Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Власенко О.И., поданную на решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 11 марта 2021 года и постановление старшего инспектора-контролера 3-го ОКПП ММ и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от ***, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в отношении Власенко О.И., УСТАНОВИЛ:
постановлением *** старшего инспектора-контролера 3-го ОКПП ММ и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от ***, вынесенным в порядке ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ, Власенко О.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 11 марта 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Власенко О.И. без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Власенко О.И. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе неверную квалификацию своих действий.
Власенко О.И. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Власенко О.И, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 3.8.1 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях с использованием транспортного средства.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на граждан возложена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" ч. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 02 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" определено, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, Указ Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на основании пункта 1 которого, на территории города Москвы введён режим повышенной готовности.
Пунктом 9.4 данного Указа граждане обязаны с 01 июня 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).
Как следует из материалов дела *** в 11 час. 29 мин. Власенко О.И. находилась по адресу: адрес (адрес) в нарушение требований п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" без средств индивидуальной защиты рук (перчаток).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Власенко О.И. к административной ответственности по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
При рассмотрении поданной на постановление должностного лица жалобы, судья Измайловского районного суда города Москвы с изложенными в обжалуемом постановлении обстоятельствами правонарушения, признав наличие событие административного правонарушения, установленного ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы и вину Власенко О.И. в его совершении доказанными по делу, а жалобу последнего необоснованной.
Однако согласиться с данной должностным лицом и судьей районного суда квалификацией названным выше действиям Власенко О.И. нельзя в силу следующего.
Объективная сторона ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП Москвы выражена в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства.
При этом состав административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы образует объективная сторона, выраженная в совершении действий, связанных с невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
То есть для признания совершенного гражданином деяния, выраженного в нарушении требования нормативного правового акта, направленного на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в частности Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы необходимо наличие такого квалифицирующего признака как использование транспортного средства.
Между тем, в рассматриваемом деле, имеющиеся доказательства использование Власенко О.И. транспортного средства в отсутствии средств индивидуальной защиты органов дыхания транспортного средства не подтверждают.
С учетом вышеизложенного, действия Власенко О.И, связанные с нахождением на станции метрополитена в отсутствии средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора) образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы и ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, имеют единый родовой объект, санкция ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание в виде административного штрафа для граждан в размере сумма прописью.
Данных об исполнении Власенко О.И. назначенного должностным лицом административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма в материалах дела не содержится.
Следовательно, переквалификация действий Власенко О.И. с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы согласуется с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах, вынесенные по настоящему делу решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 11 марта 2021 года и постановление старшего инспектора-контролера 3-го ОКПП ММ и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от *** подлежат изменению в части квалификации совершенного Власенко О.И. правонарушения с ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма в соответствии с санкцией, предусмотренной ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Вопреки доводу жалобы оснований для переквалификации действий Власенко О.И. на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ не имеется.
Диспозиция ч. 1 ст. 20.6.1КоАП РФ не является идентичной диспозиции ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы.
Так, ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Такие правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
В свою очередь положения ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы предусматривает ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, в том числе необеспечение режима самоизоляции, но лишь в том случае, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Такие требования установлены Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Таким образом, ответственность по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы наступает лишь за те правонарушения, ответственность за совершение которых не предусмотрена положениями ст. 20.6.1 КоАП РФ, что и было установлено по настоящему делу.
Иные доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей районного суда доказательств, что не может служить основанием для признания обжалуемых актов незаконными и их отмены.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобы.
Порядок и срок давности привлечения Власенко О.И. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Власенко О.И. удовлетворить частично.
решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 11 марта 2021 года и постановление старшего инспектора-контролера 3-го ОКПП ММ и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от ***, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы в отношении Власенко О.И. изменить: переквалифицировать её действия с части 4 статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы на часть 2 статьи 3.18.1 КоАП г. Москвы и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В остальной части решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 11 марта 2021 года и постановление старшего инспектора-контролера 3-го ОКПП ММ и ММТС ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" от *** оставить без изменения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.