Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05 мая 2021 г. по делу N 16-1030/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Марциновского П.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда - старшего государственного инспектора труда Инспекции по труда в Республике Крым N 58-02-32/2019-Н-1834-5/2 от 30 сентября 2019 года, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 декабря 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 11 марта 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "КАРАСАН" (далее - ООО "КАРАСАН", общество) Марциновского Павла Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда - старшего государственного инспектора труда Инспекции по труда в Республике Крым N 58-02-32/2019-Н-1834-5/2 от 30 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 декабря 2019 года и решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 11 марта 2020 года, генеральный директор ООО "КАРАСАН" Марциновский П.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 500 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "КАРАСАН" Марциновский П.Н. просит отменить состоявшиеся по настоящему делу в отношении него судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанности по обеспечению безопасности условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
В силу статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учёту подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В соответствии со статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации при несчастных случаях, указанных в статье 227 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель (его представитель) обязан: немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в Трудовом кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего; принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с настоящей главой.
При несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме: в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (статья 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 229 Трудового кодекса Российской Федерации для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в соответствующем составе, при этом при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию).
Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трёх дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления (статья 229.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 230 Трудового кодекса Российской Федерации на основании собранных с учетом положений статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая) в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством: смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке соответственно медицинской организацией, органами следствия или судом; смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" утверждены формы документов (формы 1 - 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве согласно приложениям (далее- Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73).
Из материалов дела усматривается, что 8 марта 2019 года вблизи "адрес" наступила смерть контролера ООО "КАРАСАН" Катрича С.В.
Согласно медицинскому свидетельству о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ смерть произошла от несчастного случая, не связанного с производством, причиной смерти указано острое отравление этиловым алкоголем (л.д.48).
В ходе проведения дополнительного расследования смертельного несчастного случая, произошедшего 8 марта 2019 года с контролером ООО "КАРАСАН" Катрич С.В, установлено, что в нарушение статей 212, 227-230 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73, работодатель не организовал в установленном порядке проведение расследования данного смертельного несчастного случая на производстве, а именно: не направлены извещения о смертельном несчастном случае, не создана комиссия из соответствующих представителей, не составлены акты расследования установленной формы.
Факт совершения Марциновским П.Н. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении (л.д.22-24), протоколом осмотра места происшествия (л.д.36), заключением эксперта N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58-60), заключением государственного инспектора труда (л.д.52-55), предписанием инспекции по труду Республики Крым (л.д.34-35), актом о непредоставлении документов (л.д.42-44), заявлением Нефедюк Е.А. (л.д.33-35), объяснением Чуканова А.В. (л.д.49-50) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия генерального директора ООО "КАРАСАН" Марциновского П.Н, выразившиеся в несоблюдении государственных нормативных требований охраны труда, правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что данное событие не является несчастным случаем на производстве, поскольку Катрич С.В. по графику дежурств не должен был выходить на работу, его смерть наступила не на рабочем месте, подлежит отклонению, поскольку вопрос организации дежурства, замен дежурных работников по графику не влияет на обязанность комиссии провести расследование, если лицо находилось по месту работы и его смерть наступила от алкогольной интоксикации вблизи нахождения исполнительного органа юридического лица по адресу: "адрес".
То есть право квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством в силу статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации предоставлено комиссии, проводившей расследование. Такая комиссия, как указано выше, должна быть незамедлительно образована руководителем юридического лица в соответствующем составе с целью проведения расследования.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к отмене судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя заведующего отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда - старшего государственного инспектора труда Инспекции по труда в Республике Крым N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 18 декабря 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 11 марта 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "КАРАСАН" Марциновского Павла Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "КАРАСАН" Марциновского П.Н. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Захаров А.В. N12-227/2019
судья Верховного суда Республики Крым Дяченко Л.А. N21-171/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N16-740/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.