Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, поданную 8 декабря 2020 года, на решение Алтайского краевого суда от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года
по административному делу N 3а-3/2020 по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия "Вода" о признании недействующим решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 июля 2019 года N 104 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую МУП "Вода" потребителям Целинного района Алтайского края, на 2019 год" в части.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Гайворонской В.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителей МУП "Вода" Петренко В.Г. и Ядыкина М.М, поддержавших доводы изложенные в возражениях на кассационную жалобу, заключение прокурора Рубана А.В. полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 июля 2019 года N 104 опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 июля 2019 года.
МУП "Вода" обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 июля 2019 года N 104 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую МУП "Вода" потребителям Целинного района Алтайского края, на 2019 год" в части отсутствия в Приложении 1 "Производственная программа муниципального унитарного предприятия "Вода", осуществляющего холодное водоснабжение (питьевая вода), на 2019 год" показателя потерь воды в разделах 4 (пункт 2.2) и 6 (пункт 3.1); в части установления размера финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы - 699, 56 тыс. руб. (пункт 1 раздела 5); а также Приложение 2 "Тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую муниципального унитарного предприятия "Вода" потребителям Бочкаревского сельсовета Целинного района Алтайского края, на 2019 год".
В обоснование требований указано, что при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения орган регулирования обязан руководствоваться Федеральным законом от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 N1746-э. В нарушение требований указанных правовых актов при определении величины необходимой валовой выручки, показателя потерь воды и установлении тарифов на питьевую воду Управлением по тарифам не соблюдены, установленные статьей 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" принципы: не созданы условия для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, не обеспечены гарантии возврата частных инвестиций; нарушен баланс экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, и их абонентов; установленный тариф не является экономически обоснованным.
При утверждении Производственной программы и установлении тарифов полностью исключены расходы на возмещение потерь воды, в то время как при подаче документов было представлено письма в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 30 мая 2019 года об утверждении плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и водоотведения, где были отражены объемы потерь води при ее производстве и транспортировке в размере 20, 027 тыс.м.куб. или 26% доли потерь воды. Т В нарушение требований статьи 32 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" необоснованно исключены расходы по статьям "Расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение" в размере 249, 01 тыс.руб, "Расходы на энергетические ресурсы и холодную воду" в размере 509, 73 тыс.руб, "Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями" (услуги по ремонту машин, затраты на охрану труда) в размере 123, 14 тыс.руб, "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного персонала" в размере 1 432, 38 тыс.руб. и "Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала" в размере 1 690, 49 тыс.руб, "Ремонтные расходы" в размере 535, 50 тыс.руб, "Расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями" (услуги связи, услуги банка, консультационные услуги, обслуживание оргтехники) в размере 143, 80 тыс.руб, "Прочие административные расходы" в размере 23, 90 тыс.руб, "Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов" в размере 53, 34 тыс.руб. Оспариваемое решение в части установления тарифов на услуги по водоснабжению нарушает права и законные интересы МУП "Вода" на получение экономически обоснованного дохода от предоставления данных услуг.
Решением Алтайского краевого суда от 13 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены. Признано недействующим со дня принятия решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 июля 2019 года N 104 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую МУП "Вода" потребителям Целинного района Алтайского края, на 2019 год" в части указания в Приложении 1 "Производственная программа муниципального унитарного предприятия "Вода", осуществляющего холодное водоснабжение (питьевая вода), на 2019 год" показателя "0, 00" в пункте 2.2 раздела 4 "Потери воды" и показателя "0, 00" в пункте 3.1 раздела 6 "Доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть, 0%"; в части установления в пункте 1 раздела 5 размера финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы - 699, 56 тыс. руб.; а также Приложение 2 "Тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую муниципального унитарного предприятия "Вода" потребителям Бочкаревского сельсовета Целинного района Алтайского края, на 2019 год" в части установления тарифов с 1 июля 2019 по 31 декабря 2019 на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения в размере 25 руб. и на питьевую воды холодного водоснабжения для населения в размере 25 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года решение Алтайского краевого суда от 13 февраля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Выражают несогласие с выводом суда о необоснованном установлении в Приложении 2 "Производственная программа муниципального унитарного предприятия "Вода", осуществляющего холодное водоснабжение (питьевая вода), на 2019 год" показателя потерь воды равный "0" в разделах 4 (пункт 2.2) и 6 (пункт 3.1). А также не согласны с выводом суда о том, что отсутствие в Управлении специалистов в области расчета показателей надежности, качества и энергетической эффективности не имеет значения для суда, поскольку согласно пункту 9 Правил разработки производственных программ уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях ее обоснованности независимые организации. Указывают на незаконность вывода суда о возможности расчета потерь воды при определении расходов на возмещение потерь воды по Методическим указаниям по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 октября 2014 года N 640/пр, поскольку указанный нормативный акт не подлежит применению при разрешении спорных правоотношений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 июля 2019 года N 104 принято уполномоченным органом, в установленном порядке опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, по указанным основаниям не оспаривается.
МУП "Вода" создано 17 января 2019 года, является организацией, осуществляющей водоснабжение для потребителей с. Бочкари и с. Верх-Марушка Целинного района Алтайского края, заявление в регистрирующий орган было подано 30 мая 2019 года.
Законодательство Российской Федерации в области водоснабжения и водоотведения состоит из Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 N 406, а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 31 Закона "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежат тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Согласно пункту 29 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Одним из показателей энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является эффективность использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (пункт 5 части 1 статьи 39 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Пунктом 27 Основ ценообразования предусмотрено, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды. В случае если регулируемая организация владеет централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды. В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N 162/пр утвержден Порядок и правила определения плановых значений и фактических показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее Порядок).
Руководствуясь указанными нормами права, оценивая представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для признании не действующим в обжалованной части со дня принятия решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 июля 2019 года N 104 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую МУП "Вода" потребителям Целинного района Алтайского края, на 2019 год", поскольку нормативный акт не соответствует актам, имеющим большую юридическую силу. При установлении показателя потерь воды равным "0", регулирующий орган исходил не из производственной программы, предоставленной предприятием, а из того обстоятельства, что Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края показатель потерь воды установлен не был. Указав, что для утверждения производственной программы представлен неполный пакет документов, возможность направления запроса в регулируемую организацию направлен не был, какие - либо дополнительные документы не истребованы. При этом, ранее показатель потерь воды для МУП ЖКХ "Бочкари", которое эксплуатировало те же водопроводные сети, по данному виду деятельности и являлось предшественником МУП "Вода", Минстроем Алтайского края был установлен в размере 2%. Признан судом неверным также произведенный тарифным органом расчет расходов на энергетические ресурсы, расчет налоговых расходов, в том числе при определении налоговой базы для исчисления водного налога, поскольку также не были учтены потери воды.
Вместе с тем обоснованным признано исключение расходов на энергетические ресурсы в размере 509, 73 тыс.руб, в связи с уточнением показателей работы оборудования, участвующего в технологическом процессе. С учетом положений Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 23 марта 1999 N 66, неправомерным признано установление фонда заработной платы исходя из численности производственного персонала 2 человека и административного персонала 2 человека с учетом предоставленных сведений о протяженности сетей, переданных в пользование МУП "Вода" (муниципальных и бесхозяйных). В связи с неверным определением количественным составом производственного персонала признано неправильным определение фонда заработной платы для включения в необходимую валовую выручку.
Исключение при расчете необходимой валовой выручки расходов на приобретение сырья и материалов и их хранение (горюче - смазочные материалы - 215, 5 тыс. руб, материалы и малоценные основные средства - 36, 54 тыс.руб.), расходов на оплату работ и услуг, выполняемых стронными организациями в общем размере 123, 14 тыс.руб, расходов на ремонтные работы в размере 535, 50 тыс. руб, расходов на оплату услуг, выполняемых сторонними организациями (услуги связи, услуги банка, консультационные услуги, обслуживание оргтехники) в размере 143, 8 тыс. руб, прочих административных расходов в размере 23.90 тыс. руб. (канцелярские товары, хозяйственные товары), в связи с отсутствием обосновывающих документов, а также в связи с отсутствием актов технического обследования водопроводных сетей, дефектных ведомостей, плана -графика производства ремонтных работ, судами признано обоснованным. Кроме того, судами признано обоснованным исключение при определении необходимой валовой выручки налога на прибыль в размере 54. тыс.руб, в связи с не предоставлением расчета размера прибыли, а также не подтверждением тарифных источников (прибыли и амортизации).
Выводы судов являются правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, существенных нарушений норм процессуального права не подтверждают. При принятии обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанций, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Применение судами при разрешении требований положений Приказа Минстроя России от 17 октября 2014 N 640/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке" не повлекло принятие неправильного по существу судебного акта, поскольку, как правильно было указано судами, с учетом требований Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила) в случае, если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку (пункт 9 Правил), что в рассматриваемом случае сделано не было. Установление потерь воды в размере равном "0" в связи с отсутствием данных в тарифном деле, правильно признано судами необоснованным.
Иное толкование заявителем положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного судебного акта, выводы судов о наличии оснований для признания нормативного акта в оспариваемой части недействующим являются правильными, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 13 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 4 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.