, спортивными площадками, объекты социальной и транспортной инфраструктуры, а также объекты обслуживания жилой застройки, с основными видами разрешенного использования для многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки; объектов гаражного назначения; объекты торговли; здравоохранение; дошкольное, начальное и среднее образование; обслуживание автотранспорта; спорт; обеспечение внутреннего правопорядка; коммунальное обслуживание. Размещение религиозных организаций в данной зоне отнесено к условно разрешенным видам использования земельного участка.
Согласно ответу Администрации г. Екатеринбурга от 21.05.2019 года решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования местной религиозной организации Церковь Иисуса Христа Святых последних дней в Екатеринбурге не предоставлялось.
Тем самым, по результатам проверки в действиях религиозной организации прокурор усмотрел нарушение в виде использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к категории земель и (или) разрешенным использованием, что послужило основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушения 25 июня 2019 года уполномоченным должностным лицом - главным государственным инспектором МО "город Екатеринбург", Березовского городского округа, городского округа Верхняя Пышма, городского округа Среднеуральск Свердловской области по использованию и охране земель вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым местная религиозная организация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в городе Екатеринбурге признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Факт совершения религиозной организацией административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены в ходе проверки, проведенной уполномоченным лицом при наличии оснований для этого. Права юридического лица при проведении проверки не нарушены. Полученные по результатам проверки доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, обоснованно положены в совокупность доказательств, подтверждающих наличие в действиях религиозной организации состава вмененного административного правонарушения.
Доводы жалобы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения несостоятельны. Ссылки на положения жилищного законодательства, Федеральный закон от 26.09.1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, об обратном не свидетельствуют.
Из положений частей 1 - 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26.09.1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В силу статьи 16 Федерального закона от 26.09.1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются, помимо прочего в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.11.2019 года N 35-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой" предоставление религиозной организации гражданами - собственниками жилых помещений возможности проводить в них богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес жилого помещения в качестве адреса религиозной организации не является нарушением закона и не может служить основанием для привлечения таких граждан к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, при том, однако, условии, что сохраняется установленный законодателем для жилых помещений правовой режим, исключающий придание им иного - культового значения, когда они используются на постоянной основе именно религиозной организацией для осуществления ее уставной деятельности, включая размещение руководящих органов.
Из изложенного следует, что использование земельного участка для подобного вида деятельности (для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний) является допустимым при условии фактического использования жилого помещения по своему назначению, но перестает быть таковым, когда жилое помещение утрачивает признаки жилого, приобретает характеристики культового помещения либо административного (служебного) помещения религиозной организации.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства прямо указывают, что здание на земельном участке используется для проведения религиозных обрядов на регулярной, систематической основе. Доводы об обратном безосновательны и при этом, опровергаются материалами, полученными при проведении прокурорской проверки, из которых усматривается, что в здании, расположенном на территории земельного участка и принадлежащем религиозной организации на регулярной основе осуществляются религиозные обряды, помещения здания используются в качестве культового, при этом, признаков использования данного помещения в качестве жилого не имеется.
При таких обстоятельствах утверждения подателя жалобы об использовании здания в качестве целевого назначения как жилого, о законности использования помещения для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в связи с чем, по мнению заявителя, отсутствуют событие и состав административного правонарушения, безосновательны, опровергаются материалами дела.
Должностное лицо административного органа и судьи районного и областного судов сделали правильный вывод о том, что фактически земельный участок используется юридическим лицом не в соответствии с документально учтенным видом разрешенного использования, что влечет за собой нарушение правового режима использования земельного участка, установленного требованиями статей 1, 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства (использования помещения и участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием) материалы дела не содержат.
Выводы о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения являются обоснованными и подтверждаются материалами дела, юридическое лицо правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, обстоятельств дела, иное толкование норм закона, не свидетельствует об ошибочности выводов судей и незаконности вынесенных по делу решений.
Ссылка заявителя на иную судебную практику не влечет безусловную отмену обжалуемых решений, поскольку судебные решения принимаются с учетом обстоятельств конкретного дела, при рассмотрении которого не установлено обстоятельств, исключающих вину юридического лица.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, вынесено прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.4 КоАП РФ. О необходимости явки в прокуратуру представитель религиозной организации был уведомлен надлежащим образом, он присутствовал при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества прокурором 28 мая 2019 года и обосновывал позицию юридического лица по делу. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Копия постановления представителю юридического лица вручена в установленном законом порядке.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. При рассмотрении дела должностным лицом принимал участие законный представитель религиозной организации, который обосновывал позицию юридического лица и в реализации своих прав ограничен не был.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ в отношении религиозной организации вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание религиозной организации, с учетом изменений внесенных судебным решением при применении положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалоб религиозной организации на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
При рассмотрении дела судьей районного суда и судьей областного суда в судебном заседании принимал участие законный представитель и защитник юридического лица; они обосновывали позицию религиозной организации по делу, давали пояснения, не были лишены возможности заявлять ходатайства и представлять доказательства.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного государственного инспектора муниципального округа "город Екатеринбург", Березовского городского округа, городского округа Верхняя Пышма, городского округа Среднеуральск Свердловской области по использованию и охране земель N986 от 25 июня 2019 года, решение судьи Кировского районного суда города Екатеринбурга от 06 сентября 2019 года, решение судьи Свердловского областного суда от 22 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в городе Екатеринбурге, оставить без изменения, жалобу Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в городе Екатеринбурге - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.