Проект федерального закона
"Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава 1. Меры по демократизации отношений собственности и расширению
прав трудовых коллективов
Глава 2. Меры по восстановлению и развитию производства, помощи
зонам экономического и социального бедствия
Глава 3. Меры по предотвращению дальнейшего снижения уровня жизни,
восстановлению социальных гарантий и защите интеллектуального
и духовного потенциала страны
Настоящий закон предусматривает комплекс экстренных мер, направленных на вывод экономики России из кризиса с одновременной структурной перестройкой и модернизацией экономики, восстановлением уровня жизни народа. Закон определяет необходимые для этого механизмы и источники финансирования, организационные и социальные мероприятия.
Глава 1. Меры по демократизации отношений собственности и расширению
прав трудовых коллективов
Статья 1. Демократизация преобразования отношений собственности
1. Преобразование отношений собственности осуществляется исключительно на основе государственных программ. Государственные программы преобразования отношений собственности разрабатываются Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и вводятся в действие законом.
2. Контроль за изменением прав собственности в ходе осуществления Программ преобразования отношений собственности, наряду с государственными и судебными органами, осуществляют комитеты гражданского контроля при представительных органах власти. Права, обязанности и ответственность комитетов устанавливаются законом. Закон устанавливает порядок формирования комитетов гражданского контроля и механизм обеспечения участия в их работе представителей трудовых коллективов, профсоюзов, органов местного самоуправления и др.
Статья 2. Национализация (деприватизация) собственности
1. Исключительной собственностью народов России, ее национальным достоянием, не подлежащими приватизации, являются:
- воздушное пространство, территориальные и внутренние воды, природные ресурсы и богатства, леса, недра, земля (за исключением земельных участков, выделяемых в пределах установленных законом норм под садово-огородные участки, личные подсобные хозяйства, индивидуальную жилищную застройку);
- предприятия и отрасли экономики, выполняющие жизнеобеспечивающие функции в масштабах всей страны: топливно-энергетический комплекс, железнодорожный, воздушный и иной магистральный транспорт, порты и коммуникации, связь;
- оборонные объекты, оружие, другие функциональные объекты силовых структур;
- предприятия и учреждения оборонных отраслей промышленности;
- имеющие общенациональное значение учреждения науки и культуры, учебные заведения, детские учреждения, медицинские и лечебно-профилактические учреждения, включая санатории, дома отдыха, туристские комплексы, объекты сферы социальной защиты;
- объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Приватизированные объекты, объявленные национальным достоянием, подлежат национализации.
2. Основаниями для национализации (деприватизации) также являются:
- монопольное или доминирующее положение предприятия в производстве того или иного вида продукции (работ, услуг), которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или других причин;
- необходимость предотвращения банкротства предприятий и массовой безработицы, восстановления и сохранения единства технологических комплексов, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны;
- нарушение имущественных и хозяйственных прав трудовых коллективов;
- нарушение закона при приватизации, условий приватизационных сделок;
- нарушение налогового законодательства, предусмотренных законом платежей в бюджет;
- ходатайства трудовых коллективов, если за такое решение проголосовало не менее двух третей членов трудового коллектива;
- иные основания, которые могут быть определены законом в качестве достаточных для национализации в соответствии с общественными интересами.
3. Руководствуясь целями вывода России из кризиса и приведенными в пунктах 1 и 2 основаниями, Правительство Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации разрабатывают программы и принимают решения о национализации.
4. Порядок национализации (деприватизации) определяется специальным законом.
Статья 3. Разгосударствление и приватизация
1. Организационно-правовые формы разгосударствления и приватизации включают самоуправляемое народное предприятие, производственный кооператив, акционерное общество и товарищество.
2. Преимущественное право выбора форм собственности и хозяйствования на предприятиях, которые, в соответствии с государственными программами преобразования отношений собственности, подлежат разгосударствлению, предоставляется их трудовым коллективам.
3. Объектами приватизации не могут быть:
- объекты, перечисленные в пункте 1 статьи 2 настоящего закона;
- здания, являющиеся историческими и культурными памятниками;
- учебные заведения, учреждения науки и культуры, детские учреждения, медицинские и лечебно-профилактические учреждения;
- иные объекты, которые ввиду их общественной значимости могут быть объявлены Федеральным Собранием Российской Федерации не подлежащими приватизации.
Акты и сделки приватизации данных объектов подлежат аннулированию.
4. Объекты, намеченные для разгосударствления и приватизации, их цели, приоритеты и ограничения устанавливаются законами о государственных программах преобразования отношений собственности.
Программа приватизации содержит:
- перечень объектов государственной собственности, намеченных к приватизации, обоснование их выбора и оценку их стоимости с выделением:
а) объектов, подлежащих частичной приватизации, с закреплением их контрольных пакетов акций в государственной собственности;
б) объектов, подлежащих приватизации только резидентами Российской Федерации;
- определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс приватизации.
5. До принятия закона о государственной программе преобразования отношений собственности приватизация государственных и муниципальных предприятий приостанавливается.
6. Представительные исполнительные и судебные органы проверяют законность предшествующих актов и сделок приватизации с аннулированием тех из них, которые проводились с нарушением законов, имущественных прав народа, трудовых коллективов и граждан, наносят ущерб России.
7. В случае приватизации государственного или муниципального предприятия с реализацией его имущества ниже реальной стоимости уставной капитал предприятия подлежит увеличению до размеров балансовой стоимости на момент приватизации с учетом инфляции и последующих инвестиций. При этом неоплаченная при приватизации стоимость увеличивает (формирует) пакет акций, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, а предприятие передается в доверительное управление трудовому коллективу.
Статья 4. Самоуправляемые народные предприятия
1. Предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, подлежащие разгосударствлению, национализации или деприватизации, могут быть преобразованы в самоуправляемые народные предприятия.
2. Самоуправляемые народные предприятия могут быть созданы по инициативе государственного или муниципального органа, в ведении которого находится предприятие, или трудового коллектива - решением общего собрания (конференции) трудового коллектива (делегатов, избранных на конференцию).
3. Самоуправляемое народное предприятие создается путем учредительного договора о передаче имущества предприятия, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в полномочное хозяйственное владение (хозяйственное ведение) трудовому коллективу.
4. Учредительский договор заключается между соответствующим государственным или муниципальным органом и представительным органом трудового коллектива и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива.
5. Порядок организации и функционирования самоуправляемых народных предприятий устанавливается соответствующим законом.
Статья 5. Восстановление и расширение прав трудовых коллективов на участие в контроле и управлении предприятиями
1. Трудовой коллектив предприятий любых форм собственности участвует в принятии окончательных решений по вопросам:
- рассмотрения и утверждения устава предприятия и вносимых в него изменений;
- формирования органов управления предприятием:
- определения условий контракта при найме (назначении) руководителя предприятия;
- разработки перспективной программы развития предприятия, планов его деятельности, реконструкции, санации, составления штатных расписаний и должностных окладов, других актов, регламентирующих внутреннюю жизнь предприятия;
- определения направлений и контроля за использованием имущества и доходов предприятия;
- контроль за деятельностью руководителя и администрации предприятия;
- решения вопросов, связанных с увольнением членов трудового коллектива.
2. Трудовой коллектив имеет право:
- создавать свои представительные органы (советы трудовых коллективов, профкомы и т.д.), передавать им свои полномочия и поручать им отстаивание интересов коллектива;
- быть представленным в Совете директоров;
- получать информацию о деятельности предприятия, знакомиться с его бухгалтерской и иной документацией;
- принимать на общем собрании (конференции) или представительным органом трудового коллектива решение о проведении аудиторской и иной независимой проверки экономического или финансового состояния предприятия.
3. Члены трудового коллектива и приравненные к ним лица имеют право формировать единый пакет акций с передачей его в доверительное управление совету трудового коллектива.
4. Трудовой коллектив предприятия-должника, в отношении которого возбуждено или может быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) дополнительно к правам, перечисленным в пунктах 1-3 настоящей статьи, имеет право на:
- переход предприятия в доверительное управление трудовому коллективу;
- передачу предприятия в аренду трудовому коллективу с правом выкупа;
- преобразование предприятия в организационно-правовую форму производственного кооператива;
- приобретение контрольного пакета акций предприятия;
- проведение санации предприятия с переходом его в собственность трудового коллектива.
Трудовой коллектив предприятия-должника, имущество которого амортизировано более чем на 70 процентов, имеет право на безвозмездное приобретение предприятия в свою собственность.
Трудовой коллектив предприятия-должника, обязательства которого превышают стоимость его имущества, имеет право не безвозмездное приобретение предприятия в свою собственность при мировом соглашении с кредиторами.
5. Трудовые коллективы предприятий вправе объединяться в районные, городские, областные, республиканские (в составе Российской Федерации), общероссийские, межреспубликанские (региональные) объединения (союзы, ассоциации и т.п.) трудовых коллективов для осуществления совместных действий в интересах своих членов и их представительства в государственных органах и органах местного самоуправления.
При представительных органах соответствующих объединений при районных, городских, областных, республиканских, межреспубликанских советах трудовых коллективов создаются консультационные, учебные, юридические к другие службы для обеспечения эффективного участия трудовых коллективов в контроле и управлении предприятиями.
Статья 6. Земля и природные ресурсы в хозяйственном обороте
1. Земля, ее недра, леса, водные и воздушные пространства, иные природные ресурсы являются народным достоянием.
Противоречащие этому приватизационные акты и сделки признаются недействительными.
2. Купля-продажа земли (за исключением приусадебных, садово-огородных участков, участков под домами и дачами, принадлежащих гражданам в пределах установленных законом норм) запрещается.
3. Земля для крестьянских хозяйств предоставляется на основе аренды и пожизненного наследуемого владения.
4. Передача в частную собственность лесов, недр, естественных водоемов, заповедников, зон отдыха, иных природных ресурсов, земель городов, поселков, населенных пунктов запрещается. Предоставление их в аренду, владение и пользование допускается под строгим государственным и общественным контролем, исключающим нарушение установленных норм природопользования, общественных интересов.
Статья 7. Меры повышения эффективности управления государственным имуществом
1. Функции Министерства по управлению государственным имуществом (МУГИ) ограничиваются управлением государственным имуществом, которое осуществляется совместно с министерством экономики, отраслевыми ведомствами Правительства РФ, государственными холдинговыми компаниями и корпорациями.
Функции МУГИ, связанные с приватизацией государственного имущества, передаются Российскому фонду федерального имущества.
2. По соглашению с трудовым коллективом государственная собственность может быть передана ему в полное хозяйственное ведение, аренду или доверительное управление.
3. Создается Комитет Государственной Думы по государственным предприятиям. Функции Комитета включают:
- контроль за эффективностью функционирования государственных предприятий и предприятий с государственным участием;
- подготовка рекомендаций и законодательных предложений по улучшению управления ими и повышению эффективности их функционирования, развитию участия трудовых коллективов в контроле и управлении предприятиями, повышению эффективности этого участия.
4. Меры обеспечения эффективности государственных предприятий и системы участия трудовых коллективов в контроле и управлении предприятиями квалифицированными кадрами включают:
- создание государственного реестра управленческих кадров;
- формирование системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров для государственных предприятий и предприятий, управляемых их трудовыми коллективами;
- создание системы учебных курсов для членов советов трудовых коллективов.
Статья 8. Корпорация (объединения) предприятий
1. Органы управления государственными предприятиями и государственной собственностью содействуют формированию экономически самостоятельных объединений предприятий (корпораций).
2. Корпорации:
- формируются из государственных предприятий, самоуправляемых народных предприятий, предприятий иных форм собственности;
- могут создавать филиалы и дочерние предприятия;
- могут включать технологически взаимосвязанные производственные, транспортные, финансовые, торговые и сервисные предприятия, научно-исследовательские институты и конструкторские бюро.
3. Управляющими органами корпораций являются Совет трудовых коллективов корпорации, выбираемый Советами трудовых коллективов предприятий, входящих в корпорацию, Совет управляющих этих предприятий и Президент корпорации, нанимаемый по контракту Советом трудовых коллективов корпорации.
В государственных корпорациях Совет трудовых коллективов корпорации совместно с учредителем (государством) определяет условия контракта при найме руководителя.
4. Корпорация на рынке выступает как юридическое лицо. Предприятия, входящие в корпорацию, работают по производственному и финансовому плану корпорации в условиях внутрихозяйственного и коммерческого расчета, использования трансфертных или рыночных цен.
5. Планы корпораций (годовые и пятилетние) формируются на конкурсной основе перед началом производства на основе платежеспособного спроса потребителей и государственных заказов одновременно с определением договорных цен на все основные товары личного и производственного назначения. Итерационный процесс согласования планов корпорации, субъектов Российской Федерации и плана государства по стратегическому балансированию сфер потребления и ресурсов, по экологии, социальному развитию, обороне и безопасности, внешней политике и научно-техническому прогрессу осуществляется на основе конкурсных заказов и экономических инструментов (налогов, рентных платежей, процента за кредит, валютного курса рубля, стандартов, нижнего уровня оплаты труда и т.п.).
6 Государство проводит политику поддержки развития средних и мелких предприятий, работающих как по договорам с корпорациями, так и самостоятельно.
Глава 2. Меры по восстановлению и развитию производства, помощи
зонам экономического и социального бедствия
Статья 9. План восстановления экономики России
1. Меры по выходу из кризиса определяются и координируются комплексной стратегией, разрабатываемой Правительством Российской Федерации с участием субъектов Федерации и составляющей основу трехлетнего (на 1998-2000 годы) Плана (программы) восстановления экономики России.
Концепция плана предусматривает:
а) первоочередное развитие:
- отраслей, способных стать локомотивом общего подъема экономики;
- производства товаров первой необходимости для населения;
- массового строительства жилья для нуждающихся слоев населения;
- производства средств производства для АПК;
- конверсионных производств, обеспечивающих общее повышение научно-технического уровня экономики.
б) приоритет:
- производства на уже имеющихся мощностях перед строительством новых предприятий;
- ремонта, модернизации и реконструкции перед закупкой нового оборудования и новым строительством;
- приобретения и модернизации отечественного оборудования перед закупкой нового за рубежом;
- производства на отечественном сырье и комплектующих;
- выпуска конечной продукции, в том числе с кооперацией по технологической цепочке;
- наукоемких и высоких технологий;
- конкурентоспособной продукции повышенного спроса;
в) социальную ориентированность на:
- восстановление занятости трудоспособного населения;
- помощь наиболее нуждающимся и социально незащищенным слоям населения;
- восстановление научного и инженерно-конструкторского потенциала страны;
- помощь зонам экономического бедствия.
2. План детализируется в годовых планах, увязанных с годовыми бюджетами (плановые ассигнования входят отдельной составной частью годового бюджета) и представляется на утверждение Федерального Собрания Российской Федерации.
3. План должен содержать:
- индикативные показатели развития основных секторов экономики, отраслей, территорий и использование бюджетных средств как основы формирования доходной части бюджета;
- меры экономического регулирования: включая денежную, ценовую, налоговую, таможенную, инвестиционную, антиинфляционную политику и политику доходов населения;
- бюджетные и внебюджетные источники инвестиций и затраты на программы структурной перестройки производства, обороны и конверсии, помощи зонам экономического бедствия, социальной сфере (расходы на науку, культуру, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, отдых и т.д.).
4. При составлении и обосновании федеральных, республиканских, краевых и областных программ (планов) выхода из кризиса и развития:
- разрабатываются индикативные межотраслевые и межрегиональные балансы производства и поставок топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и другой жизненно важной для страны продукции по укрупненной федеральной номенклатуре, балансы производственных мощностей, государственных запасов занятости, финансовых потоков;
- отдельными строками выделяются производство и поставки для зон экономического бедствия.
5. Укрупненные индикативные показатели межотраслевых и межрегиональных поставок уточняются в ходе заключения хозяйственных договоров.
При отсутствии взаимного согласия между поставщиками и потребителями разных субъектов Федерации по объемам, ценам, качеству и срокам поставок продукции необходимые согласования осуществляются на федеральном уровне.
6. Разработку Плана (программы) восстановления экономики России, последующих планов социально-экономического развития, их согласование с субъектами Федерации и конкретизацию в годовых планах осуществляет Плановая комиссия России, создаваемая на базе структур Министерства экономики Российской Федерации. Плановая комиссия России возглавляется Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
7. Осуществление Плана восстановления экономики России обеспечивается проведением соответствующей экономической политики через комплекс мер государственного регулирования, направленного на поддержку отечественной промышленности и сельского хозяйства.
Статья 10. Регулирование внешней торговли
1. Проведение внешнеторговой политики поддержки отечественного производства и мобилизации ресурсов для развития экономики обеспечивается:
- созданием системы валютного и внешнеторгового контроля, охватывающей все стадии экспортно-импортных операций и операций на внутреннем рынке для предотвращения утечки капиталов;
- введением государственной монополии на экспорт энергоресурсов, топлива, нефтепродуктов, черных и цветных металлов, золота и драгоценных камней, химических материалов и удобрений, лесоматериалов, вооружения и военной техники.
2. Основные направления внешнеторгового регулирования включают:
а) защитные меры против импорта, наносящего ущерб национальному производству и рынку, в том числе:
- ограничение импорта продукции, которую способны производить отечественные товаропроизводители на срок, достаточный для восстановления, реконструкции и создания собственного конкурентоспособного производства;
- введение протекционистских, антидемпинговых и компенсационных пошлин, в необходимых случаях, количественных ограничений импорта, с одновременным принятием мер по модернизации и повышению конкурентоспособности соответствующих отраслей;
б) направление основной части экспортной валютной выручки и кредитов на импорт оборудования и высоких технологий для реконструируемых российских предприятий, при ограничении импорта предметов роскоши и потребительских товаров не первой необходимости;
в) предпочтение при выдаче импортных и экспортных лицензий предприятиям, импортирующим машины и оборудование для собственных производственных нужд и экспортирующих свою продукцию, при ограничении роли частных внешнеторговых посредников;
г) при размещении государственных заказов и закупок приоритет отдается отечественным производителям.
3. Оптимизация внешнеэкономических связей России осуществляется в соответствии со следующими приоритетами:
а) создание, укрепление и развитие экономического союза России с бывшими республиками СССР, их взаимовыгодная реинтеграция путем:
- сохранения традиционной и развития новой кооперации производства с предприятиями этих стран (в том числе через механизм установления прямых связей между трудовыми коллективами этих стран, их представительными органами и объединениями, создания совместных предприятий (межгосударственных корпораций) и формирования общей собственности);
- расширения многосторонней зоны свободной торговли;
- создания таможенного союза;
- согласования таможенной и налоговой политики, транспортных тарифов;
- совместной разработки годовых и долгосрочных планов, проектов и прогнозов;
- определения системы межгосударственных поставок и цен.
б) восстановление экономических связей со странами - бывшими стратегическими партнерами СССР, реализация возможностей продвижения машин, оборудования, промышленных изделий и потребительских товаров на рынки развивающихся и новых индустриальных стран.
Статья 11. Регулирование иностранных инвестиций
1. Привлечение иностранного капитала и технологий для преодоления кризиса и развития отечественного производства осуществляется в соответствии с принятыми приоритетами. Исходя из установленных приоритетов периодически публикуются:
- список отраслей и производств, в которых признается целесообразным привлечение иностранных инвестиций и технологий и где иностранным инвесторам будут предоставляться льготы;
- список отраслей и производств, в которых, как правило, не допускается или ограничивается иностранное участие.
2. Иностранные инвестиции привлекаются, в первую очередь, для приобретения новых технологий, оборудования и материалов, адаптации российской промышленности к требованиям мирового рынка, расширения экспорта промышленной продукции.
3. К отраслям, где, как правило, не допускается или ограничивается иностранное участие, относятся:
а) торговля (кроме тех приоритетных направлений экспорта, развитие которых нуждается в иностранной поддержке), финансовый сектор (банки, другие кредитные, инвестиционные, страховые предприятия и т.п.), социально-бытовое обслуживание;
б) отрасли материального производства, развитие и модернизация которых может быть обеспечена за счет внутренних ресурсов;
в) отрасли, имеющие сравнительные конкурентные преимущества, воплощенные в высоких технологиях, либо в эксплуатации стратегического сырья, и не испытывающие недостатка отечественных капиталовложений.
4. Запрещается приобретение в собственность иностранными юридическими и физическими лицами, а также их коммерческими агентами и доверенными лицами:
а) земли, сельскохозяйственных и лесных угодий, недр, рыбохозяйственных и морских участков экономической зоны, рекреационных зон и других природных ресурсов России;
б) предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, оборонной промышленности;
в) контрольных пакетов акций предприятий базовых отраслей экономики.
5. Не допускаются:
а) операции иностранных инвесторов на российских фондовых биржах;
б) недобросовестная практика подавления российских предприятий-конкурентов, ограничения их деятельности;
в) сбыт низкокачественной или экологически вредной продукции;
г) предоставление льгот иностранным инвесторам и предприятиям в ущерб отечественным инвесторам и предприятиям.
6) Запрещается иностранным банкам и кредитно-финансовым фирмам, компаниям, промышленным и другим предприятиям:
а) привлечение депозитов российских физических и юридических лиц;
б) размещение в России иностранных акций и ценных бумаг;
в) бестоварный трансферт за границу рублей и иностранной валюты;
г) другие операции, позволяющие осуществить крупномасштабный вывоз российских финансовых ресурсов за границу.
7. На период выхода из экономического кризиса вывоз прибылей и репатриация капитала из России регулируется в пределах положительного сальдо валютного баланса по конкретным инвестиционным проектам.
Статья 12. Регулирование внутреннего товарного рынка
1. На энергетические ресурсы, топливо, нефтепродукты и другую продукцию естественных монополий вводятся твердые государственные цены. Твердые государственные тарифы вводятся на услуги железнодорожного, авиационного и трубопроводного транспорта.
2. На основные виды промышленного и сельскохозяйственного сырья вводятся государственно-договорные цены. По этим видам продукции разрабатываются и утверждаются прейскуранты оптовых цен. В соответствии с этими прейскурантами ведется учет продукции и калькулирование затрат. В ходе заключения договоров разрешается отклонение от прейскурантных цен в определенных пределах в большую или меньшую сторону. Размеры налогооблагаемой прибыли корректируются на величину отклонения фактических цен реализации от прейскурантных цен.
3. На важнейшие виды потребительских товаров вводятся предельные уровни розничных цен.
4. При формировании всех видов цен устанавливается предельный уровень рентабельности продукции не выше 15% и предельный общий уровень торгово-сбытовой (посреднической) наценки не более 10% (независимо от числа посредников). В случае превышения этого уровня разница в бесспорном порядке изымается в государственный бюджет.
5. В целях содействия материально-техническому обеспечению сельскохозяйственного производства создаются:
- государственные, кооперативные и государственно-кооперативные машинно-технологические станции, предоставляющие сельскохозяйственную технику сельскохозяйственным производителям на условиях аренды, лизинга, выполнения работ по контракту и др.:
- государственные и государственно-кооперативные предприятия, выполняющие исследовательские и экспериментальные функции, выведение новых сортов культур и пород животных.
Впредь, до устранения "ножниц цен" между ценами на сельскохозяйственную продукцию и промышленные средства производства для сельского хозяйства, последние (в первую очередь удобрения, электроэнергия и горюче-смазочные материалы для сельского хозяйства) подлежат продаже сельскохозяйственным производителям по льготным ценам.
6. Меры содействия гарантированному сбыту сельскохозяйственной продукции включают:
- установление дифференцированного по регионам, обеспечивающего нормальную рентабельность минимума закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции, по которым их обязуются закупать государственные закупочные организации в случае падения рыночных цен ниже этого уровня. Закупочные цены объявляются в начале сельскохозяйственного сезона и индексируются в соответствии с темпами инфляции ко времени закупки сельскохозяйственной продукции нового урожая;
- оказание государственной инвестиционной поддержки сельскохозяйственным предприятиям для создания мощностей для хранения, переработки и продажи сельскохозяйственной продукции;
- уменьшение роли торговых посредников путем поддержки установления прямых связей между трудовыми коллективами города и деревни;
- формирование за счет государственных закупок, а также натурализации части финансовых обязательств сельскохозяйственных производителей страховых (резервных) и стабилизационных фондов сельскохозяйственной продукции, а также фондов нормированного обеспечения нуждающихся слоев населения продуктами первой необходимости по твердым ценам;
- использование стабилизационных фондов для регулирования цен на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции путем увеличения закупок в случае ухудшения условий сбыта для сельскохозяйственных производителей и увеличение продаж из стабилизационного фонда в случае неоправданного роста цен на сельскохозяйственную продукцию.
Статья 13. Кредитно-финансовое регулирование
1. Бюджетные операции Федерального правительства осуществляются исключительно через казначейства, а при отсутствии отделений последних - через отделения Сберегательного банка Российской Федерации. Институт уполномоченных частных банков отменяется.
2. За Сберегательным банком Российской Федерации закрепляется статус государственного коммерческого банка (с закреплением контрольного пакета акций в руках государства) - исключительного уполномоченного агента по счетам Главного управления федерального казначейства Министерства финансов.
Сберегательный банк Российской Федерации:
- строит свою деятельность на коммерческой основе с учетом общенациональных интересов;
- осуществляет политику государства в области расширения сети банковских отделений, мобилизации депозитов и соблюдения приоритетов кредитной политики;
- наделяется функциями агента Центрального банка, осуществляет операции по распределению кредитной эмиссии Центрального банка и бюджетных расходов, через свои отделения выполняет для него кассовые операции и иные поручения;
- проводит валютные операции;
- осуществляет целевое кредитование приоритетных секторов за счет средств Центрального банка;
3. Лицензии частных коммерческих банков на проведение валютных операций аннулируются.
4. Рефинансирование частных коммерческих банков за счет кредитов Центрального банка осуществляется в рамках кредитной политики при соблюдении банками целевого использования предоставленных ссуд, регулируемых ставок процента, норм ликвидности, обязательных резервов, других регулирующих мер Центрального банка.
5. В целях увеличения ресурсов государства для финансирования приоритетных инвестиционных проектов путем размещения государственных займов Центральным банком устанавливаются нормы инвестиций коммерческих банков в целевые государственные ценные бумаги.
6. Создается система государственных и муниципальных организаций долгосрочного финансирования промышленности в составе:
- Государственного банка промышленного развития (ГБПР), создаваемого на базе Промстройбанка Российской Федерации, который, наряду с прямым финансированием инвестиционных проектов, осуществляет функции центральной координирующей организации долгосрочного финансирования и кредитования промышленности; в распоряжение ГБПР передается Государственный фонд долгосрочного финансирования промышленности;
- Государственной корпорации реконструкции и реорганизации промышленных предприятий, осуществляющей и финансирующей проекты санации, реконструкции, реорганизации и модернизации предприятий, находящихся на грани банкротства;
- Государственного и инвестиционного фонда (траста), осуществляющего мобилизацию средств мелких и средних инвесторов в целях их дальнейшего инвестирования в промышленность и строительство;
- Сберегательного банка России;
- государственных страховых организаций;
- государственных корпораций финансирования промышленности субъектов Федерации;
- региональных государственных и муниципальных банков и инвестиционных фондов (трастов) субъектов Федерации;
Координация деятельности этих организаций в проведении государственной политики долгосрочного финансирования промышленности осуществляется Государственных банком промышленного развития (ГБПР).
В случае невыплаты частными предприятиями в срок займов, предоставленных им государственными финансовыми организациями, эти займы могут быть конвертированы в акции с предоставлением государству соответствующих прав участия в контроле и управлении предприятиями.
8. В целях удовлетворения кредитных нужд сельского хозяйства, наряду с существующей системой кредита, создается государственно-кооперативная система сельскохозяйственного кредита.
Основу системы составляют первичные общества сельскохозяйственного кредита, членами которых являются сельскохозяйственные предприятия и крестьянские хозяйства. Финансовые ресурсы первичных обществ формируются за счет паевых взносов их членов, взносов и займов вышестоящих кооперативных организаций.
Создаются региональные кооперативные сельскохозяйственные банки, включающие в качестве своих членов первичные общества сельскохозяйственного кредита, сельскохозяйственные предприятия и крестьянские хозяйства.
Государственно-кооперативная система сельскохозяйственного кредита возглавляется Центральным кооперативным банком сельскохозяйственного кредита, создаваемым на базе Агробанка, членами которого являются нижестоящие кооперативные организации сельскохозяйственного кредита. Центральный банк России и другие государственные банки. Его финансовые ресурсы формируются за счет паевых взносов членов, бюджетных средств и кредитов Центрального банка России.
9. Меры обеспечения сельскохозяйственных производителей необходимыми финансовыми ресурсами включают:
- льготное финансирование и кредитование сельскохозяйственных производителей с компенсацией разницы процентных ставок по целевым банковским кредитам сельскому хозяйству за счет федерального и местных бюджетов с контролем использования средств;
- резервирование определенной доли банковских ссуд для льготного финансирования сельскохозяйственных производителей;
- увязку сельскохозяйственного кредита с обеспечением сельскохозяйственных производителей необходимыми средствами производства (удобрениями, элитными семенами и т.п.) путем предоставления части займа в материальной форме.
Статья 17. Налоговая политика
1. Импортируемые предметы роскоши, потребительские товары не первой необходимости и другие товары, ввоз которых отрицательно сказывается на положении промышленности и сельского хозяйства России, подлежат обложению высокими антидемпинговыми, протекционистскими и фискальными пошлинами.
2. Восстанавливаются экспортные пошлины на газ, нефть, и нефтепродукты, основные виды сырья и материалов.
3. Расширяются льготы по налогам на доходы производственных предприятий, осуществляющих установку нового оборудования, развитие техники и технологии производства.
4. Освобождается от импортных пошлин импорт высокотехнологичного оборудования, используемого для производства наукоемкой продукции.
5. Промышленным предприятиям возвращается налог на добавленную стоимость в отношении экспортированной ими машиностроительной и другой наукоемкой продукции.
6. Ставка налога на прибыль предприятий производственной сферы снижается.
7. Повышается налогообложение земли, зданий, сооружений и другой недвижимости, используемой непроизводственными коммерческими организациями.
8. Повышается налогообложение доходов от биржевых и банковских спекулятивных операций, спекулятивных сделок с недвижимостью.
9. Центр тяжести налогообложения переносится с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности в сфере производства на налогообложение рентных доходов, в особенности от эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности и видов деятельности, связанных с негативными социальными и экологическими последствиями, элитарное и социально избыточное потребление.
10. Вводится дополнительное прогрессивное налогообложение сверхвысоких доходов и особо крупного имущества физических лиц.
11. Устанавливаются высокие экспортные пошлины на необработанные алмазы и другие драгоценные камни с одновременным увеличением государственного и контролируемого государством производства обработанных алмазов на внутренний и внешние рынки.
12. Принимаются меры по борьбе с уклонениями от налогов, в том числе с осуществлением хозяйственных операций наличными деньгами, не отражаемыми в бухгалтерской отчетности. Через механизм дополнительного выпуска акций задолженность по налогам может быть конвертирована в пакет акций, закрепляемой в государственной собственности.
Статья 18. Совершенствование взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации
1. Законодательно фиксируется сроком на 3 года доля общей суммы поступлений от федеральных налогов, перераспределяемых в форме трансфертов субъектам Федерации.
Распределение общей суммы трансфертов между субъектами Федерации определяется с применением нормативных методов.
2. Доходы и расходы бюджетов субъектов Федерации формируются с применением нормативных методов определения расходов на социально-культурные нужды с учетом особенностей ресурсного потенциала и структуры экономики каждого региона. Устанавливаются взаимоотношения между федеральными и региональными бюджетами, предусматриваются необходимые дотации из федерального бюджета районам Севера, Дальнего Востока и другим регионам Российской Федерации, не имеющим возможности обеспечивать нормальное функционирование и социально-культурное развитие за счет собственных источников.
Статья 19. Стабилизация денежного обращения и укрепления рубля
1. Осуществляются меры по постепенному введению твердого рубля.
2. Устойчивость рубля обеспечивается всем национальным богатством России - золотом и алмазами, нефтью и газом, черными и цветными металлами.
Статья 20. Государственная валютная монополия
Вводится государственная валютная монополия. Обращение иностранной валюты на внутреннем рынке запрещается. Все валютные операции осуществляются исключительно через Центральный Банк России. Лицензии коммерческим банкам на проведение валютных операций отзываются. Вся валютная выручка за экспорт товаров и услуг подлежит обязательной продаже Центральному Банку России по установленному им валютному курсу. Средства юридических и физических лиц находящиеся на валютных счетах в коммерческих банках России и их зарубежных отделениях и иностранных банках подлежат переводу в Центральный Банк России.
Статья 21. Бюджеты развития и инвестиционные фонды
1. Финансирование планов (программ) развития осуществляется путем выделения в бюджете бюджета развития (расходов на финансирование планов (программ развития) и формирования инвестиционных фондов.
2. Инвестиционный фонд создается для финансирования инвестиционных программ и формируется путем консолидации:
- доходов от внешнеторговой деятельности;
- не менее 30% общей суммы внебюджетных фондов Правительства;
- бюджетных инвестиций и кредитов;
- выручки от реализации принадлежащих государству ценных бумаг, сдачи в долгосрочную аренду недвижимости и т.п.;
- средств от государственных инвестиционных займов;
- начислений на использованную не по назначению амортизацию;
- процентов со среднемесячных остатков в банках средств бюджета и внебюджетных фондов (не ниже процента по депозитам);
- доходов от эмиссии расчетных платежных средств, обеспеченных продукцией предприятий, участвующих в совместных программах выхода из кризиса;
- внутренних и внешних кредитов, предоставляемых Правительству Российской Федерации (или под его гарантии) на инвестиционные цели.
Статья 22. Чрезвычайные меры в зонах экономического и социального бедствия
Президент, Правительство, Государственная Дума и Совету федерации по ходатайствам администраций и органов представительной власти, петиция работников отраслей, предприятий, населения вправе объявлять регионы, города, районы, населенные пункты, сельские местности, отрасли, группы предприятий зонами (сферами) экономического и социального бедствия на основании объективных показателей. Критерии определения этих показателей устанавливаются специально сформированными органами как на региональном, так и на федеральном уровнях.
В бюджете Федерации, начиная с 1998 г., создается целевой фонд спасения зон (сфер) экономического и социального бедствия. Порядок образования и использования средств данного фонда определяется соответствующим законом.
Глава 3. Меры по предотвращению дальнейшего снижения уровня жизни,
восстановлению социальных гарантий и защите интеллектуального
и духовного потенциала страны
Статья 23. Социальный минимум
1. Законодательно устанавливается дифференцированный по субъектам Федерации прожиточный минимум на базе социально-обоснованного минимального потребительского бюджета, разрабатываемого с участием профсоюзов. В соответствие с ним приводится минимум заработной платы и пенсий.
2. По мере роста производства все виды пособий и стипендий привязываются к величине минимальной зарплаты и ее росту.
3. Вводится гарантированное (для малоимущих семей) обеспечение детей, беременных, кормящих матерей, инвалидов, малоимущих пенсионеров, особенно в зонах экономического и социального бедствия, товарами первой необходимости по доступным ценам.
4. Погашается задолженность государства и предприятий по выплатам заработной платы, гарантируется своевременность ее выплаты, вводится судебная ответственность государства, предприятий и конкретных лиц за задержки ее выплаты с учетом компенсации морального ущерба и потерь от инфляции.
5. Сохраняется субсидирование квартирной платы и оплаты коммунальных услуг в пределах социальных нормативов.
6. Запрещается продажа муниципального жилья лицам, имеющим достаточную обеспеченность жилой площадью. Создается система льготного кредитования приобретения жилья для семей, нуждающихся и не имеющих достаточного уровня доходов. Остро нуждающимся и малообеспеченным семьям гарантируется бесплатное предоставление жилья.
7. Законоположения о занятости пересматриваются в соответствии с задачей ликвидации безработицы.
8. Законодательно обеспечивается трудоустройство по специальности молодежи, оканчивающей государственные учебные заведения всех типов. Устанавливается обязательная квота (лимиты) на предприятиях всех форм собственности для ее трудоустройства.
Статья 24. Социальные гарантии
1. Восстанавливаются социальные гарантии на бесплатное образование, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, социальную защиту детства, материнства, старости.
2. Устанавливается систематический контроль общественности, трудовых коллективов и профсоюзов за строительством и распределением жилья.
3. Разрабатываются и реализуются приоритетные программы обеспечения населения детским питанием и лекарствами.
4. Разрабатывается и осуществляется общегосударственная программа по сохранению, развитию и совершенствованию управления здравницами, курортами, санаториями, домами отдыха, туристическими базами, детскими оздоровительными учреждениями, туристическими базами, летними лагерями.
5. Осуществляются меры по восстановлению и развитию системы общественного питания по общедоступным ценам. Всем школьникам обеспечивается бесплатное, а учащимся государственных училищ, техникумов и ВУЗов - льготное питание.
6. Осуществляется приоритетное развитие общественного транспорта как наиболее эффективного в экономическом, социальном и экологическом отношении. Пенсионерам, студентам и учащимся обеспечивается бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте по всей стране.
Статья 25. Защита отечественной науки и культуры, образования и здравоохранения
1. Учреждениям фундаментальной науки, культуры, образования, здравоохранения в процессе выхода из кризиса обеспечивается приоритетное бюджетное финансирование.
2. Все учреждения культуры передаются в государственную и муниципальную собственность со зданиями и землей, необходимыми службами и освобождаются от налогообложения как бесприбыльные некоммерческие организации.
3. Обеспечивается демонстрация в театрах, кинотеатрах, по телевидению лучших произведений отечественной и мировой культуры. Ограничиваются объемы кинопроката, радио- и телепередач иностранных произведений не более чем 20% прокатного и эфирного времени, выделяемого на соответствующие программы (музыкальные, литературные, киноленты, телеспектакли и сериалы и т.д.). Запрещается издание в печати и воспроизведение по радио и телевидению, в кино произведений, прививающих безнравственность, насилие, нарушающих требования морали, воспитывающих национальную рознь и антипатриотизм. Создаются открытые общественные комиссии деятелей культуры и представительных органов власти по оценке соответствия печатной кино- радио- и телепродукции этическим требованиям.
4. Не допускается реституция музейных, культурных и других ценностей, попавших в Россию в Великую Отечественную войну без возврата эквивалентных ценностей, разграбленных, похищенных и исчезнувших в результате фашистской оккупации территорий СССР.
5. Вводится сертификация интеллектуальной продукции, в т.ч. передаваемой через средства массовой информации, направленная на защиту граждан от недоброкачественной или вредной интеллектуальной продукции.
Правила и порядок сертификации устанавливаются федеральным законом.
Статья 26. Меры по предотвращению демографической катастрофы в России
1. Принимаются государственные меры по защите здоровья и генофонда населения.
2. Устанавливается уровень пособий на каждого ребенка в малообеспеченных семьях, не ниже прожиточного минимума.
3. Ежеквартально индексируется величина выплачиваемых семьям пособий.
4. Устанавливается система льготных кредитов и ссуд для молодых, демографически перспективных семей и семей с детьми для решения жилищных проблем.
5. Вводится система налоговых льгот с учетом местной специфики для предприятий, выделяющих средства на помощь семьям с детьми, строительство дошкольных и медицинских учреждений, систему социального обеспечения.
6. Разрабатываются региональные программы помощи следующим группам семей: матерям-одиночкам с несовершеннолетними детьми; вдовым матерям с несовершеннолетними детьми; разведенным матерям (отцам) с несовершеннолетними детьми, у которых заработная плата совместно с алиментами не обеспечивает прожиточного минимума; замужним женщинам с малолетними детьми военнослужащих срочной службы; многодетным семьям; студенческим семьям с детьми; семьям с безработным супругом (супругой) с детьми; семьям с детьми-инвалидами, требующими ухода взрослых членов семьи; семьям инвалидов; семьям пенсионеров; семьям беженцев; одиноким престарелым инвалидам.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.