Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.
и судей Лобовой Л.В, Заскалько О.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовой Н.А, Червенко А.В, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца Мордовина П.Е. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 20 января 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда России N 2 по Москве и Московской области от 08.08.2018 N 20537790/929546/18 в части исключения из специального стажа периодов работы.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда России N 2 по Москве и Московской области включить в специальный стаж Петрова Александра Николаевича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" с 21.11.1990 года по 04.04.1991 года, период нахождения в учебном отпуске с 21.11.1991 года по 05.12.1991 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в пользу Петрова Александра Николаевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать;
установила:
Петров А.Н. через представителя Мордовина П.Е. обратился в суд с иском к ответчику ГУ - ГУ Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 27.04.1983 по 25.03.1986, с 08.04.1986 по 16.05.1990, с 21.11.1990 по 04.04.1991, с 21.11.1991 по 05.12.1991, с 01.01.2002 по 17.05.2002, с 18.05.2002 по 25.04.2008; об обязании назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения 31.03.2018; о взыскании судебных расходов в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что решением ГУ-Главного управления ПФР N 2 по Москве и Московской области от 08.08.2018 N 20537790/929546/18 в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Петрову А.Н. отказано ввиду отсутствия специального стажа, на дату обращения 31.03.2018 в бесспорном порядке учтено 9 лет 1 месяц 11 дней. Полагая свои права нарушенными, истец Петров А.Н. обратился с данным иском в суд.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель истца Мордовин П.Е, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещенных истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Мордовина П.Е, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного решения в части, исходя из изученных материалов дела по доводам апелляционной жалобы, имеются по следующим основаниям.
В силу пп.2 и пп. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пп.2); если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пп.9).
Согласно ч. ч. 2 - 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. "ж" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2017 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, применяется Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1992 N 467 "Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности".
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (пп. 2); работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (пп. 9).
В силу подп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.
Указанным Списком N 2, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173 раздел XXX "Транспорт" Списка N 2, было установлено, что работа в должностях: мотористы и их помощники, старшие мотористы, механики, главные и старшие механики, электромеханики и их помощники, машинисты и их помощники в плавсоставе морского и речного флота (за исключением судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) относится к работе, которая дает право на государственную пенсию на льготных условиях.
В силу Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.10.1990
N 403/18-85 "Об утверждении Списка отдельных видов судов, профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста" капитаны (старшины) и их помощники, механики всех наименований и их помощники, рулевые и матросы всех классов и наименований относятся к видам профессий и должностей плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности для назначения пенсий за выслугу лет независимо от возраста.
Согласно ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
По смыслу приведенных выше правовых норм, плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей.
Ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца не имеет значения.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда при работе в морском и речном флоте возникает у гражданина при наличии совокупности следующих условий: должность, которую он занимает, должна относится к плавсоставу морского и речного флота, судно, на котором работает гражданин, должно относится к судам морского и речного флота и при этом не являться служебно-разъездным судном либо судном пригородного или внутригородского сообщения, должность гражданина должна быть указана в списке N 2.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" полный навигационный период работы на водном транспорте включался в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение работникам плавсостава, как год работы.
Если работа продолжалась не весь навигационный период, она исчислялась по фактической продолжительности.
Аналогичные положения были закреплены пунктом 2 ст. 12 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона ФЗ-173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11.07.2012.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Петров Александр Николаевич, 18 апреля 1963 года рождения, 31 марта 2018 года обратился в ГУ-Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-Главное управление ПФР по Москве и Московской области N 2 от 08.08.2018 N 20537790/929546/18 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 9 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия необходимого специального стажа. В бесспорном порядке пенсионным органом засчитан стаж на соответствующих видах работ продолжительностью 9 лет 1 месяц 11 дней.
Согласно указанному решению пенсионного органа, из стажа, дающего право на назначение страховой пенсии досрочно, исключены следующие периоды работы Петрова А.Н. по основаниям:
с 27.04.1983 по 25.03.1986, с 08.04.1986 по 16.05.1990, с 21.11.1990 по 04.04.1991 - так как документально не подтверждена работа в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение;
с 19.11.1991 года по 20.11.1991, с 11.01.1999 по 17.04.1999, с 04.02.2000 по 15.04.2000, с 01.11.2001 по 30.11.2001 - отпуска без сохранения заработной платы;
с 21.11.1991 по 05.12.1991 - учебный отпуск;
с 01.01.2002 по 17.05.2002 - в навигации не участвовал;
с 18.05.2002 по 25.04.2008 - работа на служебно-вспомогательном судне;
с 13.03.2003 по 15.04.2003, с 21.03.2008 по 08.04.2008 - отпуска без сохранения заработной платы.
Стаж истца Петрова А.Н, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 9 лет 1 месяц 11 дней (при требуемом стаже - 12 лет 6 месяцев), страховой стаж составил 31 год 9 месяцев 11 дней, при требуемом 25 лет.
Из представленной трудовой книжки AT - II N 7070531 Петрова Александра Николаевича, 18.04.1963 года рождения, следует:
27.04.1983 принят стажером капитана - дублера 2 помощника механика "БТ-303" в Ленинградский западный порт "СЗРП"; 12.09.1983 - переведен капитаном-дублером 2 помощником механика "БТ-303"; 17.05.1985 - направлен капитаном I помощником механика "БТ-303"; 06.12.1985 - направлен механиком капитаном-дублером БТ-303; 25.03.1986 - уволен по ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР по переводу в 1 экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя МРФ РСФСР;
08.04.1986 - принят на должность капитана "МЗ-101" в 1 Экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя МРФ РСФСР; 24.04.1986 - переведен капитаном-механиком "МЗ-101"; 01.07.1987 - переведен капитаном на т/х "Б-123"; 17.07.1988 - переведен капитан-механиком т/х "Б-123"; 16.05.1990 - уволен по ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР по переводу в Московский судостроительный и судоремонтный завод;
24.05.1990 истец зачислен на т/х "Ока-41" I штурманом - I пом. механика переводом из 1 экспериментального отряда в Московский судостроительный и судоремонтный завод; 02.09.1991 - переведен на т/х "Ока-42" в той же должности; 12.09.1991 - механик - сменный капитан т/х "Ока-42"; 23.12.1991 - уволен по собственному желанию ст. 31 КЗОТ РСФСР;
24.08.1998 - принят на работу в ОАО "Южный речной порт", зачислен механиком - сменным капитаном теплохода "РТ-338" по трудовому договору; 18.05.2002 -переведен матросом-ассенизатором теплохода "ОС-13"; 25.04.2008 - уволен в порядке перевода в ОАО "Пассажирский порт".
Как следует из Архивной справки от 06.10.2020 года, выданной ЦГАЛС СПб, в неполных документах архивного фонда Ленинградского Западного порта Северо-Западного речного пароходства имеются следующие сведения относительно Петрова А.Н.: принят в Ленинградский Западный порт Северо-Западного речного пароходства на т/х "БТ-303" на должность стажера капитана - дублера 2 помощника механика; переведен с 22.06.1983 года на т/х "Невский-14" на должность 3 пом. капитана - 3 пом. механика; уволен 25.03.1986 года по ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР (по переводу в Первый экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя МРФ РСФСР), представлены сведения по заработной плате Петрова А.Н. с апреля 1983 по март 1986. За указанный период Петров А.Н. также работал на т/х "Невский-3" и занимал должности: моторист-рулевой, кап. Дублер 2 п/мех, капитан 1 пом. мех, механ. кап.-дублер. Т/х "ТБ-303" - буксировочное судно; т/х "Невский-14" и т/х "Невский-3" - грузовые суда. Согласно архивной личной карточке Петрова А.Н, в период с 27.04.1983 по 25.03.1986 работа осуществлялась истцом непрерывно в течение навигационного периода.
Согласно справке "О проверке факта работы Петрова А.Н." от 19.04.2018 года, выданной ГУ-УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, страхователь Первый экспедиционный отряд судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя МРФ РСФСР (после реорганизации в 1994 году ЗАО "Подводречстрой-1") не ведет финансово-хозяйственную деятельность с мая 2017 года, на письменные запросы и телефонные звонки не отвечает. Согласно материалам Наблюдательного дела ЗАО "Подводречстрой-1", основными видами деятельности подводно-техничкские, гидротехнические, судоподъемные, аварийно-спасательные и другие структурные работы. Должность капитан-механика предусмотрена только на буксирных теплоходах. Буксирный теплоход "Б-123" является самоходным буксирным теплоходом и относился согласно Штатным расписаниям за 1987 и 1989 годы к судам служебно-вспомогательного флота. В наблюдательном деле отсутствуют документы по судну "МЗ-101". В период 1986-1990 гг. на балансе организации имелись плавучие краны (ПК) и земснаряды (З) различных типов, в штате которых отсутствовала должность капитан-механик.
Справкой от 24.04.2018, выданной ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод", подтверждены факты работы истца в указанных должностях: 1 штурманом - 1 пом. механика т/х "Ока-41" с 24.05.1990 года по 23.08.1991 года; 1 штурманом - 1 пом. механика т/х "Ока-42" с 24.08.1991 года по 11.09.1991 года; механика - сменного капитана т/х "Ока-42" с 12.09.1991 года по 23.12.1991 года. Предоставлялся учебный отпуск с 21.11.1991 года по 05.12.1991 года; предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы с 19.11.1991 года по 20.11.1991 года. В вышеуказанных периодах Петров А.Н. работал в плавсоставе постоянно, полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели.
Отказывая в удовлетворении требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы с 27.04.1983 по 25.03.1986 в Ленинградском западном порту "СЗРП" в должностях стажера капитана-дублера 2 помощника механика, с 08.04.1986 по 16.05.1990 в 1-ом Экспедиционном отряде судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя МРФ РСФСР, суд первой инстанции исходил из отсутствия подтверждения того, что т/х "БТ-303", т/х "Невский-14" и т/х "Невский-3", судно "МЗ-101" не относятся к категории портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно- разъездных судов.
Согласно ответам на направленные истцом запросы в ФАУ "Российский речной Регистр" Северо-Западный филиал Российского Речного Регистра о предоставлении сведений о типе, назначении, классификации, о характере выполняемых работ, осуществляемых на типах судов т/х "БТ-303", т/х "Невский-14", т/х "Невский-3", районе эксплуатации и отношении судна к категории Служебно-разъездных и рейдовых, постоянно работающих на акватории порта эксплуатируемого Балтийским филиалом ФГБУ "Морспасслужба", с указанием периода навигационного использования судна и порта приписки.
Согласно представленному ответу из ФАУ "Российский речной Регистр" Северо-Западный филиал Российского Речного Регистра от 09.03.2021 N СЗФ-25-0416 следует, что самоходные шаланда "Вайгач" (прежнее название "Невский -14"), регистровый N 195486 и "Алдан" (прежне название "Невский-3"), регистровый N 179338 являются самоходными суднами. Буксирный теплоход "Б-123", регистровый N 32981 является самоходным судном. Судно "МЗ-101", регистровый N 183207, класс регистра "Р*" снято с классификационного учета СЗФ РРР в связи со списанием.
Из ответа за запрос в ООО "Архивная служба" от 12.01.2021 N 507 в отношении теплохода "БТ-303" следует, что согласно Спискам закрепления флота за предприятиями ПАО "СЗП" (регистровые книги) за 1983-1985 годы данный теплоход относится к транспортному судну рейдового флота и не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательными, разъездными, пригородного и внутригородского сообщения. Порт приписки г. Санкт-Петербург.
Из представленной Справки о плавании Петрова А.Н. на т/х "Б-123" - буксир следует, что время фактического плавания с учетом межрейсовой стоянки в порту сроком до одного месяца и с учетом ремонта в иностранном порту сроком до одного месяца составляет тридцать четыре месяца, район плавания и порт захода - Финский залив.
Согласно ответу на запрос в ФГБУ "МОРСПАССЛУЖБА" Балтийского филиала от 22.03.2021 N ОК/388 следует, что буксирный теплоход "Б-123" классифицирован как маломерное судно, имеет класс 0 мс 2, 0 (лед. 15), имеет постоянное ограничение по району и условиям плавания - внутренние водные пути разрядов "Л", "Р", "О" и устьевой участок реки Нева с морским режимом судоходства от границы ВВП до дамбы воль линии, соединяющей поселок Горская - город Кронштадт - город Ломоносов при высоте волны 1% обеспеченности не более 2, 0 метра и предельной скорости ветра не более 10, 4 м/с.
Самоходное вспомогательное судно "МЗ-101" регистровый N 183207, класс регистра "Р*", назначением: производство операций по завозке и перекладке оперативных якорей земснарядов, плавучих причалов, доков и других несамоходных судов, а также для выполнения монтажных работ при сборке и разборке плавучего грунтопровода и его перестановке.
Согласно представленной истцом справке о судоремонте ЗАО "Подводречстрой-1" N 181 от 07.06.2001 следует, что Петров А.Н. с 08.04.1986 по 30.06.1987 занимал должность капитана механика теплохода "МЗ-101" буксир, участвовал в ремонте на данном судне, выведенного из эксплуатации.
Ответчиком исключены из подсчета льготного стажа периоды работы истца с 27.04.1983 по 25.03.1986 в Ленинградском западном порту "СЗРП" на т/х "БТ-303", с 08.04.1986 по 16.05.1990 в Первом Экспедиционном отряде судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя МРФ РСФСР на т/х "Б-123" "МЗ-101", дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку не подтверждена работа в льготных условиях, должность капитан-механик предусмотрена только на буксирных теплоходах, которые относятся к служебно-вспомогательным и не относятся к судам морского либо речного флота.
Между тем, как следует из Списка N 2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в целях пенсионного обеспечения не предусмотрено исключение судов служебно-вспомогательных либо работающих в акватории порта из состава судов речного флота. Не предусмотрено и исключение указанных судов из состава судов речного флота и иными нормативными правовыми актами. Указанным списком лишь установлено, что работа на судах служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения, в том числе относящимся и к судам речного флота, не относится к работе с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п. 9 указаний Минсоцзащиты Российской Федерации
от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет", в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста, временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
В соответствии со ст. 31 Устава внутреннего водного транспорта СССР, действовавшего в 1986 - 1991 годах, экипаж самоходных судов состоит из капитана, прочих старших лиц судового экипажа и судовой команды.
В соответствии с п. 4 Разъяснений Государственного комитета Совмина СССР по вопросам труда и заработной платы от 9 января 1957 года N 1 если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием, то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий.
Следовательно, работа в должности стажер капитана-дублера 2 помощника механика, капитан 1 помощника механика, механик капитан-дублер, капитан-механик относится к работе по профессии механик, предусмотренной списком N 2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
В соответствии с п. 7 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 81/8 Пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в списках N 1 и N 2, следует назначать на общих основаниях - если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в списке N 1 или списке N 2, а другая не предусмотрена списками. За рабочими и инженерно-техническими работниками, пользовавшимися правом на льготное пенсионное обеспечение, объем работы которых увеличивается в связи с совмещением профессий (должностей) и расширением зон обслуживания, сохраняется право на льготное пенсионное обеспечение на весь период, в течение которого им производится доплата или выплачиваются повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессиям (должностям) или расширение зон обслуживания.
Из представленных материалов следует, что Петров А.Н, в периоды с 27.04.1983 по 25.03.1986, с 08.04.1986 по 16.05.1990 работал на служебно-вспомогательных судах речного флота полные навигационные периоды, согласно архивной личной карточке истца т-2 в должностях - стажер капитана-дублера 2 помощника механика, капитан 1 помощника механика, механик капитан-дублер, капитан-механик и входил в состав плавающей команды судов речного флота и судов портового флота.
Таким образом, представленными в материалы дела документами о трудовой деятельности истца в спорный период и ответами из ФАУ "Российский речной Регистр" Северо-Западный филиал Российского Речного Регистра, ООО "Архивная служба", ФГБУ "МОРСПАССЛУЖБА" Балтийского филиала, справки о плавании на имя Петрова А.Н. подтверждаются необходимые условия для включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периодов работы истца с 27.04.1983 по 25.03.1986, с 08.04.1986 по 16.05.1990 в Ленинградском западном порту "СЗРП" и в Первом экспедиционном отряде судоподъемных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Подводречстроя МРФ РСФСР, за исключением периода участия в ремонте теплохода "МЗ-101", выведенного из эксплуатации, с 08.04.1986 по 30.06.1987, поскольку отсутствуют данные о том, что ремонт выведенного из эксплуатации судна относятся к периодам непосредственно предшествовавшим или непосредственно следовавшим за работой на рейсе в плавсоставе.
Данные обстоятельства не были установлены судом первой инстанции, при этом являлись значимыми, что повлияло на исход дела, в рассматриваемой части решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с вынесением нового решения- об удовлетворении исковых требований.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о включении периода работы с 21.11.1990 по 04.04.1991 и учебного отпуска с 21.11.1991 по 05.12.1991в ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод", установив, что пенсионным органом включен в специальный стаж истца период работы с 24.05.1990 по 20.11.1990, с 05.04.1991 по 18.11.1991, с 06.12.1991 по 23.12.1991, как работа в плавсоставе морского, речного и флота рыбной промышленности в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Судом учтено, что период обучения приходится на учтенные судом периоды работы в плавсоставе на судах речного флота в должности 1 штурмана - 1 пом. механика т/х "Ока-42", периоды до и после учебного отпуска учтены пенсионным органом в специальный стаж, в спорный период работодателем за истцом сохранялось рабочее место, должностной оклад, в связи с чем указанный период подлежит включению в специальный стаж истца с учетом положений ст.ст. 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Справкой от 24.04.2018 года, выданной ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод", подтверждены факты работы истца в 1990-1991 годах полный навигационный период в плавсоставе постоянно, полный рабочий день, в режиме полной рабочей недели.
В указанной части решение суда истцом не обжалуется, ответчиком апелляционная жалоба не подана, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной истцом апелляционной жалобе.
Требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период работы в ОАО "Южный речной порт" с 01.01.2002 по 17.05.2002 механиком - сменным капитаном теплохода "РТ-338", с 18.05.2002 по 25.04.2008 матросом-ассенизатором теплохода "ОС-13" судом первой инстанции не были удовлетворены, с учетом обстоятельств Акта N 1479 документальной проверки факта работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии Петрову А.Н, составленному специалистом ГУ-Главного управления ПФР N 3 по Москве и Московской области, в 2002 году т/х "РТ-338" в эксплуатацию в связи с навигацией не вводился. Из Акта N 1479, согласно свидетельству о праве собственности на судно "ОС-13" N 02-483 от 01.01.2002 тип и назначение судна - очистительная станция; согласно приказу о приписке флота в разделе "служебно-вспомогательный флот" числится очистная станция "ОС-13", назначение - сбор фекалий, подсланевых вод и сухих отбросов.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что период работы истца на указанном судне с 18.05.2002 по 25.04.2008 не подлежит включению в специальный стаж т/х "ОС-13" поскольку должность матрос-ассенизатор не предусмотрена Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из того, что по представленным документам невозможно определить к какой службе (машинной команде, палубной команде) относилась должность матрос-ассенизатор в то время как правом на досрочное обеспечение пользуется только машинная команда (раздел ХХХ). В представленных доказательствах, в Акте проверки отсутствуют сведения о количестве отработанного времени, в связи с чем, также невозможно проследить выполнялась ли норма не менее 80% в должности матроса-ассенизатора как члена машинной команды.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что работодателем в Перечне наименований профессий и должностей поименных Списков работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение за 1998-2008 гг, при указании должностей машинной команды портового судна "ОС-13": механики и мотористы и их помощники, должность матрос-ассенизатор не указывалась, коды льгот не проставлялись.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в рассматриваемой части обоснованы, законны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Остальные доводы апелляционной жалобы истца не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения в остальной части.
На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При суммировании периодов льготного стаж истца, учтенных пенсионным органом бесспорно как 9 лет 1 месяц 11 дней, с периодами, зачтенными по решению суда первой инстанции с 21.11.1990 по 04.04.1991 (00-04-14), с 21.11.1991 по 05.12.1991 (00-00-14) и апелляционной инстанцией с 27.04.1983 по 25.03.1986 (2-10-26), с 01.07.1987 по 16.05.1990 (2-10-15), общая продолжительность специального стажа истца составит 15 лет 3 месяцев 20 дней по состоянию на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 31.03.2018.
Учитывая дату достижения истцом возраста 55 лет- 18 апреля 2018 года как одного из условий для наступления права для досрочного пенсионного обеспечения, а также установленные в судебном заседании обстоятельства наличия у истца специального стажа на соответствующих видах работ на дату обращения к ответчику более необходимых 12 лет 6 месяцев при наличии необходимой продолжительности страхового стажа, страховая пенсия по старости досрочно подлежит установлению Петрову А.Н. с 18 апреля 2018 года, что в соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену решения суда в части отказа в удовлетворении иска о назначении пенсии досрочно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 20 января 2021 года отменить в части отказа во включении в подсчет специального стажа период работы Петрова Александра Николаевича с 27.04.1983 по 25.03.1986, с 01.07.1987 по 16.05.1990, а также отменить в части отказа в назначении досрочной страховой пении по старости по основанию п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", принять в данной части новое решение.
Обязать ГУ-Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области зачесть в специальный трудовой стаж Петрова Александра Николаевича периоды работы с 27.04.1983 по 25.03.1986, с 01.07.1987 по 16.05.1990.
Обязать ГУ - Главное Управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить Петрову Александру Николаевичу досрочную страховую пенсию по старости с 18 апреля 2018 года.
В остальной части решение Кунцевского районного суда города Москвы от 20 января 2021 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.