Проект федерального закона N 97803666-2
"О правовом регулировании взаимодействия субъектов космической
деятельности с иностранными и международными организациями"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку к проекту закона,
справку о состоянии законодательства,
финансово-экономическое обоснование проекта закона
Предметом регулирования настоящего федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с международным освоением и использованием космического пространства. Он устанавливает порядок осуществления международного сотрудничества в области космической деятельности и создает организационно-правовые основы сотрудничества со странами СНГ, другими зарубежными странами и международными организациями при осуществлении космической деятельности.
Настоящий федеральный закон определяет правовой статус организаций, осуществляющих международное космическое сотрудничество; закрепляет иерархическую структуру субъектов с иностранными элементами, осуществляющими сотрудничество в области космической деятельности; закрепляет их правовую компетенцию и рамки деятельности.
Статья 1. Цели закона.
Целями настоящего федерального закона являются:
защита национальной безопасности при осуществлении космической деятельности; повышение научно-технического потенциала России в области космической индустрии и развитие космической инфраструктуры;
сохранение интеллектуальной собственности на научные и технологические разработки путем правового регулирования и государственного контроля внешнеэкономической деятельности в области космических исследований.
Статья 2. Понятия, используемые в законе.
Субъект космической деятельности - юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную, научную и иную деятельность в области освоения и исследования космоса и определенный таковым федеральным органом исполнительной власти по космосу.
Интеллектуальная собственность - исключительные права на научные произведения, программный продукт для ЭВМ, смежные права, на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации и др.
Статья 3. Основные принципы.
1. Взаимодействие с зарубежными государствами и международными организациями при осуществлении космической деятельности проводится в соответствии со следующими принципами:
равноправного и взаимовыгодного научного, коммерческого и гуманитарного сотрудничества;
соблюдения государственных интересов Российской Федерации;
не допущения нарушений международных обязательств Российской Федерации по не распространению ракетных средств доставки оружия массового поражения;
обеспечения национальной безопасности;
обеспечения безопасности космической деятельности и сохранения окружающей природной среды;
обеспечения экономической эффективности и содействия научно-техническому развитию;
поддержания приоритета Российской Федерации в области освоения космоса;
соблюдения автономии воли сторон.
2. Взаимодействие с зарубежными государствами и международными организациями по вопросам космической деятельности осуществляется с соблюдением установленных законами Российской Федерации требований охраны государственной тайны и защиты интеллектуальной собственности.
Статья 4. О правовом режиме взаимодействия субъектов космической деятельности.
Если субъекты космической деятельности обладали или обладают общей интеллектуальной собственностью, созданной на основе общих научных результатов единой научной школы, коими являются субъекты космической деятельности стран СНГ, то для их взаимодействия на территории Российской Федерации устанавливается национальный правовой режим.
Правовой режим взаимодействия с субъектами космической деятельности стран дальнего зарубежья и международными организациями устанавливается на основе права обратной взаимности.
Статья 5. Коммерческое сотрудничество.
Основной целью коммерческого сотрудничества субъекта космической деятельности является извлечение прибыли.
Коммерческое сотрудничество субъектов космической деятельности Российской Федерации с иностранными и международными организациями в области космической деятельности строится на основе соблюдения общепризнанных норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
Статья 6. Научное сотрудничество субъектов космической деятельности.
Под научным сотрудничеством понимается объединение усилий субъектов космической деятельности в целях получения научных результатов.
В целях активизации исследования космического пространства, развития и накопления знаний о Земле и небесных телах Российская Федерация осуществляет равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в области науки путем совместной работы и обмена научными открытиями и технологическими разработками с иностранными и международными организациями.
Регулирование научного сотрудничества субъектов космической деятельности с иностранными и международными организациями призвано увеличивать научный потенциал космической индустрии, сохранить интеллектуальную собственность на научные и технологические разработки.
Статья 7. Гуманитарное сотрудничество субъектов космической деятельности.
Гуманитарное сотрудничество субъектов космической деятельности производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и призвано обеспечить правовое регулирование обеспечения безопасности окружающей природной среды, ликвидации последствий воздействия стихийных сил природы, аварий и катастроф, падения элементов ракетно-космической техники на непредусмотренную для этого территорию.
Статья 8. Компетенция субъектов Российской Федерации.
Исключительное право руководства космической деятельностью принадлежит Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в космической деятельности в случае, если субъект Российской Федерации участвует в федеральной программе в области космоса. Он может осуществлять управление в части компетенции, переданной ему федеральным исполнительным органом по космосу.
Деятельность органов субъектов Российской Федерации при осуществлении космической деятельности не может противоречить действующему законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.
Статья 9. Компетенция органов Российской Федерации.
Общее руководство космической деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации.
Реализацию государственной политики в области освоения и исследования космоса и небесных тел осуществляет федеральный орган исполнительной власти по космосу. С этой целью он лицензирует все виды космической деятельности. Все сделки в области космоса контролируются им. Надзор за законностью сделок при осуществлении космической деятельности осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.
Ответственность за деятельность по реализации космической политики Российской Федерации несет федеральный орган исполнительной власти по космосу перед Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Право на участие в сотрудничестве
Право субъектов космической деятельности на участие в сотрудничестве закрепляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, федеральным законодательством.
Реализация субъектами космической деятельности своих прав в области международного сотрудничества не может противоречить принципам такого сотрудничества.
Право субъектов космической деятельности, иностранных и международных организаций на участие в сотрудничестве в этой области включает в себя:
1. создавать на добровольной, взаимовыгодной основе ассоциаций для защиты общих интересов и достижения целей в сфере космической деятельности, вступать в соответствующие организации, воздерживаться от вступления в данные организации, беспрепятственно выходить из данных организаций;
2. принимать участие в работе данных организаций;
3. использовать достижения мировой науки и техники для решения задач, стоящих перед ними;
4. привлекать к сотрудничеству общественные объединения, которые могли бы способствовать расширению космической деятельности.
Право субъектов космической деятельности, иностранных и международных, организаций на участие в сотрудничестве в этой области основано на Конституции Российской Федерации, ратифицированных международных договорах Российской Федерации, настоящем законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Статья 11. Ограничение субъектов космической деятельности на участие в международном сотрудничестве на стадии научных разработок.
Ограничение права субъекта космической деятельности на международное сотрудничество осуществляется в соответствии с действующим законодательством и реализуется путем лицензирования и принятия решений по экспорту научно-космических разработок, принимаемых экспертными комиссиями.
Лицензирование вида космической деятельности осуществляется федеральным исполнительным органом по космосу. Решение по экспорту научно-космических разработок принимают экспертные комиссии, образуемые Правительством Российской Федерации и федеральным исполнительным органом по космосу.
Субъекты космической деятельности не могут осуществлять сотрудничество с иностранными и (или) международными организациями по предметам, не определенным в решениях экспертных комиссий, образуемых Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по космосу.
Статья 12. Лицензирование внешнеэкономической космической деятельности
В целях государственного регулирования внешнеэкономической космической деятельности, обеспечения национальной безопасности, сохранения интеллектуальной собственности на научные и технологические разработки, защиты интересов российских производителей на рынке космических услуг и интересов его потребителей в Российской Федерации осуществляется лицензирование космической деятельности.
Право выдавать лицензии на внешнеэкономическую деятельность в области космоса обладают федеральный орган исполнительной власти по космосу и федеральный орган исполнительной власти по внешним экономическим связям и торговле.
Порядок выдачи лицензий определяется Правительством Российской Федерации с учетом соблюдения законов Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации.
Статья 13. Защита интеллектуальной собственности.
К интеллектуальной собственности относятся исключительные права субъекта космической деятельности на научные открытия, программы для ЭВМ, базы данных, смежные права, изобретения, промышленные образцы, полезные модели.
Контроль за использованием интеллектуальной собственности в области космической деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности, если иное не предусмотрено законодательством.
Защита интеллектуальной собственности осуществляется на всех этапах научных и технологических разработок и на этапе использования результатов этих разработок.
Статья 14. Условия передачи технологий.
Передача космических технологий осуществляется субъектами космической деятельности под контролем компетентных государственных органов и не может противоречить интересам национальной безопасности России, сохранению интеллектуальной собственности и соответствовать принципам международного сотрудничества при осуществлении космической деятельности.
Перечень космических технологий, передача которых ограничена, устанавливается Указом Президента Российской Федерации.
Условия передачи космических технологий осуществляются на основе действующего законодательства и других нормативно-правовых актов.
Статья 15. Основания для проведения переговоров и заключения контрактов.
1. Основаниями для проведения переговоров и заключения контракта с иностранной и (или) международной организацией субъекта космической деятельности является:
- наличие интереса;
- наличие лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
- наличие решения экспертных комиссий, образуемых Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по космосу по предмету деятельности субъекта космической деятельности.
2. Основаниями для возникновения прав и обязанностей сторон, осуществляющих совместную космическую деятельность являются заключенными между ними договора, контракты соглашения, представляющие собой договоры о передаче результатов научно - технических работ;
договоры о выполнении работ организацией или фирмой одной стороны по заданию организации другой;
договоры о совместном проведение конструкторских и научно-исследовательских работ.
3. Основаниями для проведения переговоров и заключения контрактов являются:
соглашения между правительствами государств;
соглашения между правительствами государств и международными организациями;
Статья 16. Особенности заключения международных договоров о научном обмене
1. Предметом договоров о научной кооперации является проведение на началах кооперации научно - исследовательских, проектно - конструкторских работ, цель которых, в частности, состоит в расширении научных знаний, создании образцов новых изделий, материалов, оборудования или разработке технологических процессов.
2. В договорах определяются права и обязанности сторон, решаются вопросы финансирования, вопросы использования результатов работ, правовой охраны изобретений, материальной ответственности сторон.
3. В договорах определяются этапы, промежуточные и окончательные сроки выполнения работ, заканчивающиеся передачей результатов, полученных в ходе исследований. В них предусматривается, что опубликование сведений о результатах работ, проводимых на основе договора, производится только по договоренности между сторонами, если иное не закрепляется в действующем законодательстве.
4. В договоре определяются условия использования результатов работ сторонами. Для передачи результатов в третьи страны (третьим сторонам ) требуется согласие обеих сторон, если иное не определено в действующем законодательстве.
Статья 17. Международное сотрудничество при ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Международное сотрудничество в космической деятельности при ликвидации чрезвычайных ситуаций предполагает:
- сотрудничество в области получения информации о чрезвычайной ситуации от космических объектов;
- сотрудничество по доставке неотложной помощи с использованием космических аппаратов;
- получение информации о результатах работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 18. Особенности сотрудничества в области товаров и услуг двойного применения
1. Российские юридические лица осуществляют внешнеторговую деятельность в отношении продукции и услуг двойного применения в строгом соответствии с единым списком продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам и списком государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения.
Эти списки разрабатываются конфиденциальным межведомственным советом по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации и иностранными государствами и утверждаются президентом Российской Федерации.
2. Экспорт, сдача в аренду, вывоз и временный вывоз на переработку продукции двойного назначения с территории Российской Федерации в соответствии с этими списками осуществляется на основании решений Правительства Российской Федерации по лицензиям Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
Решение об экспорте, сдаче в аренду, временном ввозе и вывозе на переработку с территории Российской Федерации, а также о передаче продукции военного (двойного) назначения, не входящий в список допущенной продукции принимает исключительно Президент Российской Федерации.
Статья 19. О вступлении в силу настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим федеральным законом изданные им нормативные правовые акты.
Правительству Российской Федерации:
- привести в соответствие с настоящим федеральным законом изданные им правовые нормативные акты;
- принять нормативные правовые акты в области космической деятельности, обеспечивающие реализацию настоящего федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.