Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-клинический центр токсикологии имени академика С.Н. Голикова Федерального медико-биологического агентства" Иванова Максима Борисовича (направленную почтовым отправлением в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ, поступившую в суд первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ) на решение Чертановского районного суда города Москвы от 17 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 октября 2020 года, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве к автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский центр биотехнологии антибиотиков и других биологически активных веществ "БИОАН" о ликвидации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель административного истца - начальник ГУ Минюста России по г. Москве Калашник М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к АНО "НИЦ "БИОАН" о ликвидации общества и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявленные административные исковые требования были мотивированы тем, что АНО "НИЦ "БИОАН" с 2010 года, в нарушение установленного законом порядка не предоставляет в уполномоченный орган сведения, содержащие данные о своей деятельности, а также отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет", либо иных средствах массовой информации.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 17 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 октября 2020 года, АНО "НИЦ "БИОАН" признана прекратившей свою деятельность. Названным решением АНО "НИЦ "БИОАН" исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе директор ФГБУ НКЦТ им. С.Н. Голикова ФМБА России Иванов М.Б. ставит вопрос об отмене решения Чертановского районного суда г. Москвы от 17 марта 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 октября 2020 года, с принятием по административному делу судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы им приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по делу судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие соответствующие правоотношения, а также нормы процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день рассмотрения дела) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7- ФЗ).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, разрешая административный спор, суды правомерно исходили из того, что Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Автономная некоммерческая организация "Научно-исследовательский центр биотехнологии антибиотиков и других биологически активных веществ "БИОАН" зарегистрирована в качестве юридического лица. Сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за N.
Запись об административном ответчике внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве за учетным N.
Как следует из материалов дела, административный ответчик с 2010 года не размещает в сети Интернет на информационном портале http://unro.minjust.ru и не предоставляет средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган, с учетом порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 года N 252.
Уполномоченным органом Министерства юстиции РФ по г. Москве в адрес Автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский центр биотехнологии антибиотиков и других биологически активных веществ "БИОАН" вынесены письменные предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении указанных нарушений ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", с указанием срока устранения нарушений, которые до настоящего времени не исполнены.
Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика, последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, указывая на то, что решение суда первой инстанции о ликвидации некоммерческой организации без возложения обязанности по ликвидации на ее учредителей не противоречит положениям ст. 61 ГК РФ и не препятствует проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со статьями 61-64 ГК РФ после принятия судом решения о его ликвидации.
Также суд апелляционной инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, пришел к выводам о том, что основанием для отмены принятого по настоящему делу решения суда первой инстанции не может являться исключительно то обстоятельство, что Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт токсикологии ФМБА России" является кредитором административного ответчика, поскольку данное обстоятельство само по себе не препятствует предъявлению соответствующего иска компетентным государственным органом и не возлагает на последнего обязанности по розыску кредиторов ликвидируемой некоммерческой организации.
Указанный вывод суда апелляционной инстанции представляется правильным, при этом принятие судом обжалуемого решения о ликвидации административного ответчика, как некоммерческой организации, не препятствует кредиторам последнего осуществлять восстановление своих нарушенных прав в тех пределах и теми способами, которые предусмотрены действующим гражданским законодательством.
При установленных по делу обстоятельствах выводы судов о наличии правовых оснований к ликвидации в судебном порядке Автономной некоммерческой организации "Научно-исследовательский центр биотехнологии антибиотиков и других биологически активных веществ "БИОАН" являются верными, основаны на правильном применении приведенных положений действующего законодательства, поскольку при рассмотрении дела были установлены обстоятельства, свидетельствующие о таких нарушениях закона со стороны административного ответчика, наличие которых в соответствии приведенными выше нормами действующего законодательства являются основанием для ликвидации в судебном порядке данной некоммерческой организации. Указанные нарушения административным ответчиком не были устранены, мер по их устранению им не предпринималось и при рассмотрении настоящего административного дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чертановского районного суда города Москвы от 17 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-клинический центр токсикологии имени академика С.Н. Голикова Федерального медико-биологического агентства" Иванова Максима Борисовича - без удовлетворения.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 26 мая 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.