Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Аноприенко К.В, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томилов С.Д. к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании действий незаконными и возложении обязанности, по кассационной жалобе ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 8 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения представителей ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Цыгальнюк В.С. и Абрамовой Т.Д, Томилова С.Д. и его представителя Корнеева А.А, судебная коллегия
установила:
Томилов С.Д. обратился в суд с иском к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании действий незаконными в части отказа во включении в программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее - ПРП) лекарственного препарата - "данные изъяты", возложении обязанности на ответчика включить в ПРП лекарственный препарат - "данные изъяты", а также изделия медицинского назначения - шприц 2, 0 N.
В обоснование исковых требований указав, что с 2009 г. является инвалидом "данные изъяты".
Согласно справке ВК N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", комиссия врачей рекомендовала ему, в том числе лекарственный препарат: трамадол в таблетках 200 мг N и в растворе 2, 0 мл N, а также изделия медицинского назначения - шприц 2, 0 N.
ДД.ММ.ГГГГ ему выдали ПРП N.16.25/2019, в которую не был включен указанный лекарственный препарат.
Разрабатывая ПРП N.16.25/2019, ответчик не принял во внимание заключение врачебной комиссии КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" от ДД.ММ.ГГГГ N о нуждаемости в данном препарате в связи с постоянно выраженным нейропатическим болевым синдром.
ДД.ММ.ГГГГ при проведении экспертизы на дому экспертным составом N ему сообщили об отсутствии документов о назначении трамадола. При этом была предоставлена справка N от ДД.ММ.ГГГГ, отличающаяся от выданной ему ранее справки N от ДД.ММ.ГГГГ (не указан трамадол, отсутствовали личные печати врачей и подпись врача ФИО6, подпись ФИО7 не соответствует ее подписи на других документах, нумерация пунктов идет "2.3)" и "2.6)").
В связи с неправомерными действиями ответчика он вынужден приобретать данный препарат за счет собственных денежных средств.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 08 июня 2020 года исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" в лице МСЭ N по г. Уссурийску и МСЭ N в виде отказа в выдаче обезболивающего препарата Трамадол 200 мг N, раствора Трамадол 2, 0 мл N, изделия медицинского назначения шприц 2, 0 N. На ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" возложена обязанность включить в программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания препарат Трамадол 200 мг N, раствор Трамадол 2, 0 мл N, изделия медицинского назначения шприц 2, 0 N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 октября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Уточнена резолютивная часть указанием на признание незаконными действий ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социального развития Российской Федерации в лице МСЭ N 16 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и экспертного состава N 3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В кассационной жалобе ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Истец и его представитель возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В статье 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В абз. 2 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определено, что порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
В п. 21 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 года N 789 указано, что заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.
В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения.
Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 года N 56.
Инструкция о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена Постановлением Минтруда России от 30 января 2002 года N 5.
В соответствии с п. 6.1.3 Инструкции в разделе "Лекарственные средства" - запись о нуждаемости пострадавшего в лекарственных средствах с их перечислением, продолжительности и кратности курсов лечения, сроке, на который предписано данное медикаментозное лечение, делается с учетом аналогичного заключения КЭК.
В ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" указано, что обеспечение по страхованию осуществляется, в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий.
В силу п. 3 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2006 года N 286, оплате подлежат дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица при наличии прямых последствий страхового случая.
Материалами дела установлено, что Томилову С.Д. установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 90 % в связи с профессиональным заболеванием от ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2006 N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно медицинскому заключению Приморского краевого центра профессиональной патологии на базе ГУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" от ДД.ММ.ГГГГ N у Томилова С.Д. имеется профессиональное заболевание.
Томилов С.Д. является "данные изъяты", состоит на учете в филиале N ГУ - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации как получатель обеспечения по страхованию в связи с профессиональным заболеванием, "данные изъяты"
В результате возникновения профессионального заболевания Томилов С.Д. вынужден принимать медикаменты, в том числе назначенное ему лекарственное средство - "данные изъяты" (ПРП от ДД.ММ.ГГГГ, справка ВК N от ДД.ММ.ГГГГ, справка ВК N от ДД.ММ.ГГГГ, справка ВК N от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Томилов С.Д. обратился в бюро МСЭ N ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю" Минтруда России с заявлением о разработке новой ПРП.
Из справки ВК N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница", усматривается, что установлен список лекарственных средств с указанием продолжительности курса лечения и кратности курса лечения, куда включен препарат - "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ бюро СМЭ N ФКУ "ГБ МСЭ по Приморскому краю" Минтруда России в соответствии с п. 97 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы сформирована программа дополнительного обследования с целью обоснования назначения трамадола в справке ВК N от ДД.ММ.ГГГГ.
После дополнительного обследования КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" оформлена справка ВК N от ДД.ММ.ГГГГ, в которой в разделе "Лекарственные средства" трамадол не указан.
Истцу разработана ПРП 3.16.25/2019 к акту N.16.25/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, в которой установлены формы и объемы реабилитации, в том числе обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, однако в разделе "Лекарственные средства" отсутствует указание на назначение препарата - трамадол.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что истцом представлено достаточно доказательств, подтверждающих его нуждаемость в препарате - "данные изъяты" по жизненным показаниям, ответчиком нарушено право истца на медикаментозное лечение в рамках программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Специалист в судебном заседании пояснил, что у истца есть серьезные заболевания, вызывающие болевой синдром, который нельзя исключить. Имеющиеся у истца боли снимаются анальгетиками, но учитывая, что у истца аллергия на многие препараты, центром профессиональной патологии был подобран лекарственный препарат - "данные изъяты", который Томилов С.Д. принимает на протяжении многих лет, данный препарат вызывает привыкание. От повторного обследования в центре профессиональной патологии Томилов С.Д. отказался. С учетом клинической картины истца назначение "данные изъяты" нельзя отменить, его отмена возможна только по решению специальной комиссии. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Томилову С.Д. врачом поликлиники N КГБУЗ "Уссурийская центральная городская больница" выписан "данные изъяты" 90 (рецепт от ДД.ММ.ГГГГ).
Мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, подробно изложены в решении и апелляционном определении.
Выводы судов аргументированы, основаны на нормах законодательства, оснований не согласиться с решением и апелляционным определением не имеется.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 8 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Приморскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.