N 2а-3122/2019
г. Краснодар 17.09.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Монмаря Д.В, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную
жалобу Управления Министерства внутренних дел по "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО10 на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО10 к МРЭО ГИБДД УМВД России по "адрес", старшему государственному инспектору МРЭО ГИБДД УМВД России по "адрес" ФИО6, Управлению МВД России по "адрес" об оспаривании отказа в регистрации автомобиля, обязании осуществить регистрационные действия.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, объяснения ФИО10, представителя ФИО10 по доверенности ФИО7, просивших об оставлении апелляционного определения без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в Ленинский районный суд "адрес" с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить отказ старшего государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по "адрес" ФИО6 в приеме документов для предоставления государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные в отношении транспортного средства ГАЗ 2705-434, 2007 года выпуска. Обязать административного ответчика осуществить необходимые регистрационные действия указанного транспортного средства и выдать ФИО10 на автомобиль паспорт транспортного средства.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик, незаконно, по мнению ФИО10, отказал в государственной регистрации приобретенного истцом автомобиля в связи с отсутствием паспорта транспортного средства (ПТС).
Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку он является гражданином Российской Федерации и собственником автомобиля на основании договора купли-продажи.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, ФИО10 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в административном иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение, которым признан незаконным отказ старшего госинспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по "адрес" ФИО6 в приеме документов для предоставления государственной услуги по внесению изменений в регистрационные данные в отношении транспортного средства ГАЗ 2705-434, 2007 года выпуска, регистрационный номер А 446 НХ/92. Судебная коллегия обязала МРЭО ГИБДД УМВД России по "адрес" зарегистрировать за ФИО10 вышеуказанный автомобиль.
Отменяя решение районного суда и удовлетворяя административный иск, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции не установилюридически значимые по делу обстоятельства. Поскольку спорный автомобиль временно зарегистрирован на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ без выдачи ПТС, в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации N (Постановление РФ N), ФИО10 для получения государственной услуги был представлен полный пакет документов, указанный в пункте 2 Постановления РФ N, в связи с чем. По мнению апелляционного суда, отсутствовали препятствия для регистрации транспортного средства.
В кассационной жалобе УМВД России по "адрес" просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора. Указывает на необоснованность выводов судебной коллегии, поскольку отказ регистрирующего органа не лишает ФИО10 права собственности на принадлежащее ему транспортное средство, а лишь обоснованно ограничивает возможность его участия в дорожном движении.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных административных ответчиков.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера при рассмотрении настоящего дела допущены судом апелляционной инстанции.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
"адрес" считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Законом (часть 1 статьи 23 Закона N-ФКЗ).
В силу подпункта "в" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", регистрация и учёт автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России.
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
На основании пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Из указанной нормы следует, что одним из обязательных для регистрации транспортного средства документов является паспорт транспортного средства или электронный паспорт транспортного средства со статусом "действующий".
В силу предписаний пункта 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации владелец транспортного средства обязан в установленном данными Правилами порядке зарегистрировать транспортное средство или внести изменения в регистрационные данные транспортного средства в течение 10 суток после приобретения, выпуска в обращение транспортного средства в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
Пункт 15 Административного регламента содержит перечень документов, представляемых заявителями для получения государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Согласно подпункту 15.4.1 в указанный перечень включены, в частности, документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); документы о временном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, выданные таможенными органами; свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Пунктом 22 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 приобрел у ФИО8 в лице ФИО9 на основании договора купли-продажи автомобиль марки ГАЗ 2705-434, 2007 года выпуска, регистрационный номер А 446 НХ/92.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в органы ГИБДД для регистрации транспортного средства. В приеме документов на государственную регистрацию ему было отказано в связи с отсутствием ПТС на спорный автомобиль.
Отказывая в административном иске, районный суд пришел к выводу о том, что административный ответчик обоснованно отказал в государственной регистрации автомобиля ввиду отсутствия на него ПТС, поскольку данный документ необходим для предоставления испрошенной государственной услуги.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и "адрес"", согласно которому до ДД.ММ.ГГГГ регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и "адрес", приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и "адрес", а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до ДД.ММ.ГГГГ, не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом следующих особенностей: в частности, регистрационные действия, связанные с заменой регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, совершаются без выдачи паспортов транспортных средств на основании паспорта гражданина Российской Федерации, содержащего сведения о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или "адрес", либо документов, подтверждающих государственную регистрацию в качестве российского юридического лица; регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, выданных на транспортные средства в соответствии с законодательством Украины до ДД.ММ.ГГГГ; документов, подтверждающих полномочия заявителя
на владение транспортным средством и (или) представление интересов собственника транспортного средства (доверенность, договор лизинга либо иной договор), оформленных в соответствии с законодательством Украины и действовавших на ДД.ММ.ГГГГ; страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Из Постановления N следует, что перечисленные в нем особенности регистрации транспортного средства установлены до ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О, беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.
Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит в этой связи регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.
Приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка, в том числе с представлением определенного перечня документов. Кроме того, в данном случае речь идет не о лишении собственника приобретенного им имущества, а о необходимости соблюдения специального порядка допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Материалами дела подтверждается, что автомобиль временно зарегистрирован на территории Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ без выдачи ПТС.
ФИО10 приобрел автомобиль ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на него не распространяются перечисленные положения названного постановления.
Поскольку на регистрацию транспортного средства в связи с изменением его собственника ПТС автомобиля представлен не был, у административного ответчика не имелось оснований для принятия документов для оказания государственной услуги и проведения регистрационных действий в отношении транспортного средства. С учетом установленных законом требований по оформлению государственной регистрации транспортного средства факт принадлежности административному истцу автомобиля правового значения не имеет.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение нельзя считать законным, вследствие чего оно подлежит отмене, решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное - оставлению в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.