Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского района к администрации Хабаровского муниципального района о возложении обязанности по инфраструктурному оснащению территории, на которой расположены земельные участки, предоставленные многодетным семьям для ведения дачного хозяйства.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием системы видеоконференц-связи объяснения представителя администрации Хабаровского муниципального района Кирсановой Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей оставить судебный акт суда апелляционной инстанции без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хабаровского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Хабаровского муниципального района о возложении обязанности по инфраструктурному оснащению территории земельного участка, расположенного в границах земельного массива в районе "адрес", состоящего из ста земельных участков, которые были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, на котором компактно расположены земельные участки, предоставленные многодетным семьям для ведения дачного хозяйства, путем строительства подъездных путей от "адрес" до границы предоставленных земельных участков, в том числе к земельному участку с кадастровым номером N в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в районе "адрес" образованы сто земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для ведения дачного хозяйства. Один из земельных участков с кадастровым номером N площадью 1020 кв.м. на основании постановления администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N предоставлен в собственность ФИО4 Между тем к земельным участкам отсутствует подъездная дорога, что препятствует их освоению многодетными семьями, нарушает права таких семей на получение гарантированных государством мер социальной поддержки.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований отказано.
Принимая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки, образованные для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, предназначены для целей, не связанных с жилищным строительством, поэтому в данном случае положения государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр, не применимы. Строительство подъездной дороги к садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению должно осуществляться таким объединением, органы местного самоуправления обязаны только оказывать содействие в их строительстве и ремонте, понуждение органа местного самоуправления к строительству автомобильной дороги является по существу ограничением его прав на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление прокурора удовлетворено, на администрацию Хабаровского муниципального района возложена обязанность по инфраструктурному оснащению (строительство подъездных путей по наименьшему расстоянию от "адрес" до границы предоставленных земельных участков) территории земельного участка, расположенного в границах земельного массива в районе "адрес", состоящего из ста земельных участков, которые были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, на котором компактно расположены земельные участки, предоставленные многодетным семьям для ведения дачного хозяйства, в том числе к земельному участку с кадастровым номером N, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Разрешая заявленные прокурором требования по существу, суд апелляционной инстанции указал, что создание инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым (предоставленным) в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства ведется в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр, которым утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", на условиях софинансирования из муниципального и краевого бюджетов, а осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика администрации Хабаровского муниципального района Кирсановой Т.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Хабаровского района.
В кассационной жалобе заявитель указывает на неправильность выводов суда апелляционной инстанции, поскольку государственная программа Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр, распространяется на граждан, имеющих трех и более детей, которым предоставлены земельные участки в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства. Необходимость размещения объектов местного значения в виде объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур определяется документами территориального планирования, которые утверждаются органом местного самоуправления. Спорные земельные участки расположены на межселенной территории, и документация по планировке территории в отношении кадастрового квартала N не разрабатывалась. Кроме того, денежные средства на проектирование и строительство автомобильной дороги в районе "адрес" в бюджете района не предусмотрены, поэтому понуждение к строительству автомобильной дороги является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного ответчика, прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции таких нарушений не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенного по делу апелляционного определения.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО5 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1020 кв.м. с кадастровым номером N с разрешенным использованием: ведение дачного хозяйства. Указанный земельный участок расположен в границах земельного массива в районе "адрес", состоящего из ста земельных участков, которые были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности Хабаровского муниципального района Хабаровского края, для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для ведения дачного хозяйства.
Согласно протоколу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ гражданам, имеющим трех и более детей, для ведения дачного хозяйства распределено пятьдесят земельных участков, расположенных в "адрес".
По обращению ФИО4 прокуратурой Хабаровского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что подъезд к земельным участкам, расположенным в районе "адрес", отсутствует, инфраструктурное оснащение, необходимое для целей освоения предоставленных многодетным семьям земельных участков, не осуществляется.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 29 июля 2015 года N 104 "О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае" земельные участки предоставляются в собственность бесплатно с учетом условий, установленных частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях предоставления: гражданам, имеющим трех и более детей: а) земельного участка для индивидуального жилищного строительства: в сельской местности; по месту жительства в населенных пунктах края, не относящихся к сельской местности; б) земельного участка для ведения садоводства, огородничества, за исключением населенных пунктов, в которых не предусмотрен соответствующий вид разрешенного использования земельного участка; в) земельного участка, на котором расположен индивидуальный жилой дом (часть жилого дома), находящийся в собственности граждан (гражданина), имеющих (имеющего) трех и более детей.
Между тем в системе действующего законодательного регулирования не установлен порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
В то же время необходимо учитывать, что основной целью местного самоуправления является удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Из указанных положений следует, что обязанность органа местного самоуправления по организации на территории муниципального образования транспортной инфраструктуры, необходимой для удовлетворения основных жизненных потребностей населения, в том числе многодетных семей при предоставлении им земельных участков в качестве меры социальной поддержки, установлена законом.
Однако, как следует из материалов дела, и не оспаривалось административным ответчиком, мероприятия по обеспечению транспортной инфраструктурой земельных участков в районе "адрес", предоставленных в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края не выполнены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о незаконном бездействии органа местного самоуправления и необходимости возложения на административного ответчика обязанности по инфраструктурному оснащению (строительству подъездной дороги) земельных участков в районе "адрес", предназначенных для многодетных семей. Возложение на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, недопустимо, поскольку иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов ведет к обесцениванию данной меры социальной поддержки.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика о том, что государственная программа Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 года N 205-пр, распространяется на граждан, имеющих трех и более детей, которым предоставлены земельные участки в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства, в связи с чем у администрации Хабаровского муниципального района отсутствуют обязательства по обустройству подъездных путей к земельным участкам, предоставленным многодетным гражданам для иных целей, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная обязанность по осуществлению дорожной деятельности в границах муниципальных районов возложена на администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как орган местного самоуправления, федеральным законодательством.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии документации по планировке территории в отношении кадастрового квартала N, а также денежных средств на проектирование и строительство автомобильной дороги в районе "адрес" в бюджете района, отмену апелляционного определения не влекут, поскольку указанные обстоятельства не освобождают орган местного самоуправления от исполнения обязанности по оснащению соответствующей территории транспортной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования по назначению предоставленных многодетным семьям земельных участков.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой установленных судом апелляционной инстанции по делу фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Таким образом, поскольку выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.