Проект федерального закона N 97803747-2
"О государственной поддержке потенциала космической индустрии
и космической инфраструктуры Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См.: пояснительную записку к проекту закона,
справку о состоянии законодательства,
предложения о разработке нормативных правовых актов,
финансово-экономическое обоснование проекта закона
Настоящий федеральный закон устанавливает организационно-правовые основы, порядок формирования и осуществления государственной поддержки потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации в интересах осуществления космической деятельности и регулирует отношения в этой области.
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего федерального закона употребляются следующие основные понятия:
потенциал космической индустрии Российской Федерации - включает в себя совокупность научно-технических разработок, технологических и производственных возможностей по созданию космической техники и услуг, научно-исследовательских, проектно-конструкторских, научно-испытательных, эксплуатационных организации и промышленных предприятий, ведущих работы в области разработки, производства, испытания, использования по целевому назначению ракетно-космической техники научного, социально экономического и военного назначения, составляющих единый технологический комплекс;
космическая инфраструктура включает в себя:
- космодромы;
- стартовые комплексы и пусковые установки;
- командно-измерительные комплексы;
- центры и пункты управления полетами космических объектов;
- пункты приема, хранения, обработки и передачи информации;
- базы хранения ракетно-космической техники;
- районы падения отделяющихся частей космических объектов;
- полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы;
- объекты экспериментальной базы для отработки космической техники;
- единая система поиска и спасения;
- центры для подготовки космонавтов;
- другие наземные сооружения, используемые при осуществлении космической деятельности;
государственная поддержка потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации представляет собой систему внешнеполитических, внешнеэкономических, бюджетных, финансовых, кредитных, налоговых, таможенных, организационно-правовых, законодательных, социальных и иных мер, предпринимаемых государством, и направленных на обеспечение полномасштабной космической деятельности;
принцип протекционизма в поддержке потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации - руководящие начала в деятельности компетентных государственных органов, направленные на защиту и поддержку космической деятельности Российской Федерации, содействующие добросовестной конкуренции и развитию потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры;
принцип селективности - заключается в концентрации усилий на важнейших направлениях сохранения и развития потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры;
принцип разумной достаточности - заключается в определении совокупности мер минимально необходимых для сохранения и устойчивого развития потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры;
государственный заказ - правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд, в целях осуществления космической деятельности Российской Федерации, в том числе в сфере сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на основе международных договоров Российской Федерации;
государственный контракт - договор, заключенный государственным заказчиком с головным исполнителем (исполнителем) и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение государственного заказа в области космической деятельности;
государственный заказчик ракетно-космической техники далее государственный заказчик - в соответствии с действующим законодательством - федеральные исполнительные органы по космической деятельности и по обороне, осуществляющие заказ на разработку, производство, поставку продукции (работ, услуг) по государственному заказу в области космической деятельности;
Статья 2. О действии настоящего федерального закона
Действие настоящего федерального закона распространяется на федеральные законодательные и исполнительные органы власти, органы власти субъектов Федерации, организации космической индустрии и космической инфраструктуры, выполняющие государственный заказ по космической тематике.
Статья 3. О внешнеполитической поддержке
Правительство Российской Федерации обеспечивает внешнеполитическую поддержку потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры в соответствии с принципом протекционизма используя для этого дипломатические средства, правительственные заявления, посредничество, информационно-пропагандистские мероприятия и иные меры.
Государственный заказчик вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой об оказании внешнеполитической поддержки в конкретном регионе и согласовать конкретный вид поддержки, который, на его взгляд, необходим для продвижения изделия, работы, услуги в этом регионе.
Федеральный исполнительный орган по иностранным делам реализует согласованную просьбу государственного заказчика в течение минимально необходимого времени.
Статья 4. О внешнеэкономической поддержке
Правительство Российской Федерации осуществляет привлечение под государственные гарантии иностранных инвестиций для обеспечения развития потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации и выполнения работ по космической тематике, в том числе международных проектов по исследованию и использованию космоса.
Государственные гарантии российским и зарубежным инвесторам, кредитующим предприятия и организации, космической индустрии и космической инфраструктуры, выполняющих федеральную космическую программу, предоставляются по решению Правительства Российской Федерации.
Статья 5. О бюджетной поддержке
1. Бюджетная поддержка потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом бюджетное финансирования космической деятельности Российской Федерации устанавливается на основе принципа разумной достаточности, предусматривающего финансирование космической деятельности Российской Федерации в каждый последующий год не ниже предыдущего с учетом индексации.
2. Объем финансирования космической деятельности в научных и социально-экономических целях определяется в федеральном бюджете на соответствующий год и учитывается в нем отдельной защищенной строкой (разделом), а в целях обороны и безопасности Российской Федерации - отдельной защищенной строкой в рамках раздела на национальную оборону.
Статья 6. О налоговом регулировании
1. Налогооблагаемая прибыль организаций, занимающихся созданием и эксплуатацией изделий ракетно-космической техники исчисляется исходя из порядка, предусмотренного для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ в соответствии с федеральными космическими программами.
2. Организации потенциала космической индустрии, выполняющие работы по федеральным космическим программам, освобождаются от уплаты налогов в федеральный бюджет до оплаты выполненных работ и погашения вексельных кредитов.
3. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации продукции и услуг организаций, космической индустрии и космической инфраструктуры, а также производственная, научно-исследовательская, проектно-конструкторская, научно-испытательная и иная деятельность, осуществляемая организациями в области разработки, производства, испытания и использования (эксплуатации) ракетно-космической техники в части зачисления его в федеральный бюджет.
4. Освобождаются от налога на добавленную стоимость комплектующие изделия, услуги и материалы, используемые при выполнении федеральных космических программ.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке ракетно-космической техники.
5. Освобождаются от оплаты за землю, отведенную и используемую для осуществления космической деятельности, и налога на имущество организации и предприятия космической индустрии и космической инфраструктуры, участвующие в создании и использовании (эксплуатации) ракетно-космической техники, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации по представлению федеральных исполнительных органов по космической деятельности и по обороне.
6. Установить льготный тариф за поставку электроэнергии организациям, составляющим потенциал космической индустрии и космической инфраструктуры.
Статья 7. О таможенном регулировании
Государство осуществляет таможенное регулирование в интересах поддержки потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры.
Изделия космической техники, приборы, материалы, оборудование, информационные и программные продукты ввозимые из-за границы на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории для осуществления космической деятельности рассматриваются как временно ввозимые (транзитные) на ее территорию и не облагаются таможенными пошлинами, связанными с импортом и экспортом.
Статья 8. О финансовой поддержке
1. Федеральный исполнительный орган по финансам выделяет ежегодно в начале первого квартала федеральным исполнительным органам по космической деятельности и обороне по их требованию ассигнования в объеме не менее 40% годового объема на создание, производство и закупки космической техники, содержание и развитие космической инфраструктуры, с последующим ритмичным осуществлением финансирования в соответствии с утвержденными лимитами.
2. Государственный заказчик авансирует из кредитных средств исполнителя, если в этом есть необходимость. Условия авансирования оговариваются в государственном контракте. Авансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком исполнителю, предназначаются только для финансирования государственного заказа в области космической деятельности. Исполнитель несет ответственность за иное использование указанных средств.
3. По решению Правительства Российской Федерации для реализации государственного заказа государственному заказчику могут быть предоставлены льготные (до 10% годовых) в том числе валютные кредиты.
4. Организациям и предприятиям космической индустрии и космической инфраструктуры предоставляется право образовывать специальные целевые фонды для финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, а также для поддержки технологического освоения новых видов продукции.
Условия формирования и использования фонда определяются организациями и предприятиями самостоятельно.
Статья 9. О социальной поддержке
Правительство Российской Федерации обеспечивает социальную поддержку рабочих и служащих организаций, составляющих потенциал космической индустрии и космической инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством. Правительство Российской Федерации устанавливает перечень организаций и виды социальных льгот, которые распространяются на эти организации.
Социальные льготы распространяются на военнослужащих, проходящих службу по обеспечению космической деятельности, и гражданский персонал, работающий на объектах космической инфраструктуры.
Организации и предприятия космической индустрии и космической инфраструктуры, создающие дополнительные рабочие места, освобождаются от отчислений в фонд занятости пропорционально создаваемым рабочим местам.
Подготовка и переподготовка кадров для организаций и предприятий космической индустрии и космической инфраструктуры, производимая в учебных заведениях по заявкам этих организаций и предприятий, финансируется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статья 10. О компетенции Правительства Российской Федерации в области формирования и реализации политики государственной поддержки ракетно - космического потенциала и космической инфраструктуры
1. Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование и развитие потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры.
2. Правительство Российской Федерации по предоставлению федерального органа по космической деятельности реализует меры тарифного и нетарифного характера по защите внутреннего рынка продукции и услуг космической деятельности.
3. Правительство Российской Федерации к 15 мая каждого года представляет в Государственную Думу отчет о расходовании средств, выделенных федеральным исполнительным органом по финансам для обеспечения финансирования космической деятельности в первом квартале, предусмотренного настоящим федеральным законом.
Статья 11. О компетенции федерального органа исполнительной власти по космической деятельности и обороне
1. Федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности является государственным заказчиком изделий ракетно-космической техники и космической инфраструктуры научного и социально-экономического назначения, в том числе по международным космическим проектам, а также совместно с федеральным исполнительным органом по обороне - изделий ракетно-космической техники и космической инфраструктуры двойного назначения в рамках федеральной космической программы.
2. Федеральный исполнительный орган по обороне является государственным заказчиком изделий ракетно-космической техники военного назначения и космической инфраструктуры.
3. Государственный заказчик несет ответственность за своевременное доведение государственного заказа в области космической деятельности до исполнителя, за целевое использование выделяемых ему за счет федерального бюджета средств для авансирования и оплаты продукции (работ, услуг).
4. Федеральные органы исполнительной власти по космической деятельности и по обороне реализуют политику государственной поддержки в соответствии с принципом селективности.
Статья 12. О государственной собственности потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры
Не допускается приватизация организаций и предприятий космической индустрии и космической инфраструктуры, которая может привести к нарушению единого технологического комплекса производства, испытания и эксплуатации космической техники.
Статья 13. Об организационно-правовой поддержке
Невыполнение предписанных законодательством требований по поддержке потенциала космической индустрии и космической инфраструктуры Российской Федерации со стороны должностных и иных лиц, влекущее за собой ослабление потенциала космической индустрии России, включая научно-техническую базу, ключевых элементов космических технологий, необеспечение стабильного финансирования и реализации федеральных космических программ являются преступлением и караются по закону.
Статья 14. О вступлении в силу настоящего федерального закона
1. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим федеральным законом изданные ими нормативные правовые акты и принять нормативные правовые акты в области космической деятельности, обеспечивающие реализацию настоящего федерального закона.
3. До приведения нормативных правовых актов в области космической деятельности, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим федеральным законом эти нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.