Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Савинова К.А, при секретаре Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермгеолнеруд" о признании недействующими пунктов 3916, 5922, 6047 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", пунктов 2671, 2672, 2673 приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда подлежим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-П "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее-Перечень на 2020 год).
Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее-Перечень на 2021 год).
Указанные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 декабря 2019 года и 30 ноября 2020 года, в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края"" 9 декабря 2019 года и 7 декабря 2020 года.
В Перечень на 2020 год под пунктами 6047, 3916, 5922, и в Перечень на 2021 год под пунктами 2671, 2672, 2673 включены объекты недвижимости, с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес", поскольку признаны объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью "Пермгеолнеруд" (далее ООО "Пермгеолнеруд, Общество), собственник указанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов 6047, 3916, 5922 Перечня на 2020 год и пунктов 2671, 2672, 2673 Перечня на 2021 год, обосновывая свою позицию тем, что спорные здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение названных объектов недвижимого имущества в Перечни на 2020 год и 2021 год, противоречит статье 378.2 НК РФ и статье 2 Закона о налоге на имущество организаций, а также нарушает их права, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Пермского краевого суда от 14 апреля 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны недействующими со дня принятия пункты 6047, 3916, 5922 таблицы 1 Приложения Перечня на 2020 год, пункты 2671, 2672, 2673 таблицы 1 Приложения Перечня на 2021 год в части включения в него спорных зданий, взысканы с Правительства Пермского края в пользу Общества судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.
В апелляционной жалобе Правительством Пермского края ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права и неверного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель жалобы указывает, что спорные здания расположены на земельном участке с видом разрешенного использования под существующие административное здание и промтерриторию.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором и административным истцом представлены возражения об их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и считает его верным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что признать спорное здание объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация, ни их фактическое использование.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Пермского края N141-ПК от 13 ноября 2017 года "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативно правовой акт принят в пределах полномочий правительства Пермского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. По данному основанию административный истец нормативные правовые акты не оспаривает.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
Законом о налоге на имущество организаций с 1 января 2018 года на территории Пермского края введен указанный налог исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества (статья 8).
Частью 2 статьи 2 названного регионального закона на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В Пермском крае к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона о налоге на имущество организаций).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения таких объектов не менее 20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Пермгеолнеруд" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, наименование "здание", назначение "нежилое здание", расположенные по адресу: "адрес".
Согласно выписке из ЕГРН указанные здания располагаются на земельном участке с кадастровым номером: N площадью "данные изъяты" кв. м с видом разрешенного использования: "под существующие административное здание и промтерриторию".
Анализируя данный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Следовательно, здания по указанному основанию в Перечень включены быть не могли.
Исследовав и оценив документы технического учета (инвентаризации) на спорные здания, суд первой инстанции также пришел к правильному выводу об отсутствии в них помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение помещений, которые можно отнести административно-деловому, торговому центрам, к объектам общественного питания либо бытового обслуживания.
Так, по сведениям технической документации здание с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв. м является административным зданием (лит.Е), в нем имеются помещения следующего назначения: мастерская, гаражи (3), площадка.
По сведениям технической документации здание с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв. м является двухэтажным административным зданием (лит.А), назначение: "здание конторы", в нем имеются помещения следующего назначения: бухгалтерии, касса, вестибюли, кабинет сторожа, коридоры, раздевалка, хозкладовые, маткладовые, туалеты, кабинеты, лестничные клетки, умывальники, подсобное помещение, столовая (57, 4 кв.м), подсобное помещение, архивы, красный уголок, отдел кадров, радиостанции, котельная, тамбуры.
По сведениям технической документации здание с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв. м является двухэтажным административным зданием (лит.А), назначение: "лаборатория", в нем имеются помещения следующего назначения: лаборатории, маткладовые, коридоры, санузлы, холодильные, тамбур, вестибюль, хозкладовые, туалеты, кабинеты, подсобное помещение, комната отдыха, лестничная клетка.
Согласно пояснениям представителя административного истца, здания используются собственником ООО "Пермгеолнеруд" для производственных целей - геологическое изучение недр, для размещения персонала (работников) Общества, они распложены на огороженной территории, осуществляется пропускной режим.
Таким образом, в технической документации отсутствуют сведения, свидетельствующие о наличии в спорном здании помещений, предусматривающих размещение названных в статье 378.2 НК РФ.
По делу достоверно установлено, что до принятия оспариваемых нормативных правовых актов мероприятия по обследованию зданий с целью определения вида его фактического использования на предмет включения в Перечни на 2020 год и 2021 год административным ответчиком не проводились.
Таким образом, исходя из критерия фактического использования, спорные здания в Перечни включены быть также не могли.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, определенным в статье 378.2 НК РФ и необходимым для включения данного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, не представлено, также не содержится их и в апелляционной жалобе.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования. Обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, определены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению административного дела, не допущено. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В то же время, оставляя решение без изменения, судебная коллегия считает необходимым исправить допущенную в нем описку в части номера пункта Перечня на 2021 год, в который включено здание с кадастровым номером 59:01:4811034:54, указав на признание не действующим пункта 2673 таблицы 1 названного Перечня, который фактически являлся предметом судебной проверки.
Как следует из оспариваемого нормативного правового акта, данное здание включено в Перечень на 2021 год не пунктом 3673, как ввиду допущенной технической ошибки (опечатки) указано в решении суда, а пунктом 2673.
Данные описки подлежат исправлению судом апелляционной инстанции на основании статьи 184 КАС РФ, пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", однако это обстоятельство не свидетельствует о незаконности постановленного по делу правильного по существу судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 14 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Исправить в резолютивной части решения Пермского краевого суда от 14 апреля 2021 года, а также резолютивной части указанного решения, составленного 28 апреля 2021 года, описки в части номера пункта таблицы 1 Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п ""Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", считать вместо 3673 пункт 2673.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 августа 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.