Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Рогачевой В.В, Кураковой С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение Ленинградского областного суда от 12 января 2021 года по делу N 2-1356/2020 по иску ФИО1 к администрации Муниципального образования Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения комиссии по установлению стажа и доплат к пенсиям от ДД.ММ.ГГГГ N, включении в стаж муниципальной службы периодов работы, установлении стажа муниципальной службы или замещения муниципальных должностей, назначении ежемесячной пенсии за выслугу лет со дня подачи заявления, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Тосненский городской суд Ленинградской области с иском к администрации МО "адрес" о признании незаконным и отмене решения комиссии администрации по установлению стажа и доплат к пенсиям от ДД.ММ.ГГГГ N п. 2, 3; включении в стаж муниципальной службы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза "Агротехника" Тосненского ГК ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста Тосненского райкома профсоюза работников агропромышленного комплекса; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря парткома совхоза "Восход" Тосненского горкома КПСС; установлении стажа муниципальной службы или замещения муниципальных должностей; назначить ежемесячную пенсию за выслугу лет со дня подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она уволена из Администрации МО "адрес", где работала в должности главного специалиста отдела жилищной политики Администрации. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к ответчику о включении в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, указанных выше периодов. Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления отказано.
Решением Тосненского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Муниципального образования "адрес" о признании незаконным и отмене решения комиссии по установлению стажа и доплат к пенсиям от ДД.ММ.ГГГГ N, включении в стаж муниципальной службы периодов работы, установлении стажа муниципальной службы или замещения муниципальных должностей, назначении пенсии за выслугу лет со дня подачи заявления, отказано.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 12 января 2021 года решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 сентября 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе, заявитель просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 распоряжением администрации муниципального образования "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nлс освобождена от должности главного специалиста отдела жилищной политики Администрации, уволена с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с записями в трудовой книжке ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности (выборной) секретаря комитета ВЛКСМ совхоза "Агротехника" Тосненского ГК ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста Тосненского райкома профсоюза работников агропромышленного комплекса; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря парткома совхоза "Восход" Тосненского горкома КПСС.
Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по установлению стажа муниципальной службы и доплате к пенсиям Администрации МО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано во включении в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных должностей.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов).
В силу ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст.ст. 23 и 24 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Такое пенсионное обеспечение, предусматривает распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
В силу ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которые включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 2 Областного закона N-оз "О правовом регулировании муниципальной службы в "адрес"" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в "адрес", утвержденным настоящим областным законом.
В соответствии со ст. 5 Областного закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-оз "Об исчислении стажа государственной гражданской службы "адрес" и муниципальной службы в "адрес"" стаж гражданской и муниципальной службы для установления гражданским и муниципальным служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую и муниципальную службу устанавливается правовым актом представителя нанимателя (работодателя) или уполномоченного им лица.
В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Областного закона, в стаж гражданской и муниципальной службы включаются (засчитываются) периоды государственной (муниципальной) службы (работы) и иные периоды, указанные в Перечне, утвержденном настоящим областным законом. Согласно подпункту "л" пункта 22 Перечня периодов государственной (муниципальной) службы (работы) и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы "адрес" и муниципальной службы в "адрес" для установления государственным гражданским служащим "адрес" и муниципальным служащим в "адрес", а также назначения пенсии за выслугу лет гражданских и муниципальных служащих, включаются периоды замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и управления, не включая время работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
В соответствии с пунктами 23 и 24 указанного Перечня включаются периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до ДД.ММ.ГГГГ (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Периоды замещения должностей в ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомах ВЛКСМ, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах ВЛКСМ и их аппаратах до ДД.ММ.ГГГГ (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в комитетах ВЛКСМ на предприятиях, в организациях и учреждениях.
В соответствии с ч.4 ст.4 Областного закона N-оз при включении (зачете) в стаж гражданской и муниципальной службы периодов, указанных в подпункте "л" пункта 22 и пунктах 23 и 24 Перечня, утвержденного настоящим областным законом, учитывается служба (работа) в аппаратах профсоюзных, партийных органов, органов ВЛКСМ и в аппаратах органов исполнительной власти на должностях руководителей, специалистов и служащих, за исключением должностей, не относящихся к этой категории (должности по техническому обеспечению деятельности аппарата).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, с учетом представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии со ст.67 ГПК РФ, что спорные периоды не подлежат зачету в стаж для исчисления пенсии за выслугу лет муниципального служащего, поскольку не относятся к должностям, работа в которых согласно Перечню включается в стаж муниципальной службы.
Указание в трудовой книжке сведения о занимаемых истцом должностях, а также то обстоятельство, что заработная плата выплачивалась в горкоме ВЛКСМ, КПСС само по себе, не свидетельствует, что истец имеет право на включение указанного стажа в стаж муниципальной службы, поскольку согласно трудовой книжке истец выполняла работу в комитетах ВЛКМС и КПСС на предприятиях и организациях (совхозах), работа в которых не подлежит включению в муниципальную службу, согласно указанному Перечню.
Из положений указанного Перечня не разграничивается, кем производится оплата заработной платы работнику ВЛКСМ и КПСС, и кто является работодателем работника, в данном случае разграничивается место работы на предприятии, организации, учреждении либо в центральных органах.
Согласно представленных истцом доказательств, она была принята на должности секретаря комитетов КПСС и ВЛКСМ совхозов "Агротехника" и "Восход", что без прямого указания в Перечне должностей, не порождает у ответчика обязанности включения в стаж муниципальной службы спорных периодов работы. Указанный Перечень в пунктах 22, 23, 24 предусматривает включение в стаж муниципальной службы периодов работы в конкретных должностях, к которым не относятся занимаемые истцом должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза "Агротехника" Тосненского ГК ВЛКСМ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста Тосненского райкома профсоюза работников агропромышленного комплекса; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря парткома совхоза "Восход" Тосненского горкома КПСС, так как относятся к должностям в комитетах на предприятиях, учреждениях.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что выводы суда соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе исключениям, содержащимся в указанном Перечне.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Вопреки доводам кассационной жалобы, что суды проигнорировали доводы заявителя, всем представленным истцом доказательствам судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Несогласие с оценкой доказательств, данной судами, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение Ленинградского областного суда от 12 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.