Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05 мая 2021 г. по делу N 16-982/2021-
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Пеленис Е.В. на вступившие в законную силу постановление временно исполняющего обязанности начальника отдела полиции N 3 Межмуниципального управления МВД России "Новочеркасское" от 14 апреля 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда Ростовской области от 18 июня 2020 года (с учетом определения судьи об устранении описки в данном решении от 19 июня 2020 года) и решение судьи Ростовского областного суда от 1 сентября 2020 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Пеленис Екатерины Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением временно исполняющего обязанности начальника отдела полиции N 3 Межмуниципального управления МВД России "Новочеркасское" от 14 апреля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда Ростовской области от 18 июня 2020 года (с учетом определения судьи об устранении описки в данном решении от 19 июня 2020 года) и решением судьи Ростовского областного суда от 1 сентября 2020 года, индивидуальный предприниматель Пеленис Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, индивидуальный предприниматель Пеленис Е.В. просит судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу в отношении неё отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения индивидуального предпринимателя Пеленис Е.В. к административной ответственности) нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июля 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом пребывания является: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
На основании статьи 5 названного Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения. Администрации учреждений, указанных в части седьмой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Указанные требования предусмотрены также пунктом 14 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
В соответствии со статьей 30 названных Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах или в иных подобных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по выбытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения. Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Пеленис Е.В. в установленный законом срок не представила в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел информацию о регистрации 16 февраля 2020 года гражданина Российской Федерации Няжиметдинова Р.С. по месту пребывания на территории гостиницы "Колос", расположенной по адресу: автомагистраль М-4 "Дон" 1005 км слева по ходу километража, что является нарушением требований статьи 5 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
На основании положений, установленных статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пеленис Е.В, являясь индивидуальным предпринимателем, исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства не предприняла, что послужило основанием для привлечения ее к административной ответственности.
Довод жалобы заявителя о переквалификации административного правонарушение на статью 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отклонению.
Объективной стороной состава правонарушения, установленного частью 1 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. В то время как статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит формальный общий состав непредставления или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
Общая норма, предусматривающая административную ответственность, подлежит применению при отсутствии специальных норм, составов, устанавливающих административную ответственность за конкретные виды нарушений, каковой в рассматриваемом случае является часть 1 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица административного органа и нижестоящих судов о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Пеленис Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.2 названного Кодекса, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Ссылка в жалобе на возможность применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения Пеленис Е.В. административного наказания в виде предупреждения не может быть признана состоятельной.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 названного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем административное правонарушение, совершенное индивидуальным предпринимателем, заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что исключает вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности государства.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы.
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты нижестоящими инстанциями по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях индивидуального предпринимателя Пеленис Е.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении индивидуального предпринимателя Пеленис Е.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление временно исполняющего обязанности начальника отдела полиции N 3 Межмуниципального управления МВД России "Новочеркасское" от 14 апреля 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда Ростовской области от 18 июня 2020 года (с учетом определения судьи об устранении описки в данном решении от 19 июня 2020 года) и решение судьи Ростовского областного суда от 1 сентября 2020 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Пеленис Екатерины Витальевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Пеленис Е.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х.Карасова
Справка:
судья районного суда Дыбаль Н.О. N 12-100/2020
судья областного суда Зенько Н.В. N 11-1233/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N16-982/2021
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.