Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Матлахова А.С.
и судей Катковой Г.В, Салтыковой Л.В.
при секретаре (помощнике судьи) Назаренко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В. гражданское дело N 2
-2739/20 по апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ на решение Басманного районного суда адрес от 24 сентября
2020 года, которым постановлено: Исковые требования военного прокурора Подольского гарнизона в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерству обороны РФ об обязании получить лицензию, удовлетворить.
Обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации не позднее 180 дней с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на право пользования недрами по адресу: адрес, в/г N 114.
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Подольского гарнизона обратился в суд с иском к ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ об обязании получить лицензию.
В обоснование исковых требований указал, что согласно Уставу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 г. N 607, основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, водоотведение, транспортировка, а также очистка сточных вод. Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24 марта 2017 г. N 837 ФГБУ адрес РФ в оперативное управление переданы артезианские скважины (АС N б/н, АС N б/н), дислоцирующиеся по адресу: адрес, в/г N 114 Указанные скважины обслуживаются филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по адрес и адрес) ЖКС N 3 и согласно ответу начальника Департамента по недропользованию по ЦФО от 01.10.2019 N 04-05/8842 лицензия на право пользования недрами по указанному адресу добычи подземных вод в настоящее время у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отсутствует. Таким образом, осуществление забора подземных вод без действующей разрешительной документации (лицензии), и, соответственно, без учета экологического, санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды может привести к истощению подземных вод, их загрязнению, иным негативным изменениям окружающей среды, а также является прямым нарушением ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
На основании изложенного, просил суд обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не позднее 180 дней с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на пользование недрами по адресу: адрес, в/г N 114.
В судебное заседание представитель истца помощник военного прокурора Подольского гарнизона Абросимов В.А. явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Минчук Н.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в возражениях.
3-и лица- администрация г. адрес М.О, ФГКУ ЦТУИО Минобороны РФ в судебное заседание не явились, извещены.
Суд первой инстанции постановилвышеназванное решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание не явился представитель ответчика, а также 3-и лица, извещались надлежащим образом. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллеги полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Печеникова В.А. и обсудив доводы жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст.330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 49 ГК РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О недрах" недра предоставляются, в том числе в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В силу ст. 11 Федерального закона "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что на основании приказа Министра Обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 г. N155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации", на ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ возложены обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации.
Пунктом 14 Устава установлены виды деятельности, которыми занимается ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России для достижения целей, указанных в п. 13 Устава, в том числе, деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение ее потребителям, водоотведение, транспортировка, а также очистка сточных вод.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 24.03.2017 N 837 ФГБУ адрес РФ в оперативное управление переданы артезианские скважины (АС N б/н, АС N б/н), посредством которых осуществляется добыча подземных вод для хозяйственно-бытовых нужд Минобороны России и питьевого назначения военного городка N 114 (адрес).
Указанные скважины обслуживаются филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по адрес и адрес) ЖКС N 3 и согласно ответу начальника Департамента по недропользованию по ЦФО от 01.10.2019 N 04-05/8842, а также ответу начальника филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 09.10.2019 N 370/У/15/811 лицензия на право пользования недрами по указанному адресу добычи подземных вод в настоящее время у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отсутствует.
Данные фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения ответчиком не устранены, суд пришел к выводу о том, что требования истца являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика о том, что артезианская скважина передана в эксплуатацию г. адрес, суд признал несостоятельным, поскольку, как следует из ответа главы г. адрес, МУП "Водоканал-Сервис" приняло в эксплуатацию насосную (инв. N16, общ. пл. 49 кв.м), представляющую собой водопроводную насосную станцию второго подъема; насосную (инв.N152, общ. пл. 35 кв.м), представляющую собой канализационную насосную станцию. При этом в состав указанных насосных станций артезианские скважины не входят и МУП "Водоканал-Сервис" не принадлежат.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что лицензия на право пользование недрами выдается в строго установленном порядке, выдача лицензии и ее получение потребует определенного периода времени, суд установилсрок на получение данной лицензии не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о правомерности предъявленного Военным прокурором Подольского гарнизона иска и необходимости удовлетворения заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права.
Согласно ст.195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
В соответствии с п.3 названного постановления, решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда в полной мере соответствует названным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы о том, что артезианские скважины в составе насосной станции переданы в муниципальную собственность, о чем свидетельствует передаточный акт от 11 февраля 2020 года, были предметом рассмотрения в суде и в решении им дана оценка. При этом судом установлено, что указанные скважины не входят в состав насосных станций, поскольку расположены на значительном удалении от названных насосных станций в заболоченном лесном массиве. Паспорта и иная документация на скважины представителям муниципалитета не передавалась. (л.д.92)
Таким образом, суд пришел к правильному выводу об обязании ответчика получить лицензию на право пользования недрами, поскольку доказательств отсутствия спорного объекта в обладании ответчика не представлено.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
Существенных нарушений норм материального и процессуального законодательства судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Басманного районного суда адрес от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.