Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3388/2020 по иску Францева Вячеслава Михайловича к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности, по кассационной жалобе Францева Вячеслава Михайловича на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Францев В.М. обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), в котором просил возложить на ответчика обязанность принять на учет в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории, предусмотренной п. "б" ст. 5 - "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
В обоснование заявленных требований указал, что в 2019 году обратился к начальнику ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о постановке на учет в состав участников указанной подпрограммы, предоставив необходимые документы. Однако ответчиком ФГКУ "Центррегионжилье" уведомлением от 27 января 2020 г. необоснованно отказано во включении в реестр граждан-участников указанной подпрограммы по категории, предусмотренной п. "б" ст. 5 - "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", со ссылкой на то, что истец не относится к указанной категории лиц. Вместе с тем, истец не имеет в собственности жилых помещений, в настоящее время проживает в закрытом военном городке в служебной квартире, расположенной по адресу: "данные изъяты", в связи с чем, относится к числу граждан, подлежащих расселению из закрытого военного городка в рамках указанной подпрограммы.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 февраля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что город Вольск-18 Саратовской области на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
Францев В.М. в настоящее время работает в ФБУ "33 Центральный НИИ Министерства обороны Российской Федерации", поступил на работу в данную организацию в 1980 году (на тот момент - войсковая часть 61469, которая была реорганизована в ФБУ "33 Центральный НИИ Министерства обороны Российской Федерации" в 2006 году).
Францев В.М. один зарегистрирован и проживает по адресу: "данные изъяты". Квартира имеет общую площадь 30, 37 кв.м, жилую - 15, 37 кв.м. Данное жилое помещение предоставлено истцу в пользование на основании ордера от 10 марта 1995 года N10.
Сведений о том, что данная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации в материалах дела не имеется.
Решением от 27 января 2020 года N 16 и уведомлением от 27 января 2020 года ответчик ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отказал Францеву В.М. в признании участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
В обоснование отказа указано, что проживание гражданина на территории закрытого военного городка не является самостоятельным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г..N 153, обеспечение граждан государственными жилищными сертификатами связано со спецификой закрытых военных городков и необходимостью переселения из них лиц, утративших связь с Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. На основании ордера от 10 марта 1995 г..N 10 Францеву В.М. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2010 г..N 1135 "Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" в целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации за ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации закреплены некоторые субъекты Российской Федерации, в том числе, Саратовская область, на территории которой размещается закрытый военный городок Вольск-18. ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не инициирована процедура переселения граждан из закрытого военного городка Вольск-18 в связи с отсутствием потребности в служебных жилых помещениях для обеспечения военнослужащих как на территории закрытого военного городка так и в близлежащих населенных пунктах и наличием достаточного количества свободных жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. На основании изложенного в соответствии с п. 5, подп. "а" и "б" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Ведомственной программы ответчик отказал Францеву В.М. в признании участником данной программы ввиду несоответствия требованиям, указанным в подп. "б" п. 5 Правил.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Францева В.М, суд первой инстанции, руководствуясь Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, исходил из того, что истец продолжает трудовую деятельность с федеральным органом исполнительной власти, занимаемое Францевым В.М. жилое помещение было предоставлено в постоянное пользование на условиях социального найма, истец не подлежит выселению из указанной квартиры, в связи с чем, обязательства по обеспечению истца постоянным жилым помещением со стороны государства исполнены и оснований для обеспечения истца жильем путем предоставления социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, не имеется.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о наличии у заявителя права состоять на учете в составе участников жилищной подпрограммы, поскольку жилье на праве собственности отсутствует, проживает заявитель в закрытом военном городке, стаж работы в Министерстве обороны РФ составляет более 10 лет, кроме того, решение о постановке на жилищный учет не отменено, проживание в закрытом военном городке носит временный характер, предоставленное жильё является служебным, что является основанием для включения заявителя в подпрограмму, отмену судебных актов не влекут.
Так, с 01 сентября 2019 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 г. N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков" (далее - Указ N 239), распространяющий свое действие на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее - федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее - граждане), а также на членов их семей (п. 1 Указа N 239).
Указом N 239 дается определение круга субъектов, на которых он распространяет свое действие. К ним относятся граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в закрытых военных городках, прекратившие служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, и которые на территориях закрытых военных городков имеют жилые помещения в собственности; занимают жилые помещения по договору социального найма; занимают жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют, в том числе, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Как установлено судом, истец Францев В.М. на момент рассмотрения спора, не прекратил трудовых отношений с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится закрытый военный городок Вольск-18.
Как обоснованно и правомерно указал суд апелляционной инстанции, проживание граждан в закрытых военных городках не является самостоятельным основанием для предоставления государственного жилищного сертификата, доказательств того, что в отношении истца принято решение о реализации процедуры переселения из закрытого военного городка, не представлено.
Проанализировав обстоятельства предоставления истцу квартиры, расположенной по адресу: г. Вольск-18, ул. Краснознаменная, д. 445, кв. 3, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанное жилье предоставлено Францеву В.М. на условиях социального найма.
С учетом приведенных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Францев В.М. не соответствует требованиям, указанным в подп. "б" п. 5 Правил, необходимым для признания участником программы, оснований для обеспечения истца жильем путем предоставления социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в данном конкретном случае, не имеется.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 20 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Францева Вячеслава Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.