N 2а-1611/2019
г. Краснодар 25.08.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" на апелляционное определение Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО6 к Государственному казенному учреждению "адрес" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" о признании бездействия государственных органов незаконными и обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" по доверенности - ФИО5, поддержавшей кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие филиала Государственного казенного учреждения "адрес" "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее ГКУ ВО "МФЦ"), выразившееся в нарушении срока выдачи документов; обязать ГКУ ВО "МФЦ" устранить допущенное нарушение путем выдачи документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета в срок не превышающий 1 месяца с даты вынесения решения. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" (далее - Управление Росреестра) выразившееся в нарушении срока государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведении кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям: N Обязать Управление Росреестра устранить допущенное нарушение прав и законных интересов истца, путем проведения в установленный законом срок государственной регистрации права и постановки на кадастровый учет недвижимого имущества, указанного в заявлениях N и N Обязать Управление Росреестра в течение 3 рабочих дней после проведения государственной регистрации и кадастрового учета недвижимого имущества направить в ГКУ ВО "МФЦ" документы, подтверждающие проведение государственных услуг.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подала в филиал ГКУ ВО "МФЦ" заявления, с приложенными к ним пакетами документов для государственной регистрации права на недвижимое имущество и постановки данного имущества на государственный кадастровый учет.
Согласно реестру документов ДД.ММ.ГГГГ заявления N приложенными к ним документами были переданы в Управление Росреестра.
Однако с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по день подачи административного иска в суд), государственные услуги по регистрации права на недвижимое имущество и проведению кадастрового учета административному истцу не представлены.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов ФИО6 просила об удовлетворении административного иска.
Решением Ворошиловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд пришел к выводу о том, что Управлением Росреестра нарушен срок принятия решения по заявлениям административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, однако в результате нарушения Управлением Росреестра срока предоставления государственной услуги каких-либо неблагоприятных последствий для административного истца не наступило. Также районный суд обратил внимание на то, что ФИО6 не лишена возможности повторно обратиться к административным ответчикам с заявлением о предоставлении ей государственной услуги с предоставлением полного пакета документов.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда отменено в части, в этой части постановлено новое решение. Судебной коллегией признано незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес", выразившееся в неоказании государственной услуги, в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и для проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям N На Управление Росреестра по "адрес" возложена обязанность рассмотреть вопрос о государственной регистрации права административного истца на недвижимое имущество по заявлениям N В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального права, указывает на то, что выводы суда апелляционной инстанции о бездействии Управления Росреестра не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такого рода нарушений в ходе пересмотра дела по апелляционной жалобе апелляционным судом не допущено.
Отменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и применительно к фактическим обстоятельствам рассмотренного дела пришел к выводу о бездействии Управления Росреестра, выразившееся в нарушении сроков оказания государственной услуги, которое привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Кассационный суд соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В целях реализации указанных конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При отсутствии указанной выше совокупности условий суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 2, 4, 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О Государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 13 Закона о регистрации к компетенции органов осуществляющих государственную регистрацию, относится проведений правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.
Правовая экспертиза - это изучение представленных для государственной регистрации документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода или ограничений (обременения) прав на недвижимое имущество.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленный на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно пункту 1 статьи 18 Закона о регистрации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество.
Во исполнение статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" утвержден административный регламент Федеральной службы государственной регистрации? кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 37 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются, в том числе, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав; отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; возврат заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, заявления о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости без рассмотрения при наличии следующих оснований, предусмотренных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации.
Пунктом 38 административного регламента установлено. что процедура предоставления государственной услуги завершается выдачей (направлением) уведомления о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения и о возможности получения таких документом при наличии оснований, установленных статьями 25, 36.1 Закона регистрации.
В соответствии с пунктом 40 административного регламента государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом, в том числе, двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Из материалов дела видно, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ административный истец является собственником земельного участка и незавершенного строительством жилого дома, расположенных по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подала в филиал ГКУ ВО "МФЦ" заявления с приложением документов, необходимых для государственной регистрации права на недвижимое имущество и для постановки данного имущества на государственный кадастровый учет, которые ДД.ММ.ГГГГ, согласно реестру документов были переданы из филиала ГКУ ВО "МФЦ" в Управление Росреестра.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу направлено уведомление о возврате документов без рассмотрения, по причине истечения срока действия сертификата кадастрового инженера.
Уведомление о возврате документов без рассмотрения было направлено в адрес ФИО6 спустя 7 месяцев, что свидетельствует о бездействии Управления Росреестра в принятии решения по заявлениям административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного в материалы дела технического плана здания, срок действия сертификата кадастрового инженера истекал ДД.ММ.ГГГГ, из чего следует, что на момент предоставления ФИО6 документов в ГКУ ВО "МФЦ" срок действия сертификата не истек.
Пересматривая дело в апелляционном порядке, суд пришел к правильному выводу о том, что в ходе разбирательства по существу спора районным судом нарушены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и законности постановленного судом апелляционной инстанции решения не опровергают.
В этой связи апелляционное определение подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
апелляционное определение Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.