Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Дагуф С.Е, Конышевой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Российскому союзу автостраховщиков и ФИО2 о взыскании компенсационной выплаты, штрафных санкций, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФИО10, представителя САО "ВСК", действующей по доверенности от имени Российского союза автостраховщиков, на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 15 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском Российскому Союзу Автостраховщиков (РСА) и ФИО2 о взыскании компенсационной выплаты, штрафных санкций, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия погибла ее мать ФИО11, в компенсационной выплате ей (ФИО1) отказано. Просила взыскать с РСА сумму компенсационного возмещения в размере 475 000 рублей, штраф и неустойку, взыскать с ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 400 000 рублей.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13 августа 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
С Российского Союза Автостраховщиков в пользу ФИО1 взыскана сумма компенсационного возмещения в размере 475 000 рублей, штраф в размере 118 750 рублей, неустойка в размере 213 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ФИО2 в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 150 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 15 октября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Российский Союз Автостраховщиков в лице представителя САО "ВСК" по доверенности ФИО10 просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права, без исследования всех юридически значимых обстоятельств дела.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ФИО1 по доверенности ФИО12 просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закона об ОСАГО) компенсационные выплаты - платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования не может быть осуществлено.
Согласно подпункта "г" пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной этим Федеральным законом обязанности по страхованию.
Согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда имеют лица, имеющие право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц - супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода (выгодоприобретатели).
Пунктом 2 статьи 966 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года (статья 196).
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховое возмещение в связи с причинением вреда, возникшего в результате дорожно-транспортного происшествия вследствие взаимодействия двух источников повышенной опасности третьему лицу производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств в пределах страховой суммы, установленной статьей 7 Закона об ОСАГО, по каждому договору страхования.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно-транспортного происшествия с участием транспортных средств ВАЗ-21099, государственный регистрационный знак N, под управлением водителя ФИО14, МАН-19-364, государственный регистрационный знак N, под управлением водителя ФИО2, Фольксваген-Тоуран, государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО15 и транспортного средства Cheri А-21, государственный регистрационный знак N, под управлением ФИО13 водитель автомобиля ВАЗ-21099, государственный регистрационный знак N, ФИО14, водитель автомобиля Фольксваген-Тоуран, государственный регистрационный знак N, ФИО15, пассажиры этого автомобиля - ФИО16, ФИО17, ФИО18, Богатырев E.Е, а также пассажир автомобиля Cheri, государственный регистрационный знак N, ФИО11 (мать ФИО1), от полученных ран скончались.
В связи со смертью обвиняемого ФИО14 производство по уголовному делу N, по признакам преступления, предусмотренного ч.5 ст.264 УК РФ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ прекращено.
На момент дорожно-транспортного происшествия гражданская ответственность водителя автомобиля, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии, ФИО2 не была застрахована по договору ОСАГО, кроме того, он управлял транспортным средством, не имея нужной категории, автомобиль на свое имя не переоформил.
Согласно пункту 2.2 Устава Российского Союза Автостраховщиков, утвержденного учредительным собранием ДД.ММ.ГГГГ, осуществление компенсационных выплат потерпевшим является предметом деятельности Российского Союза Автостраховщиков.
Ответом САО "ВСК", действующего от имени РСА, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в компенсационной выплате в связи со смертью ее матери ФИО11 по мотивам пропуска срока исковой давности.
Судом исследованы фактические обстоятельства дела и на основании доказательств по делу, которым дана оценка в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что ФИО1 стало известно о нарушении ее прав и необходимости обращения в РСА только в октябре 2016 года, когда она узнала о том, что гражданская ответственность ФИО2, водителя МАН-19-364, государственный регистрационный знак N, не застрахована.
При этом ФИО1 с настоящим требованием обратилась в РСА с предоставлением всех необходимых документов.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правильно руководствовался подлежащими применению к спорным отношениям нормами права и исходил из того, что ответчиком в данном случае не была исполнена обязанность по осуществлению компенсационной выплаты потерпевшему.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 13 августа 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 15 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Российского союза автостраховщиков - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи С.Е. Дагуф
И.Н. Конышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.