Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г, судей Герасимовой Е.Н, Чурбановой Е.В.
при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N2-755/2021 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 марта 2021 года, с учетом определения того же суда от 14 мая 2021 года об исправлении описки, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Иванова Анатолия Владимировича удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Иванова Анатолия Владимировича расходы на приобретение 30.09.2020 лекарственных препаратов ***, а также ***. в сумме 9908 рублей.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г, мнение прокурора Федечко Ф.И, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заволжского района г.Ульяновска, действуя в интересах Иванова А.В, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов. В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения его прав на льготное лекарственное обеспечение. В соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального образования от 22.09.2020 Иванову назначено применение по льготным рецептам лекарственных препаратов: ***. Указанные лекарственные препараты Иванов А.В. 30.09.2020 приобрел самостоятельно, однако стоимость понесенных расходов в сумме 11196 руб. ему не возмещена.
Просил суд взыскать с ГУ - УРО ФСС РФ в пользу Иванова А.В. указанную сумму расходов на приобретение данных лекарственных препаратов.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашаются с решением суда, просят его отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, ссылаются на Федеральный Закон от 24.07.1998 N125 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N286. При этом отмечает, что согласно п.22 указанного Положения оплата расходов на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий осуществляется в соответствии с программой реабилитации пострадавшего путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им (его представителем) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий на основании рецептов или копий рецептов, если указанные рецепты подлежат изъятию, оформленных в соответствии с действующим порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов и медицинских изделий, товарных и (или) кассовых чеков либо иных подтверждающих оплату товаров документов, выданных аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями) фельдшерскими и фельдшерско- акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
При этом отмечает, что по предыдущей Программе реабилитации пострадавшего N182.2.73/2019 от 24.09.2019, действующей с 01.10.2019 до 01.10.2020, все рекомендованные лекарственные препараты были приобретены заявителем и оплачены Фондом в полном объеме. Вместе с тем добавляет, что срок действия новой Программы реабилитации пострадавшего N173.20.73/2020 от 22.09.2020 определен с 01.10.2020 до 01.10.2021. Просит учесть, что чеки, предоставленные Ивановым А.В, в Фонд на возмещение расходов, датированы 30.09.2020, до начала действия новой Программы реабилитации пострадавшего, то есть истец приобрел рекомендованные Программой реабилитации пострадавшего лекарственные препараты за период с 01.10.2019 по 01.10.2020 дважды, что не предусмотрено и нарушает действующее законодательство и объемы реабилитации, предусмотренные Программой реабилитации пострадавшего. Тем самым настаивает на том, что расходы на приобретение лекарственных средств по чекам от 30.09.2020 не могут быть возмещены за счет средств Фонда социального страхования, поскольку были приобретены истцом до начала действия Программы реабилитации пострадавшего. Поясняет, что возможность оплаты расходов на основании заключения врачебной комиссии не предусмотрена действующим законодательством. В связи с этим считает, что региональное отделение законно и обоснованно отказало заявителю Иванову А.В. в возмещении расходов на лекарства, приобретенные им 30.09.2020 - до начала действия новой Программы реабилитации пострадавшего.
Дело рассмотрено в отсутствие участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункта 22 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 286, исходил из того, что истцом предоставлены доказательства фактического несения расходов на лекарственные препараты в размере 9908 руб. для лечения профессионального заболевания, в связи с чем пришел к выводу, что имеются основания для компенсации Иванову А.В. расходов, понесенных в связи с необходимостью лечения профессионального заболевания.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В силу положений статей 1, 4 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях" при возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору, законодатель исходит из принципа предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, гарантированности права застрахованных на обеспечение по страхованию.
В соответствии с пунктом 3 ст. 8 Федерального закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, в том числе на: лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 приведенного Федерального закона оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 22 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 286, предусмотрено, что оплата расходов на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода осуществляется страховщиком в соответствии с программой реабилитации пострадавшего путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и (или) кассовых чеков либо иных подтверждающих оплату товаров документов, выданных аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Согласно пункту 14 Положения объем лечения застрахованного лица определяется врачебной комиссией медицинской организации.
Согласно материалам дела на основании акта освидетельствования от 22 сентября 2020 года, Иванову А.В. была выдана Программа реабилитации на период с 01.10.2020 до 01.10.2021. Данной Программой истцу предусмотрено обеспечение лекарственными препаратами и шприцами с иглами. 30 сентября 2020 года врачом поликлиники истцу были выданы рецепты на указанные препараты.
Истец в тот же день, 30 сентября 2020 года, эти препараты и шприцы с иглами приобрел, что подтверждается соответствующими чеками.
Как установлено судом и следует из материалов дела, все указанные лекарственные средства были приобретены истцом на основании Программы реабилитации, которая ему была выдана по результатам его обследования ФКУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области " Минтруда России БюроN20 - филиала ФКУ.
Довод ответчика о том, что программа реабилитации пострадавшего начала действовать с 1 октября 2020 года, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Указанное обстоятельство не может служить основанием для лишения пострадавшего права на возмещение фактически понесенных расходов на приобретение лекарств и изделий медицинского назначения, нуждаемость в которых подтверждена материалами дела.
То обстоятельство, что рецепты истцу врачом были выписаны 30 сентября 2020 года, накануне начала действия Программы реабилитации, свидетельствует о нуждаемости истца в приеме этих препаратов. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное обстоятельство не может служить основанием для лишения права истца на возмещение понесенных расходов на приобретение лекарств и изделий медицинского назначения.
Доводы приведенные, в апелляционной жалобе являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 марта 2021 года с учетом определения того же суда от 14 мая 2021 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.