Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-717/2020 по иску Катаевой Вероники Витальевны к Территориальному отделу по Осинскому муниципальному району Государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсации Пермского края", Государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат и компенсации Пермского края" о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, возложении обязанности произвести указанную выплату
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсации Пермского края" на решение Осинского районного суда Пермского края от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 13 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав Катаеву В.В, просившую жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Катаева В.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу по Осинскому муниципальному району Государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" (далее - ГКУ "Центр социальных выплат и компенсации Пермского края") о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, возложении обязанности в 10-ти дневный срок с момента вынесения решения возложить обязанность на территориальный отдел по Осинскому муниципальному району ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" повторно рассмотреть заявление о назначении ежемесячной выплаты на ребенка, с целью устранения нарушений ее прав, обязать назначить и осуществлять денежную выплату на ребенка с 1 января 2020 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. При обращении истца 2 июня 2020 года с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка ей было отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что размер среднедушевого дохода ее семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения и составляет 10 897, 48 руб, при прожиточном минимуме во 2 квартале 2019 года 10 556 руб. Истец указывает, что проживает с супругом в зарегистрированном браке, имеют совместную дочь "данные изъяты" года рождения. Из заработной платы супруга ежемесячно удерживаются алименты на содержание сына от первого брака. При расчете среднедушевого дохода семьи суммы удержания в счет алиментов, ответчиком во внимание не приняты, а были включены в общий доход семьи. Однако указанной суммой семья фактически не пользовалась, эта сумма не является доходом семьи, а является доходом бывшей семьи супруга. Полагает, что в данном случае необходимо учитывать в составе семьи сына супруга от первого брака, поскольку он имеет с ним родственную связь и денежные средства на его содержание указываются в доходе семьи истца. Считает, что территориальный отдел по Осинскому муниципальному району ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" нарушил ее права и права семьи истца, лишив ее и ребенка дополнительных мер государственной социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. С учетом исключенной суммы уплаченных супругом алиментов, среднедушевой доход семьи составит меньше прожиточного минимума, установленного в Пермском крае на 2 квартал 2019 года - 10 556 руб, в связи с чем истцу должна быть предоставлена ежемесячная выплата на дочь - Катаеву Виталину, 2013 года рождения.
Решением Осинского районного суда Пермского края от 28 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 13 января 2021 года, исковые требования Катаевой В.В. удовлетворены частично. Решение территориального отдела по Осинскому муниципальному району ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края", решение ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" от 12 августа 2020 года об отказе Катаевой В.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно признано незаконным. На территориальный отдел по Осинскому муниципальному району ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" возложена обязанность назначить и осуществлять Катаевой В.В. ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, начиная с 1 января 2020 года. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
В кассационной жалобе ответчик ГКУ "Центр социальных выплат и компенсации Пермского края" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как принятых с существенными нарушениями норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Катаева В.В. состоит в зарегистрированном браке с Катаевым В.В, брак зарегистрирован 10 сентября 2011 года. От совместной брака имеют несовершеннолетнего ребенка "данные изъяты" года рождения.
У Катаева Н.Б. имеется сын "данные изъяты" года рождения, который проживает с матерью "данные изъяты" брак с которой у Катаева Н.Б. расторгнут 10 ноября 2009 года.
2 июня 2020 года истец Катаева В.В. обратилась с заявлением в ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" через портал государственных услуг о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
7 июля 2020 года на заявление поступило электронное уведомление об отказе в предоставлении услуги.
При обращении Катаевой В.В. с заявлением в ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" истцу был дан ответ (письменное уведомление) от 12 августа 2020 года об отказе в предоставлении государственной услуги.
Отказывая Катаевой В.В. в предоставлении ежемесячной денежной выплаты, ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края" указал, что у Катаевой отсутствует право на получение данной выплаты на ребенка, так как среднедушевой доход семьи составил 10 897, 48 руб, что превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Пермском крае на 2 квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (10 556 руб.).
При этом ответчиком произведен расчет среднедушевого дохода на каждого члена семьи истца, состоящей из 3 человек, включая супруга Катаева Н.Б. и несовершеннолетнюю дочь "данные изъяты" несовершеннолетний сын супруга - "данные изъяты" не включался в состав семьи истца, и для расчета принят совокупный доход семьи истца в размере 392309, 17 руб. с учетом выплаченных Катаевым Н.Б. алиментов на содержание сына "данные изъяты"
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации N 384 от 31 марта 2020 года, Указом Губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57, исходил из того, что в силу действующего законодательства при расчете среднедушевого дохода семьи алименты, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей, учитываются как доход в семье, в которую эти алименты поступают, следовательно, алименты, выплачиваемые Катаевым Н.Б. на содержание несовершеннолетнего сына, не проживающего в семье истца, не являются доходом и подлежат исключению из среднедушевого дохода семьи истца. Учитывая, что при таком расчете и исключении размера выплачиваемых Катаевым Н.Б. алиментов на содержание сына, размер среднедушевого дохода семьи истца составляет менее величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Пермском крае на 2 квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (10 556 руб.), суд признал незаконным отказ в назначении истцу денежной выплаты на ребенка и возложил на ответчика обязанность назначить и осуществлять Катаевой В.В. ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, начиная с 1 января 2020 года.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оставил решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права на основе полного, всестороннего исследования и оценке имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что список исключений доходов из расчета среднедушевого дохода семьи для назначения пособия является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении спора.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 (1) постановления N 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (пункт 10 постановления N 384).
Согласно пункту 19 постановления N 384 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением о назначении выплаты) в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Согласно пункту 21 постановления N 384, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе алименты (подпункт "г").
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
В силу пункта 25 постановления N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды; б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды: в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
В соответствии с вышеприведенными правовыми актами Указом Губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57 утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3 Порядка ежемесячная денежная выплата предоставляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года и до достижения ребенком возраста 8 лет, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается в случаях, когда размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Пермском крае на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (абзац второй пункта 2.11).
На основании пункта 3.2. Порядка в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 3.6).
Согласно постановлению Правительства Пермского края от 29 июля 2019 года N 517-п "Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2019 года" величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю за II квартал 2019 года в расчете на душу населения составляет 10 556 руб, для трудоспособного населения - 11 338 руб, пенсионеров - 8 703 руб, детей - 10 703 руб.
Из приведенных норм материального права следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети. В постановлении Правительства Российской Федерации N 384 перечислены виды дохода, подлежащие учету, при расчете среднедушевого дохода семьи, в которые входят и алименты. Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб ответчиков, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что исходя из анализа вышеприведенных положений постановления N 384 и Указа Губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57 следует, что суммы уплаченных алиментов подлежат включению в доход семьи их получающей с одновременным включением в состав членов семьи лица, на которое эти алименты выплачиваются, что соответственно влечет исключение данных сумм алиментов из дохода семьи, претендующей на получение социальной выплаты, при условии не включения такого лица в состав членов семьи. В противном случае учет алиментов в доход семьи, в состав которой не включено лицо, на содержание которого производится уплата алиментов, повлечет учет алиментов в качестве дохода в двойном размере (как в семье, производящей уплату алиментов, так и в семье, получающей алименты), что противоречит смыслу определения среднедушевого дохода членов семьи в целях предоставления социальных выплат и гарантий социальной защиты. Аналогичное положение закреплено и в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", в соответствии с которым из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами судов судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Принятые по делу решение и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Осинского районного суда Пермского края от 28 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 13 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат и компенсации Пермского края" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.